• Преподавателю
  • Биология
  • Урок по биологии для 8 класса. Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса

Урок по биологии для 8 класса. Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса

Главная задача данного урока: познакомить учащихся с основными особенностями типа Членистоногие, сравнивая их с кольчатыми червями, показать отличительные особенности животных, имеющих незамкнутую кровеносную систему и смешанную полость тела. Познакомить учащихся с классом ракообразных. Обратить внимание на сегментацию тела, разделенного на голову, грудь и брюшко, а также на специализированные конечности, располагающие на различных сегментах тела.  Указать характерные особенности внутреннего стр...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса.

Цели урока: познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие.

  1. Многообразие типа Членистоногие.

  2. Формирование умения распознавать на рисунках данные животных.

  3. Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.

  4. Развитие умения работать с учебником, выделять главное в тексте, умение практической деятельности на уроке.

  5. Воспитание бережного отношения к живой природе.

  6. Определять значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.

Методы: иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оборудование: коллекции насекомых, фотографии, коллекция «Речной рак», лупы, таблица «Речной рак».

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с учебником, умения практической деятельности на уроке.

  2. Формирование умения распознавать на рисунках данной группы животных.

Ход урока:

  1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, форма его проведения).

  2. Изучение нового материала: лекция с элементами беседы, работа с учебником.

  3. Лабораторная работа «Изучение признаков приспособленности во внешнем строении ракообразных к среде существования».

  4. Закрепление знаний: фронтальная беседа, обсуждение результатов лабораторной работы.

  5. Домашнее задание.

Элементы урока:

  1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, форма его проведения).

Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь и в конечном итоге определим тему вашего сегодняшнего занятия:

Нашел укрытия в цветке

И в восемь глаз глядит -

Заметив муху на листке,

К ней восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут -

Тончайшая работа

А он, как волк: то там, то тут -

На мух идет охота!

(Бродячий паук - паук-волк)

Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных.

  1. Изучение нового материала: лекция с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником.

  • А как считаете, что мы будем изучать в ходе рассмотрения этой группы животных?

  • Как вы считаете, почему так называется данная группа животных?

  • А знаете ли вы, какие животные относятся к этой группе животных?

  • Может вы еще что-то знаете о этой группе животных?

Это самая многочисленная группа животных на Земле. Более 1млн видов, это 2/3 всех живых на Земле существ. Освоили все среды жизни. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви.

Отличительные признаки членистоногих: членистое тело, членистые конечности. Наружный скелет (кутикула) образован хитином. Хитиновый покров защищает от высыхания и механических воздействий. После отвердевания, хитин не позволяет животному расти, рост происходит только во время линьки. Различают отделы тела: голову, грудь и брюшко. Конечности имеют членистое строение, представляет собой систему рычагов.

Среди животных это группы есть много сходств, но есть и различие - поэтому выделяют 3 класса:

  • Паукообразные(пауки, клещи, скорпионы);

  • Насекомые (блохи, перепончатокрылые: пчела медоносная, черный садовый муравей, шершень);

  • Ракообразные (рак речной, омар, креветка).

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с классом Ракообразные, с особенностями внешнего и внутреннего строения. Классификация:

  • Царство: животные

  • Подцарство: одноклеточные

  • Тип: членистоногие

  • Класс: ракообразные

  • Отряд: десятиногие

  • Род: раки речные

Вид Речной рак: Тело ракообразных составляет в длину от 0.5 мм до 80 см. оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и актентул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко симектированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.

Работа с учениками: прочесть текст параграфа. Ответить на вопрос: в чем особенность внешнего строения речного рака (головогрудь, хитин, 5 пар конечностей, сложные глаза, усики - орган обоняния).

  • В чем особенность внутреннего строения? (работы учащихся с учебником)

Изнутри к хитиновому покрову прикреплены пучки поперечно-полосатых мышц. Нервная система состоит из надглоточных и подглоточных нервных узлов, соединенных в окологлоточное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки. Органы чувств у многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо и хеморецепторы, органы слуха. Как правило, раздельнополые. У многих развитие с метаморфозом.

Представителей класса ракообразных известно около 20 тисяч видов. Пищеварительная система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной желчи. Сердце на спинной стороне тела. Выделительная система представлена «зелеными» железами, открывающимися наружу у основания усиков. Нервная система состоит из окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.

  • Итак! В чем особенность строения различных систем органов речного рака?



  1. Лабораторная работа №5

Тема: Изучение признаков приспособленности во внешнем строении ракообразных к среде существования.

Цель: назвать признаки приспособления во внешнем строении ракообразных к среде обитания.

Оборудование: коллекция «Речной рак», линейка, лупа учебник.

Ход работы

  1. Рассмотрите с помощью лупы рака. Отметьте размер, окраску. Строение и количество конечностей, количество сегментов конечностей. В чем особенность строения 1 пары конечностей. Где прикрепляются конечности. В чем особенность строения глаз. Количество усиков, их функция. Сделай вывод, ответив на вопрос: почему речного рака относят к типу Членистоногие? Укажите черты приспособленности речного рака к водной среде обитания.



  1. Закрепление:

  • Что вы сегодня узнали на уроке?

  • Какая общая характеристика типа Членистоногие?

  • Какие особенности внешнего строения речного рака?

  • Какова особенность кровеносной системы рака?

  • Какое зрение называют сложным или фасеточным?

  • Докажите, что речного рака можно отнести к классу Ракообразные?



  1. Домашнее задание.

  1. Выучить §20 «тип Членистоногие. Класс Ракообразные», ответить устно на вопросы.

  2. Подготовить сообщение о представителях класса ракообразные: креветки, мокрицы, омары, лангусты, крабы (краб пальмовый).

  3. Индивидуальная работа с учащимися по памятке: «Как составить сообщение».




© 2010-2022