- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока с точки зрения компетентностного подхода
Разработка урока с точки зрения компетентностного подхода
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Арапова С.В. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Арапова Светлана Витальевна
МАОУ СОШ №10
город Кунгур
Школа А.В.Хуторского
Разработка урока с точки зрения компетентностного подхода
Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены. Решением многих проблем становится компетентностный подход.
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).
Какие же это принципы?
1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.
3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.
4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.
Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования - научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.
Компетентностный подход строится на необходимых компетенциях, которыми должен обладать учащийся, т.е. общекультурными и профессиональными компетенциями.
Определим понятия «компетенция» и «компетентность»
Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Уровень образованности и опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции.
Итак
Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.
Этот подход акцентирует внимание на результате образования, при котором его итогом рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Акцент делается на деятельностном содержании, на том, какими способами обучать.
Компетенции - это уровень образованности учащегося. Этот уровень оценивается в зависимости от сферы деятельности и степени неопределенности ситуаций, в которых ученик может действовать самостоятельно. Также он зависит от возможных способов деятельности, которыми владеет учащийся, и от предпочтений в выборе одного из этих способов.
Что касается школьного обучения, то здесь компетенции понимаются в следующих формах. Ученик должен быть способен эффективно действовать не только в учебной деятельности, но и в других сферах. Он должен уметь решать проблемы, которые являются актуальными для школьников. Ученику необходимо принимать самостоятельные решения и способы реализации этих решений, а также самостоятельно оценивать полученные результаты.
Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:
1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.
Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.
Нет гарантии, что все обучающиеся развивают ключевые компетенции
Поэтому сегодня возникла необходимость:
- выделить ключевые компетенции, чтобы они могли развиваться во время освоения образовательной программы, определить их содержание;
Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, который выделяет следующие компетенции:
-
ценностно-смысловую;
-
общекультурную;
-
учебно-познавательную;
-
информационную;
-
коммуникативную;
-
социально-трудовую;
-
компетенцию личностного самосовершенствования.
Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока - организовать продуктивную деятельность.
Структура урока
по А.В.Хуторскому
1. Этап - выделение проблемы урока и формулирование творческого задания для учеников. Важно, чтобы творческое задание было направлено на решение учениками центральной проблемы урока (образовательной ситуации), а не просто было каким-то развлекательным элементом учебного занятия. Основная цель данного этапа состоит в создании образовательной напряженности - т.е. мотивационного компонента урока, обеспечения его занимательности и интересности для учеников.
2. Этап - работа над открытым заданием, создание собственного продукта. Если школьники еще не владеют должными навыки самостоятельной работы, то учителю необходимо координировать их деятельность: предлагать алгоритмические предписания (алгоритм выполнения творческого задания), оказывать помощь школьникам в обосновании и формулировании собственных версий, точек зрения, методов выполнения предложенного задания.
3. Этап - демонстрация образовательного продукта. Ученики демонстрируют свою продукцию, которую они получили при выполнении творческого задания. Учителю также целесообразно предложить свой вариант выполнения творческого задания. В итоге каждый ученик сравнивает свой результат выполнения задания с результатами его сверстников и учителя.
4. Этап - сравнение с культурно-историческим аналогом.
5. Этап - организация рефлексивной деятельности учеников. Данный этап является весьма важным, поскольку без осознания результатов деятельности, школьники не смогут получить приращения в знаниях и умениях по учебному предмету.
Рассмотрим на примере урока по биологии по теме «Правильное питание - основа нашего здоровья»
1.Этап - выделение проблемы урока и формулирование творческого задания для учеников.
-
Поднимите руки, кто из вас питается в школьной столовой? Кто из вас ест горячее? Кто холодное? Кто не питается в столовой? Кто из вас ходит в буфет?
-
Что чаще всего вы покупаете в столовой? чипсы, сухарики или пиццу.
-
Может из вас кто-нибудь догадался, о чем будет идти речь на уроке?
Предполагаемый ответ:
О питании!
Как вы думаете, школьники других стан питаются также как мы? Презентация.
-
Перед вами меню нашей школьной столовой. Нравится вам такое меню? Нет
-
Что делать???
У вас есть прекрасный случай составить свое меню в школьную столовую из таких блюд, которые вам очень нравятся.
-
У вас на партах перечень продуктов питания. Составьте свое меню на один день в школьной столовой, используя продукты питания, представленные в таблице.
2. Этап - работа над открытым заданием, создание собственного продукта.
-
Что делать???
У вас есть прекрасный случай составить свое меню в школьную столовую из таких блюд, которые вам очень нравятся.
-
У вас на партах перечень продуктов питания. Составьте свое меню на один день в школьной столовой, используя продукты питания, представленные в таблице.
3. Этап - демонстрация образовательного продукта
Опрос 1-2 учащихся
-
Сейчас встаньте и найдите себе пару. Хорошо. Садитесь. Запомните своего партнера!
-
Как проверить, правильно или нет, вы составили меню???
Первое условие при составлении меню - соблюдение калорийности. Каждый продукт содержит определенное количество килокалорий.
Давайте определим калорийность составленного меню. Для этого поменяйтесь со своим партнером тетрадями.
Задание 2
-
Посмотрите, сколько килокалорий требуется мальчикам и девочкам за день.
Возраст
Энегия(ккал)
Юноши 14-17 лет
2900
Девушки 14-17 лет
2600
Пользуясь таблицей «Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд», подсчитайте, сколько ккал вы съедаете за обедом. Помните, что калорийность завтрака и ужина должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки,
обед 35%, полдник - 15%.
Посмотрите, соответствует ли количество килокалорий вашего меню количеству килокалорий, которое необходимо съедать за обедом?
-
Теперь я попрошу выйти пару и проанализировать меню партнера.
-
Скажите, у кого меню далеко от нормы - у кого 500 ккал, 600 ккал, 700 ккал;
У кого 1200 ккал?
Сделайте вывод - Избыточное или недостаточное количество килокалорий содержит меню. Верните тетради.
Презентация
-
Как вы думаете, почему этот мужчина так выглядит? Избыток килокалорий. Слайд презентации.
-
Как вы думаете, почему эта девушка так выглядит? Недостаток килокалорий!
4. Этап - сравнение с культурно-историческим аналогом.
-
Давайте попробуем выяснить, сколько килокалорий содержит школьное меню.
Для этого вы объединитесь в пары и пользуясь таблицей «Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд», подсчитайте, сколько ккал содержит наше школьное меню.
-
Содержит ли школьное меню необходимое количество килокалорий? Какой мы сделаем вывод?
В школьном меню количество килокалорий в норме.
Что еще учитывается при составлении школьного меню? Количество минеральных солей и витаминов. Все эти показатели соответствуют нормам в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения.
Школьное меню состоит из блюд, которые содержат полезные вещества, необходимые для роста и развития организма. Дома вы подсчитаете количество белков, жиров и углеводов в вашем меню. И помните -
ПИТАНИЕ - ЭТО ОСНОВА НАШЕГО ЗДОРОВЬЯ
5. Этап - организация рефлексивной деятельности учеников
-
Какое меню вы выберите? Школьное или ваше меню? Те, которые выбирают школьное меню встают справа, кто выбирает свое меню - слева.
Притча о мудреце.
Все в ваших руках. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.
На протяжении урока школьникам была предоставлена возможность не просто создания собственного образовательного продукта, но и сравнения своего образовательного результата с культурно-историческими аналогами, в системе была организована работа по целеполаганию и рефлексии обучающихся, что способствовало осмысленному и ответственному отношению к выполнению учебных заданий.
Литература
-
Компетентностныи урок его критерии и самоанализ shkolnikzloy.ru›lektsii/uroki/kompetentnostnyi…i…
-
Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования. Народное образование. - 2003-№5.
-
Хуторской А.В., Маслов И.С. Как организовать на уроке образовательную ситуацию с помощью творческих заданий? rudocs.exdat.com›docs/index-332192.html
-
Хуторской А.В. Современные педагогические инновации на уроке. eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm
-
Солодовникова А.Е. Реализация компетентностного подхода на уроках, как условие достижения нового качества образования.