Разработка урока с точки зрения компетентностного подхода

    –«Как учить детей?»; – «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению предметов?»; – «Каким способам деятельности обучать детей?».     Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.      Что такое компетентностный подход?     Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт): полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности; новый, полученный «здесь и теперь» в ходе ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Арапова Светлана Витальевна

МАОУ СОШ №10

город Кунгур



Школа А.В.Хуторского

Разработка урока с точки зрения компетентностного подхода

Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены. Решением многих проблем становится компетентностный подход.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).

Какие же это принципы?

1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.

3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.

Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования - научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

Компетентностный подход строится на необходимых компетенциях, которыми должен обладать учащийся, т.е. общекультурными и профессиональными компетенциями.

Определим понятия «компетенция» и «компетентность»

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Уровень образованности и опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции.

Итак

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

Этот подход акцентирует внимание на результате образования, при котором его итогом рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Акцент делается на деятельностном содержании, на том, какими способами обучать.

Компетенции - это уровень образованности учащегося. Этот уровень оценивается в зависимости от сферы деятельности и степени неопределенности ситуаций, в которых ученик может действовать самостоятельно. Также он зависит от возможных способов деятельности, которыми владеет учащийся, и от предпочтений в выборе одного из этих способов.

Что касается школьного обучения, то здесь компетенции понимаются в следующих формах. Ученик должен быть способен эффективно действовать не только в учебной деятельности, но и в других сферах. Он должен уметь решать проблемы, которые являются актуальными для школьников. Ученику необходимо принимать самостоятельные решения и способы реализации этих решений, а также самостоятельно оценивать полученные результаты.

Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:

1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.

2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.

3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).

4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.

5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.

7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.

Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Нет гарантии, что все обучающиеся развивают ключевые компетенции

Поэтому сегодня возникла необходимость:

- выделить ключевые компетенции, чтобы они могли развиваться во время освоения образовательной программы, определить их содержание;

Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, который выделяет следующие компетенции:

  • ценностно-смысловую;

  • общекультурную;

  • учебно-познавательную;

  • информационную;

  • коммуникативную;

  • социально-трудовую;

  • компетенцию личностного самосовершенствования.

Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока - организовать продуктивную деятельность.

Структура урока

по А.В.Хуторскому


1. Этап - выделение проблемы урока и формулирование творческого задания для учеников. Важно, чтобы творческое задание было направлено на решение учениками центральной проблемы урока (образовательной ситуации), а не просто было каким-то развлекательным элементом учебного занятия. Основная цель данного этапа состоит в создании образовательной напряженности - т.е. мотивационного компонента урока, обеспечения его занимательности и интересности для учеников.

2. Этап - работа над открытым заданием, создание собственного продукта. Если школьники еще не владеют должными навыки самостоятельной работы, то учителю необходимо координировать их деятельность: предлагать алгоритмические предписания (алгоритм выполнения творческого задания), оказывать помощь школьникам в обосновании и формулировании собственных версий, точек зрения, методов выполнения предложенного задания.

3. Этап - демонстрация образовательного продукта. Ученики демонстрируют свою продукцию, которую они получили при выполнении творческого задания. Учителю также целесообразно предложить свой вариант выполнения творческого задания. В итоге каждый ученик сравнивает свой результат выполнения задания с результатами его сверстников и учителя.


4. Этап - сравнение с культурно-историческим аналогом.

5. Этап - организация рефлексивной деятельности учеников. Данный этап является весьма важным, поскольку без осознания результатов деятельности, школьники не смогут получить приращения в знаниях и умениях по учебному предмету.

Рассмотрим на примере урока по биологии по теме «Правильное питание - основа нашего здоровья»

1.Этап - выделение проблемы урока и формулирование творческого задания для учеников.

  • Поднимите руки, кто из вас питается в школьной столовой? Кто из вас ест горячее? Кто холодное? Кто не питается в столовой? Кто из вас ходит в буфет?

  • Что чаще всего вы покупаете в столовой? чипсы, сухарики или пиццу.

  • Может из вас кто-нибудь догадался, о чем будет идти речь на уроке?

Предполагаемый ответ:

О питании!

Как вы думаете, школьники других стан питаются также как мы? Презентация.

  • Перед вами меню нашей школьной столовой. Нравится вам такое меню? Нет

  • Что делать???

У вас есть прекрасный случай составить свое меню в школьную столовую из таких блюд, которые вам очень нравятся.

  • У вас на партах перечень продуктов питания. Составьте свое меню на один день в школьной столовой, используя продукты питания, представленные в таблице.

2. Этап - работа над открытым заданием, создание собственного продукта.

  • Что делать???

У вас есть прекрасный случай составить свое меню в школьную столовую из таких блюд, которые вам очень нравятся.

  • У вас на партах перечень продуктов питания. Составьте свое меню на один день в школьной столовой, используя продукты питания, представленные в таблице.

3. Этап - демонстрация образовательного продукта

Опрос 1-2 учащихся

  • Сейчас встаньте и найдите себе пару. Хорошо. Садитесь. Запомните своего партнера!

  • Как проверить, правильно или нет, вы составили меню???

Первое условие при составлении меню - соблюдение калорийности. Каждый продукт содержит определенное количество килокалорий.
Давайте определим калорийность составленного меню. Для этого поменяйтесь со своим партнером тетрадями.

Задание 2


  1. Посмотрите, сколько килокалорий требуется мальчикам и девочкам за день.

Возраст

Энегия(ккал)

Юноши 14-17 лет

2900

Девушки 14-17 лет

2600

Пользуясь таблицей «Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд», подсчитайте, сколько ккал вы съедаете за обедом. Помните, что калорийность завтрака и ужина должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки,

обед 35%, полдник - 15%.

Посмотрите, соответствует ли количество килокалорий вашего меню количеству килокалорий, которое необходимо съедать за обедом?

  • Теперь я попрошу выйти пару и проанализировать меню партнера.

  • Скажите, у кого меню далеко от нормы - у кого 500 ккал, 600 ккал, 700 ккал;

У кого 1200 ккал?

Сделайте вывод - Избыточное или недостаточное количество килокалорий содержит меню. Верните тетради.

Презентация

  • Как вы думаете, почему этот мужчина так выглядит? Избыток килокалорий. Слайд презентации.

  • Как вы думаете, почему эта девушка так выглядит? Недостаток килокалорий!

4. Этап - сравнение с культурно-историческим аналогом.

  • Давайте попробуем выяснить, сколько килокалорий содержит школьное меню.

Для этого вы объединитесь в пары и пользуясь таблицей «Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд», подсчитайте, сколько ккал содержит наше школьное меню.

  • Содержит ли школьное меню необходимое количество килокалорий? Какой мы сделаем вывод?

В школьном меню количество килокалорий в норме.

Что еще учитывается при составлении школьного меню? Количество минеральных солей и витаминов. Все эти показатели соответствуют нормам в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения.

Школьное меню состоит из блюд, которые содержат полезные вещества, необходимые для роста и развития организма. Дома вы подсчитаете количество белков, жиров и углеводов в вашем меню. И помните -

ПИТАНИЕ - ЭТО ОСНОВА НАШЕГО ЗДОРОВЬЯ


5. Этап - организация рефлексивной деятельности учеников

  • Какое меню вы выберите? Школьное или ваше меню? Те, которые выбирают школьное меню встают справа, кто выбирает свое меню - слева.

Притча о мудреце.

Все в ваших руках. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

На протяжении урока школьникам была предоставлена возможность не просто создания собственного образовательного продукта, но и сравнения своего образовательного результата с культурно-историческими аналогами, в системе была организована работа по целеполаганию и рефлексии обучающихся, что способствовало осмысленному и ответственному отношению к выполнению учебных заданий.

Литература

  1. Компетентностныи урок его критерии и самоанализ shkolnikzloy.ru›lektsii/uroki/kompetentnostnyi…i…

  2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования. Народное образование. - 2003-№5.

  3. Хуторской А.В., Маслов И.С. Как организовать на уроке образовательную ситуацию с помощью творческих заданий? rudocs.exdat.com›docs/index-332192.html

  4. Хуторской А.В. Современные педагогические инновации на уроке. eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm

  5. Солодовникова А.Е. Реализация компетентностного подхода на уроках, как условие достижения нового качества образования.


© 2010-2022