Статья Исследовательская деятельность учащихся в экологическом кружке

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Писаренко Надежда Ивановна,

учитель биологии

МБОУ СОШ №23

с. Новозаведенное

Ставропольский край

Исследовательская деятельность учащихся в экологическом кружке

Исследовательский принцип в обучении идея его не нова. Цель тоже - воспитание творческой инициативы учащихся. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся. В данной статье речь пойдет об опыте использования исследовательского принципа в обучении в рамках экологического кружка «Эко-Око». Кружок наш работает в обыкновенной общеобразовательной сельской школе, подавляющее большинство наших исследований не несет никаких финансовых затрат, поэтому заниматься в нем могут все желающие, из любых семей, главное, чтобы было желание. Программа кружка «Эко-Око» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 35 часа учебного времени из них: 6 - часов лекций, 24 ч- практикумов и 5 ч - семинаров (конференция и «круглый стол»). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета биологии. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость.

В исследовательской работе все должно быть серьезно. Учитель и ученик в совместной работе должны что-то открывать. Тогда отношение учащихся к проводимым исследованиям будет вдумчивым и осмысленным. Они сами начнут высказывать массу гипотез и предлагать разные варианты объяснений увиденного. Вот тут-то учитель, как более знающий экспериментатор, сможет вместе с ними проанализировать полученные результаты, объяснить их сущность, причинность и найти ответы, которые стоят на границе с незнаемым. Не стану упрощать, к такому поиску ребят надо подготовить. Без накопления определенных знаний по методике проведения опытов, навыков, умений подмечать, анализировать ничего не получится. Подготовку учеников к исследовательской деятельности в рамках экологического кружка я начала с практического изучения природы. Экскурсии в лес, на водоемы, где мы знакомились с представителями флоры и фауны, определяли по атласам и определителям растения, грибы, насекомых, птиц. В кабинете биологии мы оборудовали большой аквариум, где поселили не традиционных рыбок, а гидр, малощетинковых червей, пиявок, улиток, дафний, циклопов, подёнок, ручейников, личинок стрекоз, жуков плавунцов, клопов. Вместе с ряской, рдестами, элодеей и другими растениями они образовали гармоничный водный биоценоз. Зимой наши экскурсии продолжаются. В реке ловим водных обитателей, в лесу по-прежнему собираем насекомых. И удивляемся - птицы улетели на юг, а жуки, бабочки, мухи, пауки, улитки остались. Их можно найти под корой деревьев, под лесной подстилкой. А сколько загадочного, таинственного можно прочитать, рассматривая следы зверей и наблюдая за поведением птиц. Например, при изучении некоторых особенностей биологии пестрого дятла школьники выясняли закономерности поведения дятла при кормлении на кузнице, устанавили типы устройств кузниц, количество семян, извлеченных из шишки и оставленных в ней, определили средние значения времени для различных этапов кормления (полет за шишкой, установка шишки в «станок», долбление, отдых и т. п.), а также размеры участка обитания и наличие двух его частей - кормовой и ночевочной. Работа по этой теме сочетает разнообразные приемы и методики сбора информации и последующей ее обработки, способствует развитию увлеченности, заинтересованности и формированию навыков анализа. Весь материал, собранный в ходе таких экскурсии мы приносим в класс, определяем названия видов, наблюдаем, как выводятся гусеницы непарного шелкопряда из яиц, как рождаются стрекозы, подёнки и ручейники, как строит паутину паук. И все это зимой. В ходе экскурсий ребята задают много вопросов: «Ветки, каких деревьев в воде распускаются быстрее?», «Как идет этот процесс осенью, зимой и весной?», «Сколько яиц в среднем откладывает непарный шелкопряд?», «Как быстро растет ручейник?», «Сколько раз за жизнь линяет кивсяк?», «Может ли гидра проглотить длинного червячка?». На эти вопросы мы вместе с ребятами ищем ответы в ходе проводимых экспериментов и опытов. Темы исследовательских работ я предлагаю ученикам в соответствии с их возрастом и уровнем подготовки каждого. Но не все проходит гладко, интересы учеников меняются. Многие готовы были наблюдать, проводить эксперименты, но не имели желания вести записи и тем более по всем правилам оформлять работы. В этот период главным было создание творческой атмосферы и моральная поддержка лучших исследователей. Не имело смысла кого-то упрекать. Ребята и так порой мало верят в свои силы. Все строилось на поддержке достижений лучших учеников. Расчет оправдался. Когда дети увидели достигнутые их товарищами результаты, услышали похвальные оценки на школьной конференции со стороны других учителей, многим захотелось достичь того же. Ребята должны видеть итог своей работы. В нашей школе ежегодно проходит научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», на ней члены кружка представляют свои исследовательские работы, иллюстрированные таблицами, рисунками, коллекциями и гербариями, сделанными самими учениками. Лучшие исследовательские работы учащихся направляются на районную и краевую научно-практические конференции. Наиболее сложные исследовательские работы были выполнены учащимися в секции «Флора и фауна», так например работа «Оценка заселённости лесного биоценоза кладками непарного шелкопряда на территории ГКУ «Георгиевское лесничество», заняла 1 место во Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост», и 3 место в Международном юниорском лесном конкурсе. При изучении зимостойкости яблони была выполнена работа «Эколого-физиологические изменения годичных побегов у яблонь различных сортов при подготовке к зимнему периоду», которая стала Победителем Всероссийского конкурса «Юннат» в номинации «Плодоводство».

Используется у нас в кружке и групповой метод исследований. Он помогает ребятам справляться со сложными заданиями. Участие в группах детей разного возраста обеспечивает преемственность при выполнении долговременных изысканий. Коллективная работа приучает ребят к взаимной ответственности за общее дело. Участвуя в краевой акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» был выполнен групповой проект «Река Кума просит защиты» целью, которого является оценка экологического состояния реки Кумы на территории Георгиевского района. Этот проект был представлен во Всероссийском этапе акции, где занял 3 место. Исследовательская работа «Проблема размещения и утилизации бытовых отходов в селе Новозаведенном», которую выполняли школьники 6-11классов, на Всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Человек на Земле» заняла первое место.

Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа, чем большее практическое значение она имеет. В этом надо убедить ребят, ненавязчиво обосновывая всю серьезность проблемы. Нельзя с полной отдачей исследовать что-то только ради самого исследования. Важно, чтобы каждый поиск включал в себя элемент новизны. Главное здесь - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, показ, что они не надуманы, а естественно следуют из полученных исполнителями данных. Среди ребят, которые когда-то занимались в нашем экологическом кружке, многие посвятили свою жизнь экологии, биологии и медицине.

Мы коснулись лишь самых общих вопросов. У каждого учителя свои взгляды, своя методика, свои оценки детского творчества. И это понятно. У разных школ разные возможности, разный состав учащихся. Однако при всех этих различиях, бесспорно, то, что исследовательский принцип в обучении дает хорошие результаты. А поэтому, полагаю, обмен опытом по этим проблемам будет полезен и сельскому, и городскому учителю.



© 2010-2020