• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии на тему Растения леса. Деревья. Кустарники. Кустарничк. Растения леса Кемеровской области

Конспект урока по биологии на тему Растения леса. Деревья. Кустарники. Кустарничк. Растения леса Кемеровской области

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 5 классе.

Тема: Растения леса. Деревья. Кустарники. Кустарничк. Растения леса Кемеровской области.

Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации через реализацию системно-деятельностного подхода.

Задачи урока:

  • Обучающая - формировать представление о многообразии растений, умении их группировать по внешнему виду (дерево, кустарник, кустарнички);

  • Развивающая - развивать, воображение, речь детей; создать условия для формирования и развития основ экологической грамотности;

  • Воспитательная - способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства урока: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, мультимедийное оборудование, доска, мел.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Здравствуйте. Настрой на урок. Посмотрите на парту, и проверти, готовы ли вы к уроку?

- Ребята, давайте настроимся на работу и подготовим наши глазки к работе, я буду читать стихотворение, а вы выполнять упражнение только глазами: Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз.
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз.

II. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадку: Дышит, растёт, А ходить не умеет. (Растение)

- как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Прочитаем тему нашего урока. (Слайд 1. Какие бывают растения)

Подготовим пальцы к письму: разотрем их очень хорошо, как будто они замерзли.

- Что уже знаете по этой теме?

- Что бы еще хотели узнать?

III. Изучение нового материала.

Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю. Тело большинства растений можно разделить на подземную и надземную части. Подземная часть образована корнями. Они закрепляют растения в почве и поглощают воду и минеральные соли. Надземная часть у растений очень разнообразна.

Растения очень разнообразны, но их всех можно разделить на 3 группы. Давайте определим эти группы, выясните, чем они различаются, потом зарисуйте схемы в тетрадь. (работа всем классом).

Чем деревья отличаются от остальных растений? (У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви).

Приведи примеры деревьев (береза, липа, тополь, клен, осина).

Чем кустарники отличаются от других растений? (кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики).

Приведи примеры кустарников (малина, калина, смородина).

Кустарнички относятся к кустарникам у них тоже много древесных стволиков, только в высоту они достигают 30 см.

Примеры кустарничков (брусника, черника).

Чем травы отличаются от других растений? (Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них полностью отмирают. Травы ниже кустарников. Но есть и очень высокие - кукуруза, подсолнечник).

Приведи примеры трав (одуванчик, клевер, пшеница).

Схема 1.

Физкульт минутка:

В речевое сопровождение учителя дети выполняют упражнения

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтоб ногам работу дать.

Раз - присели, два - поднялись.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать.

Угадайте какие группы деревьев зашифровано и заполните схему (работа в группе)

в

х

й

о

е

н

ы

2

1

4

3

7

5

6

Хвойные

с

и

л

в

т

н

е

ы

е

н

3

2

1

5

4

7

6

9

10

8

Лиственные

Схема в тетрадь

Деревья

Лиственные Хвойные

У лиственных деревьев широкая листовая пластинка, а у хвойных в виде иголок. Давайте посмотрим на гербарий на вашем столе и найдем эти деревья. (напишите примеры в схему).

Работа с текстом:

Самое интересное дерево из хвойных - это лиственница. Прочитайте о ней текст на карточке самостоятельно.

Лиственница - это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Хвоинки растут пучками из одной почки, в каждом пучке 20 - 60 хвоинок. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. Осенью перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым, а весной зелёная снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Лиственница необычайно крепкое и тяжёлое дерево, оно даже тонет в воде. Срубы домов, построенные из лиственницы, стоят по300 - 400 лет и только темнеют от времени.

1. Что интересного узнали?

2. Что вас удивило?

IY. Закрепление.

Найдите лишнее растение на доске и за партами, даны фотографии растений, и надо найти лишнее и объяснить, почему оно лишнее.

Проверим ваши знания: выполните тест на листочках - в каждом задании выберите один правильный ответ.

1.Деревья, кустарники, травы - это …

А) группы растений

Б) группы животных

В) рукотворный мир

2.Сколько стволов у деревьев?

А) много

Б) два

В) один

3.Какое хвойное дерево сбрасывает хвоинки на зиму…

А) сосна

Б) ель

В) лиственница

4. У трав стебли:

А) твёрдые

Б) мягкие, сочные

В) много стволиков

Ответы: 1- А, 2- В, 3- В, 4- Б.

Y. Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

- Понравился ли вам урок? Что понравилось?

- Что нового узнали?

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня в дальнейшей вашей жизни?

YI. Подведение итогов урока.

Оценивание учащихся. ( Сообщение оценок каждого учащегося).

YII. Домашнее задание.

Читать учебник стр. 114, ответить на вопросы 1,2,3 на стр.115.






© 2010-2022