- Преподавателю
- Биология
- Особенности умственной работоспособности подвижных и медлительных школьников 13-14 лет
Особенности умственной работоспособности подвижных и медлительных школьников 13-14 лет
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Камалетдинова Э.М. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Особенности умственной работоспособности подвижных и медлительных школьников 13-14 лет.
Известно, что у каждого ребенка и взрослого человека его личный темп весьма постоянен и обусловлен врожденными типологическими особенностями нервной системы. Это проявляется в индивидуальных различиях простых и сложных моторных актов, в умственной деятельности: решение задач, заучивание, переключение внимания.
Успешность обучения многих первоклассников связана в большинстве случаев не с недостаточностью их умственного развития или его задержкой, а с тем, что дети не поспевают за темпом подачи информации, ее усвоением, их двигательные действия, реакции и речь замедлены.
Медлительных детей нередко считают ленивыми, не способными, но оценивается при этом не реальные способности детей, а их возможность поспевать за определенны темпом работы.
Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, особенно при ограничении времени, накладывают отпечаток на их характер: часто они становятся необщительными, замыкаются в себе, больше подвижны развитию неврозов. Подвижные дети, напротив, легко идут на контакт с другими людьми, открыты, общительны. Целью данного исследования явилось выявление особенности умственной работоспособности медлительных и подвижных школьников 13- 14 лет.
Диагностирование медлительных и подвижных детей проводилось при помощи теппинг - теста и определения латентного периода зрительно - моторной реакции.
На основе полученных данных испытуемые были разделены на две группы: с высокой подвижностью и низкой подвижностью нервных процессов.
Показатель латентного периода медлительных детей (246+9,3) достоверно выше, чем у подвижных (186,2+6,7). Это говорит о том, что время проведения возбуждения от рецепторов по афферентным путям до центральной нервной системы и от центральной нервной системы по эфферентным путям к мышце требуется больше времени медлительным, чем подвижным детям.
По результатам методики теппинг - теста установлено, что личный темп медлительных детей (54+2,8) достоверно ниже, чем у подвижных (66,1+3,4). Максимальные показатели теппинг - теста медлительных детей (64,5+2,1) также достоверно ниже по сравнению с подвижными сверстниками (96,1+4,1).
Сравнительный анализ данных латентного периода и теппинг - теста показывает, что чем меньше латентный период обследуемого, тем выше личный темп, и наоборот.
При изучении умственной работоспособности при помощи буквенных таблиц В. Я. Анфимова определялись следующие показатели: коэффициент продуктивности (Q), объем работа (А), количество ошибок (В, В2), коэффициент подвижности нервных процессов (К).
Изучение умственной работоспособности школьников показало, что испытуемые, отнесенные к разным группам, отличаются по уровню умственной работоспособности. Медлительные дети по сравнению с подвижными сверстниками за 4 минуты выполняли задание меньшего объема и хуже по качеству (Q = 47,6+5,4 у первых; у вторых Q =50,6+5,1;
К =1,83+ 0,1, К= 1,89+0,1 соответственно).
Сравнительный анализ данных по изучению свойств внимания выявил достоверные различия (р <0,05) между подвижными и медлительными, уровень продуктивности и уровень устойчивости внимания медлительных детей составляет в среднем 1,35 отн. ед.- показатель выше среднего уровня, у подвижных сверстников - 1,76 отн. ед. характеризует высокий уровень.
Распределение переключения внимания у подвижных детей имеют высокий уровень - 0,78 отн. ед., у медлительных же - 0,66 отн. ед - средний уровень. Полученные результаты статистически значимы (р < 0,05).
При организации учебной работы со школьниками следует учитывать типологические и связанные с ними функциональные особенностями медлительных детей. Часто даже квалифицированные педагоги не учитывают не только временные особенности двигательных и учебных умений, но и умственную работоспособность учащихся, вследствие чего наносится вред здоровью детей и снижается эффективность обучения.