- Преподавателю
- Биология
- Методические рекомендации ТРИЗ в проблемном обучении
Методические рекомендации ТРИЗ в проблемном обучении
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Березуева Н.Н. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия 19
Применение ТРИЗ в системе проблемного обучения.
Березуева Н.Н.
учитель биологии
высшей категории
2012 год
Любая задача может быть преобразована в проблемную дополнением условий или исключением части условий. В первом случае задача преобразуется в творческую с избыточной информацией, во втором - также в творческую, требующую для решения предварительного поиска информации в справочниках, опытным путём и т.д.
Задача становится проблемой только в том случае, когда она ставится в структуре занятия перед изложением нового материала, который активно усваивается учащимися именно на основе мотивирующего эффекта проблемной задачи. В этом суть идеи Л.Секей.
Только при соблюдении указанных двух условий задача может стать средством создания проблемной ситуации.
Надо помнить, что проблемная ситуация - это, чаще всего, групповая деятельность. Здесь важен и уровень общения, и стиль руководства, и достигнутое состояние психологического климата в учебной группе. Преподаватель должен обеспечить не только создание проблемной ситуации, но и эффективное решение групповой проблемы в установленное учебным планом время. Руководить групповым решением преподаватель должен с учётом этапов решения любой творческой задачи - осознание проблемы, очищение её от избыточной информации, выдвижение гипотез, проверка.
На первом этапе важно подчеркнуть существование проблемы, направить групповую деятельность на формулировку того, "что дано" и "что требуется найти".
На втором этапе необходимо обеспечить очищение условий задачи от избыточной информации. Здесь можно использовать наводящие вопросы.
Третий этап - выдвижение гипотез. Здесь важно поддерживать активность ребят, развивать любую идею, какой бы нелепой она на первый взгляд не показалась.
Итак, проблемная ситуация - это реализованная во взаимоотношениях преподавателя с учащимися проблемная задача.
В системе проблемного обучения можно успешно применять ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач, созданную отечественным исследователем Г.С.Альтшуллером и его школой. К достоинствам ТРИЗ можно отнести:
-
существенное повышение вероятности решения нестандартной задачи;
-
возможность осознанного решения одной задачи с помощью различных методик, что делает возможным "перекрёстную" проверку полученных решений;
-
возможность проверки хода решения и расширения полученного ответа.
Основные понятия ТРИЗ.
-
Составленную по определённым правилам формулировку идеального ответа задачи с использованием слова САМ (САМА, САМО) называют идеальным конечным результатом (ИКР).
-
При решении творческих задач следует ориентироваться на ИКР, ибо его формулирование "отсекает" множество слабых решений. Такой ответ решение не всегда достижим, но к нему нужно стремиться.
-
При приближении к ИКР нужно максимально использовать Ресурсы самой системы, а не привлекать их со стороны.
-
Формулировка противоречия - наполовину решённая задача. При разрешении противоречия обязательно нужно выполнить два требования, противоположные друг другу.
-
Последовательное использование инструментов ТРИЗ: ИКР, противоречий, ресурсов, Способов и приёмов разрешения противоречий - облегчает решение задачи.
Пример решения задачи:
В 1907 году Карл Гагенбек открыл в Германии Штеллингенский зоопарк, где животных содержали с максимальной свободой, в загонах, без решёток. Когда проектировали зопарк, возникла проблема; как обезопасить зрителей от хищных зверей - леопардов, львов, тигров? Традиционное решение: выкопать ров. По ряду причин его ширина должна быть не менее 5 метров. Такой ров, конечно, не украсит зоопарк. Сократить бы ров на метр-полтора, но такое расстояние хищник может перепрыгнуть. Как быть?
ИКР: Хищник САМ не может (не хочет) перепрыгнуть узкий ров.
Противоречие: Ров должен быть широким, чтобы хищник его не мог перепрыгнуть, и ров должен быть узким, чтобы не обезображивать зоопарк.
Используемый ресурс: поза тигра, необходимая для прыжка.
Контрольный ответ: К.Гагенбек предложил сделать узкую полоску на внешнем краю загона , как раз в том месте, откуда может прыгнуть хищник. Эта канавка была несколько ниже основного грунта. Теперь у животного, готовящегося прыгнуть, передние лапы расположены ниже, чем задние. Такое неудобное и непривычное положение препятствует длинному прыжку.
Требования к условию открытой учебной задачи.
Для того, чтобы составлять интересные учебные задачи, необходимо придерживаться трёх основных требований к условию задачи:
-
достаточность условия
-
корректность вопроса
-
наличие противоречия
Рассмотрим условие задачи "Золото египтян":
В глубокой древности египтяне знали секрет получения золота из зуды. Они обрабатывали руду расплавленным свинцом. А как получить чистое золото?
Достаточно ли это условие? Очевидно - нет. Технология получения золота непонятна. А что кроется за словом "обрабатывали"? Не очевидно даже, что золото надо отделить от свинца… Это условие не удовлетворяет и второму критерию - корректность вопроса. Не ясно - требуется сообразить, как все же получали чистое золото египтяне, или как это можно сделать в современных условиях?
Переделаем условие: Древние египтяне умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду свинцом - в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Египтяне смогли найти способ разделения смеси - попробуйте и Вы.
Такую задачу уже можно решать. Но вот беда - задача неинтересна! Потому, что условие не соответствует третьему требованию: не содержит противоречия!
Переформулируем условие ещё раз: Древние египтяне-жрецы умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом, в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Теперь достаточно опустить в расплав вещество, которое адсорбирует свинец - и готово чистое золото. Конечно, жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто не видел, чтобы они опускали в сосуды какое-либо вещество, но, тем не менее, они доставали из сосудов чистое золото! Как же им это удавалось?
Вот теперь в условии есть противоречие: вещество должно быть, так как золото получается; и вещества не должно быть, так как его никто и никогда не видел. Есть противоречие, а значит, есть тайна, и значит, задача стала интересней.
Пользуясь, вышеуказанными правилами, можно составлять задачи из любого текста, содержащего какой-либо интересный факт.
Используемая литература:
-
Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПб., "Акцидент", 1998
-
Система "ТРИЗ-ШАНС", "Педагогока+ТРИЗ", Гомель, ИПП "СОЖ", 1997.
-
Тимохов В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ, СПб., "ТРИЗ-ШАНС", 1996.
-
Красило А.И., Новгородцева А.П. Методические рекомендации по освоению активных методов обучения. М., 1995.