- Преподавателю
- Биология
- Групповое занятие по биологии в 9 классе к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова
Групповое занятие по биологии в 9 классе к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Глухова С.Г. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бюджетное общеобразовательное учреждение Тевризского муниципального района Омской области «Утьминская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа групповых занятий по биологии в 9 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека. Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ГИА следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных., взаимосвязи организмов и окружающей среды. Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей. В ходе грыпповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом. Групповые занятия рассчитаны на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на 1 год занятий, 34 часа. В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний - в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год. Итого, полный курс включает 34 часа. Цель: Подготовка к успешной сдачи ГИА учащихся 9 класса. Задачи: - повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования; - закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА - формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников; научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
| |||
| |||
| |||
Календарно-тематическое планирование № заня-тия по теме | Содержание | Дата проведения | Корректировка |
1 | Клеточное строение организмов как доказательство единства живой природы. Методы биологии. Решение тестовых заданий |
|
|
2 | Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы. Решение тестовых заданий |
|
|
3 | Признаки живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Решение тестовых заданий |
|
|
4 | Ткани, органы, системы органов растений и животных. Решение тестовых заданий |
|
|
5 | Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии - возбудители заболеваний. Решение тестовых заданий |
|
|
6 | Царство Грибы. Лишайники, их роль в природе, жизни человека. Решение тестовых заданий |
|
|
7 | Систематический обзор царства Растений: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные Решение тестовых заданий |
|
|
8 | Основные семейства цветковых растений. Решение тестовых заданий. |
|
|
9 | Общая характеристика беспозвоночных животных. Решение тестовых заданий. |
|
|
10 | Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы |
|
|
11 | Характеристика классов животных. Четвероногие. Млекопитающие Решение тестовых заданий. Решение тестовых заданий. |
|
|
12 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Решение тестовых заданий. |
|
|
13 | Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Ткани и органы. Решение тестовых заданий. |
|
|
14 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Решение тестовых заданий. |
|
|
15 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Решение тестовых заданий. |
|
|
16 | Дыхание. Система дыхания. Решение тестовых заданий. |
|
|
17 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Решение тестовых заданий. |
|
|
18 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Решение тестовых заданий. |
|
|
19 | Обмен веществ и превращение энергии. Решение тестовых заданий. |
|
|
20 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Решение тестовых заданий. |
|
|
21 | Кожа, ее строение, функции и значение. Решение тестовых заданий. |
|
|
22 | Размножение и развитие организма человека. |
|
|
23 | Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Наследование признаков у человека. Решение тестовых заданий. |
|
|
24 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Решение тестовых заданий. |
|
|
25 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Решение тестовых заданий. |
|
|
26 | Психология и поведение человека. ВНД. Опыты Павлова |
|
|
27 | Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. |
|
|
28 | Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Решение тестовых заданий. |
|
|
29 | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. |
|
|
30 | Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. |
|
|
31 | Учение о биосфере. Экосистемная организация живой природы. Решение тестовых заданий. |
|
|
32 | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.
|
|
|
33 | Решение демонстрационных материалов текущего года текущего года по ГИА |
|
|
34 | Решение демонстрационных материалов текущего года текущего года по ГИА |
|
|