Групповое занятие по биологии в 9 классе к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Тевризского муниципального района Омской области

«Утьминская средняя общеобразовательная школа»


Рабочая программа

групповых занятий по биологии в 9 классе
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня.

С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.

Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ГИА следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных., взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

В ходе грыпповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Групповые занятия рассчитаны на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на 1 год занятий, 34 часа.

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний - в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.

Итого, полный курс включает 34 часа.

Цель: Подготовка к успешной сдачи ГИА учащихся 9 класса.

Задачи:

- повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;

- закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА

- формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);








Календарно-тематическое планирование

№ заня-тия по теме

Содержание

Дата

проведения

Корректировка

1

Клеточное строение организмов как доказательство единства живой природы. Методы биологии. Решение тестовых заданий



2

Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы. Решение тестовых заданий



3

Признаки живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Решение тестовых заданий



4

Ткани, органы, системы органов растений и животных. Решение тестовых заданий



5

Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии - возбудители заболеваний. Решение тестовых заданий



6

Царство Грибы. Лишайники, их роль в природе, жизни человека. Решение тестовых заданий



7

Систематический обзор царства Растений: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные Решение тестовых заданий



8

Основные семейства цветковых растений. Решение тестовых заданий.



9

Общая характеристика беспозвоночных животных. Решение тестовых заданий.



10

Тип Хордовые. Общая характеристика классов:

Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы



11

Характеристика классов животных. Четвероногие. Млекопитающие Решение тестовых заданий. Решение тестовых заданий.



12

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Решение тестовых заданий.



13

Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Ткани и органы. Решение тестовых заданий.



14

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Решение тестовых заданий.



15

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Решение тестовых заданий.



16

Дыхание. Система дыхания. Решение тестовых заданий.



17

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Решение тестовых заданий.



18

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Решение тестовых заданий.



19

Обмен веществ и превращение энергии. Решение тестовых заданий.



20

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Решение тестовых заданий.



21

Кожа, ее строение, функции и значение. Решение тестовых заданий.



22

Размножение и развитие организма человека.



23

Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Наследование признаков у человека. Решение тестовых заданий.



24

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Решение тестовых заданий.



25

Органы чувств, их роль в жизни человека. Решение тестовых заданий.



26

Психология и поведение человека. ВНД. Опыты Павлова



27

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.



28

Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Решение тестовых заданий.



29

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.



30

Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.



31

Учение о биосфере. Экосистемная организация живой природы. Решение тестовых заданий.



32

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.




33

Решение демонстрационных материалов текущего года текущего года по ГИА



34

Решение демонстрационных материалов текущего года текущего года по ГИА









© 2010-2022