Краткосрочный план: Видоизменения подземных побегов

Тема урока "Видоизменные побеги"начинается что из себя представляет вегетативный побег,когда ученики называют части растения, учитель предлагает вспомнить что такое побег,После зтого задает загадки где ученики отгадывая подводят к новой теме и должны доказать , что корневище.и луковица. клубень это не корень , а побег.
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Видоизменения подземных побегов»

Цели: изучить строение и функции корневища, клубня, луковицы; доказать принадлежность их к побегам.

образовательная: способствовать формированию знаний о видоизмененных подземных побегах, их строении и функциях; раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.

воспитательная: способствовать развитию умений и навыков групповой работы; содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала; продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

развивающая: способствовать развитию умений и навыков работы с биологическими объектами; продолжить формирование обще учебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом.

Тип: комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы работы: практический метод, частично-поисковый.

Материальное обеспечение урока: учебник Алимкуловой Р. Биология: 6 класс; интерактивная доска; клубни картофеля, луковицы репчатого лука, изображения корневища ириса, лупы, карточки для лабораторной работы, побеги клена и комнатных растений.

п/п

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

I.

II.









Ш.






IV.















V.



VI.



VII.


















VIII.

Организационный момент.

Проверка подготовленности к занятию (слайд 1).

Ребята, последние несколько уроков вы изучали особенности строения вегетативных органов растения. Давайте вспомним, какие главные вегетативные органы растения вам известны?

- Корень, побег.

- Что такое побег? Из каких частей он состоит?

- Побег - это сложный орган, который состоит из стебля, листьев и почек.

Давайте вспомним строение побега. Я буду зачитывать предложения, в которых пропущены слова, эти слова перед вами на слайде. По ходу моего чтения вы должны найти нужное слово.

Внимание!

1. Основной надземный орган растения - это … (побег).

2.Он состоит из осевой части, которая называется …(стебель).

3. К боковым частям побега относятся …(листья).

4. Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется … (узел).

5. Новый побег развивается из …(почки).

6.Главный признак, отличающий побег от корня …(образование листьев).

* Как называется стебель, с расположенными на нем листьями и почками? - Побег.

Подготовка к основному этапу занятия.

Итак, ребята, я убедилась в том, что вы знаете строение побега. А теперь послушайте загадки и догадайтесь, о каких растениях идет речь? (На слайде 4 после ответов появляются растения).

*Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

*Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).

*Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари освещают фонари.

На больших столбах подряд лампы белые висят (ландыш).

Возникает проблемная ситуация: Клубень, корневище, луковица, как вы считаете, какими органами являются - побегами или корнями? (

Давайте проверим, что корневище, клубень, луковица - это побег или корень?

- Нужно изучить строение этих органов.

* Следовательно, какова цель нашего урока?

- Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать к чему они относятся.

Запишите тему урока: «Видоизменения подземных побегов» (слайд 5 .

Цели урока: изучить строение и функции корневища, клубня, луковицы; доказать принадлежность их к побегам.

Посмотрите на вопросы, которые нам нужно рассмотреть на уроке.

Учебные вопросы (слайд 6)

1. Строение корневища, клубня, луковицы.

2. Функции видоизмененных побегов, их значение в жизни растений и для человека.

Изучение нового материала.

Нам предстоит доказать, что корневища, клубни, луковицы являются видоизмененными побегами. Для этого вам нужно выполнить лабораторную работу. Инструктивные карточки у вас на столах. Возьмите карточку №11.

. Работать будете в группах: 1 группа исследует корневище ириса и тест Корневище - это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

А) стебель

Б) почки и листья

В) стебель и почки

Г) почки

2 группа - клубень картофеля и тест :На поперечном срезе клубня есть:

А) только кора

Б) древесина, сердцевина

В) только сердцевина

Г) только древесина

3 группа - луковицу лука и тест :Луковица - это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

А) листья

Б) почки

В) листья, почки, стебель

Г) почки и листья

Результаты работы занесете в карточку №2, которую затем вложите в тетрадь. Ознакомьтесь с ходом работы, прочитайте задание.

4 группа- составляют вопросы низкого и высокого порядка для групп после их выступлении

Приступайте к выполнению. Время работы 7-8 минут.

Обсуждение результатов (Выступление 1-2-3 группы)

1. Корневище (слайд 7-8 ).

4 группа 2-й группе - Как отличить корневище от корня?

Учитель: Из почек весной развиваются молодые надземные побеги. Также у корневища есть видоизмененные листья - пленчатые чешуйки. От листьев могут остаться только листовые рубцы. От корневища отрастают придаточные корни.

* Обозначьте части корневища в карточке №2.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4 группа 2-й группе: Клубень (Слайд №9)

А как называются почки у клубня?

- Ответ: Почки называются глазками.

Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни - это верхушечные утолщения столонов.

* Обозначьте части клубня в карточке №2.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Луковица (слайд 10).

4 группа 3-й группе:Что общего у луковицы с побегом?

- Ответ: У луковицы есть почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья.

Давайте подведем итог тому, что мы уже изучили.

______________________________________________________________________________

Учитель:

1. Запас питательных веществ (слайды 17).

Это главная функция подземных видоизмененных побегов. В корневищах, клубнях, в сочных листьях луковиц откладываются запасные питательные вещества, главным образом крахмал и разные сахара. Кроме того, в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и придающие горький вкус этим растениям. Корневища многих растений накапливают вещества, которые человек использует для получения лекарственных препаратов (солодка, ландыш)

После обсуждения функций записать их в тетрадь .

Рефлексия.

Вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? Есть ли у вас вопросы по материалу урока?

Закрепление: слайд 18 зачитывает учитель

А. Проверьте себя, как вы поняли материал урока. Даны утверждения. Вам нужно оценить их правильность

1. Корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги.

2. Подземные побеги нельзя использовать для размножения, так как у них нет почек. (Есть).

3.Клубень - это утолщенный подземный стебель растения.

4. Верхушечные и боковые почки клубня называются детками. (Глазками).

5. Наличие запасных питательных веществ отличает корневище от корня. (Наличие листьев, почек).

6. Основная масса луковицы образована листьями.

Подведение итогов занятия.

Задание на с/п: § 21, в. 1-3 с.79 (устно); подготовить сообщение о способах размножения картофеля (слайд17).

Психологически настраиваются на работу, занимают рабочие места.

Записывают в тетрадь.

Ознакомление с материалом карточки № 1

Выполнение лабораторной работы.

Ответы с места.

Работа в карточке № 2.

Ответы с места.

Работа в карточке № 2.

Ответы с места.

Работа в карточке № 2.

Ответы с места.

Работа с интерактивной доской.

Записывают функции в тетрадь.

Ответы с места.




_____________________________

Дети дают разные варианты ответов). Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.





Открывают тетради по лабораторной работе, выбирают задания

4 группа готовит вопросы для закрепления материала и рассматривают срез картофеля и доказывают что клубень картофеля это измененный побег

Взаимопроверка оценивание

1-2-3-1 группы

Приступают к выполнению заданий.

Выступает 1 -2-3 группа

«КОРНЕВИЩЕ»

Вопрос задает:

4/группа 1-й группе - Как отличить корневище от корня?

- Ответ: У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия.

--------------------------------------------

4 группа 2-й группе:

А как называются почки у клубня?

- Ответ: Почки называются глазками. Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни - это верхушечные утолщения столонов.

* Обозначьте части клубня в карточке №2.

----------------------------------------------

4 группа 3-й группе:

:Что общего у луковицы с побегом? -Ответ:У луковиц есть почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья.

----------------------------------------------

формативное оценивание

Выступает 2 ГРУППА

«Клубень»

Вопрос задают 4 группа

формативное оценивание

Выступает 3 ГРУППА

«Луковица»

Вопрос задают 4 группы.

Отвечают на вопросы.

формативное оценивание

---------------------------------------------

Используют листы оцениванивания

---------------------------

Вопросы 4 группы для закрепления.

* Почему корневище, клубень и луковица являются побегами?

- Потому что они, как и надземные побеги имеют стебель, листья и почки.

* А чем они отличаются от обычного надземного побега? Почему их называют видоизмененными побегами?

-Нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица - сочные чешуи.

*Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?

- Различием в среде обитания, различием в функциях.



© 2010-2022