Методическая разработка раздела программы Жизнедеятельность организма

Данная методическая разработка раздела программы "Жизнедеятельность организма" была выполнена в формате аттестационной работы. Основной методической базой служит комплект материалов, изданных для предметной линии по биологии под авторством Н.И.Сонина. В представленной работе дается краткая характеристика основных видов деятельности учителя и обучающихся в контестве трубований федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделено особенностям формирования познавательны...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Арзамасского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мотовиловская средняя общеобразовательная школа»


Методическая разработка раздела


«Жизнедеятельность организма»


Образовательной программы «Биология»

6 класс





Выполнила: Борисова Юлия Николаевна

учитель биологии

МБОУ«Мотовиловская СОШ»

Арзамасского района

Педагогический стаж - 6 лет.

Стаж работы по предмету - 5 лет


2014уч.год

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

3

  1. Цели и задачи раздела

6

  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

8

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела

12

  1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

14

  1. Система знаний и система деятельности

19

  1. Поурочное планирование по разделу «Жизнедеятельность организмов»

21

  1. Разработка урока

27

  1. Список литературы

36










1. Пояснительная записка.

При разработке раздела программы использовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Региональный базисный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области, утвержденный приказом Министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03.2005 года № 57 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области».

  • Приказ Министерства образования Нижегородской области от 15.03.2010 года № 224 «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период».

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.

  • Стандарты второго поколения. Проект. Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 класс. Естествознание 5 класс.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

Данный раздел программы разработан на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы /сост. И.Б.Морзунова. М.: Дрофа, 2010. Программа соответствует требованиям Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Она предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм, технологий организации учебной деятельности) биологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает биологическое образование, обеспечивающее формирование у школьников биологической культуры - одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. При разработке раздела программы учитывается система деятельности учителя по формированию познавательных УУД обучающихся, при этом основной методической опорой служит проект стандартов второго поколения, где говорится, что глобальной целью биологического образования является приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Рабочая программа рассчитана на применение следующего УМК

1. Биология. Живой организм. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений/под редакцией Н.И.Сонина- М.Дрофа,2010-2011.

2. Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина «Биология.Живой организм» /Н.И.Сонин- М.Дрофа, 2012.

3. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие Книга для учителя / сост. И.Б.Морзунова. - М.: Дрофа, 2010.

В авторской программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. На формирование системы ключевых компетенций обучающихся по данному разделу отводится 23 часа.

Пропедевтической основой данного раздела являются курсы «Окружающий мир», «Природоведение», а также предыдущий раздел «Строение и свойства живых организмов».

Актуальность и новизна разработки.

Биология как учебный предмет не только позволяет составить обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Поэтому важно помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответственно познавательные универсальные учебные действия.

Данная методическая разработка направлена на систематизацию программного учебного материала, который призван помочь школьникам формировать целостную естественно-научную картину, используя основные биологические законы и явления, на основе системного применения общеучебных и логических УУД.















2. Цели и задачи раздела.

Главной целью образования является развитие у учащегося личностной компетентности путем включения его в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, саморазвивающую. С этих позиций обучение следует рассматривать как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой умений-навыков, но и делило как процесс овладения ключевыми компетенциями. Это и определило цель и задачи раздела.

Цель: Изучение особенностей процессов жизнедеятельности в живых организмах, формирование фундамента биологической компетентности учащихся.

Задачи изучения раздела.

Познавательные:

  • дать представления о различных проявлениях жизни, которые находят свое выражение в процессах жизнедеятельности;

  • научить определять сущность следующих понятий: «питание», «пищеварение» «фермент», «автотрофы», «гетеротрофы», «сапротрофы» (сапрофиты), «фотосинтез», «аэробы», «анаэробы», «смешанное дыхание», выделение», «движение», «транспорт веществ в организме», «размножение», «рост», «развитие»;

  • учить вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями в живой природе, их изменениями в результате антропогенного воздействия.

Развивающие:

  • способствовать развитию практических умений и навыков исследовательской деятельности.

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, общеучебные навыки и умения (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию);

  • формировать навыки самообразования.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоционально-осознанное отношение к объектам живой природы.

  • воспитывать познавательный интерес к предмету, ориентировать обучающихся на приобретение фундаментальных знаний, составляющих основу миропонимания, на развитие их мышления;

  • формировать экологическое мышление.
































3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Эффективность воздействия учебно-воспитательного процесса на личность обучающихся во многом определяется учетом специфики восприятия ими учебного материала в соответствии с особенностями развития психических процессов каждого ученика.

Основная особенность подросткового возраста переход от детства к взрослости. В возрасти от 11- 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащихся начинают овладевать теоретическими, формальным, рефлексивным мышлением.

Особенности развития внимания.

Учащиеся 6 класса в силу своих возрастных особенностей могут хорошо концентрировать внимание в значимой для него
деятельности. Внимание подростка становится хорошо
управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке - долгая, долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. С целью поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного можно использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации.

В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток может добросовестно смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным. Нарастает умение организовывать и контролировать своё внимание, процессы памяти, управлять ими.

Особенности развития памяти.

Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала.

Особенности развития мышления.
В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка - способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее
воздействия слов.

В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11-14 период для развития творческого мышления.

На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы , классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты , делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходны с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал .Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Для определения уровня обученности и развития детей и с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса была проведена психолого-педагогическая диагностика (метод тестирования и метод наблюдения) коллектива учащихся 6 класса. В 6 классе обучаются 5 учащихся: 3 девочки и 2 мальчиков. В данном классе наблюдается благоприятная психологическая атмосфера, так как взаимоотношения учащихся дружеские, налажено учебное сотрудничество. У учащихся класса проявляется интерес к разнообразным видам деятельности - групповым формам работы, у учащихся высокого уровня (3 человека) хорошо развиты умения вести поиск информации, проводить исследовательско- проектные работы. У учащихся среднего уровня развития (2 человека) основу учебных действий составляют - работа с опорными конспектами, схемами, таблицами, картами. Они могут определить порядок действий при изучении материала, работать по плану, оценивать свою работу, ставить вопросы и делать выводы. Для учащихся 6 класса, продолжающих изучение биологии, актуальной является задача, связанная с развитием и поддержанием устойчивого интереса к предмету. По отношению ко всем учащимся важно решение задач, связанных с развитием таких качеств, как самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе, развитие общеучебных умений в процессе целенаправленного наблюдения за природными явлениями, осознания возможности, развития у учащихся умения выражать личностное отношение к воспринимаемой информации, а также развития у них экологической догадки.

Технология обучения биологии, положенная в основу УМК, рассчитана на всех и доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. В становлении речевого механизма, таким образом, участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно - графический. Это не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых (например, недостаточный объем оперативной слуховой памяти можно компенсировать успешной работой зрительного и моторно - графического анализаторов).

Таким образом, учет психолого-педагогических особенностей обучающихся 6 класса, дифференцированное обучение, личностный подход к каждому ученику с его возможностями и потребностями позволяет организовать эффективный процесс усвоения системы ЗУН по разделу «Жизнедеятельность организмов».



























4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Личностные результаты обучения раздела «Жизнедеятельность организма»:

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение процессов, происходящих в живых организмах;

  • осознание себя как части живой природы (живой организм, представитель царства Животных)

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее сохранения и рационального использования;

  • формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Метапредметные результаты освоения раздела «Жизнедеятельность организмов» заключаются в формировании и развитии посредством биологического знания:

-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умений управлять своей познавательной деятельностью

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности.

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи.

- выбирать средства реализации цели и применять их на практике , оценивать достигнутые результаты

Познавательные :

-сопоставлять биологическую информацию о процессах жизнедеядельности, полученную из разных источников;

- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий,

- использовать элементы причинно-следственного анализа;

- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

Коммуникативные :

- выражать свои мысли, строить монологическое высказывание с использованием биологических терминов и понятий;

- участвовать в коллективной исследовательской деятельности при выполнении различных лабораторно-практических, а также проектных работ.

Предметными результатами освоения раздела программы является владение:

понятиями: питание, пищеварение, фермент, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, движение, выделение, дыхание, аэробы, анаэробы, рост, развитие, транспорт веществ, нервная регуляция, гуморальная регуляция, рефлекс.

знаниями: особенностей процессов жизнедеятельности, происходящих в животных и растительных организмах.

умениями: ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, характеризовать практическую значимость процессов жизнедеятельности в живых организмах для человека и окружающей среды, использовать элементы проектной и исследовательской деятельности в изучении процессов дыхания, питания, размножения, роста и развития; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни (например, для объяснения некоторых фенологических явлений; экологически грамотного поведения в окружающей среде).




















5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника при изучении раздела «Жизнедеятельность организма» целесообразно применять современные образовательные технологии и методы обучения, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся на уроке. К таким образовательным технологиям и методам относятся:

  1. Проблемное обучение - в результате решения проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные вопросы при изучении данного раздела могут стать основой для работы с учебником.

Примерные вопросы для обсуждения «Почему рыбы не могут дышать на суше?», «Какие преимущества дает животным наличие внутреннего скелета?», «Почему холодная и дождливая погода в период цветения плодовых растений сильно огорчает садоводов?», «Почему в небольшой комнате, где много растений, ночью бывает трудно дышать?», «Почему только птицы и млекопитающие являются теплокровными?» и др.

Проблемное обучение целесообразно использовать как на уроках изучения нового материала (для самостоятельного формулирования познавательной задачи), так на обобщения и повторения изученного материала (для формирования навыка использования приобретенных знаний и навыков в новой ситуации).

  1. Разноуровневое обучение - у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Так в теме «Дыхание животных» для закрепления основных понятий можно предложить составить предложения, включающие в себя термины (формулы) из разных столбцов

Дыхание

Газообмен

Окисление

Кислород

Углекислый газ

Энергия

Органические вещества

Органы дыхания

Клетки (митохондрии)

Для сильных учащихся можно дать задание на установление закономерностей. Для этого рассмотрим рисунки с изображением легочных мешков земноводных, ячеистых легких пресмыкающихся и губчатых легких млекопитающих. На с. 76 учебника есть информация о значении ячеистого строения легких. Будем рассуждать дальше: а почему хорошо, когда увеличивается внутренняя поверхность легких? Вернувшись к рисункам, обсудим, в каком случае в организм животного будет поступать больше кислорода, и начнем выстраивать логическую цепочку. Чем _______________ внутренняя поверхность легких, тем ____________ кислорода ____________, тем _______________энергии __________.

  1. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр - расширяется кругозор школьников, развивается познавательная деятельность. Для активизации познавательной деятельности возможно рациональное использование игры «Ловушка», в которой учащимся предлагается 5 предложений из серии «Правда ли, что ...» В каждом из них есть ловушка, в которую обычно попадаются невнимательные ученики. Правильный ответ с объяснением присуждает классу 1 балл. При выигрыше со счетом 5 : 0 у класса появляется право на одну пятерку (самому активному ученику).

Например, в теме «Регуляция процессов жизнедеятельности организма» можно предложить учащимся следующий перечень утверждений:

  • раздражимость свойственна не только многоклеточным животным;

  • поведение всех позвоночных животных основано на рефлексах;

  • у простейших нет специальных координирующих структур;

  • рефлексы можно вырабатывать в процессе дрессировки;

  • инстинкты помогают животным приспосабливаться к меняющимся условиям среды.

Целесообразно использовать элементы игровых технологий на этапе актуализации знаний обучающихся или обобщения изученного материала.

  1. Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий дает возможность равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

  2. Информационно-коммуникационные технологии - изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование межпредметных знаний, доступ в ИНТЕРНЕТ. Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Это интернет-ресурсы, презентации, интерактивные тесты, электронные методические разработки. Так, например, презентации по темам раздела, а также интерактивный тест по теме «Движение» позволяют построить уроки так, чтобы добиться максимального эффекта. Также интерактивные тесты помогают снять эмоциональное напряжение и «боязнь учителя», а яркие, красочные презентации способствуют формированию познавательного интереса и познавательной активности.

  3. Проектные методы обучения - работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. В рамках изучения темы «Транспорт веществ в растении» можно предложить учащимся выполнить проект природоохранной направленности на тему «Сохраним русскую березу», а при изучении темы «Развитие животного организма» - «Царевна-лягушка».

  4. Исследовательский метод в обучении - дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Чаще применяется в рамках внеклассной и внеурочной деятельности. В рамках изучения отдельных тем раздела «Жизнедеятельность организмов» учащимся можно предложить следующую тематику исследовательских работ: «Могут ли двигаться растения», «Способы повышения урожайности сельскохозяйственных растений», «Влияние погодных условий на урожайность с/х растений» и др.

Активное использование в практике педагогической деятельности современных вышеперечисленных образовательных технологий и методов создает условия для формирования познавательных общеучебных и логических универсальных учебных действий. При изучении раздела «Жизнедеятельность организмов» у учащихся формируется система следующих общеучебных универсальных действий:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе и с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • смысловое чтение текстов разных жанров;

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, передавая содержание в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и т. д.);

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • действия со знаково-символическими средствами.

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В контексте изучения основных особенностей процессов жизнедеятельности живых организмов номенклатура логических действий включает:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);

  • анализ и синтез;

  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного критерия;

  • обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

  • вывод следствий;

  • установление аналогий.

3. При организации учебного процесса используются следующие методы обучения : рассказ, объяснение, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы), работа с учебником, лабораторные работы.

Форма организации учебной деятельности, применяемые на уроках раздела «Жизнедеятельность организма»:

  • Индивидуальная форма - позволяет учитывать особенности каждого ученика, его подготовку и возможности. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем за их выполнением.

  • Групповая форма, работа в парах - Каждая группа получает инструктаж, ставит задачи, обсуждает план выполнения задания, определяет способы его решения, распределяет обязанности.

  • Фронтальная форма - предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока.







6. Система знаний и система деятельности

Система общенаучных знаний включает в себя философские категории:

«материя» - понимание устройства живого организма, влияние живых организмов на окружающую природу как описание фактов материального мира.

«движение» - изменение живых организмов во времени и пространстве как описание фактов изменчивости мира.

Также предусматривается соблюдение основных законов философии:

«закон единства и борьбы противоположности» - разнообразие проявлений основных признаков живых организмов в зависимости от особенностей их строения и среды обитания.

«переход количества в качество» - при условии системного применения биологических знаний у учащихся формируется естественно-научная картина мира, развивается критическое мышление, учащиеся осознанно улучшают качество окружающей среды.

В основе изучения данного раздела лежит интегративный подход, способствующих реализации опорных параллельных, опережающих, перспективных и межпредметных связей. Учебный материал раздела затрагивает знания из области естествознания (география, экология, химия, физики), а также информатики.

Система деятельности по разделу включает:

Познавательная деятельность включает развитие мыслительной и аналитической деятельности:

  • сравнение (определение различий воздушного и корневого питания у растений; сходства и различия процессов выделения у животных и растений);

  • анализ (рисунков, фотографий, экспериментального материала);

  • причинно-следственные связи (например, между механизмами транспорта веществ в растении и особенностями строения проводящей ткани).

Преобразующая деятельность

  • умение задавать вопросы и ставить задачи по преобразованию реальности (например, при решении вопросов по повышению урожайности с/х растений),

  • умение действовать в ситуации неопределенности, использование техники выбора, способов поиска новых путей решения проблем.

Общеучебная деятельность

  • деятельность по организации учебного места, формирование умений и способов поиска биологической информации;

  • работа со справочной и дополнительной литературой,

  • организация работы в группе.

Самоорганизующая деятельность

  • формировать способы самостоятельной постановки целей,

  • проводить фенологические наблюдения в природе (сокодвижение у растений, листопад);

  • готовить презентации (например, «Способы передвижения животных»), мини-сочинения (например, «Биография царевны Лягушки»).

Работа по разделу затрагивает знания из области наук: экологии, физики, географии, агротехники. Обучение направлено на присвоение элементов фундаментальных знаний из предметной области "биология».

Данный тип знаний включает ориентировочный материал в дополнение к базовому.













7. Поурочное планирование по разделу.


Тема

Тип урока

Форма проведения

Ведущие на уроке технологии

Формируемые УУД

Жизнедеятельность организма

1

Особенности питания растительного организма

Изучение нового материала

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели, развитие навыков смыслового чтения.

Л: установление аналогий

2

Воздушное питание (фотосинтез)

Комбинированный

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели, развитие навыков смыслового чтения, действия со знаково-символическими средствами.

Л: установление аналогий, анализ и синтез

3

Особенности питания животных

Комбинированный

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

4

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты

Комбинированный

практикум

Исследовательское обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: сравнение экспериментальных данных, установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

5

Дыхание растений

Изучение нового материала

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: самостоятельное формулирование проблемы, развитие навыков смыслового чтения, поиск необходимой информации, действия со знаково-символическими средствами.

Л: установление аналогий, анализ и синтез

6

Дыхание животных

Комбинированный

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: самостоятельное формулирование проблемы, развитие навыков смыслового чтения, поиск необходимой информации, действия со знаково-символическими средствами.

Л: установление аналогий, анализ и синтез

7

Транспорт веществ в растении

Комбинированный

практикум

Проблемное и исследовательское обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

8

Особенности переноса веществ в организмах животных

комбинированный

дискуссия

Проблемное и обучение в сотрудничестве

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

9

Выделение у растений

Комбинированный

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков преобразования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство, сравнение данных

10

Выделение у животных

Комбинированный

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

11

Опорные системы растений

Комбинированный

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: самостоятельное формулирование проблемы, развитие навыков смыслового чтения, поиск необходимой информации, действия со знаково-символическими средствами.

Л: установление аналогий, анализ и синтез

12

Опорные системы животных

Комбинированный

практикум

Исследовательское обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

13

Движение как важнейшая особенность животных

Изучение нового материала

урок взаимообучения

Обучение в сотрудничестве

ОУ: поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков преобразования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство, сравнение данных

14

Механизмы движения

Комбинированный

практикум

Исследовательское обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

15

Жизнедеятельность организмов и ее связь с окружающей средой

Комбинированный

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство, сравнение данных

16

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Комбинированный

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели и создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

17

Ростовые вещества растений

Комбинированный

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели и создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

18

Размножение и его виды

Урок изучения нового материала

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: самостоятельное формулирование проблемы, развитие навыков смыслового чтения, поиск необходимой информации, действия со знаково-символическими средствами.

Л: установление аналогий, анализ и синтез, классификация

19

Бесполое размножение

Изучение нового материала

практикум

Исследовательское обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели и создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

20

Половое размножение

Комбинированный

урок взаимообучения

Обучение в сотрудничестве

ОУ: развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: анализ и синтез, установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство, классификация

21

Рост и развитие растений

Комбинированный

классно-урочная

Разноуровневое и проблемное обучение

ОУ: развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

22

Особенности развития животных организмов

Комбинированный

практикум

Исследовательское обучение

ОУ: самостоятельное формулирование познавательной цели, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство

23

Обобщающий урок по разделу «Жизнедеятельность организмов»

Повторение и обобщение

игра

Разноуровневое и обучение в сотрудничестве

ОУ: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера, развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков структурирования информации, умение строить осознанное монологическое высказывание.

Л: установление аналогий, выявление причинно-следственных связей, доказательство, обобщение








8. Разработка урока

Тема урока: «Транспорт веществ в растении»

Класс - 6

Тип урока- комбинированный

Форма урока - урок - практикум

Цели урока:

- изучение особенностей транспорта веществ в растительном организме;

- формирование у учащихся системы познавательных универсальных действий.

Задачи урока:

образовательные:

  • углубить знания обучающихся по данной теме, опираясь на ранее полученные знания;

  • дать представление о значении транспорта веществ в растительном организме;

  • познакомить с направлением движения веществ в растении;

  • рассмотреть особенности проводящих тканей растения, их строения и функций;

развивающие:

  • развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление,

  • создавать условия для развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний.

воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к растениям, играющим важную роль на Земле и в жизни человека.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением минеральных и органических веществ в растениях и зна­чением этих процессов для растений.

Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простей­ших биологических экспериментов по изучению процес­сов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клет­ках растений; ценностно-смысловые установки по отно­шению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Оборудование - Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, словарь биологических терминов

Методы: словесные, практические (практическая работа, работа с учебником и словарем.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

План урока:

1. Орг.момент и мотивационный момент

2 мин

2. Актуализация знаний.

3 мин

3. Изучение нового материала

7 мин

4. Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

15 мин

5. Физкультминутка

1 мин

6. Работа со словарем

7 мин

7. Обобщение и творческое задание

8 мин

8. Подведение итогов

2 мин

Всего :

45 минут

№ этапа урока, № слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

1. Организационный и мотивационный момент

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем цикл уроков, посвященных изучению живых организмов. Обратите внимание на презентацию.

Что общего между этими картинками?

Правильно. Уже в течение нескольких уроков мы с вами изучали особенности некоторых процессов, происходящих в живых организмах. Тема нашего сегодняшнего урока содержит слово «транспорт». Предложите ряд ассоциаций к данному слову.

Итак, тема сегодняшнего урока «Транспорт веществ в растении»

обращаю ваше внимание на одно из слов ассоциативного ряда «перемещение», которое отразит связь темы нашего урока с основными задачами, которые нам предстоит решить. Как вы думаете, что нам надо знать для этого?

Учащиеся просматривают видеоролик и отмечают, что данный видеоряд представляет различные свойства живых организмов

Учащиеся составляют ассоциативный ряд


ученики записывают тему в тетрадь.

Иметь представление о том, что будет перемещаться внутри живого организма, почему для растения необходимо перемещение веществ, как перемещаются вещества внутри растения.




Анализ и синтез, классификация (Л)




формулирование проблемы и вытекающей учебной задачи (ОУ)

2.Актуализация знаний.




Давайте ответим на вопросы:

  1. Какие вещества необходимы для жизни растения? Откуда оно их получает?

  2. Откуда растение получает воду и минеральные соли?

  3. В каком органе растения образуются органические вещества?

  4. Какие вещества перемещаются в растении? Почему возникает необходимость в перемещении этих веществ?

учащиеся отвечают на вопросы, в качестве опоры используют схему в учебнике с. 79

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (ОУ)



3.Изучение нового материала.

Найдите на странице 78 учебника информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами. Самые точные обобщающие слова используйте в качестве опоры при составлении схемы

как вы думаете какие из перечисленных структур будут участвовать в транспорте веществ по растительному организму

Учащиеся составляют схему с опорой на обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система)

Проводящие ткани


Умение анализировать и структурировать информацию (ОУ)

Умение строить необходимые рассуждения(Л)

Умение строить монологическое высказывание




  1. Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»




Следуя инструкции к практической работе, представленной в рабочей тетради, проведите соответствующие наблюдения.


Результаты данной практической работы показали важность проводящих тканей растений в восходящем токе воды и растворенных веществ

Учащиеся выполняют практическую работу, результаты наблюдений заносят в таблицу, делают рисунки, формулируют выводы

Создание алгоритмов при решении проблем поискового характера, умение структурировать информацию (ОУ)

установление причинно-следственных связей, построение цепочки логических рассуждений, доказательство, формулировка выводов (Л)

  1. Физкульт минутка

Закройте глаза и представьте, как солнце согревает ваше лицо, поднимите руки к солнышку и сделайте медленный вдох. Выдохните, опустив руки. Повторите это упражнение 3 раза. Откройте глаза

Учащиеся выполняют упражнение

Введение физкультминутки способствует поддержанию работоспособности, а также коммуникативных навыков (взаимодействие с учителем)

6. Работа со словарем

Обратимся к биологическому энциклопедическому словарю, отметив основные термины, которые встречаются в статье «проводящая ткань» (они представлены на слайде)

Следует отметить, что нисходящий ток органических веществ из листьев в другие части растения осуществляется по ситовидным трубкам луба.

Итак мы с вами выяснили, что вещества в растении могут передвигаться в двух направлениях. Давайте предложим критерии для сравнения этих двух токов, а затем заполним сравнительную таблицу

Учащиеся анализируют словарные статьи по терминам «стебель», «флоэма», «сосуды», «ситовидные трубки», «ксилема», «древесина»

Учащиеся составляют и записывают в тетрадь сравнительную таблицу восходящего и нисходящего тока веществ в растении (вид химических соединений, элементы проводящей системы, особенности строения элементов проводящей ткани, механизмы транспортировки)

Умение работать с различными источниками информации (ОП)


Умение структурировать и преобразовывать информацию (ОП)

7. Обобщение и творческое задание.




А теперь давайте выполним задание по вариантам. Расположите в логической последовательности ряды слов. Объясните свой выбор.

1 вариант: растительный организм; стебель, ситовидные трубки, луб: проводящая ткань; органические вещества

2 вариант: вода и минеральные соли, растительный организм, сосуды, ксилема, проводящая ткань

Обратите внимание на презентацию. Какой процесс вы видите?

Почему как только у березы появляются первые листья, выделение березового сока прекращается? Чем это можно объяснить?


1. В состав какой ткани входят сосуды :

а) проводящей

б) образовательной в) механической

2. В состав какой ткани входят ситовидные трубки:

а) механической

б) проводящей

в) образовательной

3. Вода и минеральные вещества передвигаются по:

а) ситовидным трубкам

б) устьицам

в) сосудам

4. Мёртвые клетки-это

а) ситовидные трубки

б) сосуды

в) устьица

5. Органические вещества передвигаются по:

а) ситовидным трубкам

б) устьицам

в) сосудама

Ребята, посмотрите на мой большой смайлик с правильными ответами. Поднимите руку, у кого получилась улыбка. Молодцы! Вы отлично справились с тестом.

На фоне звуков природы дети располагают в логической последовательности предложенные термины.


Получение березового сока.

Листья - это орган фотосинтеза, и с их появлением возникает необходимость нисходящего тока органических веществ.

Выполняют тест, отмечая правильный ответ в заготовке.

Анализ и синтез, классификация, построение логической цепочки (Л)



умение строить монологическое высказывание (ОУ)

установление причинно-следственных связей, доказательство (Л)


поиск необходимой информации (ОУ)

7. Подведение итогов урока.





- Вот наш урок и подошел к концу.

-Мы с вами познакомились с особенностями перемещения веществ в растениях.

- Если мы будем любить и беречь живую природу, то сможем всю свою жизнь наслаждаться её богатыми дарами и яркими красками, черпать в ней силы и вдохновение. А для того, чтобы сберечь природу и живые организмы как ее неотъемлемую часть, нам необходимо изучать основные закономерности их жизнедеятельности.

-Давайте подведем итог урока, продолжив следующие предложения:

Сегодня на уроке мы познакомились …..
На уроке мы выполняли……
Нам понравилось…….
Нам не понравилось……

-Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!





Учащиеся продолжают представленные на презентации предложения.

Умение строить монологическое высказывание (ОУ)

установление причинно-следственных связей (Л)


Умение высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо. (К.)





















Приложение 1

Список литературы к уроку:

1. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» / сост. И.Б.Морзунова. - М.: Дрофа, 2010.

2. Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина «Биология.Живой организм» /Н.И.Сонин- М.Дрофа, 2012.

3. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина /авт.-сост. М.В.Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2007.

4. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.

5. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» / сост. И.Б.Морзунова. - М.: Дрофа, 2010.



















Приложение 2

Расположите в логической последовательности термины

1 вариант: растительный организм; стебель, ситовидные трубки, луб: проводящая ткань; органические вещества

2 вариант: вода и минеральные соли, растительный организм, сосуды, ксилема, проводящая ткань



























Приложение 3

Методическая разработка раздела программы Жизнедеятельность организма













1. В состав какой ткани входят сосуды :

а) проводящей б) образовательной в) механической

2. В состав какой ткани входят ситовидные трубки:

а) механической б) проводящей в) образовательной

3. Вода и минеральные вещества передвигаются по:

а) ситовидным трубкам б) устьицам в) сосудам

4. Мёртвые клетки-это

а) ситовидные трубки б) сосуды в) устьица

5. Органические вещества передвигаются по:

а) ситовидным трубкам б) устьицам в) сосудам









9. Список литературы

1. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» / сост. И.Б.Морзунова. - М.: Дрофа, 2010.

2. Бондарева С.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе / Электронное периодическое издание НАУКОГРАД - nauka-it.ru/attachments/article/1307/bondareva_sa_voronezh_seminar13.pdf

3. Коростелева Т.В. Диагностика учебных мотивов школьников: Опросник для выявления мотивов учебной деятельности школьников при обучении биологии. - Биология в школе. - 2005. - № 4. - С.23-27.

4. Николаева Л.Н. Проблема формирования общеучебных умений и навыков в контексте стандартизации образования - education.rekom.ru/3_2009/36.html

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2010.

6. Панкратова О.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии / III Педагогический марафон «Новой школе - новое качество» - Пертповловск-Камчатский, 2012. - kamchatgeo.ucoz.ru/sbornik_biologia.pdf

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.

8. «Как проектировать универсальные учебные действия». Под редакцией А.Г. Асмолова». М. «Просвещение» 2011г.

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова - М.: Просвещение, 2009.



© 2010-2022