Экологическая этика в системе биологического образования

Вера Викторовна Исаева Муниципальное образовательное учреждение Иловлинская средняя общеобразовательная школа №2 учитель биологии   Экологическая этика в системе биологического образования.   “Для меня непостижимо, что этические отношения с землей могут существовать без любви, уважения и восхищения землей, и высокого уважения к ее ценности. Под ценностью, конечно, я имею в виду что-то гораздо более широкое, чем простая экономическая ценность; я имею в виду ценность в философском смысле”. Олдо Л...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вера Викторовна Исаева

Муниципальное образовательное учреждение Иловлинская средняя общеобразовательная школа №2

учитель биологии



Экологическая этика в системе биологического образования.

"Для меня непостижимо, что этические отношения с землей могут существовать без любви, уважения и восхищения землей, и высокого уважения к ее ценности. Под ценностью, конечно, я имею в виду что-то гораздо более широкое, чем простая экономическая ценность; я имею в виду ценность в философском смысле".

Олдо Леопольд, 1949 г.

B эпоху научно-технической революции, когда человек получил достаточную силу, чтобы сделать с природной средой все, что ему заблагорассудится, стала актуальной проблема ответственности человека за природу и установления гармонии с ней. Ее решению отвечает новое направление - экологическая и биологическая этика.

БИОЭТИКА как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в конце 60-х -начале 70-х годов и ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

Система работы учителя биологии должна быть направлена на воспитание у детей уважения к любой жизни, развитие понимания живого и сочувствия к нему. Огонь сжигает деревья, и иного быть не может, так же как вода не может не растворять растворимые соли. Лев не может стать вегетарианцем и не убивать животных, жираф - не обгладывать деревья, поскольку такая необходимость действий генетически заложена у животных и их прекращение означало бы гибель. Именно учитель биологии и экологии должен показывать путь к гуманизации отношений в природе между живыми организмами и человека с живой природой.

Этика никогда не была оторвана от природы. Многие нравственные требования находили в природе свое подтверждение. «Притчи Соломона» советовали ленивцам поучиться работать у муравьев. Представители целого направления в древнегреческой этике - киники - получили свое название от животного, поведение которого взято ими за образец. Необходимость совместного труда и социальной гармонии обосновывалась примерами из жизни общественных животных.

Русский ученый и революционер П. А. Кропоткин утверждал, что «борьба в природе большею частью ограничена борьбою между различными видами; но что внутри каждого вида, а очень часто и внутри групп, составленных из различных видов, живущих сообща, взаимная помощь есть общее правило... Взаимопомощь - преобладающий фактор природы.... Кропоткин П.А. Этика. - М., 1991. - С. 32. Отсюда автор делает вывод, что «нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе». Кропоткин П.А. Этика. - М., 1991. - С. 265.

Наряду с ответственностью, стержнем экологической этики является любовь к природе. Часто любовь к природе считают чем-то несерьезным, чуть ли не выдумкой писателей. Как можно любить всю природу, в которой есть приносящие вред человеку виды? Рассудку трудно бывает побороть соображения собственной выгоды, а для чувства любви, жалости, сострадания достаточно бывает мгновения. Поэтому к экологической этике ближе путь через чувство любви, чем расчет, через благоговение перед природой, чем принятие экологического законодательства, которое еще надо приучиться исполнять. Здесь, как в отношениях между людьми лучше, если все будет основываться, как предлагал Конфуций на нравственности, а не на принуждении. В связи с этим внеклассные мероприятия, уроки биологии, природоведения, экологии должны быть проникнуты экологической чувствительностью, под которой понимается более тонкое проникновение с помощью чувств человека в мир природы.

Вместе с тем в природоохране нельзя отрицать понятие эстетики. Но обучающимся необходимо дать понять, что эстетика всегда вторична по отношению к этике. Красивые птицы не обладают большими правами по отношению к некрасивым. Все живые существа, вне зависимости от их эстетической ценности, имеют одинаковое право на жизнь. Еще один грустный факт. Экологическая этика вступает в конфликт с эстетикой, когда дело касается охоты и процессов, связанных с ней. А. Никольский, исследовавший этот вопрос, справедливо отмечает, что изысканные приемы убийства животных не только многократно воспеты в искусстве, но и стали неотъемлемой частью нашей культуры. Красота убийства животных описана признанными во всем мире талантами - Пушкиным, Тургеневым, Львом Толстым, Хемингуэем. Ради красоты (красоты охоты, убийства животных) люди забывают об этике отношения к животным. «Проблема усугубляется тем, что изысканная охота давно уже стала неотъемлемой частью досуга элиты общества, подражать которой стремится значительная часть населения. Обязательной принадлежностью многих аристократических домов являются трофеи: чучела зверей и птиц, рога и головы животных, коллекции редких бабочек. Наиболее выдающимися признаются трофеи самых крупных животных. Их владельцы на специальных международных конкурсах получают за них престижные награды, медали и большое денежное вознаграждение». В противовес этому А.А. Никольский предлагает на каждом образце охотничьего снаряжения по принципу «Минздрав предупреждает...» писать: «Купленный Вами товар предназначен для убийства зверей и птиц, украшающих природу родного края». Учителю сложно будет сломать стереотипное восприятие «такой красоты», но молчать о данной проблеме нельзя. Поэтому стоит обращаться к примерам возмущения общественности, создания и деятельности различных общественных организаций по защите животных.

Главная задача педагога раскрыть душу ребенка навстречу общению с природой, научить чувствовать красоту, победить равнодушие, что задаст траекторию его будущего поведения в природной среде.



Литература



1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда. - М.: ЮИНИТИ-ДАНА, 2000. - 566 с.

2. Гарин Г.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 384 с.

3. Горелов А.А. Экология: Курс лекций. - М.: Центр, 1998. - 240 с.

4. Карташев А.Г. Введение в экологию. - Томск: Водолей, 1998. - 384 с.

5. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. - М.: Логос, 2001. - 76 с.

6. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. - М.: ПРИОР, 1999. - 304 с.



© 2010-2022