- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса по биологии Все в корнях наших (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по биологии Все в корнях наших (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тарасова И.Ю. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РУБЕЖАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
-
Рассмотрено
на заседании ШМО
(______), протокол №____
______________________
______________________
Согласовано
Зам. по УВР _________________/Ф.И.О./
_________________201__г.
________________________
Утверждено
приказом по МБОУ Рубежанской ООШ от _____201__ г. №______
____________________________
____________________________
Рабочая программа
элективного курса
по биологии
«Все в корнях наших»
для обучающихся 9 класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Тарасова Ирина Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по биологии «Все в корнях наших» для обучающихся
9 класса составлена на основе:
-
учебного пособия Ауэрбаха Ш. «Генетика» Изд. «Атом», 2006 г.
-
учебного плана и годового календарного учебного графика МБОУ Рубежанской ООШ на 2013 - 2014 учебный год (приказ № 19 от 31 августа 2013 года)
Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа курса предусматривает более детальное изучение основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода. В курсе обучения предусматривается освоение основных методов генетики и формирования умений и их использования в практике решения задач. Курс имеет важное значение для воспитания здорового образа жизни и формирования экологической культуры обучающихся.
Цель курса:
-
изучение проблем генетики человека на основе молекулярной генетики, показать, как знание генетики помогает выяснить причины целого ряда наследственных заболеваний, своевременно ставить диагноз и в целом ряде случаев находить меры лечения.
Задачи курса:
-
показать ряд проблем, на которые нет однозначных ответов в самой науке:
а) зачем изучают геном человека?
б) каково влияние окружающей среды на наследственность человека?
в) какова вероятность передачи наследственных заболеваний?
-
научить школьников определять факторы среды, которые могут влиять на те или иные признаки организма и обосновать последствия этого воздействия;
-
расширить представление о СПИДе, мерах профилактики;
-
формировать познавательный интерес школьников к биологии;
-
развивать умения и навыки решения генетических задач;
-
определиться с выбором профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медицина, фармакология, экология и др.)
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план образовательного учреждения Рубежанской ООШ отводит 17 учебных часов на изучение элективного курса биологии 9 класса «Все в корнях наших», посвященному изучению генетики человека. Изучить содержание рабочей программы планируется за 16 часов, т.к. в соответствии с расписанием уроков один урок совпадает с праздничной датой (09.05.2014 г). Корректировка программы проведена за счет объединения тем уроков по теме «Решение генетических задач», что отражено в календарно - тематическом планировании.
Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний раздела «Генетика», активизировать познавательную деятельность обучающихся. Особенность занятий - их проблематичный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые имеют большое практическое значение для каждого человека.
Содержание программы курса выделяем две части:
-
теоретическая;
-
практическая.
В теоретической части раскрываем особенности строения гена и генома, хромосомные и генные мутации вызывающие наследственные заболевания, их профилактика и лечение; иммунитет, его молекулярные механизмы, болезни иммунитета и качество среды обитания (раскрываем основы генетики человека и медицинской генетики).
В практической части предполагается выполнение исследовательских работ, рефератов, решение генетических задач.
Элективный курс предусматривает классно-урочную систему, лекционно-практическую, личностно-ориентированную педагогические технологии.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химического производства. Органическая химия. Строение и функции органических молекул (ДНК, РНК). Физика. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Программа предусматривает использование типового оборудования кабинета школы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
Знать действие законов наследственности и наследования на человека
-
Правильно истолковывать законы генетики с учетом объекта исследования
-
Иметь навыки анализа и прогноза генетических событий в семьях людей, отдельного человека и в популяции
-
Научиться обосновывать меры профилактики наследственных заболеваний и ВИЧ - инфекции
-
Уметь расшифровывать генетические процессы, протекающие в живых организмах
Формы контроля
-
Внешний контроль, взаимоконтроль
-
Индивидуальный, фронтальный
-
Тестовые задания, презентации, защита рефератов, проектов, исследовательских работ
Содержание программы
Занятие 1. Современное представление о гене
Что представляет собой ген?
Строение гена. Организация генома. Генотип эукариотических клеток. Развитие представлений о гене. Характеристика генов - особенности псевдогенов, уникальные гены, повторяющиеся гены, рекомбинирующие (прыгающие) гены, транспозоны.
Демонстрации: таблицы, схемы строения гена эукариот, рисунки, модель ДНК, портреты ученых Г. Мендель.
Занятие 2. Тайны генома
Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Хромосомный набор организма человека. Комплексные исследования генома человека. Методы современного молекулярно-генетического анализа. Геномная дактилоскопия. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований связанных с геномом человека. Генная терапия. Перспективные открытия в области исследований генома человека.
Демонстрации: таблицы, схемы, фото хромосомного набора человека.
Занятие 3. Основы современной генетики человека
Особенности генетики человека. История возникновения и развития. Методы изучения генетики человека: генеалогический, онтогенетический, цитогенетический, близнецовый, дерматоглифики, электрофизиологические, иммунологический, популяционный.
Особенности строения кариотипа человека.
Демонстрации: таблицы, рисунки, фото кариотипа человека, близнецов, графики, диаграммы родословных великих людей, слайды «Наследование признаков у человека».
Занятие 4,5. Гены и здоровье
Генетические факторы развития заболеваний. Наследственные заболевания связанные с мутациями (фенилкетонурия, галактоземия, ахандроплазия). Наследственные заболевания вызванные изменением числа хромосом (синдром Дауна, Патау, Эдвадса). Наследования сцепленные с полом (у женщин - синдром Шерешевского-Тернера, у мужчин синдром Клайнфельшера). Наследование сцепленное с X-хромосомой (гемофилия, дальтонизм). Проблемы онкологии. Летальные и полулетальные гены. Генетика и медицина. Презентации учащихся.
Демонстрации: фото, рисунки, слайды «Наследственные болезни человека».
Занятие 6.7.Профилактика наследственных заболеваний
Экологические факторы. Чистота окружающей среды, загрязнение среды мутагенами и канцерогенами. Радиация и наследственность. Мутагены, человек и биосфера. Мутагены среды и охрана наследственности человека. Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на потомство. Близкородственные браки. Медико-генетическое консультирование. Дородовая диагностика наследственных заболеваний. Генетический скрининг. Евгеника. Размышление о клонировании людей.
Демонстрации: таблицы, рисунки, плакаты, кинофильм «Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на здоровье человека».
Занятие 8.9. Наследственность и группы крови человека
Наследование групп крови у человека (система АВО) по типу серии множественных аллей. Действие трех аллей одного гена. Доминантные и рецессивные гены. Соотношение генотипов (гомозиготных и гетерозиготных) и групп крови.
Принцип переливания крови. Частота встречаемости универсального донора и универсального реципиента (по двум параметрам: группа крови по системе АВО и резус-фактор). Наследование групп крови и медико-юридическое применение (установление отцовства).
Демонстрации: таблицы, схемы, портреты ученых К. Ландштейнер.
Занятие 10,11. Иммунитет, его молекулярные механизмы
Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитные функции крови. Вич-инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа. Помощь организму.
Демонстрации: таблицы, схемы, портреты ученых И.И. Мечников, кинофильм.
Часть 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Занятие 12,13. Исследовательская работа
Составление и анализ генеалогического древа. Проявление признаков у человека при аутосомном доминировании и рецессивном типе наследования.
Демонстрации: родословные великих людей А. Пушкина, С. Ковалевской и др.
Занятие 14. Решение генетических задач
Наследование групп крови по системе АВО у человека. Определение принадлежности детей их родителям, возможность переливания крови от родителей детям, определение потомства по генотипу отца и матери и т.д.
Занятие 15. Решение генетических задач
Наследование сцепленное c полом, X-хромосомой (гемофилия, дальтонизм), наследование связанное с У-хромосомой (гипертрихоз). Доминирование генов и неполное доминирование (анофтальмия). Хромосомные болезни человека связанные с нарушением половых хромосом, синдромы Шерешевского-Тернера и Клайнфельтера, Дигибридное и полигибридное скрещивание.
Занятие 16-17. Зачет
-
Защита рефератов и проектов.
-
Защита исследовательских работ:
«Генеалогическое древо моей семьи»;
«Близнецы нашей школы»;
«Наследственные заболевания моей семьи».
ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ И РЕФЕРАТОВ
-
История открытия и изучения генов.
-
Геномные исследования и болезни человека.
-
Проблема расшифровки генотипа.
-
Международный проект «Геном человека».
-
Хромосомные болезни человека.
-
Генетика и медицина.
-
Гены и поведение человека.
-
А. Пушкин и его родословная с позиций медицинской генетики.
-
Наследственность и экология.
-
Генетические последствия Чернобыля.
Учебно - тематический план
Название темы
Количество
Всего
Часов
лекций
практика
Образовательный продукт
1. Современное представление о гене
1
1
План- конспект лекции
2. Тайны генома
1
1
конспект
3.Основы современной генетики человека
1
1
Конспект, презентация
4.Гены и здоровье
2
1
1
Конспект, презентации обучающихся
5.Профилактика наследственных заболеваний
2
2
Тест, конспект
6. Наследственность и группы крови человека
2
1
1
Конспект, решение задач
7. Иммунитет, его молекулярные механизмы
2
2
конспект
8.Исследовательская работа
2
2
Составление и анализ генеалогического древа
9.Решение генетических задач
2
2
Решение задач
10.Защита проектов, исследовательских работ и рефератов по курсу «Все в корнях наших»
2
2
Защита проектов, исследовательских работ, рефератов.
ИТОГО:
17
9
8
Календарно-тематическое планирование элективного курса по биологии «Все в корнях наших»
-
№
п/п
Наименование раздела, тем уроков
дата
Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, содержание учебного материала
по плану
фактич.
1
Современное представление о гене
24.01
Знать, что представляет собой ген, строение гена, организация генома, генотип эукариотических клеток, развитие представлений о гене, характеристику генов - особенности псевдогенов, уникальные гены, повторяющиеся гены, рекомбинирующие (прыгающие) гены, транспозоны.
2
Тайны генома
31.01
Познакомиться с геномом человека, наследственность и изменчивость организмов, хромосомным набором организма человека.
Изучить комплексные исследования генома человека, методы современного молекулярно-генетического анализа, геномную дактилоскопия.
Фронтальный устный опрос
3
Основы современной генетики человека
07.02
Изучить особенности генетики человека, историю возникновения и развития науки генетики, методы изучения генетики человека: генеалогический, онтогенетический, цитогенетический, близнецовый,
дерматоглифики, электрофизиологические, иммунологический, популяционный.
Познакомиться с особенностями строения кариотипа человека. Фронтальный устный опрос, тестирование
4 -5
Гены и здоровье
14.02,
21.02
Знать генетические факторы развития заболеваний, наследственные заболевания, связанные с мутациями, вызванные изменением числа хромосом, наследования сцепленные с полом , наследование сцепленное с X-хромосомой
Познакомиться с проблемами онкологии
Презентации обучающихся
6 - 7
Профилактика наследственных заболеваний
28.02,
07.03
Познакомиться с влиянием чистоты окружающей среды, на организм человека, влияние радиации на наследственность, никотина, алкоголя и наркотических веществ на потомство.
Знать особенность близкородственных браков.
Индивидуальный устный опрос, сообщения обучающихся
8 - 9
Наследственность и группы крови человека
14.03,
21.03
Изучить особенности наследование групп крови у человека (система АВО) по типу серии множественных аллей, действие трех аллей одного гена, доминантные и рецессивные гены.
Познакомиться с наследованием групп крови и медико-юридическим применением (установление отцовства).
Фронтальный устный опрос, тестовые задания
10-11
Иммунитет, его молекулярные механизмы
04.04,
11.04
Знать иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов, защитные функции крови, вич-инфекция и СПИД
Фронтальный устный опрос, презентации
12-13
Исследовательская работа
18.04,
25.04
Составление и анализ генеалогического древа. Проявление признаков у человека при аутосомном доминировании и рецессивном типе наследования.
Практическая часть, исследовательская работа
14 -15
Решение генетических задач
02.05,
09.05
Наследование групп крови по системе АВО у человека. Определение принадлежности детей их родителям, возможность переливания крови от родителей детям, определение потомства по генотипу отца и матери и т.д.
Практическая часть
16-17
Защита проектов, исследовательских работ и рефератов по курсу «Все в корнях наших»
16.05,
23.05
Защита проектов, рефератов и исследовательских работ по теме курса