Рабочая программа элективного курса по биологии Все в корнях наших (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РУБЕЖАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Рассмотрено

на заседании ШМО

(______), протокол №____

______________________

______________________

Согласовано

Зам. по УВР _________________/Ф.И.О./

_________________201__г.

________________________

Утверждено

приказом по МБОУ Рубежанской ООШ от _____201__ г. №______

____________________________

____________________________


Рабочая программа

элективного курса

по биологии

«Все в корнях наших»

для обучающихся 9 класса


на 2013-2014 учебный год

Учитель: Тарасова Ирина Юрьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по биологии «Все в корнях наших» для обучающихся

9 класса составлена на основе:

  • учебного пособия Ауэрбаха Ш. «Генетика» Изд. «Атом», 2006 г.

  • учебного плана и годового календарного учебного графика МБОУ Рубежанской ООШ на 2013 - 2014 учебный год (приказ № 19 от 31 августа 2013 года)

Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа курса предусматривает более детальное изучение основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода. В курсе обучения предусматривается освоение основных методов генетики и формирования умений и их использования в практике решения задач. Курс имеет важное значение для воспитания здорового образа жизни и формирования экологической культуры обучающихся.

Цель курса:

  • изучение проблем генетики человека на основе молекулярной генетики, показать, как знание генетики помогает выяснить причины целого ряда наследственных заболеваний, своевременно ставить диагноз и в целом ряде случаев находить меры лечения.

Задачи курса:

  • показать ряд проблем, на которые нет однозначных ответов в самой науке:

а) зачем изучают геном человека?

б) каково влияние окружающей среды на наследственность человека?

в) какова вероятность передачи наследственных заболеваний?

  • научить школьников определять факторы среды, которые могут влиять на те или иные признаки организма и обосновать последствия этого воздействия;

  • расширить представление о СПИДе, мерах профилактики;

  • формировать познавательный интерес школьников к биологии;

  • развивать умения и навыки решения генетических задач;

  • определиться с выбором профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медицина, фармакология, экология и др.)




Место предмета в базисном учебном плане

Учебный план образовательного учреждения Рубежанской ООШ отводит 17 учебных часов на изучение элективного курса биологии 9 класса «Все в корнях наших», посвященному изучению генетики человека. Изучить содержание рабочей программы планируется за 16 часов, т.к. в соответствии с расписанием уроков один урок совпадает с праздничной датой (09.05.2014 г). Корректировка программы проведена за счет объединения тем уроков по теме «Решение генетических задач», что отражено в календарно - тематическом планировании.

Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний раздела «Генетика», активизировать познавательную деятельность обучающихся. Особенность занятий - их проблематичный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые имеют большое практическое значение для каждого человека.

Содержание программы курса выделяем две части:

  • теоретическая;

  • практическая.

В теоретической части раскрываем особенности строения гена и генома, хромосомные и генные мутации вызывающие наследственные заболевания, их профилактика и лечение; иммунитет, его молекулярные механизмы, болезни иммунитета и качество среды обитания (раскрываем основы генетики человека и медицинской генетики).

В практической части предполагается выполнение исследовательских работ, рефератов, решение генетических задач.

Элективный курс предусматривает классно-урочную систему, лекционно-практическую, личностно-ориентированную педагогические технологии.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химического производства. Органическая химия. Строение и функции органических молекул (ДНК, РНК). Физика. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Программа предусматривает использование типового оборудования кабинета школы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Знать действие законов наследственности и наследования на человека

  • Правильно истолковывать законы генетики с учетом объекта исследования

  • Иметь навыки анализа и прогноза генетических событий в семьях людей, отдельного человека и в популяции

  • Научиться обосновывать меры профилактики наследственных заболеваний и ВИЧ - инфекции

  • Уметь расшифровывать генетические процессы, протекающие в живых организмах

Формы контроля

  1. Внешний контроль, взаимоконтроль

  2. Индивидуальный, фронтальный

  3. Тестовые задания, презентации, защита рефератов, проектов, исследовательских работ

Содержание программы

Занятие 1. Современное представление о гене

Что представляет собой ген?

Строение гена. Организация генома. Генотип эукариотических клеток. Развитие представлений о гене. Характеристика генов - особенности псевдогенов, уникальные гены, повторяющиеся гены, рекомбинирующие (прыгающие) гены, транспозоны.

Демонстрации: таблицы, схемы строения гена эукариот, рисунки, модель ДНК, портреты ученых Г. Мендель.

Занятие 2. Тайны генома

Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Хромосомный набор организма человека. Комплексные исследования генома человека. Методы современного молекулярно-генетического анализа. Геномная дактилоскопия. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований связанных с геномом человека. Генная терапия. Перспективные открытия в области исследований генома человека.

Демонстрации: таблицы, схемы, фото хромосомного набора человека.

Занятие 3. Основы современной генетики человека

Особенности генетики человека. История возникновения и развития. Методы изучения генетики человека: генеалогический, онтогенетический, цитогенетический, близнецовый, дерматоглифики, электрофизиологические, иммунологический, популяционный.

Особенности строения кариотипа человека.

Демонстрации: таблицы, рисунки, фото кариотипа человека, близнецов, графики, диаграммы родословных великих людей, слайды «Наследование признаков у человека».

Занятие 4,5. Гены и здоровье

Генетические факторы развития заболеваний. Наследственные заболевания связанные с мутациями (фенилкетонурия, галактоземия, ахандроплазия). Наследственные заболевания вызванные изменением числа хромосом (синдром Дауна, Патау, Эдвадса). Наследования сцепленные с полом (у женщин - синдром Шерешевского-Тернера, у мужчин синдром Клайнфельшера). Наследование сцепленное с X-хромосомой (гемофилия, дальтонизм). Проблемы онкологии. Летальные и полулетальные гены. Генетика и медицина. Презентации учащихся.

Демонстрации: фото, рисунки, слайды «Наследственные болезни человека».

Занятие 6.7.Профилактика наследственных заболеваний

Экологические факторы. Чистота окружающей среды, загрязнение среды мутагенами и канцерогенами. Радиация и наследственность. Мутагены, человек и биосфера. Мутагены среды и охрана наследственности человека. Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на потомство. Близкородственные браки. Медико-генетическое консультирование. Дородовая диагностика наследственных заболеваний. Генетический скрининг. Евгеника. Размышление о клонировании людей.

Демонстрации: таблицы, рисунки, плакаты, кинофильм «Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на здоровье человека».

Занятие 8.9. Наследственность и группы крови человека

Наследование групп крови у человека (система АВО) по типу серии множественных аллей. Действие трех аллей одного гена. Доминантные и рецессивные гены. Соотношение генотипов (гомозиготных и гетерозиготных) и групп крови.

Принцип переливания крови. Частота встречаемости универсального донора и универсального реципиента (по двум параметрам: группа крови по системе АВО и резус-фактор). Наследование групп крови и медико-юридическое применение (установление отцовства).

Демонстрации: таблицы, схемы, портреты ученых К. Ландштейнер.

Занятие 10,11. Иммунитет, его молекулярные механизмы

Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитные функции крови. Вич-инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа. Помощь организму.

Демонстрации: таблицы, схемы, портреты ученых И.И. Мечников, кинофильм.


Часть 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Занятие 12,13. Исследовательская работа

Составление и анализ генеалогического древа. Проявление признаков у человека при аутосомном доминировании и рецессивном типе наследования.

Демонстрации: родословные великих людей А. Пушкина, С. Ковалевской и др.

Занятие 14. Решение генетических задач

Наследование групп крови по системе АВО у человека. Определение принадлежности детей их родителям, возможность переливания крови от родителей детям, определение потомства по генотипу отца и матери и т.д.

Занятие 15. Решение генетических задач

Наследование сцепленное c полом, X-хромосомой (гемофилия, дальтонизм), наследование связанное с У-хромосомой (гипертрихоз). Доминирование генов и неполное доминирование (анофтальмия). Хромосомные болезни человека связанные с нарушением половых хромосом, синдромы Шерешевского-Тернера и Клайнфельтера, Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Занятие 16-17. Зачет

  1. Защита рефератов и проектов.

  2. Защита исследовательских работ:

«Генеалогическое древо моей семьи»;

«Близнецы нашей школы»;

«Наследственные заболевания моей семьи».

ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ И РЕФЕРАТОВ


  1. История открытия и изучения генов.

  2. Геномные исследования и болезни человека.

  3. Проблема расшифровки генотипа.

  4. Международный проект «Геном человека».

  5. Хромосомные болезни человека.

  6. Генетика и медицина.

  7. Гены и поведение человека.

  8. А. Пушкин и его родословная с позиций медицинской генетики.

  9. Наследственность и экология.

  10. Генетические последствия Чернобыля.












Учебно - тематический план


Название темы

Количество

Всего

Часов

лекций


практика

Образовательный продукт

1. Современное представление о гене

1

1

План- конспект лекции

2. Тайны генома

1

1

конспект

3.Основы современной генетики человека

1

1

Конспект, презентация

4.Гены и здоровье

2

1

1

Конспект, презентации обучающихся

5.Профилактика наследственных заболеваний

2

2

Тест, конспект

6. Наследственность и группы крови человека

2

1

1

Конспект, решение задач

7. Иммунитет, его молекулярные механизмы

2

2

конспект

8.Исследовательская работа

2

2

Составление и анализ генеалогического древа

9.Решение генетических задач

2

2

Решение задач

10.Защита проектов, исследовательских работ и рефератов по курсу «Все в корнях наших»

2

2

Защита проектов, исследовательских работ, рефератов.

ИТОГО:

17

9

8





Календарно-тематическое планирование элективного курса по биологии «Все в корнях наших»



п/п




Наименование раздела, тем уроков


дата

Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, содержание учебного материала

по плану

фактич.

1

Современное представление о гене

24.01

Знать, что представляет собой ген, строение гена, организация генома, генотип эукариотических клеток, развитие представлений о гене, характеристику генов - особенности псевдогенов, уникальные гены, повторяющиеся гены, рекомбинирующие (прыгающие) гены, транспозоны.

2

Тайны генома

31.01

Познакомиться с геномом человека, наследственность и изменчивость организмов, хромосомным набором организма человека.

Изучить комплексные исследования генома человека, методы современного молекулярно-генетического анализа, геномную дактилоскопия.

Фронтальный устный опрос

3

Основы современной генетики человека

07.02

Изучить особенности генетики человека, историю возникновения и развития науки генетики, методы изучения генетики человека: генеалогический, онтогенетический, цитогенетический, близнецовый,

дерматоглифики, электрофизиологические, иммунологический, популяционный.

Познакомиться с особенностями строения кариотипа человека. Фронтальный устный опрос, тестирование

4 -5

Гены и здоровье

14.02,

21.02

Знать генетические факторы развития заболеваний, наследственные заболевания, связанные с мутациями, вызванные изменением числа хромосом, наследования сцепленные с полом , наследование сцепленное с X-хромосомой

Познакомиться с проблемами онкологии

Презентации обучающихся

6 - 7

Профилактика наследственных заболеваний

28.02,

07.03

Познакомиться с влиянием чистоты окружающей среды, на организм человека, влияние радиации на наследственность, никотина, алкоголя и наркотических веществ на потомство.

Знать особенность близкородственных браков.

Индивидуальный устный опрос, сообщения обучающихся

8 - 9

Наследственность и группы крови человека

14.03,

21.03

Изучить особенности наследование групп крови у человека (система АВО) по типу серии множественных аллей, действие трех аллей одного гена, доминантные и рецессивные гены.

Познакомиться с наследованием групп крови и медико-юридическим применением (установление отцовства).

Фронтальный устный опрос, тестовые задания

10-11

Иммунитет, его молекулярные механизмы

04.04,

11.04

Знать иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов, защитные функции крови, вич-инфекция и СПИД

Фронтальный устный опрос, презентации

12-13

Исследовательская работа

18.04,

25.04

Составление и анализ генеалогического древа. Проявление признаков у человека при аутосомном доминировании и рецессивном типе наследования.

Практическая часть, исследовательская работа

14 -15

Решение генетических задач

02.05,

09.05

Наследование групп крови по системе АВО у человека. Определение принадлежности детей их родителям, возможность переливания крови от родителей детям, определение потомства по генотипу отца и матери и т.д.

Практическая часть

16-17

Защита проектов, исследовательских работ и рефератов по курсу «Все в корнях наших»

16.05,

23.05

Защита проектов, рефератов и исследовательских работ по теме курса













© 2010-2022