Урок по биологии по теме Биосинтез белка ( 10 класс)

             Урок по биологии  по теме  " Биосинтез белка"( 10 класс) Тип урока: урок изучения нового материала. Общепедагогические методы и методические приемы:частично - поисковый,демонстрационный,словесный,наглядный,самостоятельная работа с дидактическим материалом.Сопровождение урока презентациями, рисунками, схемами, использование мультимедиа. Контроль ЗУН: тесты, решение биологических задач. Самостоятельное выполнение учащимися интерактивных заданий и комментирование  анимации по изученно...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: урок изучения нового материала.

  • Цель урока: Изучение процесса синтеза белков в рибосоме

Задачи урока:

  1. Сформировать знания об основном процессе метаболизма - биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе.

  2. Изучить молекулярные основы передачи и реализации наследственной информации и роль нуклеиновых кислот и белков в этих процессах.

  3. Развивать мышление на основе решения биологических задач и познавательный интерес к изучению природы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийной презентация.

Общепедагогические методы и методические приемы, используемые на уроке:

Общепедагогические методы и методические приемы:

Методы и методические приемы

использования мультимедийных технологий

Частично - поисковый

Сопровождение урока презентациями, рисунками, схемами.

Демонстрационный

Использование мультимедиа

Словесный

Устный опрос учащихся по схеме предыдущего урока

Наглядный

Контроль ЗУН: тесты, решение биологических задач.

Самостоятельная работа с дидактическим материалом

Самостоятельное выполнение учащимися интерактивных заданий и комментирование анимации по изученной теме.


Технологическая карта урока

Этап урока

Описание данного этапа

1

Проверка домашнего задания:



устный опрос учащихся с использованием интерактивных заданий и схемы фотосинтеза. Вызывается два человека.

Первое задание - интерактивное пособие - строение хлорофилла. Второе - рассказ о процессе фотосинтеза по схеме.


2.


Актуализация знаний, Постановка темы и цели урока



Модель биосинтеза белка сходен с постройкой дома. Ученики сопоставляют два процесса.

3

Изучение нового материала

Запись определения в тетрадь. Биосинтез (от греч. bios - "жизнь" и synthesis- "соединение") - образование органических веществ, происходящее в живых клетках с помощью ферментов и внутриклеточных структур

4


Виды РНК

В биосинтезе молекул белка участвуют разные аминокислоты, многочисленные ферменты, рибосомы и разные РНК . 1ученик работает с интерактивным пособием. Интерактивное пособие позволяет схематично показать виды РНК и их функции.

5


Интерактивная схема - изображение процесса биосинтеза белка. 1 этап - транскрипция



Интерактивный анимированный фильм о процессе транскрипции. Озвучивает учитель.

7


Самостоятельная работа по закреплению 1 этапа урока

Интерактивное задание. 1 ученик у доски, остальные на местах (карточки-задания).

9


2 этап урока - трансляция



Интерактивный анимированный фильм о процессе трансляции


10

Самостоятельная работа по закреплению 2 этапа урока



Интерактивное задание. 1 ученик у доски, остальные на местах (карточки-задания).

11


Самостоятельная работа по изучению

т -РНК



Интерактивное пособие по строению

Т- РНК. Интерактивное задание. Все вместе выполняют тренировочное интерактивное задание, которое позволяет сразу проверить правильность ответов

12


Общая схема биосинтеза


Общая схема процесса биосинтеза. Очень хорошо помогает в дальнейшем для понимания решения задач

14

Закренления. Создание модели биосинтез белка


Работа с интерактивной доской

15

Рефлексия

Домашнее задание

Карточки с задачами


Конспект урока

1.Вы не задумывались над вопросом:

«Почему ваши одноклассники имеют разный вес?». «Почему старые люди становятся меньше ростом?». Ваше мнение ребята. Правильно, это зависит от обмена веществ. Что такое обмен веществ?

Обмен веществ - это поступление веществ, преобразование этих веществ и удаление продуктов распада. Из каких 2 этапов состоит обмен веществ? (Пластический и энергетический)

На прошлом уроке мы разбирали пример пластического обмена - это фотосинтез. Фотосинтез происходит в зеленых пластинках-хлоропластах. Расскажите строение хлоропласта, используя интерактивную схему (слайд №2).

(Ученик выбирает сам вариант ответа: тестовый, используя подсказку, демонстрационный).

А каков механизм фотосинтеза? Расскажите о темновой и световой фазах фотосинтеза ,используя интерактивную схему (слайд №3).

2. Мы рассмотрели пример пластического обмена в растительной клетке. Приведите пример биосинтеза в клетке человека.

В среднем у человека каждые 80 дней меняется половина всех тканевых белков; ферменты печени (в ней идут особенно интенсивные реакции) обновляются через 2-4 часа, а некоторые - через несколько десятков минут. Молекулы белка постоянно денатурируются и приходят в негодность в процессе жизнедеятельности. Проблема: как пополняются белки в клетке?

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Тема урока Биосинтез белка (запись в конспектах).

Конспект заготавливается учителем , раздается в начале урока.

Запись определения в конспект.

Биосинтез (от греч. bios - "жизнь" и synthesis- "соединение") - образование органических веществ, происходящее в живых клетках с помощью ферментов и внутриклеточных структур (слайд №4).

Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «в начале урока».

3. Процесс биосинтеза белка напоминает строительство дома.

Работа в группах. На листочках напишите, что необходимо для строительства дома.

Ответы (строительство дома: проект дома, рабочие, стройматериалы, место для строительства, транспорт.

Сравните, условия необходимые для строительства дома, предложенные вами, с органоидами и органическими веществами клетки и найдите аналогичные. Смоделируйте процесс биосинтеза, аналогично процессу Урок по биологии по теме Биосинтез белка( 10 класс)Урок по биологии по теме Биосинтез белка( 10 класс)Урок по биологии по теме Биосинтез белка( 10 класс)

ферменты, аминокислоты, рибосомы, и-РНК, Т-РНК, ДНК

строительства дома. Один ученик работает с интерактивным пособием (слайд№4).

4.В процессе биосинтеза белка принимают участие: аминокислоты, ферменты, ДНК, РНК.

Какие бывают виды РНК?

В биосинтезе молекул белка участвуют разные аминокислоты, многочисленные ферменты, рибосомы и разные РНК. Ученик работает с интерактивным пособием. Интерактивное пособие позволяет схематично показать виды РНК и их функции. Ответы учеников (и-РНК, т-РНК, рибосомные, перечислят функции РНК) (слайд №6).

1этап биосинтеза белка-транскрипция-процесс создания и-РНК путем переписывания с ДНК на и-РНК. Интерактивная схема - изображение процесса биосинтеза белка. Интерактивный анимированный фильм о процессе транскрипции. Озвучивает учитель (слайд №6).

Работа с конспектом урока, записываем определение транскрипции ( используем учебник).

Самостоятельная работа по закреплению 1 этапа урока. Интерактивное задание. 1 ученик у доски, остальные на местах ( слайд №7).

Задание №1. Составьте и - РНК по фрагменту ДНК (работа с конспектами).

2 этап урока - трансляция: синтез полипептидных цепей белков на матрице и-РНК. Интерактивный анимированный фильм о процессе трансляции. Озвучивает учитель (слайд №8).

Самостоятельная работа по закреплению 2 этапа урока (слайд №8).

Интерактивное задание. 1 ученик у доски, остальные на местах (задание №1). Работа с конспектами.

Самостоятельная работа по изучению т - РНК задание №2 (работа с учебниками).

Интерактивное пособие по строению т- РНК. Интерактивное задание. Все вместе выполняют тренировочное интерактивное задание, которое позволяет сразу проверить правильность ответов. Общая схема процесса биосинтеза. Очень хорошо помогает в дальнейшем для понимания решения задач Закрепления ( слайд №9).

5. Задание смоделировать биосинтез белка.

В группах работают с ноутбуками. 1 ученик у доски с интерактивным пособием (слайд №9).

Заполнили листки рефлексии

6. Решение задач. Используя презентацию, знакомимся с алгоритмом решения задач. Ученики работают в группах. Затем проверяем, используя презентацию.

Дом задание - задачи.

Приложение

Задачи по теме «Биосинтез белков».


  1. Известен фрагмент полипептидной цепочки

- ала - ала - цис - глу- ала - тир -мет - арг - лиз - фен -

Определите последовательность нуклеотидов участка гена, несущего информацию для указанной полипептидной цепи.


  1. Дана последовательность нуклеотидов участка гена:

-А-А-Т-Т-Т-Г-Ц-Ц-А-Ц-А-Ц-А-А-Т-Г-Ц-А-А-Т-Г-

Определите первичную структуру белковой молекулы, закодированной данной последовательностью нуклеотидов.


  1. На фрагменте ДНК, имеющем состав

-А-Г-Т-Ц-Ц-Ц-Т-А-Г-А-А-Т-

Синтезирован фрагмент и-РНК. Укажите его состав.


  1. Какой принцип лежит в основе удвоения молекул ДНК. По этому принципу достройте недостающую цепь к следующей последовательности нуклеотидов в ДНК

- ААТ -ТГЦ - АТЦ -ЦТГ - ГГА - ААТ - АТЦ -

Укажите последовательность нуклеотидов в и-РНК и закодированную в ней пептидную цепь.


  1. Из общего количества нуклеотидов в ДНК гуанинов содержится 30 %. Каково содержание аденинов?


  1. Определите первичную структуре белка, закодированного в левой цепи гена, если участок его правой цепи имеет следующую последовательность нуклеотидов:

- А -А - Т -А - Т - Г - Ц -А - Ц - Г - Ц - А - …


  1. Пользуясь таблицей кода ДНК, определите какие аминокислоты кодируют триплеты

АТГ - ААТ - ГАЦ - ТТТ -

Какими триплетами закодированы аминокислоты:

Вал - Гли - Сер -

  1. В цепи ДНК находится 16 % цитозинов. Определите процентное содержание тиминов, аденинов.



  1. Какую аминокислоту транспортирует т-РНК с кодом

т-РНК - ЦУУ т-РНК - ГГА


  1. Из общего количества нуклеотидов в ДНК тиминов содержится 880, что составляет 21%. Каково содержание гуанинов в данной цепи.


  1. На фрагменте ДНК, имеющем состав

-Ц-Ц-А-Ц-Г-Т-Г-Т-Ц-Т-Т-Ц-

синтезирован фрагмент и-РНК. Укажите его состав.


  1. Пользуясь таблицей кода и-РНК, определите, какие аминокислоты кодируют триплеты

УАЦ - ЦАУ - ГГУ - УУУ -

Какими триплетами закодированы аминокислоты

Глн - иле -


  1. В цепи ДНК всего 3200 нуклеотидов. Из них цитозинов 26 %. Определите содержание аденинов, тиминов.


  1. В цепи ДНК аденина находится 16 %. Определите процентное содержание тиминов, гуанинов, цитозинов.


  1. Каким может быть аминокислотный состав фрагментов белковых молекул, синтезированных в рибосомах в присутствии следующих фрагментов и-РНК

-Г-Г-У-Ц-А-Г-У-Ц-Г-Ц-У-Ц-Ц-У-Г-А-У-У-

Группа1

Задача 1.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

Г-Т-Т-А-Т-Г-Г-А-А-Г-А-А.

Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Задание 2

В искусственных условиях (вне клетки) удаётся синтезировать белок, используя для этого готовые, взятые из клеток организмов компоненты ( и-РНК, рибосомы, аминокислоты, АТФ, ферменты). Какой - овечий или кроличий - белок будет синтезироваться, если для искусственного синтеза взяты рибосомы кролика, а и- РНК - из клеток овцы? Почему

Группа 2

Задача 1.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

Ц-Ц-А-Ц-Г-Т-Т-Ц-Т-Т-Ц-Ц.

Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, ис­пользуя таблицу генетического кода.

Задание 2

Одна макромолекула белка гемоглобина, состоящая из 574 аминокислот, синтезируется в рибосоме в течение 90 секунд. Объясните: а) сколько аминокислот «сшивается» в молекулу этого белка за 1 секунду; б) в чем заключается функция гемоглобина?





Группа 3

Задача 1.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

А-А-Т-Т-Т-Г-Ц-Ц-А-Ц-А-Ц.

Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, ис­пользуя таблицу генетического кода.

Задание 2

В организме человека ежесекундно разрушается и образуется в среднем по 2 млн. эритроцитов, каждый из которых содержит 280 млн. макромолекул гемоглобина. Определите: а) сколько всего макромолекул гемоглобина находится каждую секунду в процессе «сборки» белка; б) в каком органе происходит образование эритроцитов?

Группа 4

Задача 1.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

Т-Т-А-Ц-Ц-Г-Т-Т-Г-Ц-Ц-А.

Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, ис­пользуя таблицу генетического кода.

Задание 2

У людей, больных серповидноклеточной анемией, первичная структура гемоглобина отличается от нормального гемоглобина лишь в одной точке: седьмое место занимает не глутаминовая кислота, а валин. В остальном первичная структура белка гемоглобина нормального и изменённого одинакова. Определите, из каких нуклеотидов состоят седьмые кодоны в молекулах и-РНК , участвующих в синтезе гемоглобина (нормального и изменённого).

Группа1

Задача 1.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

Г-Т-Т-А-Т-Г-Г-А-А-Г-А-А.

Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Задание 2

В искусственных условиях (вне клетки) удаётся синтезировать белок, используя для этого готовые, взятые из клеток организмов компоненты ( и-РНК, рибосомы, аминокислоты, АТФ, ферменты). Какой - овечий или кроличий - белок будет синтезироваться, если для искусственного синтеза взяты рибосомы кролика, а и- РНК - из клеток овцы? Почему

Группа 2

Задача 1.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

Ц-Ц-А-Ц-Г-Т-Т-Ц-Т-Т-Ц-Ц.

Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, ис­пользуя таблицу генетического кода.

Задание 2

Одна макромолекула белка гемоглобина, состоящая из 574 аминокислот, синтезируется в рибосоме в течение 90 секунд. Объясните: а) сколько аминокислот «сшивается» в молекулу этого белка за 1 секунду; б) в чем заключается функция гемоглобина?





Группа 3

Задача 1.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

А-А-Т-Т-Т-Г-Ц-Ц-А-Ц-А-Ц.

Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, ис­пользуя таблицу генетического кода.

Задание 2

В организме человека ежесекундно разрушается и образуется в среднем по 2 млн. эритроцитов, каждый из которых содержит 280 млн. макромолекул гемоглобина. Определите: а) сколько всего макромолекул гемоглобина находится каждую секунду в процессе «сборки» белка; б) в каком органе происходит образование эритроцитов?

Группа 4

Задача 1.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

Т-Т-А-Ц-Ц-Г-Т-Т-Г-Ц-Ц-А.

Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, ис­пользуя таблицу генетического кода.

Задание 2

У людей, больных серповидноклеточной анемией, первичная структура гемоглобина отличается от нормального гемоглобина лишь в одной точке: седьмое место занимает не глутаминовая кислота, а валин. В остальном первичная структура белка гемоглобина нормального и изменённого одинакова. Определите, из каких нуклеотидов состоят седьмые кодоны в молекулах и-РНК , участвующих в синтезе гемоглобина (нормального и изменённого).

Приложение

Задачи по теме «Биосинтез белков».


  1. Известен фрагмент полипептидной цепочки

- ала - ала - цис - глу- ала - тир -мет - арг - лиз - фен -

Определите последовательность нуклеотидов участка гена, несущего информацию для указанной полипептидной цепи.


  1. Дана последовательность нуклеотидов участка гена:

-А-А-Т-Т-Т-Г-Ц-Ц-А-Ц-А-Ц-А-А-Т-Г-Ц-А-А-Т-Г-

Определите первичную структуру белковой молекулы, закодированной данной последовательностью нуклеотидов.


  1. На фрагменте ДНК, имеющем состав

-А-Г-Т-Ц-Ц-Ц-Т-А-Г-А-А-Т-

Синтезирован фрагмент и-РНК. Укажите его состав.


  1. Какой принцип лежит в основе удвоения молекул ДНК. По этому принципу достройте недостающую цепь к следующей последовательности нуклеотидов в ДНК

- ААТ -ТГЦ - АТЦ -ЦТГ - ГГА - ААТ - АТЦ -

Укажите последовательность нуклеотидов в и-РНК и закодированную в ней пептидную цепь.


  1. Из общего количества нуклеотидов в ДНК гуанинов содержится 30 %. Каково содержание аденинов?


  1. Определите первичную структуре белка, закодированного в левой цепи гена, если участок его правой цепи имеет следующую последовательность нуклеотидов:

- А -А - Т -А - Т - Г - Ц -А - Ц - Г - Ц - А - …


  1. Пользуясь таблицей кода ДНК, определите какие аминокислоты кодируют триплеты

АТГ - ААТ - ГАЦ - ТТТ -

Какими триплетами закодированы аминокислоты:

Вал - Гли - Сер -

  1. В цепи ДНК находится 16 % цитозинов. Определите процентное содержание тиминов, аденинов.



  1. Какую аминокислоту транспортирует т-РНК с кодом

т-РНК - ЦУУ т-РНК - ГГА


  1. Из общего количества нуклеотидов в ДНК тиминов содержится 880, что составляет 21%. Каково содержание гуанинов в данной цепи.


  1. На фрагменте ДНК, имеющем состав

-Ц-Ц-А-Ц-Г-Т-Г-Т-Ц-Т-Т-Ц-

синтезирован фрагмент и-РНК. Укажите его состав.


  1. Пользуясь таблицей кода и-РНК, определите, какие аминокислоты кодируют триплеты

УАЦ - ЦАУ - ГГУ - УУУ -

Какими триплетами закодированы аминокислоты

Глн - иле -


  1. В цепи ДНК всего 3200 нуклеотидов. Из них цитозинов 26 %. Определите содержание аденинов, тиминов.


  1. В цепи ДНК аденина находится 16 %. Определите процентное содержание тиминов, гуанинов, цитозинов.


  1. Каким может быть аминокислотный состав фрагментов белковых молекул, синтезированных в рибосомах в присутствии следующих фрагментов и-РНК

-Г-Г-У-Ц-А-Г-У-Ц-Г-Ц-У-Ц-Ц-У-Г-А-У-У-




© 2010-2022