Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений по биологии. V- X1 классы. Автор- В.В. Пасечник, М.: «Дрофа, 2010г и рассчитана на 68 учебных часов включая практическую часть: лабораторные работы-25 (приложение№1). Для оценки освоения учащимися планируемого содержания имеются средства контроля(приложение №2).Рабочая программа ориентирована на использование учебника под редакцией Д.В.Колесов, Р.Д .Маш, И.Н.Беляев «Биология Человек» М. «Дрофа» ,2010г

В программе произведено перераспределения учебных часов: часы резервного времени отведены на повторение и написания входной контрольной работы. Сокращены темы «Пищеварение» и «Клеточное строение организма» на один час .Темы «Опорно-двигательная система» и « Покровные органы» увеличены на один час

Цель: формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами изучения биологии в 8 классе являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в биологических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Задачи:

  • овладеть умениями наблюдать биологические явления, проводить биологический эксперимент;

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения биологического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитывать отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Содержание программы и требования к уровню подготовки учащихся

Введение (1ч)

Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования.

Происхождение человека (3ч.)

Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека.

Строение и функция организма (57ч.)

Строение организма (5ч.)

Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Ткани. Рефлекторная регуляция.

Опорно-двигательная система (7 ч)

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека. Осевой скелет. Скелет свободных поясов конечностей; добавочный скелет. Соединение костей. Строение мышц, Работа скелетных мышц и их регуляция. Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.



Внутренняя среда организма(3 ч.)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови. Функции. Св1тывание крови. Малокровие. Кроветворение. Анализ крови. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья.

Кровеносная и лимфатическая система (6ч.)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

- обрабатывать рану и препараты, угнетающие микробы.

Дыхательная система (4ч.)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Пищеварительная система (6ч.).

Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль. Аппендицит. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Обмен веществ и энергии(4ч.)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион.

Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение (4ч.)

Кожа - наружный покровный орган. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. Выделение.

Нервная система организма человека (6ч.)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы. Строение и функции

спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы, их взаимодействие

Анализаторы. Органы чувств.(5ч.)

Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч.)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врождённые и приобретённые программы поведения. Биологические ритмы. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание. Развитие наблюдательности и мышления.

Эндокринная система(2ч.)

Железы внешне, внутренней и смешанной секреции. Свойство гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Индивидуальное развитие организма (5ч.)

Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врождённые заболевания, передаваемые половым путём. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол.

Час.

Понятия

Планируемые результаты

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные:

Личностные(Л)

Коммуникативные(К)

Познавательные(П)

Регулятивные(Р)

личностные


1

Повторение материала за 7 класс

1


Опорн. конспект

2

Повторение материала за 7 класс

1


Опорн. конспект

3

Повторение материала за 7 класс

1

,

Опорн .конспект

4

Входная контрольная работа

1


Опорн. конспект


1

Введение

5


Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования.

1

Науки: анатомия, гигиена, психология.

Знать о становлении наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья; Уметь объяснять методы анатомии, физиологии, психологии, гигиены основные исторические этапы изучения человека; учёных, внесших большой вклад в развитие анатомии.

П. УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К. УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии.

Стр.6-14


3

Происхождение человека

6


Систематическое положение человека.

1

Таксоны .рудименты

атавизмы.

Знать систематическое положение человека

Уметь доказывать происхождение человека от животных.

П.УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Л.УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. УУД: умение организовать вы­полнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

К. УУД: умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя, работать в группах.

Осознание систематического положение человека.

Стр.14-18

7


Историческое прошлое людей.

1

Австралопитеки,пинекантропы,синантропы,неандертальцы,Кроманьонцы.

Знать черты сходства и различия основных предков людей.

Уметь объяснять основные этапы исторического развития людей.

Понимание исторического прошлого людей.

Стр.18-21

8

Расы человека.



1

Расы:

Европеоидная

,монголоидная,

негроидная,

австролоидная.

Знать основные расы,

Уметь их характеризовать

Принять основные расы человека.

Стр.21-26


57

СТРОЕНИЕОРГАНИЗМА.

9

Общий обзор организма.

1


Уровни организации ,органы ,системы органов,

гормоны.

Знать уровни организации живого организма.

Уметь характеризовать органы, системы органов, гормоны.

П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К, УУД: умение работать в составе творческих групп.

Понять общий обзор организма

Стр.26-27

5

Клеточное строение органа.

10

Клеточное строение организма.

1

Органоиды клетки

Знать основные органоиды клетки, их функции, основные жизненные

процессы клетки.

П. УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. УУД: умение организовать вы­полнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

К. УУД: умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя, работать в группах.

Понять общий обзор организма .

Стр.27-33

11

Ткани.

1

Ткани: эпителиальная, соединительная ,мышечная ,нервная.

Знать основные виды тканей их строение и функции.

П.УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять ре­зультаты работы классу . Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.


Понять строение тканей человека.

Стр.33-37

12

Нервная ткань.

1

Нейрон, аксон, дендрит, нейроглии.

Знать строение нервной ткани.

Понять строение нервной ткани человека.

Стр.37-40

13

Рефлекторная регуляция.

1

Рефлекторная дуга, рецептор ,рефлекс.

Знать строение и функции центральной и периферической нервной системы; значение рефлексов в жизни человека.

Уметь делать вывод о значении рефлексов.

.

П.УУД: умение

анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, самосто­ятельно оформлять конспект урока в тетради.

Л. УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Р.УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

К. УУД: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознать рефлекторную регуляцию человека.

Стр.40-46

14

Л\р. 1Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

1

Микроскоп, препарат, ткани.

Знать строение клеток и тканей

П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К.УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представить и осознать строение клеток и тканей

Индивидуальное задание

8

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

15

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.

1

Скелет, типы костей, костные ткани.

Знать строение опорно-двигательной системы, её функции;

Уметь различать макроскопическое и микроскопическое строение кости.


П.УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самосто­ятельно оформлять конспект урока в тетради. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л.УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Р.УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

К. УУД: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение.

Понять значение опорно-двигательной системы человека

Стр.46-50

16

Л\р.2 Микроскопическое строение кости.

1

Клетка, губчатое и трубчатое вещество, кровеносные сосуды.

Знать строение костей

Осознать микроскопическое строение кости человека

Индивидуальное задание

17

Скелет человека. Осевой скелет.

1

Осевой и добавочный скелет, отделы черепа, позвоночник. ,грудная клетка.

Знать строение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции; Уметь характеризовать особенности строения скелета человека связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью.

Понять строение скелета человека.

Стр.50-56

18

Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет.

Соединение костей.

1

Плечевой пояс, кости руки .тазовый пояс.

Знать отделы добавочного скелета их строение и функции. Уметь объяснять типы соединения костей, их функции.

Понять строение скелета человека.

Стр.56-62

19

Строение мышц.

Л\р.3 Мышцы человеческого организма.

1

Мышцы, сухожилие, фасции.

Знать макро- и микроскопическое строение мышц.

Уметь приводить пример мышц-антагонистов и синиргистов.х человеческого тела.

П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л.УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р.УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Понять строение мышц человека.

Стр.62-69

20

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Л\р.4 Утомление при статической работе.

1

Двигательная единица, статистическая работа, динамическая работа.

Знать функции мышц и нервной системы при движении человека, Уметь представлять о понятие двигательной единицы и вреде гиподинамии.

Осознать работу скелетных мышц и их регуляцию

Стр.69-73

21

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Л\р.5,6 Выявление нарушений осанки и плоскостопия.


1

Осанка, остеохондроз, сколиоз.

.Знать причины возникновения остеохондроза, сколиоза, плоскостопия.

Уметь объяснять меры первой помощи при ушибах, растяжение связок, вывихах суставов, переломах.

.

П.УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л.УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К.УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Осознать необходимость первой помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Стр.73-76

22

. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставовЛр7Самонаблюдение мышц плечевого пояса

1

Ушиб, перелом ,синяк, вывих.

Знать приёмы первой медицинской помощи

Осознать необходимость первой помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Стр.76-82.

3

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.

23

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Л\р.8 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскоп.

1

Кровь, лимфа ,фагоцит, фибрин, фибриноген.

Знать состав внутренней среды, Уметь объяснять её роль в организме, значение её постоянства; состав, строение и функции крови; роль свертывания в предохранении организма от потери крови.

П. УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. . Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУ: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. УУД: умение организовать вы­полнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

К. УУД: умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя, работать в группах.

Понять необходимость определения состояния организма человека по анализу крови.

Стр.82-89

24

РК Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

Иммунитет, антитела, интерферон.

Знать о защитных свойствах организма,

Уметь различать иммунитет неспецифичный и специфичный.

П. УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самосто­ятельно оформлять конспект урока в тетради.

Л. УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Р. УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

К. УУД: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение.

Понять борьбу организма с инфекцией.

Стр.89-94

25

Иммунология на службе здоровья.

1

Иммунология ,сыворотка, вакцина, реципиент, донор.

Знать виды иммунитета; тканевую совместимость, I, II, III и IY группы крови; резус фактор, Уметь доказывать, почему тканевая несовместимость является препятствием при пересадке органов.

Осознать значение иммунологиии для здоровье человека.

Стр.94-102

6

Кровеносная и лимфатическая системы.

26

Транспортная система организма.

1

Кровеносные сосуды, капилляры , узел

Знать строение и функции кровеносной и лимфатической систем их и роли в организме.

П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р.УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К.УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

.

Понять значимость транспортных систем для организма человека.

Стр.102-105

27

Круги кровообращения.

Л\р.9 Функции венозных клапанов..

1

Предсердие, аорта, альвеолы, венозная кровь

.Уметь проводить наблюдения и делать выводы.

Представить работу кругов кровообращения.

Стр.105-110

28

Строение и работа сердца. Л/Р10Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

1

Околосердечная сумка, фаза сердечного цикла, адреналин.

Знать строение сердца, сердечный цикл; регуляцию сердечных сокращений; о значение автоматическом сокращении сердечной мышцы.

Уметь объяснять местонахождении сердца, его размерах.

Понять работу сердца ,осознать значение сердечных циклов.

Стр.110-115

29

Движение крови по сосудам.

Регуляция кровоснабжения органов.

Л/р. 11Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

1

Пульс, давление, тонометр.

Знать причины движения крови и лимфы.

Уметь объяснять о нервной и гуморальной регуляция деятельности сердца и сосудов.

Представить передвижение крови по сосудам.

Стр.115-121

30

Гигиена сердечно-сосудистой системы. . Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.

Л/р.12 Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозировку нагрузку.

1

Гангрена, инфаркт, электрокардиограмма.

Знать о вреде курения и что нужно делать при нарушении сердечной деятельности и кровотечениях.

Уметь характеризовать влияние физических упражнений на работу сердца и сердечно-сосудистой системы.

Понять правила оказания первой

помощи при повреждении сосудов.

Стр.121-125

31

Первая помощь при кровотечениях .Л/р.13.Функциональная проба.

1

Гематома, виды кровотечения, жгут, закрутка.

Знать о необходимости обеспечения сердца кислородом и питательными веществами; о влиянии гиподинамии, табака и спиртных напитков на кровеносную систему.

Осознать значение первой медицинской помощи при кровотечениях .

Стр.125-132

4

ДЫХАНИЕ.

32

РК Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование. Заболевание дыхательной системы.

1

Носоглотка,глотка,альвеолы,тонзилит,дифтерия,фронтит,оториноларинголог.

Знать строение и функции органов дыхания.

Уметь объяснять голосообразование;

способы укрепления дыхательных мышц и повышении жизненной ёмкости лёгких;

предупреждение заболеваний органов дыхательной системы.

П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.

.


Понять строение органов дыхания и осознать пути голосообразования.

Стр.132-140

33

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1

«Ворота лёгких,» легочная плевра, диффузия

Знать место нахождения и строение лёгких. Иметь представление как происходит дыхание.

Стр.140-142

34

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

Диафрагма ,рефлекторная и гуморальная регуляции, дыхательный центр, никотин, наркогенные вещества, респиратор.

Знать как поддерживается газообмен в лёгких, как происходит вдох и выдох. Уметь характеризовать гуморальную и нервную регуляцию дыхания.

Понять регуляцию дыхания, осознать значение оказания доврачебной помощи при нарушениях дыхания.

Стр.142-147

35

Функциональные возможности дыхательной системы и Болезни и травмы органов дыхания.

Л.\р14 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Лр15

Функциональной пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

1

Ёмкость легких, флюорография, палочка Коха, рак лёгких, туберкулёз

Знать основные болезни дыхательной системы, способы их выявления на ранней стадии, значение флюорографии .Уметь объяснять отличия

клинической и биологической смерти и способах реанимации.

Осознать

необходимость своевременного проведения диагностики органов дыхания.

Стр.147-156

6

ПИЩЕВАРЕНИЕ.

36

РК Питание и пищеварение.

.

Пластический обмен, энергетический обмен, глицерин, брыжейка, перистальтика.

Знать почему пищевые белки, жиры, и сложные углеводы должны быть расщеплены на свои составные части.

Уметь объяснять значение кулинарной обработки пищи.

П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Л.УД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.


Понять значение пищеварения для организма человека.

Стр.156-161

37

Пищеварение в ротовой полости.

1

Рецепторы ,железы, кариес, пульпит.

Уметь характеризовать расшипление пищи в ротовой полости Знать о роли ферментов,

правилах ухода за зубами, основные болезни зубов.

Осознать роль профилактики для предупреждения зубных болезней.

Стр.161-166

38

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

Л\р. 16 Действие ферментов слюны на крахмал.

1

Пищевод, пепсин, сфинктер, желчь, дисбактериоз.

Знать свойства ферментов желудочного сока, условия их активности. Уметь характеризовать пищеварение в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени в пищеварении.

Понять действие ферментов, их роль в пищеварении .

Стр.166-171

39

Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль. Аппендицит.

1

Всасывание, воротная вена, ворсинка аппендицит, перитонит

Знать механизм всасывания. Знать строение ворсинок кишечника, строение печени, её роли в организме человека. Уметь характеризовать функции толстой кишки, аппендикса, симптомы аппендицита, меры первой помощи.

Представить механизм всасывания питательных веществ в кишечнике.

Стр.171-174

40

РК Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1

Фистула, безусловные и условные рефлексы, мнимое кормление Ботулизм, анаэробы, сальмонелёз, холера, диарея, дизентирия..

Знать методы изучения пищеварения.

Уметь объяснять как происходит нервная и гуморальная регуляция пищеварения.

Осознать роль гигиены для предупреждения желудочно-кишечных инфекций Понять регуляцию пищеварения.

Стр.174-184

3

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.

41

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. всех живых существ.Л/р.17.Установление зависимости энергетического обмена от нагрузки.

1

Заменимые и незаменимые аминокислоты, амилаза, макроэлементы,микроэлементы

Знать сущность обмена веществ как основной функции организма. Умет объяснять

рол пластического и энергетического обмена.

.

П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное; главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.


Понять значимость обмена веществ для всего живого.

Стр.184-188

42

Витамины.

1

Авитаминоз, гиповитаминоз ,цинга, бери-бери, родопсин, каротин, рахит

Знать о роль витаминов в обмене веществ.

Уметь различать водорастворимые и жирорастворимые витамины, Знать их значение.

Осознать необходимость приёма витаминов в соответствие с установленной дозировкой.

Стр.188-193

43

Энерготраты человека и пищевой рацион. Л./р.18. Составление рационов

.

1

Основной обмен, общий обмен, калорийность,

Рацион.

Знать об энерготратах организма и энергетической ёмкости пищевых продуктов;

Уметь объяснять правила рационального питания и значение витаминов.

Понять необходимость составления пищевого рациона в зависимости от энергетических трат.

Стр.193-200

4

ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ.

44

Кожа - наружный покровный орган.

1

Эпидермис, дерма ,гиподерма, сальные железы, терморегуляция

Уметь характеризовать кожные покровы защищают организм от потери влаги и проникновения микроорганизмов.

П.УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.


Понять строение кожи, значимость для здоровья человека



Стр.200-204

45

РК Уход за кожей гигиена кожи и обуви. Болезни кожи.

1

Угревая сыпь, чесотка, лишай, ожоги, обморожения.

Знать особенности кожи подростка. .Уметь объяснять причины кожных заболеваний.

Понять правильность подборки шампуня и других косметических средств с учётом своего типа кожи. Осознать роль гигиены для

предупреждения заболеваний кожи.

Стр.204-209

46

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

Терморегуляция,

теплообразование, теплоотдача, солнечный удар, закаливание.

Знать значение рецепторов тепла и холода.

П. УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самосто­ятельно оформлять конспект урока в тетради.

Л. УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Р. УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

К. УУД: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознать роль закаливания для организма человека.

Стр.209-213

47

Выделение.

1

Нефрон, корковое вещество, мозговое вещество

Знать как удаляются продукты распада и регулируется содержание питательных веществ в крови.

Уметь характеризовать значение выделительной системы.

П.УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп

.

Представить как удаляются продукты распада и регулируется содержание питательных веществ в крови.

Стр.213-220

5

НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

48

Значение нервной системы. Строение нервной системы

Л/р19 Самонаблюдение мигательного и условия его проявления и торможения

Л/р№20 Коленный рефлекс.

1

Центральная нервная система мигательный рефлекс ,нервные волокна.

Уметь объяснять о значение нервной системы для жизнедеятельности организма.

П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Понять роль нервной системы

Стр.220-222

49

Спинной мозг.

1

Кора ,позвоночный столб, ,белое вещество, серое вещество, шок.

Знать части нервной системы. Знать отличительные признаки чувствительных, исполнительных и смешанных неронов.

П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.

Понять строение спинного мозга.

Стр.222-227

50

Функции переднего мозга.

1

Таламус, гипоталамус, мозолистое тело, старая и новая кора.

Знать отделы переднего мозга. функции таламуса, гипоталамуса, старой и новой коры, правого и левого полушария.

Осознать значимость функции переднего мозга.

Стр.231-235

51

Строение головного мозга.

Л\р. 21 Пальцевая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

1

Борозды, извилины ,доли мозга.

Знать отделы головного мозга, строение и функции.

П. УУД: Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Умение структурировать учебный материал, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.


Понять строение головного мозга.

Стр.231-235

52

Соматический и автономный отделы нервной системы. отделы нервной системы. Лр/.22.Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

1

Симпатическая система, парасимпатическая система, блуждающий нерв

Знать значение функционального разделения нервной системы на соматический и автономный отделы. Уметь объяснять функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.

Осознать значение соматического и автономного отдела нервной системы.

Стр.235-242

5

АНАЛИЗАТОРЫ.

53

Анализаторы.

1

Анализатор,

Модальность, галлюцинация, иллюзия.

Знать о значении слуха для человека. Знать строение и функции органа слуха, меры профилактики болезней слуха.

П. УУД: умение главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.


Усвоить понятие анализаторы.

Стр.242-244

54

Зрительный анализатор.

1

Глазница, роговица, зрачок, хрусталик, желтое пятно, бинокулярное зрение

Знать о значение каждого из анализаторов в жизни человека.

Уметь рассказывать об их взаимодействии и взаимном контроле.

П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. .

Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками


Представить строение зрительного анализатора

Стр.244-249

55

РК Гигиена зрения. Предупреждение глазных

Болезней..

1

Конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость ,диоптрия бельмо.

Знать о глазных заболеваниях и о мерах их предупреждения.

Осознать роль гигиены для предупреждения глазных болезней

Стр.249-253

56

Слуховой анализатор.

1

Слуховая труба, костный лабиринт, улитка, тугоухость

Знать о строение и функции слухового анализатора.

П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р.УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Стр.253-258

57

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1

Вестибулярный аппарат, осязание, полукружные каналы.

Знать о строение и функциях органов равновесия.

П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.


Ознакомиться со строением вестибулярного аппарата, значением органов вкуса

Стр.258-266

5

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА.

58

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1

Торможение, доминанта.

Знать о вкладе ученых в области высшей нервной деятельности.

Уметь объяснять условия, необходимых для выработки условных рефлексов.

П. УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Л. УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

К. УУД: умение работать в составе

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о высшей нервной деятельности.

Стр.266-273

59

Врождённые и приобретённые программы поведения.

Л.\р24 Выработка навыка зеркального письма.

1

Инстинкт, этология, эмоции, навыки.

Знать врождённые и приобретённые программы поведения.

П. УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Л.УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Стр.273-279

60

Сон и сновидения.

1

Биологический ритм сон, бодрствование, сновидения.

Знать биологические ритмы.

Уметь объяснять физиологическую природу сна и сновидений, цикличность сна.


П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.

.

умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Стр.279-281

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

Сознание, интуиция ,мышление, память, воображение.

Знать функции внешней и внутренней речи. Уметь характеризовать рол речи в развитии высших психических функций, о

значение речи в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов.

Стр.281-288

62

Воля, эмоции, внимание Л/р.25.Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.

1

Стресс, рассеянность, состояние аффекта

Уметь выделять основные волевые действия.

Знать о значение внушаемости, негативизма, эмоций, стресса в жизни человека.

.

П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.


Осознать влияние на улучшение наблюдательности, памяти, внимания.

Стр.288-298

2

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.

63

Роль эндокринной регуляции.

1

Эпифиз,

гипофиз,

поджелудочная железа,

щитовидная железа

Знать органы эндокринной системы, железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Уметь характеризовать свойствах гормонов их действие гормонов. Знать что происходит при их недостатке или избытке.

П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.


Стр.298-302

64

Функции желёз внутренней секреции.

1

Акромегалия, базедова болезнь, микседема, кретинизм, адреналин, норадреналин.

Знать признаки, наиболее часто встречающиеся при эндокринных нарушениях.

Понять роль деятельности эндокринных болезней.

Стр.302-308

65

Итоговая контрольная работа

1



5

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА.


67

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1

Онтогенез,

филогенез,

биогенетический закон.

Знать закон индивидуального развития зародыша.

Уметь объяснять строение и функции плаценты.

П.УУД: умение выделять главное в тексте структурировать учебный материал, готовить презентации.

Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.

Понять. этапы развития зародыша

Стр.312-317

68

РК

Наследственные и врождённые заболевания, заболевания передаваемые половым путём.

1

СПИД, гепатит В, гемофилия.

Знать основные наследственные и врождённые заболевания,

болезни, передающие половым путём, меры их профилактике.

Осознать опасность заражения болезнями,

передающи

мися половым путёми.

Стр.317-326

УМК для реализации программы:

  1. В.В Пасечник, ВМ. Пакулова, В.В Латюшин, Р.Д Маш. Программа по биологии - М., Дрофа, 2012г.

  2. Д.В. Колесов Человек 8 класс: Тематическое и поурочное планирование - М.; 2012.

  3. О.А. Пепеляев Универсальные поурочные разработки по биологии Москва «ВАКО» 2012.

  4. Д.В. Колесов, Г.Д. Маш, И.Н. Беляев, Человек 8 класс: Рабочая тетрадь - М., Дрофа, 2012.

Интернет ресурсы

bio.1september.ru/index.php

festival.1september.ru/

proshkolu.ru/

sbio.info/index.php





Приложение1

Л/р.1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

Л/р. 2. Микроскопическое строение кости.

Л/р.3.Мышцы человеческого тела

Л/р.4.Утомление при статистической и динамической работе.

Л/р.5.Выявления плоскостопия.

Л/Р6Выявления нарушения осанки .

Л/р7Самонаблюдение основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Л/Р8Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

Л/р.9.Функции венозных клапанов.

Л/р.10Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. кровоснабжения .

.Л/р.11.Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Л/р.12.Опыты, выясняющие природу пульса.

.Л/р.13.Функциональная проба.

.Л/р.14.Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

.Л/р.15.Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Л/р.16.Действие слюны на крахмал..

Л/р.17.Установление зависимости энергетического обмена от нагрузки .

Л./р.18. Составление рационов.

Л/р19Самонаблюдение мигательного и условия его проявления и торможения

Л/р№20 Коленный рефлекс.

Л/р.21Пальценосная проба.

Л/.22.Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

Л/.23. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.

Л/р.24.Выработка навыка зеркального письма

Л/р.25.Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.


Приложение2

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

год

итого

Административный контроль ЗУНов

Входная контрольная работа

Итоговый контроль знаний

2

Лабораторных работ

2

12

9

5

25


© 2010-2022