Программа экологического образования Друзья природы (5-9 классы)

Сегодня мы ещё раз должны вспомнить, что бескрайние леса, полноводные реки, множество озёр, богатая природными дарами наша северная земля нуждаются в защите и бережном отношении.От того, насколько прозрачным воздухом мы дышим, насколько чистую воду пьём, зависит здоровье нации и благополучие подрастающего поколения.В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складыв...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа экологического образования

«Друзья природы»

Программа экологического образования Друзья природы(5- 9 классы)

Программа экологического образования Друзья природы(5- 9 классы)











Содержание


  1. Пояснительная записка 3

  2. Содержание программы 13

Блок «Гармония здоровья» 9

Блок «Мир вокруг нас» 15

Блок «Атлантида» 19

Блок «Оазис» 21

  1. Литература 25

  2. Приложение 26

Программа экологического образования Друзья природы(5- 9 классы)

Программа экологического образования Друзья природы(5- 9 классы)











Пояснительная записка.

Прекрасна и разнообразна природа нашей страны, но много ли мы знаем о том, как сберечь эту красоту, почему, желая помочь природе, мы часто наносим ей непоправимый вред?

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Со страниц многих журналов, газет, книг не сходят: «экологический кризис», «экологические проблемы», «экологическая политика». Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…

Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней варварски, проявлять бездушие и беспечность. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время актуальным и одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой. Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно.

Сегодня мы ещё раз должны вспомнить, что бескрайние леса, полноводные реки, множество озёр, богатая природными дарами наша северная земля нуждаются в защите и бережном отношении.

От того, насколько прозрачным воздухом мы дышим, насколько чистую воду пьём, зависит здоровье нации и благополучие подрастающего поколения. Будущее находится в руках молодых, и если мы не сможем вовлечь их в охрану природы, то мы не преуспеем в наших усилиях спасти среду жизни и людей Земли. Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой, которые призваны подготовить подрастающее поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу и его здоровье.

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

- к природе (экология природы),

- к себе как составной части природы (экология здоровья),

- к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В гимназии накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов и родителей.

Программа «Друзья природы» составлена на основе общешкольной воспитательной программы «Вместе мы - сила». В гимназии накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей.

Цель: создание условий, способствующих формированию у учащихся экологического сознания и потребности в здоровом образе жизни, гарантирующих охрану и укрепление здоровья.

Компоненты программы:

Когнитивный компонент

Эмоциональный компонент

Деятельностно - практический компонент

- обобщение представлений об окружающем мире, о связях между явлениями природы и здоровьем человека.

- обогащение духовно-нравственных, эстетических ориентаций учащихся,

- расширение их историко-культурного кругозора и интересов.

- развитие эмоциональной отзывчивости, патриотических чувств, восприимчивости к нравственно-эстетическим явлениям окружающей действительности,

- формирование представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

- формирование навыков исследовательской деятельности, реализация полученных знаний в различных жизненных ситуациях

Задачи программы.

  • Сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здорвье человека находятся в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды.

  • Расширить знания о здоровье человека, факторах влияющих на него.

  • Привлечь внимание учащихся к актуальным экологическим проблемам своего родного края и участия в экологическом движении города.

Задачи программы:

  1. Сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находятся в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной средой;

  2. Учить основам экологических знаний, видеть и понимать красоту живой природы;

  3. Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; желание активно беречь и защищать ее;

  • Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;

  • Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.

Развивающие:

  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.

  • Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

  • Привлечь внимание учащихся к актуальным экологическим проблемам своего родного края и участия в экологическом движении города.

Принципы организации экологического воспитания учащихся:

  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

  2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

  3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

  4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.

Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:

  • По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);

  • По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;

  • По улучшению природной среды (посадка растений, уборка территории);

  • По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);

  • По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);

  • Озеленение городской территории, территории школы, классных комнат.

Экологические проекты, вошедшие в программу:

  1. Проект "Зимний сад" (озеленение школьных территорий);

  2. Проект "Цветочный калейдоскоп" (разбивка, оформление цветочных клумб на территории гимназии);

  3. Проект "Остров детства" (озеленение и благоустройство МБОУ ДОД № 96 « Сосенка»

Формы работы:

  • Беседы;

  • Конкурсные программы;

  • Познавательные и интеллектуальные игры;

  • Экологические акции:

  • Экологические проекты;

  • Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;

  • Викторины;

  • Экскурсии;

  • Мастер-классы; диспуты, конкурс, устные журналы, консультации, деловые игры .

Основные разделы программы:

1. Блок «Гармония здоровья»

  1. Блок « Земля - наш дом», «Мир вокруг нас».

  2. Блок «Оазис».

  3. Блок «Атлантида»

Период реализации программы 2014-2017 г.

Содержание проекта разрабатывается на основе принципов, позволяющих воспитывать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Этапы реализации программы:


I этап:
Диагностический (2013-2014уч.г.)

  1. Сбор информации; разработка программы.

  2. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.

  3. Формулировка экологической проблемы.

  4. Определение целей и задач экологической проблемы,

  5. Планирование мероприятий по экологическому образованию учащихся.

  6. Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.

  7. Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.

  8. Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, парк).

  9. Составление эскизов ландшафтного дизайна.

  10. Разработка системы оценки эффективности работы над программой.

  11. Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.

  12. Подведение итогов I этапа программы.

II этап:

Содержательно-деятельностный (2014-2016 уч. Г.)

  • апробация и исследование в воспитательном процессе современных технологий, приемов и методов развития здорового образа жизни, укрепления здоровья старшеклассников;

  • формирование гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины».

III этап:

Рефлексивный (2016-2017 уч. Г.)

  1. Отслеживание результатов работы (завершающая диагностика);

  2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;

  3. Определение перспектив;

  4. Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.

  5. Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.

  6. Оформление результатов.

Нормативно-правовое и кадровое обеспечение.

Федеральные документы:

  • Конституция Российской Федерации (статья 42,58);

  • Федеральный Закон «Об образовании»;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, приказ Минобразования от 11.02.2002 г. №393;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 - 2015 годы»

  • Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года». Учительская газета, № 314 , 2005 г.;

  • Федеральная целевая программа «Молодёжь России» на 2011-2015 годы.

Федеральные законы:

  1. «О радиационной безопасности населения» от 9 января 2006 года.

  2. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 2009 года.

  3. «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 2005 года.

«Об экологической экспертизе» от 23 ноября 2011 года.

Региональные документы:

  • Областной закон «О молодежи и молодежной политике в Архангельской области» от 20 сентября 2012 года N 83-5-ОЗ;

  • Социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Молодежь Поморья (2014-2016 годы)»

  • «Программа содействия занятости молодежи Архангельской области»;

  • Социально-экономической целевая программа «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» по Архангельской области.

Муниципальные документы:

  • «Семья и дети Архангельска» на 2014-2016 гг.;

  • Программа «Молодёжь Архангельска» на 2014-2016 гг.

Документы МОУ: Воспитательная программа МБОУ ОГ № 24 г. Архангельска «Вместе мы -сила», Устав МОУ, локальные акты, положения, должностные инструкции, приказы и т.д.

Участники программы:

1. Руководитель проекта - классный руководитель 8 «Б» класса

2. Отряд «Оазис» - учащиеся класса (25 человек).

3. Координатор подпрограммы массовых мероприятий - заместитель директора по воспитательной работе.

4. Методическое обеспечение - библиотекарь школы.

5. Педагог - организатор.

6. Родители класса.

7. Медик гимназии.

Ожидаемые результаты:

  1. Диагностический этап:

получение целостной картины состояния экологического воспитания;

формирование гражданственности как личностного качества.

2. Содержательно - деятельностный этап:

активизация деятельности в рамках экологического воспитания.

  1. Рефлексивный этап:

изменение социальной и гражданской позиции членов проекта; определение системы дальнейшей деятельности по экологическому воспитанию школьников.

Результат экологического воспитания - воплощение модели выпускника МБОУ ОГ № 24 , обладающего экологической культурой:

  • Экологическая ответственность.

  • Здоровый образ жизни, крепкое здоровье.

  • Осознание общественно-научных проблем и готовность к их решению.

  • Прочные знания .Повышенный уровень естественно- научных знаний.

  • Готовность к продолжению образования.

  • Осознание общечеловеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Культура, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Земля, Отечество.

ВЫПУСКНИК ГИМНАЗИИ - СОЦИАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ, СПОСОБНАЯ РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ОН ОБЛАДАЕТ ТАКИМИ КАЧЕСТВАМИ, КАК

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ,

ЧЕСТНОСТЬ,

ПОРЯДОЧНОСТЬ,

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ,

КРЕАТИВНОСТЬ

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Реализация программы действий.

  • Изучение богатства природного наследия родного северного края.

  • Обогащение учащихся знаниями и опытам общения с природой.

  • Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.

  • Получение хорошей базы знаний для самоопределения и профориентации учащихся.

  • Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.

  • Воспитание экологической культуры школьников, желание принять активное участие в развитии родного края, гордость именем «помор».

  • Привлечение учащихся I и II ступеней обучения к изучению основ экологических знаний.

Содержание программы.

Блок «Гармония здоровья»

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.

А.А.Леонов

Блок «Гармония здоровья» включает следующие разделы:

1. Организм здорового человека

2. Влияние окружающей среды на здоровье человека

3. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

4. Психология здоровья

5. Творите своё здоровье

Цель блока: создание мотивации к здоровому образу жизни как гармонии отношений человека с собой, людьми, природой.

Задачи:

  • обучение методам регуляции, самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья;

  • формирование навыков исследовательской работы.

Методический подход состоит в том, чтобы, во-первых, дать подростку необходимую информацию о нём самом и вооружить его способами получения такой информации; во-вторых, помочь ему в творческой деятельности или предоставить ему возможность из многообразия предложенных педагогом проблем сделать свободный выбор тех из них, которые ему наиболее подходят.

Задачи: 1. Развитие у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни.

2.. Формирование ответственного и бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, к необходимости заботы о нем.

3. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

4. Организация системы профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращение роста заболеваемости учащихся.

Ожидаемые результаты.

  • Популяризация здорового образа жизни, физкультуры и спорта.

  • Развитие чувства необходимости физической культурой и спортом.

  • Воспитание гражданственности и нравственности старшеклассников, стремления к физическому совершенству.

Формы работы:

  • Тематические классные часы

  • Беседы

  • КТД

  • Организация и проведение спортивных мероприятий в школе

  • Участие в спортивных мероприятиях школы, города, области

  • Дни здоровья.

  • Лекции, беседы, дискуссии, викторины, игры, экскурсии, творческие вечера,

  • групповая работа, мозговые штурмы, тесты, тренинги.

Методы:

  • проектирование (подготовка рефератов)

  • создание стендов и выпуск стенных газет

  • выполнение экспериментальных работ

  • чтение научно-популярной литературы

  • творческая работа по конструированию и моделированию

  • просмотр и обсуждение видеофильмов

Основные направления деятельности.

- Учебно - воспитательная работа.

-Диагностическая - мероприятия, направленные на отслеживание параметров здоровья учащихся

- Профилактическая и коррекционная работа - предупреждение своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников.

- Научно - методическая - внедрение результатов научных достижений в сохранение и укрепление здоровья.

- Информационно - просветительная работа - наглядная агитации, консультации по всем валеологическим вопросам.

План реализации блока «Гармония здоровья»


1.Сентябрь - октябрь

Ноябрь

КТД «Спорт любить - сильным и здоровым быть»:

- участие в Дне бега « Кросс нации»

- День здоровья

- участие в городском легкоатлетическом кроссе «Золотая осень»

2. Беседы по ОБЖ:

- «Что такое термические ожоги»

- «Как оказать помощь при ожоге»

3. Классные часы:

- « Режим дня. Пожелаем друг другу здоровья»

- «Роль спорта в жизни человека»

4.Создание «Паспорта здоровья»

1. КТД посвященное Дню борьбы с табакокурением:

- «Обменяй сигарету на конфету»

- конкурс плакатов «Опасная зависимость»

- радиопередача «Последствие табакокурения»

- беседы медработника школы

- просмотр видеофильмов о вреде курения.

2. Беседа по ОБЖ:

  • «Что такое электротравма, первая помощь при электротравме»

3. Классный час:

- « Коварная сигарета.Традиции и табакокурение»

- « Курильщик - сам себе могильщик»

Декабрь

Январь

1. Организация и проведение акции:

  • «Чистота - залог здоровья»

2. Декада здоровья:

  • «Выбери жизнь»

3. Практическое занятие:

  • «Оказание первой помощи и предупреждение заболеваний и травм»

4. Беседа по ОБЖ:

  • «Несчастные случаи на воде»

5. Классный час:

  • «СПИД - чума ХХ века»

  • Имя беды - наркотик.

1.Участие во Всероссийских соревнованиях «Лыжня России».

2.Брейн-ринг «Где вы, долгожители?»

3.Беседа по ОБЖ:

  • «Замерзшие водоемы - источник опасности.

4.Классный час:

- «Стресс. Как его победить?»

- Профилактика простудных заболеваний.

Февраль

Март - апрель

1. КТД:

  • «Богатырь школы»

2. Выпуск бюллетеней:

  • «Парад вредных привычек»

3. Беседа по ОБЖ:

  • «Чем опасны лесные пожары. Меры безопасности при нахождении в лесу во время пожара»

4.Классный час:

- «Солнце, воздух и вода - мои верные друзья.

  • «Наркотики и их жертвы»

1.КТД:

- «Хочешь быть здоровым - будь им»

  • игра - путешествие: «Мир здоровых улыбок»

  • беседы о здоровье

2. Беседы по ОБЖ

  • «Факторы риска бытовой сферы (газ)»

3. Классный час:

  • «Гармония тела»

  • «Дружно, смело, с оптимизмом -за здоровый образ жизни.»

4. Викторина:

  • «Чистая вода - здоровое население»

Май

Участие в

- городском турслете;

- майской эстафете.

-соревнования по велослалому «Велосипед - экологический транспорт»

День здоровья.

Беседа по ОБЖ

«Правила поведения в период весеннего паводка. Спасательные средства и их применение»

Классный час:

  1. «Культура гигиены мальчиков и девочек»

  2. «Культура поведения за столом»

В течение года

1. Участие в городской спартакиаде школьников.

2. Занятия в центре планирования семьи.

3. Тематические беседы специалистов центра «Душа» и «Красный крест».

4. Профилактические беседы инспектора ПДН, ГИБДД.

5. Организация дежурств класса по школе.

  1. Посещение факультатива твое здоровье.

  2. Участие в городских мероприятиях, конкурсах, акциях по здоровью.

Воспитательный блок

Здоровье. Спорт.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Задачи:

1.Развитие у учащихся

осознанной потребнос-

ти в здоровом образе

жизни.

2.Формирование

культуры здоровья, пропаганда физической культуры.

3. Создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья

Участие в городской спартакиаде школьников

1.Участие в Дне бега -

Кроссе наций.

2. День

здоровья - поход на о.Кего

1.Первенство

школы по

баскетболу.

2. Помощь в организации соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья»

«Папа, мама, я - Олимпийская семья»

1.Помощь в организации

«Веселых стартов»

Зимний поход в Малые Корелы.

1.Участие во Всероссийских

соревнованиях

«Лыжня России».

2. Военно-

спортивная

эстафета.

1.Декада здоровья

«Хочешь быть здоровым - будь им!»

2.Проведение динамической перемены для учащихся

1.Участие в Майской

эстафете.

2 Участие в конкурсе «Спортсмен

года».

3. День

здоровья - Поездка на турбазу в Мечку.


В течение года:

  • Беседы о профилактике инфекционных заболеваний.

  • Индивидуальные беседы с учащимися, склонными к курению.

  • Беседы «Между нами девочками говоря»

  • Инструктажи по ОБЖ.

Общие творческие дела

Спартакиада школьников «Веселые старты»

Малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года).

Дни здоровья.

Организация дежурства в классе и в школе.

Трудовые десанты .Работа по благоустройству школы и ее территории.

Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе («Бизон»).

Подвижные игры на переменах.

Психологические тренинги «Кто я, какой я?».

Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут».Тренинги «Сам себе психолог».

Классные часы.»Азбука здоровья»

  • «В гостях у Мойдодыра»

  • «Вредные привычки. Как их искоренить?»

  • «Спорт и здоровье человека»

  • «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке»,

  • «Будьте здоровы»,

  • «Труд человека кормит, а лень портит»

  • «Как стать Нехворайкой»

  • «Здоровье нации. Как его сохранить?»,

  • «Суд над наркотиками»,

  • «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?

Деятельность Досугового центра «Детство». Спортивные секции: футбол, волейбол, хоккей, легкая атлетика.

Кружки: Юные инспекторы дорожного движения, Основы туризма.

Конкурс плакатов:

  • «Жизнь без наркотиков» ,

  • «Кушайте на здоровье».

Викторины:

  • «Красный, желтый ,зеленый»

  • «Нет вредным привычкам».

Формы работы с классом. Ведение валеологических карт, книги классных спортивных рекордов.

Конкурс рисунков:

  • » Осторожно, дети!»(по правилам дорожного движения),

    • «Я ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»,

    • »Зеленая аптека»

Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы - спортсмены» и др.

Видеолекторий: познавательные программы «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» и др.

Работа с семьей Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».

Соревнования «Папа, мама, я - спортивная Олимпийская семья».

Походы выходного дня.

Заповеди

1.Просыпайся утром с улыбкой.

2.Научись быть всегда жизнерадостным.

3.Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь.

4.Занимайся спортом.

5.Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью

Предполагаемый результат Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Тематика родительских собраний.

1.Психологические особенности учащихся ( по возрастам)

2.Режим дня и гигиенические нормы. Режим питания.

4.Семейные конфликты (ведет психолог).

5.Как уберечь вашего ребенка от наркотиков,

6.Занятия с сотрудниками ГИБДД.

Блок «Мир вокруг нас».

Человек должен постоянно думать, что может сделать для мира, для города, для семьи…

Д.Лихачев

Задачи:

    • Формирование системы экологических знаний об окружающей среде, о факторах здоровья человека и о здоровом образе жизни.

    • Воспитание ответственного отношения к окружающей среде на основе народных традиций и знаний природы родного края.

    • Развитие экологической грамотности, стойкого убеждения в необходимости сохранения природных памятников и богатств и их защита.

Ожидаемые результаты

  • Создание системы непрерывного экологического образования учащихся.

  • Становление экологического мировоззрения старшеклассников.

  • Пропаганда экологического воспитания.

  • Воспитание гражданственности и нравственности старшеклассников, стремления к физическому совершенству.

Основные методы:

  1. проектирование (подготовка рефератов);

  2. создание стендов и выпуск стенных газет;

  3. выполнение экспериментальных работ;

  4. чтение научно-популярной литературы;

  5. просмотр и обсуждение видеофильмов;

  6. мозговые штурмы, тесты, тренинги.

Формы работы:

  • Тематические классные часы.

  • КТД.

  • Лекции, беседы, дискуссии, викторины, игры, экскурсии, творческие вечера

  • Встречи с интересными людьми.

  • Посещение предприятий города.

Сентябрь-октябрь

Ноябрь

1.КТД

  • «Лесные фантазии»

  • Брейн - ринг «Тайные обитатели леса»

  • Фотоконкурс «Волшебный миг природы»

      • 2.Участие в благоустройстве

      • школьной территории и озеленении школы.

3.Знакомство с нормами поведения в природе. Составление экологических знаков

4.Участие в городском конкурсе «Леса Архангельской области».

5.Участие в городском слете отрядов «Зеленый патруль».

6.Классные часы

  • «Экология северного дома»

  • «Шум и его последствия»"

        • Встреча с исследователями Арктики.


        • Акция «Давайте с природой дружить»


        • Классный час:

- «Зеленая аптека на Русском Севере» -

- «Красная книга - сигнал опасности"

4. Викторина «Экологический светофор»

Декабрь

Январь

  • Участие в викторине «Край ты мой родной, я всегда с тобой»

  • Игра - путешествие: «Экологический марафон»

  • Классный час

  • «Эколого-правовое регулирование»

- "Животные в природе нашего края"

4. Устный журнал «Наша чистая планета»

  1. Участие в КТД

  • «День науки».

  1. Участие в городской научной конференции «Юность Архангельска» (секция «биология и медицина»)

  2. Классный час

  • «Питьевая вода и здоровье архангелогородцев»

4. Викторина

- «Знатоки северной природы»

Февраль

Март - Апрель

Встреча с геологами Архангельской области.

Интеллектуальная игра: «Мифы и легенды о минералах»

Конкурс рисунков: «Природа и мы»

Классный час

«Метеочувствительность людей».

Конкурс плакатов «Бросим природе спасательный круг»

  1. КТД «День птиц», КВН «Птичьи разговоры»

  2. Участие в конкурсе юных корреспондентов: «Птичья газета»

  3. Конкурс рисунков: «Птицы - наши друзья»

  4. Природоохранительная акция: «Международный день Земли»

  5. День памяти погибшим в радиационных авариях и катастрофах.

  6. Классный час: «Давайте с природой дружить»

Май

  • Участие в конкурсе экологического плаката: «Радуга надежд».

  • Классный час: «Поговорим о погоде…».

  • Защита экологического проекта «Строим Экоград».

  • Экскурсия на Архангельский водорослевый комбинат.

  • Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир».

  • Фотовыставка «Волшебный миг природы».

  • Акция «Спасём планету от мусора»:

  • Операция « Мой город - мой дом»; «Чистый школьный двор».

В течение года.

1. Участие в городских мероприятиях, проводимых Архангельским областным краеведческим музеем.

2. Занятия в молодёжном эколого-краеведческом центре «ЮнЭм» по программе «В согласии с природой».

3. Посещение выставок Архангельского областного краеведческого музея.

4. Проведение радиопередач по теме «Флора и фауна моего края».

5. Посещение факультатива «Экологическая азбука».

Общие творческие дела.

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности

Природоохранительные акции:

  • «Мой экодом».

  • «Пернатые друзья».

  • «Птичья столовая».

  • «Зеленая красавица».

  • «Чистый микрорайон».

Тематические линейки:

  • «День птиц».

  • «День воды».

  • «День Земли».

  • Конкурс экологических сказок.

  • Конкурс экологических агитбригад.

  • Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Исследования в Зимнем саду школы. Обследование флоры и фауны местной территории.

  • Экологический мониторинг. Выращивание на пришкольном участке лекарственных трав. Научно-исследовательская деятельность.

Экологические игры:

        • Осторожно, их мало.

        • Почемучкина поляна.

        • Лесная аптека.

        • Знакомые незнакомцы.

        • Поиск нарушителей природы

        • Знакомые незнакомцы.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологические проекты «Чистый микрорайон». Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы.

Экологическая почта. Не проходите мимо! Красная книга микрорайона. Чистый двор. Школьный дворик. Чистый микрорайон. Экологический паспорт микрорайона. Экология нашей реки. Разработка экологических троп.

Классные часы, беседы

          1. «Заповеди леса».

          2. «Редкие растения и животные».

          3. «Кто в лесу живет, что в лесу растет?».

          4. « Прогулки в Природоград».

          5. «Звери, птицы, лес и я - вместе дружная семья».

          6. «Прекрасны солнце, воздух и вода - прекрасна вся моя Земля».

          7. «Охрана природы - твоя обязанность».

          8. «Эта хрупкая планета».

          9. «Страницы любопытных фактов».

          10. «Природа родного края».

          11. «Красная книга « Архангельской области».

          12. «Природа в произведениях искусства».

          13. «Человек есть существо природное и духовное».

Посещение краеведческого музея (отдел природы).

Кружки «Цветоводство» (на базе АЦДО), «Юный эколог», «Моделирование и конструирование из вторсырья».

Клуб друзей природы (деятельность «Зеленого патруля», просветительская деятельность в микрорайоне, экскурсии, опытническая деятельность на пришкольном участке).

Научное общество учащихся «Экос»: «Общество любознательных», «Исследовательская работа».

Музыкально-познавательные программы: «В мире животных», «Осенняя прогулка», «весеннее настроение», «Цветочная фантазия», «Зимняя сказка» и др.

Видеолекторий: познавательные программы «Защитим природу», «Сохраним планету», «А сердце чистейшей породы» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель» и др.

Работа с семьей Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»

Экологические акции:

- «Чистый микрорайон». - «Мой экодом».

- «Школьный двор». - «Посади дерево».

- «Школьный день вместе».

Заповеди:

  1. Вылечи каждое раненое дерево.

  2. Будь настоящим другом природы.

  3. Ухаживай за природой, приумножай ее богатства.

  4. Посади и вырасти дерево, цветок, растение.

  5. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы.

  6. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни - придется воды напиться.

  7. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат:

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Блок «Атлантида»


Правда - но без громких фраз,

Красота - но без прикрас,

И добро - не напоказ-

Вот что главное для нас.

А - АКТИВНОСТЬ

Т - ТВОРЧЕСТВО

Л - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

А - АЗАРТ

Н - НОВАТОРСТВО

Т-ТРАДИЦИИ

И - ИНТЕЛЛЕКТ

А - ДОБРОТА

А - АКТУАЛЬНОСТЬ

Цель блока:

создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:

  • воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

  • развитие таланта и способностей как особой ценности;

  • формирование здорового образа жизни учащихся.

Ожидаемые результаты:

На интеллектуальном уровне - это стремление узнать историю своего края, его культурные традиции и обычаи, осознание значимости своего происхождения, своих корней, стремление к красоте и гармонии с окружающим миром.

На эмоциональном уровне - это приобщение детей к миру живой природы, воспитание любви ко всему живом, уважение к культуре других народов.

На практическом уровне - это привитие учащимся культурных навыков, грамотного общения и взаимодействия с окружающей средой, реализация полученных знаний в различных жизненных ситуациях

Карта путешествий блока «Атлантида»

1.Полуостров «Чистюля» (операция «Уютный класс»)

2. Совет капитанов.

3.Презентация игры-регаты «В поисках Атлантиды и её островов »

4.Архипелаг «Линия жизни» (Анкетирование детей и родителей)

5.Дрейф по течению Трудолюбие (сбор макулатуры, уборка территории)

6.Остров Спортландия (Спортивно - экологическая игра «Друг»)

7.Бухта Забота (День пожилого человека)

8.Форт Родной край (конкурс стихов об Архангельске)

9.Рифы вредных привычек (Давайте скажем «Нет» алкоголю и наркотикам).

10.Остров новогодних сюрпризов (игрушки-гиганты, мастерская Деда Мороза, новогодние представления)

11.Пролив умников ( Научно - исследовательская конференция «Юность Поморья»).

12.Тёплое течение «Трудолюбие» (сбор макулатуры)

13.Остров защитников Отечества (поздравления, мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества)

14.«Русалкины уловки» (конкурс рукоделий и кулинарного мастерства)

15.Залив Бодрости и Здоровья (Брейн - ринг «Научи свое сердце добру»)

16.Вояж к мысу Перекрёсток «ЮИД»

17.Материк Памяти (поздравления ветеранов, концерт к 9 Мая, встречи с ветеранами)

18.Дрейф по течению Трудолюбия (экологические субботники)

19.Залив армейского порядка (конкурс песен военных лет «Споёмте, друзья…»)

20.«Водопад радости» (День школы, подведение итогов игры-регаты).

Блок отряд «Оазис»

Пойми живой язык природы -

И скажешь ты: прекрасен мир.


И.С. Никитин.

Задачи:

  • Пропаганда экологических знаний среди учащихся школы.

  • Привитие навыков грамотного общения и взаимодействия с окружающей природой.

3.Экологическое воспитание любви ко всему живому, через красоту и гармонию природы.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение экологических знаний учащимися.

2. Активное участие в экологическом движении города.

3. Озеленение и благоустройство территории школы, привокзального района.

Формы работы:

  • Участие в трудовых десантах.

  • Участие в городском слёте «Зелёный патруль»

  • Участие в акциях, мероприятиях, конкурсах, экскурсии на предприятии города

  • Тематические классные часы.

Ожидаемые результаты:

На интеллектуальном уровне - это стремление узнать историю своего края, его культурные традиции и обычаи, осознание значимости своего происхождения, своих корней, стремление к красоте и гармонии с окружающим миром.

На эмоциональном уровне - это приобщение детей к миру живой природы, воспитание любви ко всему живом, уважение к культуре других народов.

На практическом уровне - это привитие учащимся культурных навыков, грамотного общения и взаимодействия с окружающей средой, реализация полученных знаний в различных жизненных ситуации.

Утверждаю

Директор МБОУ ОГ №24

_____________ И.А.Белов

«____» ___________ 2014-2015г.

План работы отряда «Зеленый патруль»

на 2014 -2015 учебный год

МБОУ ОГ №24

Дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный

Место проведения

В течение года

Цикл классных часов по экологии Архангельской области, охране окружающей среды

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П.

Каб. 121

1 раз в четверть

Практические занятия

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П.

Теплица при школе, экскурсии на природе

До 30.09.13г.

Акция «Самый озелененный кабинет»

Члены отряда, Совет старшеклассников, педагоги-организаторы Кончакова Ю.Ю. и Пригоровская Н.А.

Учебные кабинеты

05-30.10.13г.

Выступление агитбригады «ОАЗИС»: «Экология нашего города»

Члены отряда, руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П.

Учебные кабинеты 1А, 1Б, 1В, 1Г классов

Сентябрь 2013г., май 2014г.

Трудовой десант «Чистый школьный двор»

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П., классные руководители 5-11 классов

Школьный двор

19.09.13г.

Участие в городском слете отрядов «Зеленый патруль»

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П.

Музей Малые Корелы

Сентябрь2013г., апрель 2014г.

1)Участие в городской природоохранительной акции «Зеленая ярмарка»

2) Экологический конкурс «Экосумка»

Члены отряда

МДОУ «Сосенка», МБОУ ОГ №24

Ноябрь 2013г.

Участие в областном детском конкурсе экологических плакатов «Будь человеком - человек!» в рамках акции «Марш парков»

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П.

Арх. Обл. краеведческий музей

Декабрь 2013г.

Участие в днях наблюдения за птицами

Члены отряда

Декабрь 2013г.

Участие в областном конкурсе экологических плакатов на противопожарную тематику «Сохраним лес живым!»

Члены отряда

Январь 2014 г.

1)Участие в школьном КТД «День науки» (секция экологии)

2) Участие в Областной музейной Олимпиаде «Лесная Академия»

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П., члены отряда

МБОУ ОГ№24

18-19.02.14г.

Участие в городской научной конференции «Юность Архангельска» (секция экологии)

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П., члены отряда

Февраль 2014г.

Участие в X Всероссийской акции «Я - гражданин России»

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П., члены отряда, педагог-организатор Кончакова Ю.Ю.

МОУ СОШ №35

Март 2014г.

Участие в городском экологическом конкурсе «Хрустальный мир природы»

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П.

Апрель 2014г.

Участие в городском «Марше парков»

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П.

Петровский парк

01.04.11г.

Участие в городском конкурсе «День птиц»

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П.

07.04.14г.

«Всемирный День Здоровья»

Классные руководители 1-11 классов

Учебные кабинеты

Апрель 2014г.

1)Организация, подготовка и активное участие в декаде экологии и здоровья «Твое здоровье - в твоих руках» ( по отдельному плану)

2) Участие в городском конкурсе кроссвордов экологической направленности «Образ земли»

Члены отряда, Совет старшеклассников

МБОУ ОГ №24

Май 2014г.

1)Участие в городской акции «Мой город - мой двор» (посадка деревьев на «Аллее выпускников»)

2)Участие в городской акции «Родному городу - чистоту заповедника»

3)Озеленение гимназии.

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П.

Двор МБОУ ОГ №24

В течение года

Совместная деятельность по экологическому воспитанию с воспитанниками Центра развития ребенка МДОУ «Сосенка»

Руководитель отряда, учитель биологии Пахомова Т.П., методист МДОУ «Сосенка».

МДОУ «Сосенка»

В течение года

Пополнение

информационного стенда «Зеленая Планета»

Члены отряда

МБОУ ОГ№24

В течение года

Встречи со специалистами, занимающимися вопросами экологии и озеленения

Тематические классные часы.

Сентябрь - «Лесные фантазии»

Октябрь - «Лечение травами на Русском Севере»

Ноябрь - «Растения и косметика»

Декабрь - «Лечебный фиточай»

Январь - «Лекарственные растения болот и водоёмов»

Февраль - «Ядовитые лекарственные растения»

Март - «Луговые лекарственные растения»

Апрель - «Следы на снегу»

Ожидаемые результаты:

1. Возможность принятия практического участия учащихся в решении социальных проблем.

2. Взаимодействие и связь со структурами власти.

3. Создание «зеленой зоны».

4. Мы хотим добиться появления в нашем микрорайоне:

  • достаточного количества урн для мусора

  • скамеек для отдыха

  • домов покрашенных в яркие цвета

  • больше деревьев и кустарников

  • площадок для выгула собак

  • беседок для отдыха пожилых людей, фонарей.


Библиография.


  1. Агесс П. "Ключи к экологии", 1982г. Л.

  2. Алексеев В.А. "300 вопросов и ответов по экологии", Ярославль, 1998г.

  3. Бобылева Л.Д. "Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе", Тамбов, 1988г.

  4. Бобылева Л.Д. "Игра в экологическом образовании старшеклассников", Москва, 2000г.

  5. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе. - Волгоград: Учитель, 1997, 82с.

  6. Горбунов В.С. Примерная программа воспитательной работы классных руководителей 5-11 классов // Классный руководитель. 2006.-№8-с.49.

  7. Копосова Т.С., Морозова Л.В. Лабораторный практикум по экологии человека: УМК.-Архангельск: ПГУ, 2002 - 181 с.

  8. Иванушкина Л. Культура здоровья// Первое сентября. 2006. - №1-с.22.

  9. Сборник авторских программ дополнительного образования детей/ Сост. А.Г.Лазарева - М: Народное образование,2002.

  10. Сураева Л.М., Жигалова З.Я., Замотина Т.А. Программа реализации воспитательной работы «Гармония здоровья»// Методист.-2007.- №4-с.37; №5-с.35.

  11. Формы экологического образования в школе: УМК/Под ред. Сковородкина В.А., Сковородкиной И.З. - Архангельск: ПГУ, 2004 -191с.

  12. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Методическое пособие. - М: Просвещение, 2009 - 207с.


Приложение.

Памятка жителям микрорайона.

  • Не рвите напрасно цветы - они украшают жизнь.

  • Не ломайте деревья и кустарники.

  • Не поджигайте мусор, сухую траву и тополиный пух.

  • Не разводите костры, строго соблюдайте правила противопожарной безопасности.

  • Не загрязняйте улицы города мусором (бумагой, банками, пластмассой, батарейками).

  • Не оставляйте на красивых деревьях и камнях следы своего пребывания в виде росписей, потому что этот дикий обычай «увековечить» нашу невоспитанность и дурной вкус, ничего, кроме досады и сожаления, не вызовет у тех, кто увидит, такие следы человеческой деятельности.

  • Выявляйте несанкционированные свалки и сообщайте о них экологической службе.

  • Организовывайте сбор макулатуры и металлолома.

  • Выпускайте листовки о соблюдении чистоты в микрорайоне.

  • Рассказывайте младшим школьникам о том, как утилизировать отходы.

  • Организовывайте субботники по сбору мусора.

  • Будьте настоящими гражданами своей страны - рачительными хозяевами и активными защитниками природы.

  • Воспитывайте у себя и у других бережное и любовное отношение к родному городу, к природе, чувство ответственности за её состояние.

Диагностика.

Анкета для учащихся.

  1. Диагностика основных заболеваний учащихся класса за 2010-2011 учебный год:

    • болезни глаз - 24%

    • болезни органов дыхания - 4%

    • болезни органов пищеварения - 0%

    • болезни костно-мышечной системы - 88%

    • болезни уха - 4%

    • болезни почек - 4%

  2. Показатели физического развития учащихся:

    • гармоничное - 96%

    • дисгармоничное - 4%

  3. Распределение по физкультурным группам:

    • основная - 80%

    • подготовительная - 16%

    • специальная - 0%

    • освобождены - 4%

  4. Распределение учащихся по группам здоровья:

    • первая - 0%

    • вторая - 76%

    • третья - 24%

    • четвертая - 0%

  5. Анкета для учащихся «Здоровый образ жизни»:

1) Пробовали ли вы курить?

  • да - 20%

  • нет - 80%

2) В каком возрасте вы впервые пробовали алкогольные напитки?

  • меньше 10 лет - 0%

  • 11-12 лет - 6%

  • 13-14 лет - 94%

3) Совместимы ли спорт и курение?

  • да - 30%

  • нет - 70%

4) Любите ли вы заниматься спортом?

  • да - 61%

  • нет - 39%

5) Согласны ли вы с высказыванием о том, что «здоровье не купишь»

  • да - 100%

  • нет - 0%

6) Согласны ли вы с высказыванием о том, что «о своем здоровье должны думать только больные люди»

  • да - 5%

  • нет - 95%

7) Как ты понимаешь выражение «вести здоровый образ жизни»?

- не употреблять алкоголь - 100%

- не курить - 100%

- заниматься спортом - 100%

- правильно питаться - 11%

- зарядка - 9%

- сон, хорошее настроение - 17%

8) Что заставляет вас думать о своем здоровье?

- плохое самочувствие - 8%

- желание быть сильным - 69%

- желание выглядеть лучше - 21%

- я об этом не думаю - 2%

9) Как вы оцениваете свое здоровье (отметить один пункт)?

- превосходное - 4%

- хорошее - 15%

- удовлетворительное - 76%

- плохое - 5%

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»:

1) Хотите ли Вы видеть своих детей физически здоровыми?

  • да - 100%

  • нет - 0%

2) Посещает ли Ваш ребенок секции?

  • в школе - 50%

  • вне школы - 30%

  • не посещает - 10%

3) Бывают ли у Вашего ребенка жалобы на

  • головную боль - 40%

  • головокружение - 25%

  • расстройства сна - 8%

  • не бывает - 17%

4) Часто ли у Вашего ребенка проявляются

  • слезливость - 27%

  • капризы - 34%

  • плохое настроение - 28%

  • апатия - 11%

5) Что Вы делаете для того, чтобы Ваш ребенок был физически здоров?

  • посещал секции - 36%

  • отдых на море - 22%

  • поездки за город - 18%

  • витаминизированное питание - 24%

ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА

I. Я - ДИТЯ ПРИРОДЫ И ГОСПОДИН ПРИРОДЫ:

  1. люблю небо, звезды, землю, море;

  2. радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;

  3. не топчу травы, не рву цветов, не пугаю птиц, не обижаю животных;

  4. люблю общаться с природой, переживаю за состояние её на Земле;

  5. по мере своих сил содействую её преумножению;

  6. несу ответственность за состояние природы вместе с человечеством;

  7. защищаю природу и её обитателей от вандализма.

II. Я-HOMO SAPIENS:

  1. ничего не принимаю на веру без осмысления;

  2. развиваю свою речь как единственный способ собственного мышления;

  3. стараюсь предвидеть действия своих поступков;

  4. умею анализировать события, своё поведение, свои отношения;

  5. ставлю цели, подбираю достойные средства их осуществления;

  6. умею противостоять недостойным влияниям;

  7. несу ответственность за всё, что со мною происходит.

III. Я ЛЮБЛЮ ЖИЗНЬ ВО ВСЕХ ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯХ:

  1. умею наблюдать за ходом жизни и узнавать о происходящем в обществе;

  2. не наношу ущерба любому живому существу;

  3. учитываю самочувствие людей, их здоровье, учитываю их настроение;

  4. защищаю того, кого обижают, помогаю слабым, старым, больным;

  5. бросаюсь на помощь, если жизни угрожает опасность;

  6. забочусь о здоровье, силе и красоте моего тела;

  7. изучаю объективные закономерности жизни, анализирую события.

IV. Я - HOMO MORA US:

  1. уважаю каждого человека вне зависимости от его положения, успехов;

  2. мне интересен Другой, признаю его право не быть похожим на меня;

  3. всегда доброжелателен и открыт для Другого;

  4. признаю за собою право не быть похожим на других - не быть как все;

  5. на меня можно положиться, я держу слово и исполняю обещанное;

  6. умею оказать помощь и проявить знаки внимания;

  7. желаю счастья всем людям на Земле.

V. Я ~ HOMO FABER:

  1. ценю любой труд и способность человека хорошо делать свое дело;

  2. старательно учусь, чтобы развить свои способности к творчеству;

  3. научаюсь многим умениям, хочу быть готовым к многообразной жизни;

  4. умею быстро, качественно и красиво исполнить порученное дело;

  5. не попрошайничаю, не требую у родителей денег, не беру ничего чужого;

  6. ищу свое профессиональное дело, которое доставит мне счастье;

  7. четко разделяю «средства» жизни и «содержание» жизни, понимаю, что матери­альные блага есть лишь средства для творческой жизни.

VI. Я-ЛИЧНОСТЬ:

  • понимаю, что в долгу перед обществом, обогатившим меня культурой;

  • не нарушаю законов общественной жизни, соблюдаю дисциплину;

  • не посягаю на интересы других людей, учитываю их нужды и состояние;

  • понимаю, что нельзя не созидая пользоваться плодами других людей;

  • стараюсь защищать обиженных, оказываю услугу слабым;

  • принимаю участие в общественных актах моей школы;

  • размышляю о несправедливом устройстве общественной жизни.

VII. Я - СЫН И ДОЧЬ ОТЕЧЕСТВА:

  1. меня волнуют события в моей стране, мне интересна история России;

  2. люблю красивый и богатый язык моего народа;

  3. горжусь достижениями и страдаю от постыдных явлений Отечества;

  4. желаю процветания Отечества, ишу свое дело для блага моего народа;

  5. честно учусь, готовясь к профессиональному труду;

  6. стараюсь участвовать в любом улучшении окружающей жизни;

  7. мечтаю по мере сил своих помогать моему народу. ..., ,

VIII . Я - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТОЙ ЧАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. КОТОРАЯ НОСИТ ЗВАНИЕ

МУЖЧИНЫ:

  1. сильный, выдержанный, великодушный;

  2. защитник и помощник детей, женщин, стариков и всех слабых;

  3. несу ответственность за всё, что происходит в моей семье и школе;

  4. склоняю голову перед Дамой, понимая, что женщина в мире - прародительница человеческого рода

  5. презираю пьянство, курение, сквернословие как ложные формы проявления му­жественности;

  6. я готовлюсь играть в жизни роль любящего и любимого, мужа и отца;

  7. продумываю выбор профессии, чтобы стать самостоятельным.

IX. Я - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТОЙ ЧАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, КОТОРАЯ НОСИТ ЗВАНИЕ

ЖЕНЩИНЫ:

  • всегда нежна, добра и красива;

  • не допускаю грубой формы обращения со мной;

  • умею быть чуткой и заботливой, оказывать поддержку любому человеку;

  • учусь старательно, так как красоте необходим ум;

  • внимательна к малышам в школе, оказываю им поддержку;

  • ласкова с родителями, привношу в семью радость;

  • всегда помню, что Женщина определяет духовный климат общества, вдохновляет мужчин на высокие дела

Х. Я - ИНДИВИДУАЛ.

  • умею хранить тайны души, не позволяю посягать на моё достоинство;

  • обогащаю себя знаниями, умениями, опытом;

  • мне интересно оставаться наедине с собою, я не боюсь одиночества;

  • имею совесть: она болит, когда я нечаянно совершаю дурной поступок;

  • время от времени навожу прядок в душе, задаю новую работу моей душе;

  • умею противостоять дурным привычкам человека низкой культуры

Методики на выявление воспитания учащихся.

1 Анкета для учащихся 10- 11 классов


  1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданственность»?

  2. К чему вас обязывают эти понятия?

  3. Что вы понимаете под термином «экологическое воспитание»?

  4. Как вы считаете, какие мероприятия в школе развивают нравственную и гражданскую позицию школьника? Какие методы и приемы вы используете для этого?

  5. Какие методы и приемы вы используете для этого?

Я предлагаю провести в классе следующие мероприятия, которые будут способствовать проявлению экологического воспитания_________________________

2 Анкета для учащихся 8 - 9 классов

  1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «экология», «здоровье»?

  2. К чему вас обязывают эти понятия?

  3. Как вы понимаете выражение «Берегите, Землю, берегите!»?

  4. Как вы считаете, какие мероприятия в школе развивают патриотические чувства у учащихся?

3 Анкета для учащихся 5-7классов.

  1. Беспокоит ли тебя судьба своей страны?

  2. Считаете ли вы в сегодняшнее время актуальными такое понятие как «окружающая среда»?

  3. Ведется ли в школе работа по экологическому воспитанию?

  4. Интересуешься ли ты экологией своего города?

  5. Поддерживают ли тебя родители в этом?


33


© 2010-2022