Статья для публикации Национально-патриотическое воспитание на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Национально-патриотическое воспитание подростков

в процессе обучения биологии


Пока свободою горим, пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Пушкин А. С.

Часть 1 «Строим Храм…»

Хотя бы раз в жизни каждый педагог задумывается над вопросом: что важнее: обучение или воспитание. Обучая своему предмету, мы воспитываем определенные качества личности, воспитывая, приводим к осознанию значимости самого обучения. Выход из этой дилеммы я вижу в решении для себя как учителя (а не преподавателя) вопроса не чему и как учить, а во имя чего. Как в старой притче о трех каменотесах: на вопрос чем они заняты первый каменотес ответил, что он дробит проклятые камни, второй - зарабатывает деньги, а третий - участвует в строительстве храма. Первый каменотес - это преподаватель, который учит своему предмету, второй - учитель, развивающий ученика, третий - служитель во имя будущего нации. Это не просто желание или намерение, это мироощущение и мировосприятие своего места в жизни. Каждый день соприкасаться с новой жизнью, с молодой, азартной, напористой энергией юности, отличной от нас, непохожей, иногда более агрессивной, но той же русской, славянской энергией и силой, видеть в детях продолжение своих идеалов - это ли не счастье.

Меня радует, что, наконец-то, на общем подъеме национально-освободительного движения, в противовес статье 13 «ельциновской конституции», отрицающей идеологию в обществе, Президент России В.В. Путин, выступая перед Федеральным собранием, встал на защиту традиционных ценностей. Он отметил, что Россия сильна «многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства» [7].

Какие же ценности являются для нашего народа традиционными, идущими к нам из глубины веков, но все также жизненными и современными.

В Заповедях Перуна они определены очень четко. «Сохраните память о всех Предках Родов ваших и ваши потомки будут помнить о вас.. Воспитайте в чадах своих любовь к Святой земле Расы, чтобы не прельщались они чудесами заморскими, а могли сами сотворить чудеса более чудные и прекрасные, да во славу Святой земли вашей... Кто убежит из земли своей на чужбину, в поисках жизни легкой, тот отступник Рода своего, да не будет ему прощения Рода его, ибо отвернутся Боги от него...» [8].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России указано, что «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1].

Высочайшая нравственная чистота русской литературы, героический, жертвенный орел отечественной истории, нравственный потенциал гуманитарных и точных наук, прикосновение к шедеврам русской музыки и изобразительного искусства - всё это ведёт молодого человека к нравственному "во имя". Биология в этом смысле занимает особое место. Ф.М. Достоевский отмечал: «Описание цветка с любовью к природе гораздо больше заключает в себе гражданского чувства, чем обличении взяточников, ибо тут соприкосновение с природой, с любовью». Биология напрямую связана с формированием личных установок: живое и сама жизнь как ценность, осознание хрупкости и взаимосвязанности элементов мира, здоровье как ценность, нравственный выбор геоцентричности мышления в противовес антропоцентричности, ответственность, бережливость, забота о слабом, трудолюбие, терпение, способность к сопереживанию. основа на традиционные славянские ориентиры - Род, Родина, народ, приРода.

Другой аспект реализации воспитательного потенциала содержания биологического образования - это выбор методов и средств. Давно известно, что современный молодой человек на назидательное и поучительное изложение реагирует неприятием, отторжением. Нам, биологам, понятна психофизиологическая суть такой реакции. Твердо верю, что знания должны придти к ученику как его собственное убеждение, личностное открытие, пережитое и прочувствованное. Логично, что именно деятельностные, личностно-ориентированные технологии образования и есть суть концепции Федерального образовательного стандарта [9].

Сам содержательный компонент предмета может быть и очень далек от воспитания, например, гражданственности, национального самосознания. Задача учителя в том и состоит, чтобы связать, найти взаимопроникновение, взаимосвязь двух явлений - изучаемого предмета и формирования личностного потенциала воспитанника, создать условия, ввести молодого человека во все многообразие образовательной среды и бережно и трепетно наблюдать за рождением Личности.

Часть 2. «Тонкое чувство славянской натуры…»

«Мошкара гудит на «фа-диез», пчелы на «си», жуки на «ре», шмели на «до» или «до-диез», - так описал сигналы насекомых Н.А. Римский-Корсоков. Согласитесь, удивительное восприятие музыкального слуха. Именно в есенинской «стране березового ситца» можно «шляться босиком». И пронзительно жалко героя Сергея Потехина. Помните? «Вырос в поле глупенький Василек голубенький, не понять ему никак, почему же Он - сорняк». Я беру эти строки в качестве проблемного вопроса, изучая тему «Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека». Чувство слияния, единения, «чувствования кожей» любого проявления жизни - одна из национальных черт нашего менталитета.

В 1895 году, выступая в торжественном заседании Славянского благотворительного общества русский зоолог, антрополог и историк А.П. Богданов отмечал: «Тонкое чувство славянской натуры, дающее возможность проникать глубоко и видеть вещи в их настоящем свете, делает славянина равно свободным, как от сентиментальности, так и от пессимизма, поддерживает в его душе непоколебимую веру в лучшее будущее.

Мы убеждены, что славянский гений, в дальнейшем своем движении, пойдет по тому самобытному, тихому, верному пути, которому он следовал в последнюю тысячу лет, руководясь своим простым и в то же время тонким инстинктом физического и нравственного самосохранения»[6].

«Слишком широк человек, сузил бы…», - говорил Ф.М. Достоевский. Его определение как нельзя лучше подходит и к нашим русским ученым. Часто их открытия, теории, достижения - это что-то фундаментальное, явление почти космического масштаба. От молекулы к звездам простирается этот путь. Вот лишь краткий фрагмент этого пути: открытие вирусов Д.И. Ивановским, двойное оплодотворение цветковых растений, описанное С.Г. Навашиным, учение о высшей нервной деятельности И.П. Павловым, био-химическая гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина, учение Н.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Все крупно, фундаментально, изучено скрупулезно и тщательно.

30 лет посвятил изучению фотосинтеза К.А. Тимирязев, восторгаясь величием этого процесса, определил его космическую роль. Он писал: «Как на земной поверхности совершается нескончаемый механический и химический круговорот веществ, так и в нашем маленьком мирке он может совершаться... Как на Земле растения своими листьями и корнями поглощают нечистоты и дают взамен пищу, так могут непрерывно работать для нас и захваченные нами в путешествие растения... Как все существующее на Земле живет одним и тем же количеством газов, жидкостей и твердых тел, которое никогда не убывает и не прибывает, так и мы можем вечно жить взятыми нами запасами материи». Читаешь эти строки и будто видишь нашу Землю из глубин космоса. В.И. Вернадский говорил: «Животные всецело зависят во всей своей жизни от энергии, удержанной хлорофилльными растениями из солнечных лучеиспусканий. Жизнь - есть проявление этой энергии». И еще: «Мы, видимо, выходим за пределы планеты, так как все указывает, что действие разума, жизни цивилизованного человечества не остановится размерами планеты» [10].

О замечательном советском ученом, создателе космической биологии, больше известном современному человеку как создателя ионизатора воздуха, А. Л Чижевской я рассказываю при изучении темы «Дыхание», хотя человека этого называли «посредником солнца». Ученый, занимавшийся астрофизикой, медициной, биологией, историей, мог написать в блокадном Ленинграде такие строки:

В смятенье мы, а истина - ясна

Проста, прекрасна, как лазури неба,

Что нужно человеку? Тишина,

Любовь, сочувствие и корка хлеба [3]

«Я 24 часа в сутки занят пшеницей. Я даже во сне вижу делянки», - признался однажды знаменитый селекционер, лауреат Ленинской и Государственной премиями СССР, дважды Герой Социалистического Труда. П.П. Лукьяненко. Он создал около 50 новых высокоурожайных сортов пшеницы, неполегающих и устойчивых против ржавчины: Безостая-1, Аврора, Кавказ и т.д. Если раньше земледельцы Кубани собирали по 30-40 ц/га, то сорт Безостая-1, выведенный им, дает до 90 ц/га. Четверть каравая хлеба нашей страны - из его пшеницы [7].

Неспецифический клеточный иммунитет открыл И.И.Мечников. Не раз, рискуя собственной жизнью, он проверял действие микробов тифа, впрыснув себе кровь больного, заражал себя микробами холеры. В 1886 году Мечников открыл в России первую бактериологическую станцию. Он получал и применял различные вакцины и сыворотки против сибирской язвы, холеры и других болезней. В 1903 году Мечников был удостоен Нобелевской премии за открытие иммунитета.

Изучение бактерий - прекрасный повод поговорить о русских ученых изучавших причины заболевания чумой и пути распространения инфекции. Среди них Д.С. Самойлович, Н.Ф. Гамалея, Д.К. Заболотный, И.В. Мамонтов. Прочитайте ребятам письмо молодого врача И.В. Мамонтова, заразившегося чумой в Манжурии. Он писал матери: «Нет ничего лучше жизни, но из желания сохранить ее я не мог бежать от опасности, которой подвержены все, и, стало быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга. Надо верить, что люди добьются, хотя бы и путем многих страданий, настоящего человеческого счастья на земле, такого прекрасного, что за представление о нем можно отдать все, что есть личного, и самую жизнь» [4]. Пусть ребята ответят на вопрос: какую цель преследовали ученые, отправляясь туда, где вспыхивали эпидемии чумы? О чем свидетельствуют их письма?

Классический вариант в изучении раздела «Селекция» - рассказ о подвиге сотрудников Всесоюзного института растениеводства им. Н.И. Вавилова в годы блокады Ленинграда, 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С. Иванов - хранитель риса, А.Г. Щукин - хранитель масличных культур, Л.М. Розина - хранитель овса… Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена - хлеб будущего.

Кроме трудолюбия, настойчивости, верности делу наших ученых и изобретателей отличает умение видеть страдания ближнего и сопереживать им активно. Потому так много приспособлений, приборов, изобретений, направленных на уменьшение страданий, на сохранение жизни. Выдающийся химик Н.Д. Зелинский, доказавший, что сероводород нижнего слоя Черного моря имеет бактериальное происхождение, в 1915 году на основе изучения адсорбции, создал первый противогаз с угольным фильтром, сохранившим не одну сотню жизней.

Любому севастопольцу близок подвиг Н.И. Пирогова, имя которого носит Первая Городская больница. Рассказ о нем рациональнее всего происходит при изучении темы «Опора и движение» или во время экскурсии на 4 Бастион. Вся деятельность гениального хирурга Н.И. Пирогова была проникнута страстным желанием облегчить страдания раненых. Он работал не щадя сил, поражая окружающих работоспособностью, стремлением везде успеть оказать посильную помощь. Впервые в мире Н.И. Пирогов осуществил сортировку раненых и больных в зависимости от тяжести и места ранения, создал транспортные отделения, определил объем хирургической помощи в условиях войскового района, учредил института сестер милосердия, организация их труд по уходу за ранеными и больными. Но сухое перечисление заслуг обретает образ и эмоциональное звучание, если будем сочетать его с образами рассказа «Севастополь в декабре» Л.Н. Толстого о событиях на 4 Бастионе. «В отдельном помещении делают перевязки и операции. Раненые, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельдшер бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть ужасные, потрясающие душу зрелища... войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а... войну в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти...» [9].

Все в пределах той же темы «Опора и движение» нельзя не рассказать об аппарате Г.А. Илизарова, создавшего бескровный метод восстановления и удлинения кости после травмы.

Знаете ли Вы, что первый механический протез смастерил русский изобретатель - самоучка И.П Кулибин, автор карманных часов, арочного моста, лифта для императрицы и многого другого. Имя этого человека можно упоминать неоднократно, при изучении разных тем. Иван Петрович, например, никогда не курил табак и не играл в карты, был абсолютным трезвенником. И.П. Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена родила (!) ему трёх дочерей. Всего у него было 11 детей (7 мальчиков и 4 девочки). Всем сыновьям он дал блестящее образование.

Часть 3. «Вера - это согласие воли с совестью…» (Л.Н. Толстой)

«Человек не может жить без веры. Моя вера - это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки. И верю, что человеческий разум и его высшее воплощение -наука - избавят род людской от болезней, от голода, от вражды, уменьшат горе в жизни людей. Эта вера давала и даёт мне силы и помогает вести свою работу...», - так определял свою религиозность И.П. Павлов, тем не менее, дважды лауреат Нобелевской премии мог себе позволить выходной день, оставив на дверях записку: «По случаю Пасхи лаборатория закрыта».

Способность проникать в смысл предметов и явлений глубоко верующего человека очень точно определил математик Р.Э. Фишер. Оценивая великий дар Г. Менделя как биолога и математика, он сказал, что этот ученый интуитивно проник в «душу фактов». Нисколько не удивляюсь, что человек, открывший фундаментальные законы наследования, Г. Мендель был монахом, а 1868 году Мендель был избран аббатом старобрненского монастыря.

В нашей истории есть собственные примеры великого служения, религиозного и мирского. Российский и советский физиолог, А. А. Ухто́мский, создатель учения о доминанте, академик АН СССР являлся иеромонахом в миру, старостой Единоверческой церкви в Ленинграде. Ухтомский владел семью языками, разбирался в богословии, философии, политэкономии, архитектуре, был живописцем и иконописцем, играл на скрипке.

Каждый год мы с ребятами проводим экскурсию в Симферополь. Я разработала план экскурсии и собрала материалы для содержательного компонента. Мы посещаем музей истории медицины, где вспоминаем не только о деятельности в крымскую войну Н.И. Пирогова, но и знакомимся с интересными экспонатами музея - влажными препаратами эмбрионов, муляжами и электросхемами систем органов человека. На следующей остановке, в Ботаническом саду Таврического национального университет им В.Н. Вернадского осматриваем великолепные коллекции роз, хризантем, неповторимых древесных и кустарниковых форм, знакомимся с историей садово-паркового искусства, вспоминаем о деятельности в Тавриде П.С Палласа. Затем отправляемся в студенческий городок Крымской сельскохозяйственной академии, на факультеты которой каждый год поступают наши выпускники. Самыми престижными, конечно, являются ветеринарный факультет и факультет садоводства и виноградарства. Последняя наша остановка всегда в Свято-Троицкой церкви в музее Святителя Луки. В миру В.Ф. Войно-Ясенецкий прожил трудную и плодотворную жизнь, без лишнего украшательства описанную им в книге «Я полюбил страдания». Врач, хирург милостию божию, даже почти ослепнув он ставил абсолютно правильные диагнозы, сам оперировал, бесплатно лечил больных в своем доме. Когда ребята рассматривают в музее хирургические инструменты, всегда удивляются: «они совсем обыкновенные, как у всех». Но слава Святителя Луки живет и поныне.

Часть 3. «Юноше, обдумывающему житье, решающему,

делать жизнь с кого…»

В истории нашего народа часто появлялись личности энциклопедических познаний и обширных интересов. На традиционных чтениях «М.В. Ломоносов. Он сам был нашим университетом», которые провожу в рамках недели биологии, ребята часто задают вопрос, есть ли отрасль науки, которой не интересовался Михайло Васильевич и когда он все успевал. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердивший основания современного русского литературного языка, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основатель Московского университета. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, - утверждал М. В. Ломоносов, - должно быть мерилом жизненного смысла». По поводу «недостатка» времени, показываю ребятам фрагмент фильма «Пацаны». Герой В. Приемыхова руководитель лагеря для трудных подростков Паша каждый день перед ужином обращается к ребятам со словами: «Пусть каждый из вас подумает - какой хороший поступок он совершил сегодня… или не совершил». Если человек умеет подводить итоги свое деятельности каждый день, он найдет скрытые ресурсы для своего развития. М.В. Ломоносов был не только истинным патриотом, но и очень организованным человеком. Каждый помнит со школьной скамьи:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать

При изучении темы «Науки, изучающие человека». рассказывая о достижениях медицины, я обращаю внимание учащихся на работы Н.М. Амосова. Подсчитано, что он сам сделал около 7 тыс. операций, самых сложных из общего числа почти 30 тыс., выполненных в его клинике. Можно считать, что он спас целый небольшой городок, люди которого живут, работают, радуются жизни. Но кроме хирургической деятельности. Н.М. Амосов был создателем системного подхода к здоровью, интересовался вопросами геронтологии, проблемами искусственного интеллекта, рационального планирования общественной жизни.

А.С. Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно». Если молодой человек осознанно усвоит девиз книги «Два капитана» В. Каверина «Бороться, искать, найти и не сдаваться», он и станет его способом достижения счастья. Не бросать дело на полпути, добиваться, преодолевая препятствия, не бояться трудностей, видеть перед собой цель. Этому учат нас примеры нашей отечественной науки.

Следующие три примера хорошо укладываются в изложение разделов ботаники (формы размножения растений, особенности споровых растений)

Революионер-народник, ученый-астроном Н.А. Морозов, принимавший участие в покушении на Александра II был приговорен к пожизненной каторге, но приговор заменили заключением в Шлиссельбургскую крепость. В тюремном дворике он начал собирать гербарий растений. С 1888 по 1895 г. за короткие минуты прогулок он собрал около 300 видов растений. Именно это, казалось бы бессмысленное занятие, спасло ученого от сумасшествия в одиночной камере. В 1918 году н.А. Морозов стал директором естественно-научного института им. П.Ф. Лесгафта. Он известен как писатель, поэт, автор литературы на исторические темы.

С 1850 года выдающийся украинский поэт Т.Г. Шевченко отбывал семь лет ссылки с крепости Новопетровское Оренбургского края. Ему было запрещено писать и рисовать. Чем же занимался великий поэт в холодной и засушливой степи? Он нарезал черенки вербы, высаживал их и заботливо ухаживал за новыми растениями, создавая зеленый сад.

Во время гражданской войны и у партизан в годы Великой отечественной часто недоставало перевязочного материала. Казалось бы любой человек опустит руки. Впадет в уныние от самой мысли, что невозможно помочь раненному воину. Но врач С.А. Новотельнов придумал высушить мох и использовать его в качестве кровоостанавливающего материала. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное соединение сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция.

Человек черпает силы не только в примерах из истории, в героических делах своих предков, но и в своей семье, опираясь на мудрость своего рода. Когда мы решаем задачи на построение родословных, обязательно спрашиваю о родословном древе старшеклассников. Я знаю своих предков до Русско-японской войны, дальше, к сожалению, нет. А дети иногда не могут вспомнить имя прабабушки.

Для начала дискуссии, показываю ребятам фрагмент фильм «Враг мой». Фильм 1987 года содержит много интересных иллюстраций для урока биологии. Два героя - землянин Дэвадж и инопланитянин Драг сначала являются злейшими врагами. Но, оказавшись на необитаемой планете, много вместе пережив, не только становятся друзьями, но землянин воспитывает и, рискуя своей жизнью, спасает маленького драга, сына бывшего врага. Перед своей смертью Драг просит Дэвиджа запомнить всех его предков и поет ему песню о 170 (!) поколениях драгов его рода. Он согласен запомнить и предков землянина. Но Дэвидж может вспомнить только отца Карла, который собирает компьютеры, мать - официантку, дедушку, который «кажется, был фермером» и бабушку, которая хорошо готовила. Покажите детям этот фрагмент и вы будете удивлены реакцией подростков. Не будем же мы «иванами, родства не помнящими».

Часть 6. Не только в области балета «мы впереди планеты всей»…

Невозможно переоценить роль русских и российских ученых в развитии науки и техники. Электромобиль Ипполита Романова, квадролет и вертолет Игоря Сикорского, электро-дуговая сварка Николая Бенардоса, цветная фотография Сергея Прокудина-Горского и т.д. и т.д. По официальной статистике Международной палаты патентов и изобретений, 80% всех изобретений русского происхождения или имеют русские корни.

Посещая врача поликлиники, мы даже не задумываемся о том, что тонометр С.Н. Короткова, гипсовые повязки и наркоз Н.И. Пирогова, искусственный хрусталик глаза С.А. Федорова и даже сама медицинская карточка, впервые оформленная М.Я. Мудровым - все это русские изобретения.

Изучая проблемы иммунитета, демонстрирую ребятам фотографию двуглавой собаки из лаборатории В.П. Демихова. В ответ - удивление, неверие, потом восторг. Первое в мире искусственное сердце, первая в мире пересадка изолированного легкого, первая в мире пересадка печени, первое коронарное шунтирования. Все это работы основоположника мировой трансплантологии, нашего соотечественника Владимира Петровича Демихова. Можем, оказывается, не только блоху подковать, хотя последнее тоже сказочных способностей требует. Кстати, сказочный Левша - отличный пример для описания асимметрии мозга.

В 1908 году, за 70 лет до европейцев стволовые клетки были открыты А.А. Максимовым. Сегодня их использование - прогрессивное направление в лечении рака и продлении жизни. Я сама из офицерской семьи и мне очень нравится фотография, на которой Максимов изображен в офицерской форме с погонами и с орденом на груди. У Максимова лихие усы, а в руках - микроскоп. В 1922 году лабораторию доктора разрушили, а Максимова остановили на улице и под дулом винтовки всучили великому врачу метлу в руки и заставили мести улицу, чтобы неповадно было ходить в очках без дела. И чуть ли не в ту же ночь Максимов бежал с женой и сестрой в Финляндию.

Обратная сторона медали успеха, к сожалению, горечь того, что редко оценен истинный гений по заслугам. Возвращаемся к библейскому «нет пророчества в своем отечестве». И.Д. Чистяков, первым наблюдавший и описавший в 1874 году митоз у растений в возрасте 30 лет умер от чахотки, потому, что всю жизнь прожил в нищете, в борьбе за выживание. Н.И. Вавилов - русский биолог, генетик, растениевод, географ, создатель научных основ селекции, учения о мировых центрах происхождения культурных растений. В конце 1930-х Вавилов подвергся травле со стороны противников генетики, прежде всего в лице Т.Д. Лысенко, был арестован и приговорен к 15 годам лишения свободы, умер в саратовской тюрьме, похоронен в общей могиле.

Нужно ли говорить об этом школьникам? Да, я убеждена, нужно. «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле», - говорил А.П. Чехов. Сегодня перед нами сидят за партами молодые люди, которые составят славу нашей Родины в будущем и будут строить новое государство, а значит должны иметь в душе и разуме модель этого будущего государственного образования. Какие принципы и моральные нормы будут положены в основу его строительства, какие государственные структуры понадобятся для выполнения его задач и функций, к каким целям будет оно стремиться.

Часть 6 «Достойный поклонения»

«Для России …Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение ― так же, как и храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться. Отныне и навсегда», - слова В.В. Путина [7].

Программы по биологии предусматривают введение в учебный процесс материала по региональному компоненту. Цель введение регионального компонента ФГОС - это создание условий развития у учащихся универсального мира восприятия через понимание малой родины как части большого мира [10].

При изучении экологических факторов великолепным подспорьем становится обсуждение приказа Ф.Ф. Ушакова «О принятии мер к охране насаждений в Севастополе» от 14 апреля 1792 года: «Усматриваю я многократно, что около казенного генеральского дому разные люди пускают лошадей, а иногда и другой скот, которые посаженные около дому и проспекте фруктовые деревья многие поломали. Посему скота отнюдь без особого присмотра нигде не пускать, если же от сего времени окажутся шатающиеся лошади без присмотра, рекомендую господину капитану над портом Доможирову приказать таковых шатающихся лошадей брать и употреблять в работу в перевозке камня к казенным строениям, когда сыщутся об них просильщики, таковым приказать для получения резолюции являться ко мне». Обсуждая вопрос, почему столько внимания Ф.Ф. Ушаков придавал сохранению деревьев в засушливых условиях Тавриды, ребята «переоткрывают» экологические законы.

Количество в Севастополе памятных мест и значимых сооружений поражает. На одном только Приморском бульваре можно рассказать ребятам о создании Института биологии Южных морей под руководством А.О Ковалевского и Н.Н. Миклухо-Маклаем. Здесь же, в знакомом с детства Доме детского творчества располагался в начале ХХ века Институт физических методов лечения, основателем и первым директором которого был А.Е. Щербак. В здании располагалось 155 специализированных помещений и лабораторий, в том числе ванны, водолечебница, ингаляторий, солярий и др. Редкая больница и сегодня обладает таким реабилитационным потенциалом.

Конечно, вспоминаем о благородном труде врачей и во время экскурсии на 35 Береговую батарею, где сражались и приняли смерть последние защитники города-героя.

В 2013 году у ребят из школьного объединения «Добромир» родилась идея экого - краеведческой тропы «Зеленая оправа Южной бухты». На остановке «Железнодорожный вокзал» хранитель тропы поведает легенду о превращении влюбленной Аиды в серебристый тополь, об аллергических реакциях на пух во время цветения и о двудомности этого растения. Логически связано с этим местом создание самой Пересыпи. Трудом тысяч и тысяч матросов и местных жителей на заболоченной территории была создан современный ландшафт. Рассказывая о создании железнодорожной ветки из Петербурга в Севастополь, приглашаем ребят к дискуссии о том. легко ли построить железную дорогу через горы и сколько это требует труда и высокого мастерства. Удивительные истории и легенды, связанные с произрастающими здесь же кипарисом вечнозеленом, альбицией ленкаранской и другими растениями запоминаются ребятам надолго. На остановке «Хладокомбинат» проговариваем вопрос: как связано вкусное, сладкое мороженое с аммиаком. Для многих ребят открытие, что емкости с аммиаком, которые находятся на предприятии, являются объектами, опасными с точки зрения гражданской обороны. Вот вам и экологическое воспитание. Поднимаясь по Красному спуску вспомним, что здесь была проложена первая ветка трамвайной линии «Железнодорожный вокзал - площадь Нахимова». Всего тропа насчитывает 15 остановок, но работа над ней продолжается постоянно.

Хочу надеяться, что такое путешествие рождает в ребятах чувство глубокой сопричастности с достижениями предков, ведь ты ступаешь по тем местам, где деды и прадеды жили и трудились, воевали и восстанавливали, любили и растили детей.

Заключение

Характер народа и судьбы страны находятся в тесной взаимосвязи, испытывают влияние друг на друга и на всем историческом пути. Поэтому заметен возросший интерес к национальному характеру нашего народа. Как говорит русская пословица: «Посеешь характер, пожнешь судьбу» Сегодня мы существуем в условиях межцивилизационной войны. События на Украине, в многострадальном Донбассе, экономическая блокада нашей страны, мощная информационная война - все это элементы противостояния славянской и англо-саксонской цивилизаций. Ф.М. Достоевский указывал: «Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она все решительно… и останется в сути своей такою же прежнею, святою нашей Русью, сколько бы ни изменился бы, пожалуй, облик ее, но изменения облика бояться нечего… Кто верит в Русь, тому даже стыдно это» [5] . Сегодня чертами характера каждого россиянина должны быть мужество, трудолюбие, искренняя преданность Родине. Гражданин многонационального государства должен знать и уважать культуру всех народов, населяющих Российскую Федерацию, но и о своей культуре не забывать, помнить свои национальные корни. Вспоминаются строки С. Есенина: «Но и тогда, когда во всей планете пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть, - я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

Изучая тему «Анализаторы» обязательно расскажем, как в ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо Э.А Асадов. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не смогли сохранить ему зрение, и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную полумаску на лице. Но потеря зрения в юном возрасте не сломила поэта. Стихотворение «Россия начиналась не с меча…» написано им в 1976 году, но как оно актуально сегодня, в марте 2015 года.

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!



Литература:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М. 2009.

  2. Буралков А. А. А. Л. Чижевский. Посланник Солнца на Земле. - М.: Конек-М, 2009.

  3. Ломоносов М.В. Для пользы общества. - М., 1990.― С.42.

4. Васильева Е.Н., Халифман И.А. Великие биологи и географы. М. «Мир», 1998 г.

5. Ф.М, Достоевский. Собрание сочинений в пятнадцати томах. - Л.: Наука, 1988-1996.Том 11. Публицистика.

6. Кривошеина Г. Г. А. П. Богданов - историк и летописец московской науки. /Вопросы истории естествознания и техники, № 3, 2007./

7. Послание президента В.В. Путина Федеральному собранию [Электронный ресурс]- kremlin.ru/news/47173

8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981

9. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. М.. Мир, 2005

10. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

11. Энциклпедия «Кругосвет». Электронный ресурс krugosvet.ru/enc/biologiya/timiryazev-kliment-arkadevich

© 2010-2022