Инновационный подход к преподаванию биологии

Цель образования в нашей стране: Раньше – дать прочные знания и довести их до умений и навыков путем тренинга (центрическая педагогика). На современном этапе – развитие личности, способной к самореализации и  быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества(компетентностный подход) .Заказ общества сегодня:Обеспечить социальную адаптацию личности. Сформировать самостоятельную, социально – активную личность.Развить творческий потенциал личности.  Компетентный чел...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС.

Раннева Ольга Владимировна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 15

с углубленным изучением отдельных предметов»

учитель биологии

Сведений науки не следует сообщать учащемуся

готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он

сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод

обучения наилучший, самый трудный, самый

редкий…» А.Дистервег

Цель образования в нашей стране:
Раньше - дать прочные знания и довести их до умений и навыков путем тренинга (центрическая педагогика).
На современном этапе - развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества(компетентностный подход) .Заказ общества сегодня: Обеспечить социальную адаптацию личности. Сформировать самостоятельную, социально - активную личность.Развить творческий потенциал личности. Компетентный человек: умеющий с высокой долей эффективности применять свои знания на практике, успешно самореализующийся в современном обществе, решение этой задачи возможно благодаря применению инновационных технологий обучения

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки: умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему; умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи; умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно; умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи; умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.

Виды инновационных уроков

Выделяют следующие виды инновационных уроков: урок с применением ИКТ; уроки самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; дифференцированного обучения; на основе проектной деятельности; уроки-тренинги и др.

Урок с применением ИКТ - это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков..В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве. В своей работе я использую ЦОР: Биология. Животные. 7 класс. «1С: Школа»; Биология. Растения. 6 класс. «1С: Школа»;

Например, при изучении растений в 6-ом классе использую интерактивные игры: тренажер « Строение светового микроскопа», «Строение растительной и животной клетки», «Строения цветка». Очень большие возможности открываются при использовании ИКТ при проведении лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты. Например, при проведении лабораторный работы «Строение и способы передвижения инфузории - туфельки» компьютер дает возможность рассмотреть строение инфузории - туфельки, фрагмент фильма демонстрирует волнообразное движение ресничек, раздражимость организма.
Исследовательский урок - это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока - использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.
В основе такого урока - организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

Уроки на основе групповой технологии .Целью применения групповой технологии на уроках является обеспечение активности учебного процесса. Групповая технология как коллективная деятельность предполагает:взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Уроки на основе проектной деятельности . Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя- подготовить всех учащихся к посильной для каждого ,но обязательной познавательной деятельности.

Технология использования в обучении игровых методовТехнология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков.

Мы учимся всю жизнь, не считая десятка лет, проведенных в школе." (Габриэль Лауб)

Литература:

  1. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.

  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное
    пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 3 - 5.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. - 48с. 2)

интернет-ресурсы

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Образовательные ресурсы Интернета - Биология.

moluch.ru/conf/ped/archive/20/1428/

nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/07/04/innovatsionnye-tekhnologii-prepodavaniya-biologii-v-shkole









© 2010-2022