Открытый урок по теме Многообразие кишечнополостных

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии в 7-м классе. Тема: "Многообразие и значение кишечнополостных»

Цели: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека

Задачи:

Образовательные: Раскрыть многообразие кишечнополостных, классов Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы, показать разнообразное значение

кишечнополостных в природных сообществах и в жизни человека.

Развивающие : Продолжить формирование умений узнавать Кишечнополостных на таблицах, обосновывать особенности их организации. доказывать относительный характер приспособленности, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, работать с тестами, выступать перед аудиторией;

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю. Повышать интерес к предмету.

Тип урока - изучение нового материала; урок- путешествие

Оснащённость урока: иллюстрации медуз, коралловых полипов; таблицы многообразия кишечнополостных; мультимедийное пособие: «Биология 7 класс», компьютер, проектор

Ведущие понятия: Класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы, планула, гидромедуза.

Структура урока:

1. Организационный момент:

- приветствие;

- подготовка аудитории к работе;

- наличие учащихся.

2. Повторение пройденной темы

А) Фронтальный опрос.

Б) Задания в виде терминологического диктанта с использованием карточек.(индивидуальные задания) см. Приложение

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление. Тестовый контроль

5. Домашнее задание

Здравствуйте, ребята. Поприветствуем гостей нашего урока. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте немного вспомним:

  1. Какие организмы называют простейшими?

  2. Какие типы простейших вам известны и чем они отличаются?

  3. Какое значение имеет простейшие

  4. Охарактеризуйте тип кишечнополостные

Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Многообразие и значение кишечнополостных. Цель нашего урока: Познакомиться с многообразием и значением кишечнополостных. Слайд №1,2

Учитель: Вы уже знаете , что в тип Кишечнополостные входят 3 класса: Слайд №3,4,5 Более двух третей земного шара покрыто водой. Поэтому наша планета из космоса видится голубой. Водное пространство Земли делится на пять огромных частей - океанов. В них, в свою очередь, выделяют более мелкие - моря. Под водой океана - совершенно особый мир. Есть там глубокие долины, громадные горы, леса из морских водорослей и много удивительных морских животных. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в подводный мир, где повстречаем множество кишечнополостных животных, рассмотрим представителей разных классов кишечнополостных, изучим черты их сходства и различия, а также особенности их организации и многообразие, образ жизни, практическое значение.

Наше путешествие начинается . Сегодня вы увидите увлекательное путешествие, в котором побывали наши корреспонденты. Мы представляем вашему вниманию их репортаж.

класс

класс

классРебята, внимание . По ходу выступления корреспондентов вы должны заполнить в тетрадях схему. Слайд №6

Схема :

( На доске)

Открытый урок по теме Многообразие кишечнополостныхОткрытый урок по теме Многообразие кишечнополостныхОткрытый урок по теме Многообразие кишечнополостных

____________________________________

____________________________________

_____________________________



  1. Ученик: Слайд Дугар 1-й корреспондент.:Мы ведем репортаж с корабля, где сейчас работает команда Кусто. Установлено, что тип Кишечнополостные состоит из трех классов. Я поподробнее остановлюсь на классе Гидроидные.

Класс Гидроидные (2800 видов)

В подавляющем большинстве образуют колонии, состоящие из громадного количества особей, исключение составляют лишь гидры, являющиеся одиночными пресноводными полипами. В основном это обитатели морей". Слово состоит из двух частей (кишечник и полость), что гидра - двухслойное животное многоклеточное животное, тело гидры имеет наружный - эктодермальный и внутренний - энтодермальный слои. Имеется стрекательные ( крапивные) клетки- отличительный признак кишечнополостных


  1. Ученик: Слайд Дулма 2-й корреспондент. Класс Сцифоидные. Не все кишечнополостные живут на дне, многие из них способны плавать в толще воды. К ним относятся медузы. Сцифоидные медузы представлены видами, обитающими толь­ко в морях. Они значительно крупнее гидромедуз. Эти удивительные создания населяют морские толщи от поверхности до больших глубин. Тело медузы студенистое, сильно отличается от полипов - напоминает по форме прозрачный купол или колокол или зонтик. Колокол мо­жет сокращаться; при этом из-под него (не изо рта!) с силой вытал­кивается вода, и животное движется в противоположную сторону. Такой способ движения называется реактивным.

"Тело медузы так же образовано двумя слоями клеток (экто и энтодермой), а между ними находится не просто базальная мембрана, а слой студенистого вещества, на 98% состоящий из воды - мезоглея. Зонтик уплощенный, реже кольчатый, практически все способны к активному плаванию. Наиболее крупная медуза - Цианея. Диаметр зонтика - 2 метра, длина щупальцев - 30 метров. Некоторые медузы имеют промысловое значение - употребление в пищу (в соленом виде)". Медузы могут обитать на глубине около 10 000 м. Это одни из самых древних обитателей нашей планеты. Учёным пока очень мало известно о медузах, в частности, как существо без мозга, но с глазами, может ориентироваться в кромешной тьме и активно охотиться.

Яд, содержащийся в стрекательных клетках ряда медуз, опасен для человека. Наиболее известны в этом отношении кубомедуза морская оса (Chironex fleckeri Southcott, 1956), обитающая близ северного побережья Австралии и в водах Юго-Восточной Азии, и гидромедуза крестовик (Gonionemus vertens Agassiz, 1862), обитающая в северной ча


  1. Ученик: Слайд Эржена 3-й корреспондент. Класс Коралловые полипы (6 000 видов). "Колониальные, реже одиночные морские организмы. Класс делится на 2 подкласса: 8-лучевые и 6-лучевые полипы. К 8-лучевым кораллам относятся те полипы, у которых насчитывается 8 перистых щупалец. Это красный коралл, черный коралл, органчик, морские перья. К 6-лучевым кораллам относятся бесскелетные актинии, мадрепоровые кораллы. Они то и образуют коралловые острова в теплых морях. Кораллы живут в тёплых морских мелководьях. Внешне они похожи на причудливые растения, но на самом деле кораллы образованы из тысяч крошечных морских животных. Места большого скопления кораллов называют коралловыми рифами. Коралловые рифы образуют одну из важнейших экосистем Мирового океана. Их главной особенностью является необычайно высокая продуктивность. Автотрофная фотосинтетическая продукция экосистемы рифа составляет от 50 до 300 г сырой биомассы на 1 м2в сутки, причем в отличие от других высокопродуктивных сообществ океана она сохраняется постоянной в течение всего года. Рыбные ресурсы рифов составляют около 9% общих мировых запасов, и рыболовство в этой зоне имеет важное значение как источник питания населения прибрежных стран тропиков. Рифы являются также местом нереста и созревания молоди многих рыб. Основу экосистемы рифа формируют организмы, интенсивно откладывающие известь: коралловые полипы, фораминиферы, известковые водоросли

Актинии - это полипы, лишенные морского скелета, они очень красивы, их называют морскими цветами. Практическое значение: Известняки, образованные современными ископаемыми кораллами применяются в качестве строительного материала.

Красный коралл используется для изготовления мелких украшений".

Учитель: А сейчас на нашем канале прямое включение из БНЦ- Бурятского научного центра На вопросы наших журналистов ответят известные ученые.

Программа "Вокруг света"АИДА, вопрос океанологу: "Назовите наиболее крупное сооружение коралловых полипов?"

Эржена Океанолог: "Большой Барьерный риф, протянувшийся вдоль северо-восточного побережья Австралии. Общая длина 2 тысячи километров, при ширине отделяющей лагуны 30-250 км. Колонии кораллов создают серьезное препятствие для судоходства".

Саша Помощник главного редактора программы "В мире животных", вопрос гидробиологу:

"Назовите продолжительность жизни и скорость роста благородного коралла".

Дулма Гидробиолог: "Продолжительность жизни - 70 лет, скорость роста - 6-10 см. в год".

Норжима Главный редактор программы "Очевидное - невероятное", вопрос биофизику:

"Что такое бионика и чем могут быть интересны кишечнополостные для ученых биоников?"

Яна Биофизик: Бионика - это наука, изучающая возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов. Из многочисленных животных, обладающих неизвестными нам механизмами для прогнозирования погоды мы в качестве одного подопытного объекта избрали медузу, которая по многим наблюдениям задолго до приближения шторма спешит укрыться в безопасное место.

Корреспондент: Как же медуза узнает о приближении шторма?

Яна Биофизик: У нее имеется инфраухо, которое, позволяет ей улавливать недоступные слуху человека инфразвуковые колебания частотой 8-13 Гц. Эти колебания хорошо распространяются в воде и появляются на 10-15 часов раньше шторма.

Используя принцип действия "уха" медузы наши сотрудники создали электронный аппарат - автоматический предсказатель бурь. Аппарат имитирующий "ухо" медузы

. Испытания показали, что описываемый предсказатель бурь позволяет определить наступление шторма за 15 часов. Более того он указывает даже мощность надвигающегося шторма".

Жугдур Программа "Путешествие натуралиста", вопрос инженеру-конструктору: Расскажите поподробнее, каким образом создаются коралловые острова?

Булат :Конструктор: Для нормального образования кораллового рифа необходимы следующие условия: температура воды +23oC - +24oC и не ниже +20oC, небольшие глубины до 40-50 м, скалистое дно, небольшая соленость воды 35‰ и обязательно чистая вода. Маленькие коралловые острова образуются путем постепенного превращения кораллового рифа сначала в барьерный, а затем в атолл с лагуной. Размеры атолла колеблются от нескольких км. до нескольких десятков км., а глубина лагуны может достигать 100 м.

Саша Программа "В мире животных", вопрос гидробиологу: "Под зонтиком медузы цианеи мальки трески находятся в безопасности, хотя медуза при помощи своих стрекательных клеток способна парализовать и более крупное животное. Объясните данное явление".

Дулма Гидробиолог: Сожительство с мальками трески полезно медузе. Рыбы выполняют роль санитаров, очищая медузу от остатков пищи и паразитов.

Кирилл и Мефодий ( движение медуз)

Хван Программа "Здоровье", вопрос гидробиологу: "Есть достоверная информация, что нередко наши туристы получают сильнейшие травмы после встречи с медузой, что вы можете сказать по этому поводу?"

Дулма Гидробиолог: Большинство медуз причиняет купальщикам легкий ожег кожи, неприятный зуд, который легко можно ликвидировать, протирая обожженное место ваткой, смоченной нашатырным спиртом. Однако есть и такие медузы, например Крестовичок, ее диаметр всего 1-2 см., ее ожоги вызывают сильнейшие заболевания.

Задетая пловцом медуза приходит в соприкосновение с телом купальщика, прежде всего своими щупальцами и оставляет на его теле красную полосу, часто с волдырями по середине. Боль от ожога можно успокоить потерев это место ваткой, смоченной нашатырным спиртом. Но минут через 10-15 после контакта с крестовичком начинается тяжелое общее действие яда. У пораженного медузой человека появляется мучительное стеснение дыхания, сухой неукротимый кашель, стреляющие или опоясывающие боли в пояснице, резкая боль, тяжесть и онемение в руках и ногах, общая слабость, позывы к рвоте и жажда. Больной стонет, кричит от боли. Сильные болевые ощущения прекращаются через 12-24 ч. Человек чувствует себя совершенно разбитым 3-4 дня и лишь через неделю возвращается к работе. После выздоровления человек не приобретает иммунитет, а наоборот становится более восприимчивым к ожогу медузы. Такое явление называется анафилаксией. Заболевание после повторного ожога может закончиться смертельно.

Кроме того обожженный медузой человек должен за 5-10 м успеть выбраться на берег или в лодку и попросить окружающих доставить его к врачу. После выздоровления купаться в море в этом же сезоне нельзя.

Учитель: Большое спасибо, уважаемые ученые за интересную информацию. Наша пресс-конференция подошла к концу.

. А теперь , давайте подведем итоги.:

1) Назовите представителей класса Гидроидные ( Пресноводная гидра)

2) Назовите представителей класса Сцифоидные (Цианея, Корнерот,

3) Назовите представителей класса Коралловые полипы ( Актиния ,

4) Каково же значение кишечнополостных в природе и в жизни человека?

Ответ: Образуют известняки - строительный материал.

Из красных кораллов изготавливают украшения.

Рифы предотвращают размыв берегов.

Коралловые рифы являются местом обитания многих видов рыб и являются звеном в цепях питания обитателей морей.

Употребляются в пищу.

Образуют атоллы.

На основе инфрауха медузы создан аппарат предсказатель бурь.

К нам в студию поступили сообщения: дайте пожалуйста краткие ответы

Слайд №7, 8

  • К какому классу относятся кишечнополостные, плавающие в толще воды, их называют живыми реактивными двигателями?


  • Животные какого класса образуют рифы?


  • Животных какого класса называют морскими цветами?


  • У животных какого класса форма тела - зонтик?


  • Живут в симбиозе с раком отшельником?


  • Какие кишечнополостные являются наиболее опасными для купальщиков?


  • К какому классу относятся Цианея, Корнерот?

А теперь я вам раздам тесты по пройденной теме: подпишите свои имена . Время 5 мин

Передайте друг другу и проверьте друг друга : * Взаимопроверка

Коды ответов на доске Слайд № 9 , 10

Домашнее задание Слайд №11

Оценки за урок

Спасибо всем за урок.

приложения: 1) Заполните пропуски в тексте.

Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток. Внутри тела имеется________ полость. В ____________ слое располагаются различные клетки. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы. Яд _________________ в добычу. Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.

Тема: Морские кишечнополостные.

Вариант 1

А1. Какой класс не относится к типу кишечнополостные ?:1) гидроидные 2) коралловые полипы 3) сцифоидные 4) трематоды

А2.Как называется скопление нервных клеток у медуз? : 1) зигота2) статоцист 3) ганглий 4) ропалий

А3. Где у медузы расположены глаза ? 1) по краю зонтика 2) по середине зонтика 3) на щупальцах 4) рядом со ртом

А4. Какие из морских кишечнополостных являются хищниками? 1) гидры 2) гелиолиптиды 3) актинии 4) табуляты

В1. Как называется личинка морских кишечнополостных?

В2. Какие морские кишечнополостные размножаются почкованием?

Вариант 2

А1. У кого кишечная полость разделена перегородками на камеры : 1) у раков 2) у медуз 3) у полипов 4) у гидр

А2. Как называется орган равновесия у медуз : 1) зигота 2 )статоцист 3) ганглий 4) ропалий

А3. Какие из одиночных коралловых полипов могут ползти по грунту? 1) гидры 2 ) гелиолиптиды 3) актинии 4) табуляты

А4. Какие из кишечнополостных делятся поперечными перетяжками, образуя стопку из новых особей : 1) сцифоидные медузы 2) коралловые полипы 3) гидроидные полипы 4) плавающие медузы

В1. Для чего служит коралловым полипам мясистая подошва?

В2. Какие морские кишечнополостные размножаются половым путем?



© 2010-2022