- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по общей биологии 10-11 классы учебник А. А. Каменский
Рабочая программа по общей биологии 10-11 классы учебник А. А. Каменский
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Анохина Е.И. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10-11 классах по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.«Дрофа», 2012. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 69 часов, в том числе 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10-11 классах в объеме 1 час в неделю.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; содержание курса нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; структуру курса; перечень лабораторных работ; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов; учебно - методическое обеспечение.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии - клеточную, хромосомную теорию наследственности.
уметь
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
Требования к уровню подготовки выпускников (11 класс)
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
-
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
-
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Биология 10 класс
Введение(2ч.)
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Основы цитологии (16ч.)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и
ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы.
ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и
формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и
превращения энергии - свойства живых организмов.
Размножение и индивидуальное развитие( 7ч.)
Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Организм - единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Основы генетики (8ч.)
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека
Генетика человека (2ч.)
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Итого: 35 часов.
Биология 11 класс ( базовый уровень)
1.Основы учения об эволюции ( 10 ч.)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
2.Основы селекции и биотехнологии ( 4ч.)
Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
3.Антропогенез (4 ч.)
Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.
4.Основы экологии(12ч.)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
5.Эволюция биосферы и человек (4ч.)
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции
Итого: 34 часов.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Тематическое планирование по биологии 10 класс
1 час в неделю, всего 34 часа.
Наименование темы
Кол-во часов
Лабораторные работы
Практические работы
Контрольные работы
1.Введение
2
2.Основы цитологии
15
Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки».
Контрольная работа № 2 «Клетка - структурная еди ница живого»
Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке».
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов
7
Лабораторная работа № 3. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
4.Основы генетики
8
Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».
Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».
Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».
Контрольная работа № 4 «Основы генетики».
5.Генетика человека
2
Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».
Итого:
34
4
4
4
Календарно-тематический план
10 класс.
Биология ( базовый уровень)
(1ч. в неделю, всего-34 часов)
№ урока
Дата
проведения
урока
Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
1.Введение-1ч.
1.1
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.
Самостоятельная работа с доп.лит.
Составление эксперимента
2.Основы цитологии-16ч.
2.1
Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.
Просмотр фильма «нанотехнологии», слушание объясн. учителя
3.2
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.
слушание объясн. учителя.
Зап.табл.
4.3
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.
Составление опорного конспекта
5.4
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.
Составление опорного конспекта
6.5
Строение и функции белков.
Составление опорного конспекта
7.6
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
Составление опорного конспекта
8.7
АТф и другие соединения клетки. Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки».
слушание объясн. учителя.
Вып. контр. работы
9.8
Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
Раб.в группах под рук. учителя
10.9
ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения
Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
Раб.в группах под рук. учителя
11.10
Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.
слушание объясн. учителя.
Зап.табл.
12.11
Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.
Составление опорного конспекта
Просмотр видеофрагмента
13.12
Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка - структурная единица живого». Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки.
Вып. контр. работы
14.13
Энергетический обмен в клетке.
слушание объясн. учителя.
Составление опорного конспекта
15.14
Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез.
слушание объясн. учителя.
Составление опорного конспекта
16.15
Генетический код. Транскрипция.
Просмотр видеофрагмента
Составление опорного конспекта
17.16
Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке».
слушание объясн. учителя.
Вып. контр. работы
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов-7ч.
18.1
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.
слушание объясн. учителя.
Зап.табл.
19.2
Мейоз.
слушание объясн. учителя.
Зап.табл.
20.3
Формы размножения организмов. Бесполое размножение.
Сам.раб. по уч-ку
21.4
Половое размножение. Развитие половых клеток.
Работа по карточкам
22.5
Оплодотворение.
Работа по карточкам
23.6
Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 3. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
Раб.в группах под рук. учителя
24.7
Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.
Работа по карточкам
4.Основы генетики-8ч.
25.1
История развития генетики. Гибридологический метод
26.2
Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».
Решение генетических задач
27.3
Дигибридное скрещивание.
Решение генетических задач
28.4
Хромосомная теория наследственности.
Решение генетических задач
29.5
Взаимодействие неаллельных генов.
Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».
Решение генетических задач
30.6
Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.
Решение генетических задач
31.7
Изменчивость. Виды мутаций. Контрольная работа № 4 «Основы генетики».
слушание объясн. учителя.
Вып. контр. работы
32.8
Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.
Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».
Работа по карточкам
5.Генетика человека-2ч.
33.1
Методы исследования генетики человека. Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».
Работа по карточкам
34.2
Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.
Подготовка презентаций в программе Power Point
Тематическое планированиепо биологии 11 класс
1 час в неделю, всего 34 ч.
Наименование темы
Кол-во часов
Лабораторные и практические работы
Контрольные работы
1.Основы учения об эволюции
10
Л.Р.№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Л.Р№2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Контрольная работа №1 «Эволюция»
2.Основы селекции и биотехнологии
4
3.Антропогенез
4
П.Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Контрольная работа №2 «Антропогенез»
4.Основы экологии
12
П.Р №2 «Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)»
Контрольная работа №3 «Основы Экологии»
5.Эволюция биосферы и человек
4
Итоговая контрольная работа №4
Итого:
34
4
Календарно - тематический план 11 класс
№ п/п урока
дата
Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
1.Основы учения об эволюции - 10 ч.
1.
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.
Беседа. Работа с учебником
2.
Вид,его критерии. Лаб.раб.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Работа по таблице. Выполнение сам.раб.
3.
Популяция.
Беседа. Работа с учебником. Раб.по табл.
4.
Изменения генофонда популяции. Генетический состав популяции
Беседа. Работа с учебником
5.
Борьба за существование и её формы.
Презентация « Борьба за существование»в программе Power Point
6.
Естественный отбор и его формы .Лаб.раб.№2 «выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Вып. сам.раб.
7.
Изолирующие механизмы. Видообразование.
Беседа. Работа с учебником
8.
Макроэволюция ,её доказательства.
Показ презентаций
«Макроэволюция»в программе Power Point
9.
Система растений и животных - отображение эволюции.
Беседа. Работа с учебником
Раб.со схемами
10.
Главные направления эволюции органического мира. Контрольная работа № 1 «Основы учения об эволюции»
Вып.контр.раб.
2.Основы селекции и биотехнологии-4ч.
11.
Основные методы селекции и биотехнологии.
Беседа. Работа с учебником
12.
Методы селекции растений.
Раб.с доп.лит. сообщения
13.
Методы селекции животных.
Презентация «Методы селекции животных»в программе Power Point
14.
Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии
Тесты в программе Word
3.Антропогенез-4ч.
15.
Положение человека в системе животного мира
Беседа. Работа с учебником
16.
Основные стадии антропогенеза .Пр.раб №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Вып.практ.раб.
17.
Движущие силы антропогенеза.
Презентация «Антропогенез»
в программе Power Point
18.
Прародина человека .Расы и их происхождение. Контрольная работа №2 «Антропогенез»
Тесты в программе Word
4.Основы экологии-12ч.
19.
Что изучает экология.
Беседа. Работа с учебником
20.
Среда обитания организмов и её факторы
Сообщения. Беседа. Работа с учебником
21.
Местообитания и экологические ниши.
Беседа. Работа с учебником
Составление схем
22.
Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия
Беседа. Работа с учебником
23.
Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции
Беседа. Работа с учебником
Раб.со схемами
24.
Экологические сообщества
Беседа. Работа с учебником
25.
Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах.
Беседа. Работа с учебником
26.
Пищевые цепи. Пр.раб.№2 «Составление схем передачи веществ и энергии»
Вып.практ.раб.
Беседа. Работа с учебником
27.
Экологические пирамиды. Экологические сукцессии.
Беседа. Работа с учебником
28.
Влияние загрязнений на живые организмы.
Презентация «Виды загрязнений» в программе Power Point
29.
Основы рационального природопользования.
Презентация «Охраняемые природные территории»в программе Power Point
30.
Решение экологических задач. Контрольная работа №3 «Основы экологии»
Тесты в программе Word
5.Эволюция биосферы и человек-4ч.
31.
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни
Беседа. Работа с учебником
32.
Основные этапы развития жизни на Земле.
Беседа. Работа с учебником
33.
Эволюция биосферы.
Презентация «Эволюция биосферы»в программе Power Point
34.
Антропогенное воздействие на биосферу. Итоговая контрольная работа №4.
Тесты в программе Word
Итого: 34часа
4. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература
для учителя:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3. Козлова Т. А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;
для учащихся:
1. Батуев А.С.,Гуленкова 'М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Дополнительная литература:
-
«Учебно - тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект - центр, 2008.
-
Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы,тесты, задачи. - Минск: Юнипресс, 2007. - 816с.
-
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
-
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (school-collection.edu.ru/).
-
bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
-
bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
7. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
-
ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.