Рабочая программа по общей биологии 10-11 классы учебник А. А. Каменский

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10-11 классах по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.«Дрофа», 2012. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

На изучение биологии на базовом уровне отводиться 69 часов, в том числе 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10-11 классах в объеме 1 час в неделю.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; содержание курса нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; структуру курса; перечень лабораторных работ; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов; учебно - методическое обеспечение.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов

В результате изучения предмета учащиеся должны:

знать/понимать

• особенности жизни как формы существования материи;

• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

• фундаментальные понятия о биологических системах;

• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

• основные теории биологии - клеточную, хромосомную теорию наследственности.

уметь

• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

• владеть языком предмета.


Требования к уровню подготовки выпускников (11 класс)

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Биология 10 класс


Введение(2ч.)

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Основы цитологии (16ч.)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и

ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы.

ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и

формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и

превращения энергии - свойства живых организмов.

Размножение и индивидуальное развитие( 7ч.)

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Организм - единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Основы генетики (8ч.)

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека

Генетика человека (2ч.)

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Итого: 35 часов.



Биология 11 класс ( базовый уровень)

1.Основы учения об эволюции ( 10 ч.)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

2.Основы селекции и биотехнологии ( 4ч.)

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

3.Антропогенез (4 ч.)

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.

4.Основы экологии(12ч.)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

5.Эволюция биосферы и человек (4ч.)

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

Итого: 34 часов.


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ




Тематическое планирование по биологии 10 класс

1 час в неделю, всего 34 часа.

Наименование темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

1.Введение

2

2.Основы цитологии

15

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки».

Контрольная работа № 2 «Клетка - структурная еди ница живого»

Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке».

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов

7

Лабораторная работа № 3. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

4.Основы генетики

8

Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Контрольная работа № 4 «Основы генетики».

5.Генетика человека

2

Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Итого:

34

4

4

4



Календарно-тематический план

10 класс.

Биология ( базовый уровень)

(1ч. в неделю, всего-34 часов)


урока

Дата

проведения

урока




Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.Введение-1ч.

1.1

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Самостоятельная работа с доп.лит.

Составление эксперимента

2.Основы цитологии-16ч.

2.1

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

Просмотр фильма «нанотехнологии», слушание объясн. учителя

3.2

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

слушание объясн. учителя.

Зап.табл.

4.3

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Составление опорного конспекта

5.4

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Составление опорного конспекта

6.5

Строение и функции белков.

Составление опорного конспекта

7.6

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Составление опорного конспекта

8.7

АТф и другие соединения клетки. Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки».

слушание объясн. учителя.

Вып. контр. работы

9.8

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Раб.в группах под рук. учителя

10.9

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Раб.в группах под рук. учителя

11.10

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

слушание объясн. учителя.

Зап.табл.

12.11

Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.

Составление опорного конспекта

Просмотр видеофрагмента

13.12

Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка - структурная единица живого». Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки.

Вып. контр. работы

14.13

Энергетический обмен в клетке.

слушание объясн. учителя.

Составление опорного конспекта

15.14

Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез.

слушание объясн. учителя.

Составление опорного конспекта

16.15

Генетический код. Транскрипция.

Просмотр видеофрагмента

Составление опорного конспекта

17.16

Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке».

слушание объясн. учителя.

Вып. контр. работы

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов-7ч.

18.1

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

слушание объясн. учителя.

Зап.табл.

19.2

Мейоз.

слушание объясн. учителя.

Зап.табл.

20.3

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Сам.раб. по уч-ку

21.4

Половое размножение. Развитие половых клеток.

Работа по карточкам

22.5

Оплодотворение.

Работа по карточкам

23.6

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 3. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Раб.в группах под рук. учителя

24.7

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Работа по карточкам

4.Основы генетики-8ч.

25.1

История развития генетики. Гибридологический метод

26.2

Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

Решение генетических задач

27.3

Дигибридное скрещивание.

Решение генетических задач

28.4

Хромосомная теория наследственности.

Решение генетических задач

29.5

Взаимодействие неаллельных генов.

Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

Решение генетических задач

30.6

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

Решение генетических задач

31.7

Изменчивость. Виды мутаций. Контрольная работа № 4 «Основы генетики».

слушание объясн. учителя.

Вып. контр. работы

32.8

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Работа по карточкам


5.Генетика человека-2ч.

33.1

Методы исследования генетики человека. Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Работа по карточкам

34.2

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Подготовка презентаций в программе Power Point

Тематическое планированиепо биологии 11 класс

1 час в неделю, всего 34 ч.

Наименование темы

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

1.Основы учения об эволюции

10

Л.Р.№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Л.Р№2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Контрольная работа №1 «Эволюция»

2.Основы селекции и биотехнологии

4

3.Антропогенез

4

П.Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Контрольная работа №2 «Антропогенез»

4.Основы экологии

12

П.Р №2 «Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)»

Контрольная работа №3 «Основы Экологии»

5.Эволюция биосферы и человек

4

Итоговая контрольная работа №4

Итого:

34

4

Календарно - тематический план 11 класс

№ п/п урока

дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.Основы учения об эволюции - 10 ч.

1.

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.

Беседа. Работа с учебником

2.

Вид,его критерии. Лаб.раб.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Работа по таблице. Выполнение сам.раб.

3.

Популяция.

Беседа. Работа с учебником. Раб.по табл.

4.

Изменения генофонда популяции. Генетический состав популяции

Беседа. Работа с учебником

5.

Борьба за существование и её формы.

Презентация « Борьба за существование»в программе Power Point

6.

Естественный отбор и его формы .Лаб.раб.№2 «выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Вып. сам.раб.

7.

Изолирующие механизмы. Видообразование.

Беседа. Работа с учебником

8.

Макроэволюция ,её доказательства.

Показ презентаций

«Макроэволюция»в программе Power Point

9.

Система растений и животных - отображение эволюции.

Беседа. Работа с учебником

Раб.со схемами

10.

Главные направления эволюции органического мира. Контрольная работа № 1 «Основы учения об эволюции»

Вып.контр.раб.

2.Основы селекции и биотехнологии-4ч.

11.

Основные методы селекции и биотехнологии.

Беседа. Работа с учебником

12.

Методы селекции растений.

Раб.с доп.лит. сообщения

13.

Методы селекции животных.

Презентация «Методы селекции животных»в программе Power Point

14.

Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии

Тесты в программе Word

3.Антропогенез-4ч.

15.

Положение человека в системе животного мира

Беседа. Работа с учебником

16.

Основные стадии антропогенеза .Пр.раб №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Вып.практ.раб.

17.

Движущие силы антропогенеза.

Презентация «Антропогенез»

в программе Power Point

18.

Прародина человека .Расы и их происхождение. Контрольная работа №2 «Антропогенез»

Тесты в программе Word

4.Основы экологии-12ч.

19.

Что изучает экология.

Беседа. Работа с учебником

20.

Среда обитания организмов и её факторы

Сообщения. Беседа. Работа с учебником

21.

Местообитания и экологические ниши.

Беседа. Работа с учебником

Составление схем

22.

Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия

Беседа. Работа с учебником

23.

Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции

Беседа. Работа с учебником

Раб.со схемами

24.

Экологические сообщества

Беседа. Работа с учебником

25.

Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах.

Беседа. Работа с учебником

26.

Пищевые цепи. Пр.раб.№2 «Составление схем передачи веществ и энергии»

Вып.практ.раб.

Беседа. Работа с учебником


27.

Экологические пирамиды. Экологические сукцессии.

Беседа. Работа с учебником

28.

Влияние загрязнений на живые организмы.

Презентация «Виды загрязнений» в программе Power Point

29.

Основы рационального природопользования.

Презентация «Охраняемые природные территории»в программе Power Point

30.

Решение экологических задач. Контрольная работа №3 «Основы экологии»

Тесты в программе Word

5.Эволюция биосферы и человек-4ч.

31.

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни

Беседа. Работа с учебником

32.

Основные этапы развития жизни на Земле.

Беседа. Работа с учебником

33.

Эволюция биосферы.

Презентация «Эволюция биосферы»в программе Power Point

34.

Антропогенное воздействие на биосферу. Итоговая контрольная работа №4.

Тесты в программе Word

Итого: 34часа

4. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература

для учителя:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3. Козлова Т. А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;

для учащихся:

1. Батуев А.С.,Гуленкова 'М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Дополнительная литература:

  1. «Учебно - тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект - центр, 2008.

  2. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы,тесты, задачи. - Минск: Юнипресс, 2007. - 816с.

  3. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (school-collection.edu.ru/).

  5. bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  6. bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

7. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.


© 2010-2022