Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Строение органов пищеварения" разработан для учащихся 8 класса. На уроке учащиеся знакомятся со строением и функциями органов пищеварительной системы.           Цель: познакомить учащихся со строением пищеварительной системы человека.                                                                                    Использование различных форм и приемов на уроке: работа с учебником, заполнение схемы, решение биологических и проблемных заданий, расположите пос...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс).Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс 8.

Тема: Строение органов пищеварения.

Цель: познакомить учащихся со строением пищеварительной системы человека.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представления о «пищевых продуктах» и «питательных веществах», раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной системы, строение органов пищеварения, меры, необходимые для профилактики зубных болезней; знания о роли печени, поджелудочной железы в пищеварении;

Развивающие: продолжить развивать умения самостоятельной работы с учебником,

сравнивать, выделять главное, анализировать, мыслить логически;

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания, интереса к изучению биологии через использование электронных учебников.

Оборудование: презентация, «Открытая биология», «Электронное пособие по биологии»

(ISBN 978-601-7438-01-2), видеофильм.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Изучение нового материала:

(Использование ИСЭТа «Строение и значение органов пищеварения»).

А). Пищевые продукты и питательные вещества.

Б). Функции пищеварения:

1. Энергетическая.

2. Снабжение организма биологически активными веществами - витаминами, которые присутствуют в пище.

3. Снабжение организма пластическими веществами, необходимыми для создания новых клеток и внутриклеточных структур.

В). Проблема: Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

(ответ учащихся).

Для переваривания белков, жиров, углеводов, составляющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат - пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных.

Найдите в учебнике определения процессов переваривания, пищеварения и пищеварительная система, запишите и поясните их.

Беседа:

1. Какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих животных?

2. В чем сходство строения пищеварительной системы млекопитающих и человека?

3. Как вы думаете, почему имеется столь большое сходство?

4. Назовите органы пищеварительного канала.

5. Какие органы не являются частью пищеварительного канала? Как они с ним соединяются?

Г). Органы человека способные захватывать и измельчать пищу.

Органы ротовой полости - губы, зубы и язык. Губы, зубы и язык - это органы речи. Вместе с этим губы и язык - органы чувств. Зубы и язык выполняют еще и механическую функцию дробления пищи. Самыми сильными в нашем организме являются жевательные мышцы, способные развивать усилие до 400кг.

Д). Типы, строение зубов человека.

Типы: резцы, клыки, большие и малые коренные зубы.

Снаружи зуб состоит из коронки, шейки и корня. Коронка зуба покрыта эмалью, под ней находится дентин, внутри зуба - пульпа.

Е). Гигиена зубов.

? Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему?

Опыт: Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть её волокон застряла между зубьями расчески. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движениями от основания зубьев к их краям. Вата легко удаляется. Какой можно сделать вывод?

(О необходимости движения зубной щетки от десны к краю зуба).

Ж). Болезни зубов - пародонтоз и кариес, их характеристика.

З). Пищеварительные железы.

Печень - самая крупная железа в организме.

Её масса 1,5 - 2 кг, что составляет 1/40 массы всего тела. Через печень в течение одной минуты протекает 1,5 л крови, а в сутки до 2000 л. Она расположена в правой части брюшной полости.

Отгадайте, о каком органе говорится в загадке и почему?

В организме печка есть,

На неё ни лечь, ни сесть,

Не испечь в ней каравай,

Что за орган отгадай.

Да, этим органом является печень. Значительная часть тепла вырабатывается в мышцах и печени при понижении температуры внешней среды. Они являются как бы внутренней печкой, согревающей организм за счет окисления питательных веществ, образуя большое количество тепла.

Печень - называют «химической лабораторией», «продовольственным складом», «диспетчером организма».

Как вы считаете почему?

1. Расщепляют молекулы многих питательных веществ и их образование (например, избыток глюкозы задерживается здесь, а если же кровь бедна глюкозой, то в печени она обогащается ею; синтез белков плазмы крови - альбуминов и фибриногена, а также протромбина).

2. Обезвреживание ядовитых веществ, поступающих в кровь от органов пищеварения.

3. Образование желчи;

4. Разрушение некоторых клеток крови;

5. Задержка крови;

И) Влияние алкоголя и никотина на печень.

В связи с тем, что в печени протекают самые разнообразные жизненные процессы, её клетки очень чувствительны к алкоголю (сообщение учащихся).

К) Поджелудочная железа.

Она выделяет в 12 - перстную кишку прозрачный поджелудочный сок, который имеет щелочную среду. Функцию поджелудочной железы выяснил Павлов. С неё он начал изучать пищеварение.

Ферменты поджелудочного сока:

трипсин - расщепляет белки; липаза - жиры; амилаза, мальтаза - углеводы.

Поджелудочный сок начинает отделяться через 2- 3 минуты после еды и продолжается сокоотделение 6 - 14 часов, в зависимости от состава и свойств пищи.

( Опыт Павлова по изучению поджелудочной железы).

III. Закрепление:

(подбор заданий для данного этапа на выбор учителю):

1. Показать на таблице органы пищеварительного канала и связанные с ним пищеварительные железы.

2. Объясните значение складчатости внутреннего слоя желудка.

3. Какое значение имеют питательные вещества?

4. Какие питательные вещества необходимы организму человека?

5. Тело любого живого организма содержит органические соединения и вещества. Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в нём, чтобы поддерживать его нормальное существование. Каким же образом обеспечивается эта потребность?

6. Какие питательные вещества необходимы человеку? Приведите примеры.

7. Задача. Почему пища (например, молоко или куриный бульон), введённая шприцём прямо в кровь, вызывает гибель человека, а, пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека?

8. Какие процессы происходят в ротовой полости?

9.Объясните, почему на эмали зубов образуются трещины при употреблении холодной, а затем горячей пищи?

10. Пользуясь учебником, заполните схему «Функции пищеварительной системы»:

Функции пищеварительной системы


11. Расположите последовательно органы, образующие пищеварительный канал, начиная с ротовой полости:

А. Ротовая полость. Д. Глотка.

Б. Прямая кишка. Е. Тонкая кишка.

В. Желудок. Ж. Пищевод.

Г. Толстая кишка. Д. Анальное отверстие.

12. Из первых букв данных слов составьте слово, которое играет важную роль в пищеварении:

Форма, еж, роль, мышцы, енот, нога, темя, ы.

и ответьте на вопросы:

а) Что такое фермент и каковы его функции?

б) Может ли один фермент переваривать белки, жиры и углеводы?

в) Почему ферменты называют биологическими катализаторами?

IV. Выводы урока:

1. Пища, продвигаясь по пищеварительному тракту, подвергается длительной и тщательной обработке, в результате которой крупные молекулы белков, жиров, углеводов расщепляются на более мелкие, которые могут всосаться через стенку кишки и попасть в кровь.

2. Пищевые продукты состоят из питательных веществ.

3. К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.

4. Функциями питательных веществ являются строительная и энергетическая.

5. Пищеварительная система образована органами: ротовая полость с зубами, глотка, пищевод, желудок, 12 -перстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка и анальное отверстие, формирующими пищеварительный канал и органами - железами, вырабатывающими секрет (печень, поджелудочная железа).

6. Функцию захвата и измельчения пищи выполняют зубы.

7. У человека различают 3 типа зубов: резцы, клыки, коренные зубы.

8. Зуб построен из дентина, одетого на коронке эмалью, а на шейке и корне - цементом.

Дентин и цемент - видоизмененная костная ткань.

9. Основными поражения зубов являются пародонтоз и кариес.

V. Д/З: конспект ( приготовить сообщение «Здоровые зубы - здоровое тело»).





© 2010-2022