Использование ИКТ на уроках как способ повышения мотивации к изучению биологии

Применение ИКТ на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не  только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Внедряя информационные технологии в преподавание  предмета биология, реализуются  следующие цели и задачи:    1.Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:  -развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;  -развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;  -формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).                                     2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:   -подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности  3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:    - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет      реализации возможностей информационных технологий;    -выявление и использование стимулов активизации познавательной     деятельности. В изучении школьного курса  биологии   выделяются несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:  - наглядное представление объектов и явлений микромира;  -изучение биохимических процессов;  -изучение природных процессов и явлений  -моделирование биологического эксперимента;   -система тестового контроля  -подготовка к ЕГЭ. Широкое использование анимации, биологического  моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.     При подготовке и проведении уроков биологии  на различных ступенях обучения возможно использование следующих форм  ИКТ: 1.Готовые электронные продукты, которые  позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  2.Мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.   3.Ресурсы сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.                                                       Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: -целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; -видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.   Работа с мультимедийными  пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию учения. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока - как способ создания проблемной ситуации, - как способ объяснения нового материала,  -как форма закрепления изученного, - как форма проверки домашнего задания, - как способ проверки знаний в процессе урока. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и: - способствует повышению познавательного интереса к предмету;                                               - содействует росту успеваемости учащихся по предмету; - позволяет учащимся проявить себя в новой роли; - формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;                                                - способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.   ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.                Повышения  мотивации к изучению предмета биологии  можно реализовать продолжая работать над следующими проблемами: -Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе    в условиях модернизации современной школы. -Расширять арсенал  форм, методов, приёмов работы на уроках биологии. -Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии, а значит, повышать качество знаний. -Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов. - Работать с электронными версиями мультимедиа учебников. -Работать над   проектами, выполняя их как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ на уроках биологии

как способ повышения мотивации к изучению предмета

Зарипова Г.Г.

учитель биологии МБОУ СОШ №166

Советского района г.Казани

Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Внедряя информационные технологии в преподавание предмета биология, реализуются следующие цели и задачи:

1.Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

-развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

-развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

-подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

-выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

В изучении школьного курса биологии выделяются несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление объектов и явлений микромира;

-изучение биохимических процессов;

-изучение природных процессов и явлений

-моделирование биологического эксперимента;

-система тестового контроля

-подготовка к ЕГЭ.

Широкое использование анимации, биологического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.

При подготовке и проведении уроков биологии на различных ступенях обучения возможно использование следующих форм ИКТ:

1.Готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

2.Мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

3.Ресурсы сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.

Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию учения.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока

- как способ создания проблемной ситуации,

- как способ объяснения нового материала,

-как форма закрепления изученного,

- как форма проверки домашнего задания,

- как способ проверки знаний в процессе урока.

Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

- способствует повышению познавательного интереса к предмету;

- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.

Повышения мотивации к изучению предмета биологии можно реализовать продолжая работать над следующими проблемами:

-Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе в условиях модернизации современной школы.

-Расширять арсенал форм, методов, приёмов работы на уроках биологии.

-Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии, а значит, повышать качество знаний.

-Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.

- Работать с электронными версиями мультимедиа учебников.

-Работать над проектами, выполняя их как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

Список литературы:

  1. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр "Школьная книга", 2003.

  2. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М. 2000.

3.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html · 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование

4.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm· 37КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ.







© 2010-2022