Урок биологии 6 класс «Строение голосеменных. Многообразие. »

Урок по биологии в 6 классе в общеобразовательной школе. Тема урока Общая характеристика голосеменных растений. Многообразие голосеменных. Урок построен с использованием приемов критического мышления: таблицы ЗХУ, на основе которой учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания, а также заполняя вторую графу вместе с учащимися формулирует цели урока. Работа в течении всего урока проводится в группах. Учащиеся работают с различными источниками информации, создают постеры, выполняют лабораторную работу. Группе учащихся раздаются опережающие задания. Учащиеся решают проблемные задачи. Колаборативная среда развивает у учащихся взаимодейс...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии в 6 классе в общеобразовательной школе. Тема урока Общая характеристика голосеменных растений. Многообразие голосеменных.

Урок построен с использованием приемов критического мышления: таблицы ЗХУ, на основе которой учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания, а также заполняя вторую графу вместе с учащимися формулирует цели урока. Работа в течении всего урока проводится в группах. Учащиеся работают с различными источниками информации, создают постеры, выполняют лабораторную работу. Группе учащихся раздаются опережающие задания. Учащиеся решают проблемные задачи. Колаборативная среда развивает у учащихся взаимодействие, взаимопомощь. Оценивание на уроке проводится с использованием оценочных листов. Применяется самооценивание, взаимооценивание, а также оценка учителя, все это стимулирует учащихся к эффективной работе на уроке.

Общая характеристика голосеменных растений. Многообразие голосеменных.

Цель:

Образовательная: изучить особенности строения голосеменных растений, многообразие голосеменных растений

Развивающая: развивать умение сравнивать, делать выводы, работать в паре и группе.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Тип: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

  2. Психологический настрой класса. Я такой какой я есть и я очень счастлив здесь. Я могу быть худым. Я могу быть толстым . Могу быть высоким. Могу быть низким. Но это мне не важно. Я такой какой я есть. И я очень счастлив здесь.

  3. Определение темы урока .На слайде названия растений найти лишнее (сосна)сегодня мы будем изучать эти растения

Слайд Тема урока: Общая характеристика и многообразие голосеменных растений

  1. Заполнение таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Первую графу заполняют самостоятельно

Вторую в парах на основе нее формулируют цели.

Формулирование целей урока

Знать: особенности строения голосеменных, голосеменные растения произрастающие в нашей местности

Уметь: по внешнему виду определять растения

Работа в группах

1 группа Общая характеристика голосеменных растений

2 группа классификация голосеменных растений

3 группа строение голосеменных растений стр. 69

4 группа строение листьев

Защита постеров (Работу в группах представляют на постерах)

Многообразие голосеменных растений (сообщение учащихся с презентацией)

Лабораторная работа № 20.

Внешнее строение голосеменных.

Цель: изучить особенности строения сосны и ели.

Ход работы

Заполните таблицу.

Работаете в парах, предлагаю следующий вариант, каждый работает с одним растением, проговариваете друг другу информацию

А теперь проверим, как мы заполнили таблицу проводят самооценку.

Сравнительная характеристика ели и сосны

Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны

Пирамидальная

Овальная

Густота кроны

Густая

Редкая

Длина хвоинок (в см)

1см

5 см

Количество хвоинок в пучке

1

2

Форма шишек

Удлиненные

Округлые

Отношение дерева к свету

Теневыносливое

Светолюбивое

Где начинаются ветки на стволе

Низко

Высоко

Сообщение учащихся Веренский сосновый бор.

Какую елочку в вашей семье ставили на новый год? Какую выгоднее?

Закрепление

1 третий лишний

Кукушкин лен, сосна, ель

Сосна, ель, лиственница

Лиственница, можжевельник, сосна

Решение проблемных ситуаций.

  1. Вам необходимо построить дом. В каком лесу сосновом или еловом это лучше сделать? Поясните почему?

  2. Почему в сосновом бору встречаются елочки, а в еловом сосенок нет? (задание на смекалку)

  3. В березовом колке посадили саженцы ели и сосны. Через время все саженцы сосны погибли а ель прекрасно росла. Объясните этот факт.

Тест. Взаимопроверка

1 Семена расположены

А) в колосках

В) на чешуйках шишек

С) в плодах

Д) в коробочках

2. Шишкоягоды имеет

А) ель

В) можжевельник

С) гинкго

Д) эфедра

3. Листопадное растение

А) лиственница

В) ель

С) сосна

Д) кедр

4. Древесина хвойных в основном состоит

А) паренхимы

В) сосудов

С) ситовидных трубок

Д) трахеид

5. кустарник голосеменных растений

А) лиственница

В) можжевельник

С) пихта

Д) ель

Взаимопроверка по ключу

Рефлексия

Я ничего не понял на уроке

Я все понял на уроке

Я смогу применить полученные знания ( учащиеся размещают стикер на одно из выражений)

Домашнее задание заполнить в таблице графу что узнал

В защиту елочки нарисовать плакат или сочинить стихотворение

Приложение.

Многообразие голосеменных.

В Северной Америке произрастает сосна долговечная (Калифорния) - невзрачное, почти карликовое дерево, доживающее до 4844 лет. Кипарис - дерево Средиземноморья, там же растет декоративное дерево туя. К хвойным относятся разнообразные можжевельники с сочными сладковатыми шишкоягодами. В Средней Азии их называют арчой. К кипарисовым относится и одно из самых гигантских растений планеты - секвойя (мамонтово дерево), и любимые китайцами и японцами криптомерии. Тисы - деревья и кустарники - в нашей стране растут на юге. У них сладковатые шишкоягоды, хотя сам тис (хвоя, побеги, кора) ядовит! В южном полушарии (Новая Зеландия, Индонезия, Южная Америка, Австралия) господствуют представители араукариевых: араукарии, каури, агатисы. Это могучие деревья. Их листья часто не похожи на хвою, они ещё более жесткие и колючие, настолько, что на ветви араукарий даже не садятся птицы. Из хвойных это самые древние представители (появились около 240 млн лет назад).

Еще более примечательна вельвичия удивительная из пустыни Намиб в юго-западной Африке, где дождей не бывает по году. Растение вельвичии напоминает низкий и толстый (до 1,2 м в поперечнике) пень, от которого отходят всего два лентовидных листа, достигающих 6 м в длину и 1,8 м в ширину. Они нарастают от основания всю жизнь, расщепляясь на ленты. Возраст листа может достигать 2 тыс. лет и более. На поверхности «пня» появляются веточки с мелкими шишками.

Гнетумы - дальние родственники вельвичии. Это лианы, кустарники, редко деревья. У них большие широкие листья с сетчатым жилкованием, семена с мясистым ярко-розовым покровом.

Эфедры - кустарники сухих степей и пустынь Азии, Европы, Америки; растут и на нашей территории. Внешне они похожи на хвощи, у них такие же чашевидные листья и зеленые стебли. Сочые, оранжево-красные семена съедобны - это так называемая «степная малина».

Саговниковые, или цикадовые, появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Их ошибочно называют саговыми пальмами. Растут они везде, кроме Европы

и Антарктиды, в тропических джунглях, реже в сухих степях и саваннах. Они - живые свидетели того времени, когда Африка,

Ю. Америка и Австралия были единым материком. Внешне это пальмовые деревья от 1 до 7 (редко до 20) метров в высоту. Иногда надземные стебли не формируются, и перистые, до 5-6 м длиной листья отходят прямо от корневища. На верхушках стеблей или листьев развиваются огромные, иногда метровые, разнополые

шишки «стробилы». Яйцеклетка тоже огромная - до 6 мм, сперматозоиды жгутиковые. Смена обычно крупные, сочные, съедобные, нередко желтые, красные и оранжевые.

Древнее голосеменное растение гинкго ныне сохранилось только в Японии, Корее, Китае и вторично размножено в парках южных стран (до широты Киева). Гинкговые не столь известны, как хвойные. Это остатки некогда широко распространенных классов и порядков. По лесам из гинкго когда-то прогуливались динозавры. Оплодотворение у гинкго идет посредством жгутиковых сперматозоидов, а семена с сочной желтой мякотью, похожие на сливы, съедобны и, несмотря на неприятный запах масляной кислоты, высоко ценятся в восточной кухне.

Из семейства гинкговых сохранился всего лишь один вид -гинкго (в переводе с японского - «серебряный плод»). Это красивые деревья высотой до 30 м со стройным светлым стволом и похожими на веера треугольными листьями. Семена используют в пищу, они применяются в китайской медицине. Цветков у гинкго нет, как и у всех голосеменных. Плодоносить деревья начинают лишь на 25-30-м году жизни. Вместо шишек образуются косточко-видные семена в смолистых околосемянниках. После соответствующей обработки они представляют собой изысканнейший деликатес. Японцы верят, что плоды гинкго воплощают в себе животворные силы Земли. Гинкго устойчив к морозам (до -25 °С) и к повышенной загазованности и запыленности воздуха. Гинкго обнаружен в 1690 г. в Японии врачом голландского посольства Э. Кемпфером, а в 1712 г. он описал его. Карл Линней ввел это растение в номенклатуру, дав ему название Гинкго двулопастный -Ginkgo biloba. (Сейчас из него изготавливают одноименное лекарство.) Это долговечное растение, встречаются экземпляры, возраст которых превышает 1000 лет.



© 2010-2022