Рабочая программа по биологии 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Утверждаю

Директор







муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12» города Смоленска


Рабочая программа

по биологии для 5 класса А, Б, В







Составитель:

учитель биологии

Мякишева Ирина Олеговна




Смоленск - 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. на основе авторской программы по биологии линии учебников «Ракурс» издательства «Русское слово - составителя Н.И.Романовой. (Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс» /авт. - сост. Н.И.Романова.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 48 с.- (ФГОС. Инновационная школа).

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе МБОУ "СШ № 12".

Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ "СШ № 12".

Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской

программе основного общего образования по биологии авт. - сост. Н.И.Романовой.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального уровня обучения.

Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

  • систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;

  • начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

  • начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Общая характеристика учебного предмета

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором обучающиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» обучающиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями их обитания. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения новых знаний.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» является обязательной частью предметной области "Естественно-научные предметы".

Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под ред. Н.И.Романовой. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год - 34 часа, из них - 3 часа резервного времени.

Резерв учебного времени (3 часа) целесообразно использовать на увеличении в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Целесообразно также проведение региональных модулей, в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности обучающихся по изучению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды:

№ п/п

Тема урока

32

Экскурсия на озеро м-на «Поповка»

групповые педагогические технологии, деятельность обучающихся по изучению природы родного края

33

Единство наук о природе

личностно ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии

34

Учетно-проверочный. Обобщение знаний

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Организуя учебный процесс по биологии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное знание предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных биологических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

• Познания и изучения окружающей среды; выявления причинно- следственных связей;

• Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

• Ориентирования в ресурсах Интернета, статистических материалах;

• Соблюдение норм в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться к окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.



Содержание учебного предмета

Введение (2 ч)

Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Персоналии: Жан Анри Фабр.

Глава 1. Мир биологии (18 ч)

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.

Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.

Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.


  • Экскурсия - 1

  • Промежуточная аттестация проводится в форме письменной проверки (письменные ответы на вопросы теста) - 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Название раздела, тем уроков

Примерные сроки

Количество часов

Фактическая дата проведения уроков

Основные виды учебной деятельности

Введение в биологию

2

Умение работать с текстом, выделять в нем главное; проводить элементарные исследования; работать с различными источниками информации; умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

1.

Инструктаж по ТБ на уроках биологии.

Науки о природе.

2

Методы изучения природы

I.

Глава 1. Мир биологии

18

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное; работать в группах; сделать выводы по результатам работы; готовить сообщения и презентации

и представлять результаты работы; овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами; Развитие навыков самооценки и самоанализа; умение работать в группах, обмениваться информацией с

одноклассниками; умение давать определения понятиям, классифицировать объекты; умение сравнивать и анализировать информацию ; умение давать определения понятиям, самостоятельно оформлять конспект урока в тетрадь; освоение элементарных навыков исследовательской деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; умение работать в творческих группах, высказывать свое мнение.

3.

Что изучает биология

4.

Из истории биологии

5.

Экскурсия в мир клеток

6.

Как классифицируют организмы

7

Живые царства. Бактерии.

8

Живые царства. Грибы

9

Живые царства. Растения

10

Живые царства. Животные

11

Жизнь начинается

12

Жизнь продолжается

13

Почему дети похожи на родителей

14

Нужны все на свете

15

Как животные общаются между собой

16

Биология и практика

17

Биологи защищают природу

18

Биология и здоровье

19

Живые организмы и наша безопасность

20

Мир биологии. Обобщение знаний

II.

Глава2. Организм и среда обитания

14

Умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей; умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; Овладение навыками выступлений перед аудиторией; Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений;


21

Водные обитатели

22

Между небом и землей

23

Кто в почве живет

24

Кто живет в чужих телах

25

Экологические факторы

26

Экологические факторы: биотические и антропогенные

27

Природные сообщества

28

Жизнь в Мировом океане

29

Путешествие по материкам

30

Путешествие по материкам

31

Организм и среда обитания. Обобщение знаний

32

Экскурсия на озеро м-на «Поповка»

33

Единство наук о природе

34

Учетно-проверочный. Обобщение знаний



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Учебно-методическое обеспечение


№ п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Программа

5-9

Романова Н.И.

«Русское слово»

2013

2

Учебник

5

Плешаков А.А., Введенский Э.Л.

«Русское слово»

2013

3

Рабочая тетрадь

5

Новикова С.Н., Романова Н.И.


«Русское слово»

2015



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методическое обеспечение

1.1 Основная литература

1. "Ракурс. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса. Плешаков А.А., Введенский Э.Л." Линия «Ракурс»/ Плешаков А.А., Введенский Э.Л.- 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», (Инновационная школа).

2. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь. Линия "Ракурс". ФГОС. Новикова С.Н., Романова Н.И.

3. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая программа. Линия "Ракурс". ФГОС. Новикова С.Н., Романова Н.И.



Интернет-ресурсы:

  1. it-n.ru,

  2. fipi.ru

  3. zavuch.info,

  4. bio/1september.ru,

  5. school-collection.edu.ru

  6. ru.wikipedia.org/wiki/

  7. novostinauki.ru

  8. interneturok.ru

  9. infourok.ru

  10. pedsovet.su

  11. kopilkaurokov.ru


Материально-техническое обеспечение

При проведении уроков используется мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, кабинет биологии).

Планируемые результаты изучения предмета «Биология» в 5 классе

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе


11

© 2010-2022