ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Креативная педагогическая система мышления - система интеллектуального и психического развития в личности устойчивых компонентов творческого стиля мышления. Основная особенность - умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений.Основой креативной педагогики являются эвристические методы обучения и поисковая деятельность учащихся. Объектами поисковой познават...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В работе - честь и доброе имя человека.
Будь мастером, поэтом, художником в деле,которую ты любишь.

В.Сухомлинский

КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА

Креативная педагогическая система мышления - система интеллектуального и психического развития в личности устойчивых компонентов творческого стиля мышления. Основная особенность - умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений.
Основой креативной педагогики являются эвристические методы обучения и поисковая деятельность учащихся. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, рефлексивные процедуры.
Для развития креативных способностей учащихся необходимо подбирать такие инновационные приемы и методы, которые бы заинтересовали ребенка, вдохновили его на поиск.
Это может быть написание стихотворения, сказки, изготовление аппликации, модели, рисунка. С помощью таких заданий у детей развивается воображение, образное мышление. Даже самостоятельная работа может превратиться в творческий процесс, если перед учащимися поставить проблему и указать возможные способы ее решения. При этом следует учитывать возрастные особенности детей и их индивидуальные способности, чтобы уровень сложности был на уровне возможностей учеников. Не следует подбирать легкие задания, потому что может быстро потерять интерес. Именно проблемные задания развивают логическое мышление и способность к поиску.
Существуют разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся, например работа с дополнительной литературой. В этом случае учитель указываетисточник информации и задание, которое надо выполнить. Следует стараться, чтобы во время выполнения задания ученики использовали несколько источников, а также грамотно защищали свои проекты.

РАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ

Проект - это работа, которую учащиеся самостоятельно планируют и реализуют. Работа над проектом - практика личностного ориентированного обучения в процессе выполнения учеником конкретного задания, на основе его свободного выбора, с учетом его интересов.
Во время выполнения проекта мы органично сочетаем различные формы деятельности, такие как игры, интервью, путешествия. Цель каждого урока определяем с позиции получения учеником знаний и умений, но с учетом прогрессивных изменений в структуре его личности. Осваивая культуру проектирования, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, эстетически реализовывать усвоенные средства и способы работы, а также совершенствует свои навыки и культуру личного общения и сотрудничества.
Содержание каждого проекта соотносится с уровнем развития ученика, его информированностью по проблеме. Учитель должен посоветовать ученику, какими информационными источниками можно воспользоваться.
Результаты выполнения проектов должны быть осязаемыми: если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Итак, суть проектной технологии-стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, которые требуют овладения определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний, от теории к практике, гармонично сочетая академические знания с прагматическими, соблюдая баланса на каждом этапе обучения.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ
И ЛАБОРАТОРНЫЙ РАБОТ

Это также является самостоятельным творческим процессом, который побуждает» к творческому мышлению. Задача учителя состоит в том, чтобы четко поставить цель и задачи, обеспечить учеников необходимым оборудованием. Этот вид работы учит их быть исследователями, закрепляя навыки работы с оборудованием. Учащимся можно предложить алгоритм выполнения эксперимента или наблюдения. .
Чтобы создать соответствующие условия для самореализации и саморазвития учащихся через самообразование, нужно, прежде всего, определить их потенциальные возможности, интересы и предложить школьникам интересные и остроумные задачи.

ИГРА

Одним из важных инновационных методов формирования творческих способностей учащихся является игра. Процесс обучения в этом случае погружен в процесс общения, активность школьников является одинаковой или даже превышает активность учителя. Во время игры формируются не только умения и навыки, но и позитивные отношения между учениками, учениками и учителем. Кроме того, игра является существенным фактором для эмоционально-волевой сферы школьников, стимулирует к внутренней познавательной активности. Можно предложить разные виды игр, например «КВН», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «самый Умный», «Слабое звено», «Первый миллион» и другие.

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

Большой интерес учащиеся проявляют к нестандартным урокам, во время которых у них появляется возможность самовыразиться, продемонстрировать свою креативность.

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Они позволяют участникам сознательно пересмотреть сформированные стереотипы и решить собственные личностные проблемы, закладывает этические и эстетические основы практического поведения. Во время тренинга происходит смена внутренних установок участников, пополняются их психологические знания и появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, окружающим и миру в целом. Самое важное то, что человек не усваивает насильно внедреные стандарты, а развивает сам себя. Во время тренинга происходит эффективное развитие личности, успешно формируются их коммуникативные компетентности.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В наше Время компьютеров и Интернета есть ре альный шанс использовать это увлечение из коры для развития учащихся. Дети быстро усваивают * тимедійні технологии, лов'язані со створеї мультимедийных продуктов: электронных к энциклопедий, презентаций, баз данных.

МЕТОД «ЭКСПРЕСС»

Сущность этого метода заключается в том, что дает возможность за короткое время рассмотреть на уроке достаточно объемный материал, используя творческие группы, работающие по принципу «Учусь сам - учу других». Получив задания дети имеют возможность проявить свое творчество в процессе обработки этого материала, для того чтобы , доступно донести его до своих одноклассников. Для этого учащиеся используют различные формы и способы, и в каждой из групп это получается неповторимо. Иногда очень необычным способом дети решают поставленную проблему, и именно в этом выражается их креативность. Этот метод использую на разных этапах урока, как в процессе проверке домашнего задания, так и во время закрепления, а также в процессе тематического контроля.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Это форма работы, которая дает возможность проверить практические навыки ребенка применяя полученные знания, развивает его творческие и креативные умения. Особенно целесообразна такая форма работы во время изучения биологии в профильных естественнонаучных классах. Моделирование процессов и свойств живого, показывает уровень и глубину знаний учащихся по определенной теме.

ВНЕУРОЧНАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Имеет значительные возможности для организации творческой деятельности учащихся, которая способствует развитию их творческих способностей. На таких занятиях и мероприятиях, можно осуществлять постановку и решение любого типа творческих задач и выполнять другие работы творческого характера.
В своей работе я эффективно использую разнообразные интерактивные приемы и методы, стимулирующие развитие творчества учащихся на разных этапах урока и во внеурочное время.


© 2010-2022