РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Выступление на заседании методического объединения

«Великая цель образования - это не знания, а действия» Гербер Спенсер

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

Задача учителя биологии состоит в создании условий для реализации и развития творческих способностей учащихся, в воспитании личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях.

В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.

Для того, чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к биологии есть и такие направления, как: творческие работы, проектно-исследовательская деятельность, ролевые и интеллектуальные игры, решение творческих биологических задач, дидактические игры.

Для успешного решения биологических задач можно использовать элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Например, таких:

ЛАСТОЧКИНА ТАЙНА

Конструктор вертолетов Борис Михайлович Юрьев размышлял о необходимости разбега для взлета. Внимательно наблюдая за полетом птиц, он заметил, что ласточки никогда не садятся на землю.

Выдвиньте гипотезы, которые могут объяснить поведение ласточек.

Ответ: Оказалось, что у ласточек слабые ноги. Они не приспособлены для разбега и отталкивания. Начать свой полет ласточка может только находясь достаточно высоко над землей. Бросившись с обрыва или крыши, она приобретает начальную скорость, необходимую для полета. Поэтому садиться ласточка должна только на высокие предметы, что она и делает, повинуясь природному инстинкту.

СПЯЩИЙ ДЕЛЬФИН

Чтобы дышать, человек специально ничего не делает - все делается само собой, автоматически. У дельфина иначе. Он дышит легкими, а ведет жизнь рыбы… И вот он поднимается к поверхности воды, открывает особый клапан, делает выдох, потом вдох, закрывает клапан и ныряет вглубь с запасом воздуха, под водой он может находиться минут пять-десять. Эти целенаправленные действия невозможно сочетать со сном: для дыхания дельфину нужна слаженная работа мышц и мозга, а не безмятежность и расслабление мышц, свойственные сну. Когда же и как спит дельфин, если ему приходится выбирать между сном и дыханием?

Ответ: Загадка была разрешена сотрудниками Института эволюционной морфологии и экологии животных АН СССР. Дельфин спит несколько часов, как любое млекопитающее, и вместе с тем… бодрствует. Полушария его мозга спят поочередно! Сначала засыпает одно, а другое бодрствует. Потом через час-полтора, засыпает второе, а первое «заступает на вахту» - управляет дыханием и движением. Вот почему, оказывается, дельфин закрывает то один глаз, то другой; раньше это замечали многие исследователи, но никто не догадывался, что закрытый глаз просто-напросто спит.

Развитию творческих способностей на уроках биологии способствуют межпредметные домашние задания.

При изучении темы «Насекомые» можно использовать следующие задания, связанные с литературой.

• Определите систематическое положение 7 насекомых из сказки «Муха-Цокотуха» К. Чуковского.

• «Перевод с русского на русский»: переведи знакомую пословицу с языка биологических терминов: приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда Перепончатокрылые, находящийся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда.)

Связь с математикой:

• Чтобы поднять что-нибудь, что в 10 раз превышает вес 10 муравьев, потребуются 2 рабочих муравья. Чтобы сдвинуть с места груз, превышающий настолько же вес 10 человек, потребуются усилия 70 обычных граждан. Во сколько раз простой муравей сильнее обычного гражданина?

• Сильная пчелиная семья насчитывает 80 тысяч пчёл и собирает за сезон 150 кг мёда. Сколько мёда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами.

Проведение на уроках дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Вот варианты дидактических игр, которые являются универсальными для любой возрастной группы.

1. "Третий лишний".

На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо организмов или явлений живой природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним.

2. "Продолжи ряд".

Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

Из технологии проблемного обучения важна разъясняющая беседа. Используется, когда тема плохо усваивается учащимися.

Например, дети получили задание найти стебель у подорожника и одуванчика. Дети не справляются с задачей и им предлагается следующий ход рассуждений:

- Посмотрите на бегонию. Где у нее расположены листья?

- На стебле.

- Так какой же главный признак стебля?

- На стебле растут листья.

- Теперь найдите стебель у одуванчика и подорожника, используя известный вам признак.

Дети находят укороченный стебель растений. Эта беседа носит репродуктивный характер, так как направлена на усвоение знаний по показанному образцу. Однако в приведенном примере есть над чем подумать.

Необходимо использовать задания развивающего характера на различных этапах урока.

Приемы развития познавательного интереса

на этапе актуализации знаний.

Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

Пример такого задания:

Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почемупроизошло такое явление?

Приём выдвижения проблемного вопроса используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.

Примеры заданий:

• Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина?

• Почему врачу важно знать, кем является человек - правшой или левшой?

Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.

• Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.

Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.

• Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что

«человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

Приемы развития познавательного интереса

на этапе осмысления материала:

постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации

• В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?

Исследовательский прием.

На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:

• Неподалеку от водоёма, населенного многими видами животных, в том числе и земноводными, находится завод, не имеющий на трубах очистительных фильтров. В водоёме стала наблюдаться массовая гибель земноводных. Анализ проб воды не показал наличия каких-либо вредных веществ для живых организмов. Почему погибли земноводные?

Эвристический прием.

Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

• Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части?

Приемы развития познавательного интереса

на этапе закрепления материала.

Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.

Рассмотрите растения засушливых районов и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги.

Прием моделирования.

В качестве примера можно привести следующее задание:

Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.

В старших классах можно использовать метод проблемного изложения материала. Строя проблемное изложение, необходимо отобрать выразительный познавательный материал, способный пробудить любопытство и заинтересованность у обучающихся. Проблемное изложение побуждает школьников внимательно слушать, следить за логикой развертывания мысли, искать и находить противоречия в логике самого изложения. Проблемное изложение создает почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, для возникновения разнообразных мнений в отношении изучаемого объекта, тем самым, активизируя и обостряя процесс мышления.

В качестве источника материалов для проблемного изложения можно использовать гипотезы о возникновении жизни на Земле и попытки их доказательств. Не менее интересными сюжетами являются: открытие процесса фотосинтеза, гипотеза о способах репликации ДНК, вопросы, связанные с реальностью эволюционного процесса.

Используя различные методики и технологии в тесном взаимодействии, можно добиться позитивных результатов: повышается интерес к изучению биологии;усиливается активность детей на уроках; наблюдается повышение интереса к исследовательской деятельности;с интересом и желанием участвуют в конкурсном движении на разных уровнях.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности - процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Литература

1. Брагин В. А., Брагина Р. П. Жизнь и небо. - М.: Московский Рабочий, 1984. - 143 с.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие - Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2006г.

3.Свидерский В. Л. Полет насекомого. - М.: Наука, 1980, 136 с.: ил. - С. 59.

4.Сборник «Биология в открытых задачах»

5.Иванов С. Ритмы нашей жизни. - М.: Детская литература, 1987. -
С. 101.

6.Шариков К. Е. Необыкновенные явления в растительном и животном мире. - Минск: Урожай, 1978.

7.Александер П. Биомеханика. - М.: Мир, 1970.
8. Прокофьев О. Н. Удивительное рядом. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1973.

9.apus.ru



© 2010-2022