- Преподавателю
- Биология
- Отдельные приёмы использования ЦОР на уроках биологии
Отдельные приёмы использования ЦОР на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова А.П. |
Дата | 13.06.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Отдельные приёмы использования ЦОР на уроках биологии
(Из опыта работы учителя биологии МБОУ «ЯСОШ» Янтиковского района
Чувашской Республики Михайловой Альбины Петровны)
У каждого времени свой путь, своя дорога, своя эпоха обучения и познания.
Мы стали свидетелями перехода от индустриального общества к информационному, в котором большая часть населения будет занята получением, переработкой, передачей и хранением информации. Люди по прежнему владеют навыками письма и чтения, но для вступления в новую эру этого явно недостаточно. Значит, мы должны подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе.
За 28-летний стаж работы учителем биологии, я убедилась в том , что невозможно научить ребёнка, если ему неинтересно. Я думаю, что первый постулат удачного взаимодействия на уроке - заинтересуй ребёнка. Способов сделать это предостаточно. Один из них - использование НИТ. Мне повезло. В моём кабинете имеется АРМ (автоматизированное рабочее место).
Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, приглашать к компьютеру детей во время урока и давать им индивидуальное задание. Позволяет выводить нужную информацию на экран интерактивной доски, в том числе и из Интернета, т. к. мой компьютер подключен к сети.
Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия. Мы уже успешно используем готовые диски с уроками, научились создавать собственные презентации, сделав уроки яркими и иллюстративными. Теперь в школу пришли новые технические средства, такие как интерактивная доска. Наша задача найти им место в системе уроков. С помощью интерактивной
доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Разработка школьных заданий с помощью интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нем есть все необходимые средства.
-
Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления (например, работа со схемой «Строение ДНК и РНК»).
-
Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. На интерактивной доске можно организовать лабораторную работу при отсутствии натуральных объектов («Построение вариационного ряда и кривой»).
-
Аудио- и видео- вложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видео-изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.
-
Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно. Инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана.
-
Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия - отменять или возвращать.
-
Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.
-
Соединение с цифровым микроскопом позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения.
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:
1.Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
2.Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
3.Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
4.Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
5.Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
1.Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
2.Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
3.Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
4.Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
5.Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
Уроки биологии становятся более зрелищными, если помимо использования интерактивной доски внедрить в учебный процесс цифровой микроскоп. Данный микроскоп приспособлен для работы в школьных условиях, снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранения, в том числе в форме цифровой видеозаписи.
Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом и дать задание ученику, например сделать подписи.
Для работы с интерактивной доской я подготовила дидактические материалы к урокам. Дидактика будет полезно учителям и учащимся 7 классов общеобразовательных школ.
В слайдах собраны рисунки, таблицы, тесты. Задания разбиты на главы в соответствии с главами учебника для 7 класса общеобразовательных учреждений. Таблицы можно использовать для контроля на уроке, можно давать в качестве домашнего задания. Количество вопросов, номера вопросов к рисунку задается учителем для каждого ученика индивидуально.
Тестовые задания при возможности используются для компьютерного тестирования или в виде карточек предлагаются на уроке для проверки знаний.
Есть тесты, в которых пропущено ключевое слово, ученик записывает пропущенное слово. Например:
«Двудольные растения»
Запишите пропущенные слова (или группы слов):
Количество семядолей в зародыше семени - (………………..).
Запасные питательные вещества в семени могут находятся в (……………), в (……………….) или (………………….).
Жилкование листьев обычно (…………).
Черешок у листа чаще (…………………).
Камбий в стебле (………………………...).
Работа с рисунками помогает учителю проконтролировать знания учащихся на уроке.
Тема: Растительные ткани
Задание «Ткани»
Рассмотрите рисунок и подпишите:
-
Что обозначено на рисунке цифрами 1 - 14?
Задание «Подземные видоизменения побегов»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1Какие подземные видоизменения побегов обозначены на рисунке буквами А - Г?
2Сделайте подписи к рисунку.
Что обозначено на рисунке цифрами 1 - 24?
Надеюсь, что дидактика будет полезно учителям и учащимся, работающим с разными учебниками. Основными источниками информации, необходимыми для успешной работы с дидактикой, являются школьный учебник.