Календарно - тематическое планирование биология ФГОС учебник В. В. Пасечник (5 класс, 1 час)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Кол час

Дата

Планируемые результаты

Основные виды

деятельности

Фор-мы контроля

План

Факт


Введение

6






1

Биология - наука о живой природе.

1



П.: обуч.-ся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и о роли биологической науки в жизни общества.

М.: формируются умения проводить наблюдения в жизни природы, фиксировать и оформлять их результаты.

Л.: формируется любовь и бережное отношения к родной природе.

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества


2

Методы исследования в биологии

1



П.: обуч.-ся знают основные методыизучения биологии, правила техники безопасности в кабинете биологии.

М.: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.

Л.: формируется ответственное отношения к соблюдению правил техники безопасности.

Определение понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии


3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого

1



П.: обуч.-ся знают название царств живой природы и отличие живых организмов от объектов неживой природы.

М.:развиваются навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника.

Л.: формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительные признаках живого от неживого.

Определяют понятия: царств «Бактерии», «Грибы», «Растения» и «Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа учебника


4

Среды обитания живых организмов.

1



П.: обуч.-ся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности.

М.: формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.

Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов.

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.


5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1



П.: обуч.-ся умеют определять понятия «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.

М.: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Л.: формируются элементы экологической культуры.

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.


6

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».




1



П.: обуч.-ся имеют начальное представления о многообразии живой природы; приобретают навыки правильного поведения в природе.

М.: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Л.: формируется любовь и бережное отношение к родной природе; элементы экологической культуры.

Готовят отчет по результатам практической работы и экскурсии.

Проводят наблюдение подруководством учителя.

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.

Описывают биологические объекты и процессы

Отчёт по экскурсии


Клеточное строение организмов.

8






7

Устройство увеличительных приборов.

Л. р. №1«Устройство микроскопа. Правила работы с ним»


1



П.: обуч.-ся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представления об истории создания светового микроскопа и открытие клеточного строения организмов.

М.: развивается умения проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.

Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.

Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом.


8

Строение клетки. Л. р. №2«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

1



П.: обуч.-ся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навыки готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассматривать его в микроскоп и схематично изобразить строение клетки в тетради.

М.: развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов.

Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов.

Учатся готовить микропрепараты.

Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.



9

Особенности строения клеток. Пластиды.

Л. р. №3

«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»


1



П.: обуч.-ся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради.

М.: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, умения выделять существенные признаки строения клетки.

Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.



10

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1



П.: обуч.-ся имеют начальное представление о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.

М.: развивается умения обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.

Л.: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучении. Химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием


11

Процессы жизнедеятельности в клетке.

1



П.: у обучающихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.

М.: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результатов.

Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.


12

Деление и рост клетки.

1



П.: обуч.-ся знают, умеют, описывать процесс деления клетки и её рост.

М.: развиваются умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Л.: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения , роста и развития всех живых организмов.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки


13

Ткани. Л. р. №4

«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

1



П.: обуч.-ся имеют первоначальное представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.

М.: развиваются навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника.

Л.: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о тканях как следующем уровне организации организмов из клеток.

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах.


14

Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»

1



П.: обуч.-ся имеют первоначальное представления о единстве живых организмов.

М.: развивается умения анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Л.: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живых организмов.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.

Тест


Царство Бактерии

3






15

Строение и жизнедеятельность бактерий.

1



П.: обуч.-ся имеют представления об особенностях строения бактерий и их многообразии.

М.: развивается умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Л.: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий.

Выделяют существенные признаки бактерий.


16

Роль бактерий в природе.

1



П.: обуч.-ся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе.

М.: развивается умения самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Л.: формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе самостоятельного биологического исследования.

Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии », «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.


17

Роль бактерий в жизни человека.

1



П.: обуч.-ся имеют начальные сведения о роли бактерий в жизни человека..

М.: развивается умения самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Л.: формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе самостоятельного биологического исследования

Определяют понятия: «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Тест


Царство Грибы.

5






18

Общая характеристика грибов.

1



П.: обуч.-ся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека.

М.: развивается умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Л.: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе


19

Шляпочные грибы.

Л. р. № 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»


1



П.: обуч.-ся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

М.: развивается умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Л.: формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами.


Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.


20

Плесневые грибы и дрожжи.

Л. р. №6

«Строение плесневого гриба мукор»

Л. р. № 7

«Строение клеток дрожжей»

1



П.: обуч.-ся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роли в природе и жизни человека.

М.: развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.


21

Грибы-паразиты.

1



П.: обуч.-ся знают о грибах- паразитах и их роли в природе.

М.: развивается умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.


22

Обобщающий урок по теме: «Царство Грибы».

1



П.: обуч.-ся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.

М.: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы.

Л.: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы).

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.

Тест


Царство Растений

13






23

Разнообразие, распространение и значение растений.

1



П.: обуч.-ся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

М.: развиваются существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать их и делать выводы на основе их сравнения.

Л.: формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.

Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.


24

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Одноклеточные водоросли.

Л. р. №8

«Строение зеленых водорослей».

1



П.: обуч.-ся имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

М.: развивается умения выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям.

Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.


25

Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

1



П.: обуч.-ся имеют представление о многоклеточных водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

М.: развивается умения выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям.

Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей


26

Лишайники.

1



П.: обуч.-ся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах.

М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Л.: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Определяют понятия «лишайники», «накипные лишайники», «листоватые лишайники», «кустистые лишайники». Находят лишайники в природе.

Тест

27

Мхи.

Л. р. №9 «Строение мха»


1



П.: обуч.-ся имеют представление о мхах как представители высших споровых растений.

М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.







Тест

28




Хвощи, плауны.Л. р. №10«Строение спороносящего хвоща»




1



П.: обуч.-ся имеют представление о хвощах и плаунах как представители высших споровых растений.

М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

29

Папоротники. Л. р. №11 «Строение спороносящего папоротника»

1



П.: обуч.-ся имеют представление о папоротниках как представители высших споровых растений.

М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

30

Голосеменные растения.

Л. р. №12

«Строение хвои и шишек хвойных»

1



П.: обуч.-ся имеют представление о голосеменных растений как представители высших растений.

М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.


31

Покрытосеменные растения.

Л. р. №13 «Строение цветкового растения»

1



П.: обуч.-ся имеют представление о цветковых растений как представители высших растений.

М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека


32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.




1



П.: обуч.-ся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира.

М.: развивается умение приводить доказательство того, что многообразие растительного мира - результат длительного исторического развития.

Л.: формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции.

Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.

Выявляют взаимосвязи между различными группами растений.


33

Обобщающий урок по теме: «Царство Растений»


1



П.: обуч.-ся систематизировали и обобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека.

М.: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы.

Л.: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.

Тест

34

Промежуточная диагностическая работа.

«Бактерии, грибы, растения»


1



П.: обуч.-ся имеют первоначальное представления о единстве живых организмов.

М.: развивается умения анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Л.: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живых организмов.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.

Контрольная работа

35

Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания.

1








© 2010-2022