Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрации Трубчевского муниципального района

муниципальное общеобразовательное учреждение - Селецкая средняя общеобразовательная школа

__________________________________________________________________________

242241, Брянская область, Трубчевский район, с. Селец, ул. Трубчевская, д 49,

тел. (08-352) 9-48-39




РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы

_______________ ____________________ ______________

«___» ______20___ г. «___»__________ 20 __ г. «__»________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

5 КЛАСС

Учитель биологии:

Зевахина Елена Николаевна,
высшая квалификационная категория




с.Селец, 2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования (с изменениями) федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Селецкая СОШ, примерной рабочей программы по учебному предмету. 5-9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. - 128 с., федерального перечня учебников, базисного учебного плана, Положения о рабочей программе учителя, реализующего ФГОС основного общего образования МБОУ Селецкая СОШ.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Самковой, Рокотовой, А.А. «Биология» 5 класс». Учебник входит в федеральный перечень.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.

Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цели:

• социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи:

• обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

• обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• обеспечить овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

• обеспечить формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

• обеспечить формирование экологического сознания



Общая характеристика учебного предмета

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования - повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов, выделенных на изучение каждого раздела курса.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т.д.









Место учебного предмета в учебном плане

Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о принципиальном строении клетки, о тканях и органах живых организмов, о единстве организма и окружающей среды. Учащиеся знакомятся с основными уровнями организации живой природы, наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете, узнают о современных точках зрения на происхождение человека, определяют место человека в системе живой природы. Основные положения азбуки экологической культуры, представленные в курсе 5 класса, в дальнейшем участвуют в формировании нравственного фундамента современного гражданина нашей страны.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

лабораторно-

практические

работы

экскурсии

1

Введение

1

-

-

2

Тема 1. Человек изучает живую природу

8

3

-

3

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»

14

1

-

4

Тема 3. Жизнь на Земле - явление космическое

6

1

1

5

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле

6

-


итого

35

4

1






Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность до- стичь следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая

взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само- управлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной за- дачи, собственные возможности ее решения;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) смысловое чтение;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения биологии в основ- ной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.











Содержание учебного предмета

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 ч)

Самое удивительное на планете - это жизнь. Земля - живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу ( 8 ч)

Познание - процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека - постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие - процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание - система знаний о природе. Биология -дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.

Научные методы познания. Наука - один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации. Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке - важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Опыт с элодеей (работа в группе).

Измеряем рост (работа в группе).

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.

Биологические системы - живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления - изменения в биологических системах.

«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера - живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.

Вид - единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.

Популяция - совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Организм - неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни - существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.

Клетка - наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы - особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Изучаем кожу (индивидуальная работа).

Тема 3. Жизнь на Земле - явление космическое ( 6 ч)

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора - о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих - точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.

Человек разумный - один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.

Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Лабораторные и практические работы

Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

Экскурсии

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле ( 6 ч)

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая -Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.

Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.



Темы проектных и исследовательских

работ для 5 класса

1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

2. Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).

3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой

проект).

4. Составление паспорта дерева.

5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).

6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины»,

«Азбука экологической культуры» и др.









Тематическое планирование по разделам учебника

«Биология. 5 класс»

(35 ч, 1 ч в неделю)

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Коли-

чество часов

Основные виды деятельности на тему

1

Введение

1

Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «Жизнь на Земле - величайшее чудо». Объясняют, с

помощью какого опыта Ф. Реди

доказал невозможность самозарождения живых организмов

2

Человек изучает живую природу

8

Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой. Дают характеристику науки биологии и объясняют

роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры,

иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Определяют

основные методы биологических исследований. Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.

Предлагают эксперимент, с помощью которого можно выяснить, какие условия необходимы для

прорастания семян. Объясняют, в чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример

модели из окружающей жизни.

Определяют значение микроскопа для биологических исследований.

Дифференцируют иллюстрации учебника.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские

работы по изучаемой теме

3


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем. Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы. Описывают особенности биологических

систем. Называют уровни организации жизни. Приводят примеры

биологических систем, относящихся к каждому уровню. Разбирают, от чего зависит устойчивость

биосферы. Знакомятся с тем, как устроены и как функционируют

экосистемы. Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид. Характеризуют структуру популяции. Описывают, как происходит обмен

информацией между организмом и

внешней средой. Различают факторы живой и неживой природы.

Приводят примеры благоприятного

и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. Называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами. Описывают строение

клетки. Называют ткани, образующие тело человека. Используя

иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих

различные ткани. Называют функции, которые выполняют различные ткани. Объясняют, почему о

вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские

работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным материалом.

4

Жизнь на Земле - явление космическое

6

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассказывают, как был установлен примерный

возраст Земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете. Находят

и рассматривают под микроскопом известняк. Узнают, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид

древнего животного или растения по ископаемым останкам. Посещают краеведческий музей; рассматривают экспонаты, представляющие собой древние окаменелости.

Знакомятся с теориями происхождения человека. Обсуждают точку зрения о происхождении человека,

которой придерживается большинство современных ученых. Приводят доводы в защиту этой точки

зрения. Определяют место человека в системе живой природы. Называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами. Приводят

примеры ритмов в природе. Называют основные космические ритмы; объясняют, в чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

5

Человек и разнообразие жизни на Земле

6

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо

сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры

предпринимаются для сохранения биоразнообразия. Определяют, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивают природную и

социальную среду человека. Приводят примеры, подтверждающие,

что организм приспосабливается

к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и характеризуют биологические и

социальные, материальные и духовные потребности человека. Называют потребности, присущие

только человеку. Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность

разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают, почему экологические

проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и

техники. Называют отрицательные

качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете. Объясняют

значение основных положений азбуки экологической культуры.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование линии УМК (учебно-методических комплексов) по биологии 5 класс.

  1. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник.

  2. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь.

  3. Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.

  4. Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М.

Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету.

5-9 классы.

Материально- техническое обеспечение кабинета

 Компьютер

 Лабораторное оборудование

 Видеокассеты

 Аудиокассеты

 СD-диски, DVD- диски.

 Динамические модели по генетике

 Микропрепараты для 6 -11 классов

 Микроскопы световые, на электрической подсветке.

 Рефераты и работы учеников

 Наборы тестовых заданий для 6-11 классов

 Таблицы по биологии для 6-11 классов

 Набор моделей:

Зерновка пшеницы,

Цветок яблони,

Торс человека,

Скелет,

Сердце,

Череп,

ДНК,

Структура белка






Календарно - тематическое планирование

№ п.п.

Название разделов, тем

Дата

Примечание

по плану

по факту

Введение - 1 ч

1

Величайшее чудо на планете.


Человек изучает живую природу - 8 ч

2

В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы?

3

Биология - наука для всех

4

Какие научные методы используют биологи? Лаб. раб. «Измеряем рост»

5

Наблюдение и эксперимент в биологии. Лаб. раб. «Опыт с элодеей»

6

С какой целью в биологии используется моделирование

7

Какое оборудование необходимо биологу? Лаб.раб. «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

8

Биологические иллюстрации: Биологические иллюстрации:

9

Урок обобщения знаний по теме «Человек изучает природу»


По ступеням «Лестницы жизни» - 14 ч

10

Что такое система?

11

Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

12

Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке

13

Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты

14

Экосистемы - живая мозаика планеты.

15

Вид - единица живого мира

16

Популяция - это «население».

17

Организм, особь, индивид

18

«Нити жизни»: организм в окружающей среде.

19

Как растут и развиваются организмы

20

Путешествие в мир клетки.

21

Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Лаб.раб. «Изучаем кожу»

22

На границе живого и неживого: вирусы

23

Урок обобщения знаний по теме «По ступеням «Лестницы жизни»»


Жизнь на Земле - явление космическое - 6 ч

24

По страницам истории жизни. Лаб.раб. «Изучение мела (известняка) под микроскопом»

25

Экскурсия в краеведческий музей

26

Происхождение человека.

27

Человек разумный - один из миллионов видов организмов

28

Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.

29

Обобщение знании по теме «Жизнь на Земле - явление космическое»


Человек и разнообразие жизни на Земле - 6 ч

30

Что такое «биологическое разнообразие»?

31

Какая среда необходима человеку?

32

Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

33

Кто отвечает за Землю?

34

Повторение курса биологии 5 класс

35

Итоговая контрольная работа

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

- Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;

- соблюдение правил поведения в природе;

- осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

- формирование любви к природе;

- развитие эстетического восприятия живой природы;

- формирование ответственного отношения к учению, труду;

- умение слушать и слышать другое мнение;

- формирование основ экологической культуры

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- составлять план выполнения учебной задачи;

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- основные методы биологических исследований;

- основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;

- значение микроскопа для биологических исследований.

- что означает понятие «система»;

- взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;

- какие явления называют биологическими;

- уровни организации жизни;

- от чего зависит устойчивость биосферы;

- структуру экосистем и популяций;

- что такое вид; живые организмы;

- основные возрастные периоды в жизни человека.

- наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;

- современные точки зрения о происхождении человека;

- место человека в системе живой природы;

- сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.

- что такое биологическое разнообразие;

- почему необходимо сохранять биоразнообразие;

- какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие - к социальной;

- главные причины исчезновения видов;

- основные положения азбуки экологической культуры;

- почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение биологических знаний в жизни человека;

- объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;

- приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;

- описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.

- приводить примеры природных и искусственных систем;

- описывать особенности биологических систем;

- приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;

- доказывать единство организма и окружающей среды;

- описывать принципиальное строение клетки;

- давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;

- объяснять уникальные особенности вирусов.

- объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;

- находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;

- приводить примеры биологических ритмов.

- объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;

- различать виды потребностей;

- приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.





© 2010-2022