Технология развития критического мышления учащихся: компетентностный подход

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Семинар ассоциации учителей биологии





Технология развития критического мышления учащихся: компетентностный подход.











Подготовила: учитель биологии СОШ №13

Кабиева А.Ж.










Уральск, 2015 г

Критическое творческое мышление - это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств.

К. Уейд, К. Таврис

Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким образом, есть системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.

В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, то есть реализовывать ключевые компетенции?

Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция рискует так и остаться скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося.

Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нем. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т. д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать.

Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. С одной из них, технологией развития критического мышления учащихся, мы познакомимся сегодня.

Из «Руководства для учителя»: (слайд3)

Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.

Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. д.).

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:(слайд4)

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Принцип технологии: Формирование среды, в которой комфортно и ученику, и учителю(слайд 5)

Признаки технологии «развития критического мышления» (слайд 6)

  • Социальность (работа осуществляется в парах, в группах)

  • Продуктивность (формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком

  • Индивидуальность (личная работас информацией)

  • Самостоятельность (ответственность)

  • Аргументированность (приводить убедительные доводы)

  • Многогранность (приводить убедительные выводы)


Правила технологии критического мышления (слайд 7):

Правила

Значение

Задавайте вопросы

Вопросы могут служить мотивацией к изучению нового материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного.

Анализируйте идеи, тексты.

Анализ- это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Исследуемый процесс раскладывается на части. Анализ осуществляется по нескольким направлениям, с помощью значков в тексте.

«V»- «уже знал», «+» - новое, «-» - думал иначе,

«?»- «не понял вопроса»

Исследуйте факты, доказательства

Развитие мыслительной деятельность у учащихся, формирование заинтересованности к изучаемому объекту.

Высказывайте свои мысли, идеи, предложения

Это может говорить о погруженности учащихся и их интереса по данному материалу.


Основа технологии (слайд 8) - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания.

1. Вызов (слайд 9). В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом методом мозговой атаки составлять список того, что они знают или думают. Мозговая атака может проводиться индивидуально с каждым учащимся, парами или в групповой форме организации деятельности. Важно, чтобы учитель говорил как можно меньше, а ученики - как можно больше. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в роли проводника, заставляя учащихся размышлять. На этой стадии формируется как бы мотив к обучению.

Что происходит на стадии вызова? Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает по обсуждаемой теме. Это заставляет его анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнет разбирать во всех подробностях. Во-вторых, происходит активизация самого учащегося. Обучение в данной технологии не пассивная, а активная деятельность. Как часто на традиционных уроках обучаемые пассивно сидят, слушая учителей и делая вид, что активно мыслят. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать свои мысли словами, то есть демонстрация знаний себе и другим обучаемым происходит при активной мыслительной деятельности при помощи устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Третья цель стадии вызова - определение цели предлагаемой темы. Следует различать цели учителя и цели учащихся. Цели, выбранные учеником, более сильны и мотивированы.

Таким образом: стадия вызов обязательна на каждом уроке. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

2. Осмысление (слайд 10). На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Форма контакта может быть разной: чтение текста, выполнение опытов, аудирование и т. д. Существует ряд методических приемов, которые обеспечивают активность учащихся и поддерживают их интерес к теме урока. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы поддержать у учащихся активность, интерес и инерцию движения, созданные во время фазы вызова. Немаловажной задачей является поддержание усилий обучающихся по отслеживанию у них собственного понимания. Таким образом, на стадии осмысления другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

3. Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения в словесной или письменной форме. Известно, что только в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании учащихся в ходе предыдущих учебных стадий, структурируется и превращается в новое знание. Таким образом, мы видим, что на стадии рефлексии основным является (сл 11):

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Рассмотрим стадии технологического цикла:

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит «введение в проблему» или «актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся». А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

Если перейти к практической стороне вопроса, надо сказать, что на многих уроках можно применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Она используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.

В качестве примера возьмем урок «Биотехнология».

Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: «Что вы знаете о теме нашего занятия "Биотехнология"?» Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания(!) (нельзя не только произносить: "правильно-неправильно-спорно-интересно", но и выражать эти мысли на лице). Нужно просто всем говорить "спасибо" и записать поступившие варианты.

Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

Только после этой довольно активной работы текст предъявляют к прочтению. Разумно при этом использовать комбинированный прием «Чтение с пометками и таблица INSERT», (слайд 12) который традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.

Название приема представляет английскую аббревиатуру:

I - interactive

N - noting

S - system

Е - effective

R - reading and

Т - thinking

и переводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления».

Описание приема

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.



V


+


-


?

я это знал(а)

новое для меняя

думал(а) иначе

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально (читаем текст)

(Особо отмечаю, что текст предъявляется для развития критического мышления, поэтому не все в нем бесспорно!)

Когда текст прочитан и таблицы заполнены, целесообразно объединиться в мини-группы (4-8 человек) и обсудить результаты.

Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется.

После обсуждения в мини-группах можно вернуться к фронтальной работе.

На стадии рефлексии можно задавать следующие вопросы.

Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста.

• Какие знания подтвердились?

• Какие не подтвердились?

Посмотрите на список "Хочу узнать", проверьте, удалось ли получить все ответы. Вы можете вновь обратиться к статье и посмотреть на свои пометки.

Обсудите, какая часть полученной информации произвела на вас наибольшее впечатление.

• Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из вашей собственной жизни…

• Или просто озадачила…

• Какие мысли статья у вас вызвала?

• Какие вопросы возникли в связи с ней?

Вывод:

Применение открытых образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла учителям лучше учить, а ученикам - лучше учиться.

На стадии вызова использую и такой методический приём как «Верите ли Вы, что…» (сл.13).

По каждому суждению учащиеся высказывают своё мнение. Мнения ребят могут не совпадать, они не боятся ошибаться.

  • -Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помните: « Кто ищет истины - не чужд и заблуждениям» ( В.И. Гёте) .

Тема: Семейство бобовые (сл14)


  • из всех овощных семян боб самый крупный и тяжёлый;

  • замоченные семена гороха проклёвываются на 3 день;

  • горох, фасоль, бобы- растительное мясо;

  • бобовые живут в симбиозе с бактериями;

  • плод у гороха - боб;

  • больше всего масла во всем мире производится из арахиса;

  • лепестки цветка бобовых называют - парус, вёсла, лодочка;

  • бобы отдельных видов употребляют в качестве фруктов;

  • из семян сои в Китае изготовляют творог, сыр, говядину, рыбу.

Тема: Кожа - наружный покровный орган (сл15)

  • Кожу называют « зеркалом здоровья и болезни»;

  • секрет потовых желёз не имеет запаха;

  • кожа формирует роговые образования: ногти и волосы;

  • кожа- сложный орган со многими функциями;

  • этот орган постоянно отмирает и рождается вновь;

  • кожа тесно связана с нервной системой;

  • в коже происходит образование витамина Д;

  • 2% кислорода в организм поступает через кожу;

  • молочные железы - это изменённые потовые железы.

Развитию критического мышления способствуют и проблемные вопросы (слайд16).

Приём «Сводная таблица»

помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Так выглядит сравнительная таблица при изучении темы "Фотосинтез» 6 класс (слайд 17)

Дыхание


Признак


Фотосинтез

1.Поглощаемый газ

2.Выделяемый газ

3.Пути газообмена

4.В каких клетках происходит

5.Роль в жизни растения

Сравнительную таблицу можно использовать и при работе с информационным текстом.

Например, при изучении темы "Основные пути и направления эволюции органического мира» можно составить такую таблицу (слайд 18):

класс

Особенности строения

Способ размножения, характер развития зародыша

покровов тела

Ккровеносной системы

органов дыхания

нервной системы


рыбы






земноводные






Пресмыкающиеся






птицы






млекопитающие






Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

При использовании приема "Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

  • выделять ключевые слова;

  • систематизировать необходимую информацию;

  • анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

  • развитие монологической речи;

а так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.





Толстые и тонкие вопросы (слайд 19)

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.

Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:



?


?

  • кто...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • как звали...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно...

  • дайте объяснение, почему...

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать с начальных классов. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап - учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап - учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала -"тонкие", а потом "толстые".

3 этап - при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

  1. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

  2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие - только один.

  3. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.


  1. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать - необходимо поощрять даже незначительные успехи.

  2. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно детей разделить на группы.

"Чтение с остановками"


Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Рекомендации по использованию приема "Чтение с остановками"

  1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

  2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

  3. после каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"

  4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.

  5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: "Толстые и тонкие вопросы", составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Синквейн (слайд 20)

Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена мимики и жестов. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Но педагоги, использующие технологию критического мышления, предлагают своим ученикам стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.


Синквейн на тему Фотосинтез

фотосинтез
хлорофильный бесхлорофильный
поглощают превращают образуют
органические вещества из углекислого газа и воды на свету
процесс


Биология.
Естественная, молекулярная.
Изучает, классифицирует, описывает.
Наука о живой природе.
Жизнь.

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». Причем при его написании, как вы уже, наверное, заметили, существуют определенные правила.


  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. -фотосинтез

  2. Во второй строке - два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. - хлорофильный бесхлорофильный

  3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.- поглощают превращают образуют

  4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.- органические вещества из углекислого газа и воды на свету

  5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.- процесс

Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи - но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Различные задания по биологии с применением технологии «развития критического мышления». (слайд 21-23)

Приемы критического мышления (слайд 26)

«Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Сводная таблица

«Чтение с пометками INSERT»

Кластеры

"Дерево предсказаний"

"Эффективная лекция"

"Дневники и бортовые журналы"

"Двухчастный дневник".

"Трехчастные дневники"

"Таблицы"

Концептуальная таблица

"Таблица-синтез"

Прием "Я уже знаю"

Прием "Решение творческих учебных задач"

Прием "Лови ошибку" и др.




Каковы изменения в деятельности учителя и ученика?



Учитель(слайд 27)


Изменения

  • Планирование урока

  • Новые подходы в обучении и преподавании

  • Применение новых технологий

  • Процесс обучения направлен на самостоятельный поиск знаний,

самостоятельную работу, на развитие самостоятельного мышления



Результат

-Работа на более высоком, качественном, результативномуровне

-Профессиональный рост





Ученик

Изменения

- Умение работать индивидуально, в команде

  • Потребность к самовыражению

  • Умение слушать друг друга

  • Творческая работа

  • Исследовательская работа

  • Положительные эмоции

  • Самостоятельный поиск знаний


Результат

-Самостоятельное освоение и оценивание нового материала.

-Интерес к учению.

-Развитие логики, мышления, речи.

















Используемые источники:

1.Руководство для учителя «Программа курсов повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан» Третий (базовый) уровень.

2. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. 5-е изд. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. 368 с.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

4. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. // Интернет - обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004 - 224 с.

5. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи.ру - М.: Институт развития образовательных технологий, 2006. 32 с.




© 2010-2022