Методы и средства обучения учащихся с ОВЗ

 Методы и средства обучения учащихся с ОВЗ. «Мы подмечаем крупицы дефектов  и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями» Л.С. Выготский В нашем регионе реализуется Программа дистанционного обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий, использованием информационно-образовательной среды "ТЕЛЕШКОЛА".Школа, в которой я работаю, является с 2011 года базовой, а также Центром дистанционного обучения Динского района. В ней организовано обучение с применением дистанционных образовательных технологий детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных школьников и консультации для малокомплектных шко...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Юрченко Т.А., заместитель директора по УМР, учитель биологии АОУ СОШ № 4


Методы и средства обучения детей с ОВЗ.

«Мы подмечаем крупицы дефектов

и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей,

которыми обладают дети, страдающие ненормальностями»

Л.С. Выготский

Школа, в которой я работаю, является с 2011 года базовой, а также Центром дистанционного обучения Динского района. В ней организовано обучение с применением дистанционных образовательных технологий детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных школьников и консультации для малокомплектных школ. У дистанционного обучения есть, безусловно, свои плюсы.

• Основным преимуществом онлайнового обучения является возможность выбора индивидуального графика в соответствии с возможностями и способностями ученика. Таковые существенно отличаются у ребенка, которому рекомендовано обучение по программе VII вида, у школьника, обучающегося по общеобразовательным программам и у одаренного ученика.

• Нет необходимости посещать школу, или уроки и мероприятия посещаются по желанию, в рамках инклюзивного образования.

• Обучение возможно в любой точке планеты, где есть доступ к сети Интернет.

• Сопровождение всего учебного процесса осуществляют высококвалифицированные педагоги по всем предметам учебного плана и координатор либо тьютор, который помогает в организации учебной деятельности. С 2011 года эти обязанности в системе дистанционного обучения АОУ СОШ № 4 выполняются мной.

• В распоряжении учащегося богатейший учебный материал: интернет-уроки по всем предметам, предусмотренным Федеральным учебным планом РФ, тесты, тренажёры для подготовки к ЕГЭ, лабораторный практикум и многое другое.

• Каждый ученик имеет возможность общаться с такими же ребятами в виртуальном сообществе сверстников, которые занимаются по тем же программам, участвовать в общешкольных форумах по различным вопросам школьной и внеурочной жизни. Это особенно важно для обучаемых нами детей-инвалидов, чей круг общения ограничен физическими возможностями.

Следует подчеркнуть, что все более широкое внедрение в систему образования информационных технологий приводит к необходимости принципиального пересмотра самого подхода к системе обучения. Возможность свободного доступа к информации для всех участников учебного процесса, возможность выражать свободно свои мысли в рамках дистанционного урока устраняют столь привычные для традиционной системы барьеры между преподавателями и учащимися.

Формы и методы дистанционного обучениия учащихся с ОВЗ имеют несколько иной вид, чем в очном обучении. Так, разноуровневое обучение, предусматривающее достаточно четкую дифференциацию (уровни А, В, С) в очном обучении, в условиях дистанционного обучения реализуется за счет гипертекстовых технологий. "Портфель ученика" реализуется в виде личных веб-страничек учащихся. Есть определенная специфика и в реализации обучения в сотрудничестве и проектных методов.

Обучение в малых группах

Если требуется формирование определенного навыка, учащиеся объединяются в малые группы сотрудничества (по три-четыре человека). При этом соблюдается один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве - разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в дистанционном обучении ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется тьютору. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, они обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на Доске объявлений, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ на возникшее затруднение. Обучаемые могут пользоваться информационными источниками по указанным адресам в Интернете. Эти адреса могут располагаться в самом курсе, либо в оперативном порядке на Доске объявлений. Если курс является частью информационно-предметной среды, задача учащихся значительно упрощается, поскольку весь необходимый материал находится, что называется, у них под рукой. Им остается только, пользуясь указателями соответствующих "иконок" на экране монитора, выйти в нужную информационную зону и найти необходимый материал.

Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Для этого этапа познания используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно найти материал, знакомящий их с данной проблемой.

Во втором случае учащимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. В этом случае необходимы дополнительные средства наглядности, чтобы удержать внимание учащихся на должном уровне. После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки. Это индивидуальная работа. Свои первые мысли по поводу изученного они могут занести на свою веб-страничку ("Портфель ученика").

Следующий шаг в познании - формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). Здесь требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Это все принципы обучения в сотрудничестве. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте, желательно также в режиме on-line. Задание дается на группу одно, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется тьютору и оценивается им одинаково для всей группы (это тоже один из принципов обучения в сотрудничестве). Такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом.

Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления - применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для ученика и отражающей реалии окружающего мира. Для этой цели желательны самостоятельные рассуждения учащихся, а не просто воспроизведение готовых знаний. Важно так построить задания, чтобы в процессе познавательной деятельности, учащиеся могли обмениваться своими мыслями через форум или с помощью Доски объявлений, телеконференции (off-line). Именно здесь, на этом этапе весьма уместно провести телеконференцию в режиме on-line, которая бы объединила всю группу обучаемых для обсуждения общей проблемы, проекта, используя материалы оффлайновой конференции, веб-страничек учащихся. Модератором такой конференции выступает тьютор. Там, где возможно, уместно будет провести видеоконференцию. Здесь же предусматривается защита проектов, если они были запланированы с демонстрацией выполненного продукта.

Метод проектов

В каких случаях уместно использовать телекоммуникационные проекты и какие это могут быть проекты?

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности, реализуемого в виде некоего совместного продукта. При работе над проектом используется более свободная групповая деятельность учащихся. Это тоже малые группы, но они могут быть по 4-5 человек. Все члены группы имеют собственную роль (часть работы) в общем проекте, за которую они отвечают перед всей группой. Все решения принимаются на основе компромисса, т.е. согласия всех участников группы. Совместная деятельность учащихся так же структурирована, но свобода принятия решения действительно большая, чем при обучении в сотрудничестве.

Очень важно определиться, какой именно проект планируется к реализации. Для этого необходимо ориентироваться в типологии проектов. Для типологии проектов можно выделить следующие типологические признаки:

• Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и пр.

•Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

•Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника телекоммуникационного проекта).

• Характер контактов (среди участников школы, города, региона, страны, разных стран мира).

• Количество участников проекта.

• Продолжительность проекта.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало использования возможностей компьютерной телекоммуникации. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

• предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным явлением;

• предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события для выявления определенной тенденции или принятия решения;

• предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного решения;

• предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической или творческой;

• предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

В свете внедрения ФГОС основной функцией учебного процесса становится формирование у учащихся метапредметных умений, проектного мышления, развитие аналитических способностей и способности к самообучению. Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику: короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям. Дистанционное обучение позволяет использовать естественные механизмы и стратегии приобретения личного опыта. Вокруг ученика выстраивается окружение из биологических явлений и процессов. Обучение строится по принципу «вижу»- «слышу»- «чувствую», позволяет использовать различные формы рефлексии.

В тоже время каждый педагог заинтересованный в успешности собственного личностного, профессионального и карьерного роста создает обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации , использует возможность дополнить учебник тестами, электронными лабораторными работами. Интеграция значительных объемов информации может быть сосредоточена на едином носителе, что способствует применению новых форм работы: дистанционные уроки, олимпиады и конкурсы; электронная почта. Хочу перечислить наиболее часто используемые дистанционные технологии:

Работа на уроке в режиме он-лайн.

Домашние лабораторные работы на сайте virtulab.net.

Подготовка к ЕГЭ на сайтах fipi.ru и

fcior.edu.ru (Министерство образования и науки РФ. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

Работа в информационно-образовательной среде «ТЕЛЕШКОЛА».

Участие в дистанционных олимпиадах.

Подготовка творческих заданий.

Главный результат дистанционного обучения для наших учеников:

  • Повышение интереса к предмету

  • Рост самостоятельности у обучающихся

  • Позитивная динамика учебных достижений и качества знаний по годам

  • Способность принимать нестандартные решения

  • Творческое мышление

  • Увеличение продуктивной деятельности в учебном процессе.

В наше время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе широко распространено. Поэтому актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ОВЗ. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей с ОВЗ. В связи с этим учителю необходимо пересмотреть свой стиль работы.

Развитие интегрированного образования - важное направление

совершенствования системы образования детей с ОВЗ. Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе обеспечивает их постоянное общение с нормально развивающимися детьми таким образом способствует эффективному решению проблем их успешной социальной адаптации и обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Раньше утверждали, что умственная неполноценность обязательно сочетается нравственными аномалиями. Отсюда следовало, что любой умственно-отсталый ребёнок является потенциальным преступником. Л.С. Выготский критиковал эти теории. Исследования обнаружили, что при правильной организации учебно-воспитательного процесса наблюдается успешное или удовлетворительное включение выпускников в трудовую жизнь общества, соблюдение ими культурно-этических норм, возможность формирования системы правильного отношения к окружающему. Доступного им уровня достаточно для адаптации в обществе.

Особенности детей с ОВЗ определяются своеобразием их психологического развития. Трудности связаны:

-с недостаточностью познавательного развития,

-с недоразвитием эмоционально-волевой сферы

Поскольку особенности дефекта при умственной отсталости затрудняют присвоение ребёнком социального опыта, условием достижения цели является коррекционная направленность.

Важнейшее условие в обучении и воспитании и одно из основных средств коррекционной учебно-воспитательной работы является организация охранительного педагогического режима. Это особый спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, предупреждающий переутомление ребенка и создающий условия для постепенного роста нагрузок.

Значение охранительного режима:

• Приучает ребенка к определенному жизненному ритму;

• Способствует созданию ровного, бодрого настроения;

• Способствует общему укреплению нервной системы и всего организма в целом;

• Создает условия для проявления активности, интереса к учению, повышению работоспособности.

Необходимо использование - специальных технологий, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения.

• Методы и приемы должны иметь коррекцнонную направленность;

• Методов на одну порцию материала используется количественно больше, чем в массовой школе. Обязательно сочетание слова, образа и практического действия:

• Иное соотношение (на начальном этапе больше наглядных и практических методов);

• Некоторые методы используются чаще или реже. Например, беседа и наблюдение используются чаще, а рассказ - реже.

Методы формирования опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения:

-практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях,

-приучение (благодарить, здороваться, обращаться к взрослым и т.п.),

- упражнение (многократное, специально организованное повторение положительных),

- поручение (выполнение доступных обязанностей),

-ролевые игры, моделирующие нравственные проблемы.

Методы стимуляции

- соревнование,

- поощрение (похвала, благодарность, различные виды наград, подарок, выставки лучших работ)

- наказание (чаще в форме словесного осуждения: замечание, порицание, внушение, выговор)

Используются технологии:

общения, игровая, совместной и самостоятельной деятельности, применение знаний на практике, коррекционного обучения, ...

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреевских С. Г. Школа для всех // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование» / под ред. Ануфриева С. И., Ахметовой Л. В. Томск, 2008.

2. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. М.: «Прометей», 2005. 88 с.

3. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008. 286 с.

4. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012. 147 с.

5. Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями в С(К)ОУ [Текст]: монография / Г. В. Яковлева, Г.Н. Лаврова, Ж. Г. Кулькова, Н.Я. Ратанова, М.Ю. Ожгихин, В.А. Донскова, И .М.Чернова, Е. И . Шевченко, СВ. Пьянкова, С.А. Полинова, Г.С. Трофимова, О. Г. Хажеева. - Челябинск: Цицеро, 2010. - 276 с.
6. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71‒78.

7. Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. 2004. № 6. С. 28‒31.

© 2010-2022