План самообразования учителя биологии Щебуняевой Л. А

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.


План по самообразованию

учителя биологии

высшей категории

Щебуняевой Людмилы Акимовны

План самообразования учителя биологии Щебуняевой Л.А.

Новочеркасск, 2015.

Тема-проблема ГКОУ РО школы-интерната VIII

вида №1 г. Новочеркасска:

«Развитие коррекционно-развивающей воспитательно-образовательной среды как условие формирования личности ребёнка с ОВЗ»

Индивидуальная тема: «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»

Актуальность темы:

«Забота о здоровье - это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)

Здоровье обучающегося в норме, если:

* в физическом плане - здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

* в социальном плане - он коммуникабелен, общителен, общителен;

* в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

* в интеллектуальном плане - он проявляет адекватные умственные способности, наблюдательность, воображение;

* в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Цель: Продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки).

3. Направить жизнедеятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на сохранение и укрепление здоровья.

4. Систематизировать изученную литературу.

5. Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

6. Проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;

7. Разработать модель образовательного процесса, отвечающего требованиям здоровьесберегающих технологий.

8. Апробировать данную модель на практике.

Перечень вопросов по самообразованию:

1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» и условия успешного внедрения здоровьесберегающих технологий;

2. СанПины;

3. Методы и приёмы здоровьесберагающих технологий;

4. Комплексный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий.

Предполагаемый результат:

Овладение здоровьесберегающими технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.

Повышение качества обучения через повышение качества урока.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании МО учителей - предметников.

Форма самообразования: индивидуальная.

Изучение методической литературы по теме.


  • Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.- Новая школа, 1992 г.

  • В. И. Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы. Москва «ВАКО», 2004 г.

  • Образовательные здоровьесберегающие технологии. ( Опыт работы МО учителей начальных классов)

  • Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья 1-4 классы. - Москва «ВАКО», 2005 г.

  • Урок здоровья: здоровьесберегающие технологии (конспекты уроков для начальной школы).

  • В. И. Ковалько «Школа физминуток» (двигательный режим учащихся, физкультминутки на разных уроках, подвижные игры, оздоровительные упражнения).

  • Использование ИКТ в обучении и воспитании.

  • Джуди Галенс, Ненси Пир «Книга ответов для почемучки»

Практический, методический материал, накопленный по теме.


  • М.Макаров «Чтобы школьники росли здоровыми» Ж: «Воспитание школьников» № 1, 2005 г.

  • Е. П. Митина «Здоровьесберегающие технологии: сегодня и завтра.» Ж: «Начальная школа» - № 6, 2006 г.

  • Ф. Г. Мухаметова «Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно - развивающего обучения» Ж: «Начальная школа» № 8, 2006 г.

  • Л. А. Шевченко « От охраны здоровья, к успеху в учёбе». Ж: «Начальная школа» № 8, 2006 г.

  • Пользование интернетом.

  • Посещение районной библиотеки.

Практические меры по повышению методического уровня.

  • Провести тестирование удовлетворённости родителями работой образовательного учреждения.

  • Посещение открытых уроков в рамках МО школы с целью повышения пед. мастерства.

  • Взаимопосещение уроков в 5-9 классах.

  • Посещение самоподготовки во 5 кл. у воспитателя Г.В.Герасименко.

  • Участие в заседаниях пед. советов, школьных и районных МО.

  • Посещение школьной и городской библиотеки.

  • Консультации у школьного психолога на тему «Этика и психология взаимоотношений», у соц. педагога на тему: «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интерната»

  • Подготовить отчёт по самообразованию.

Повышение общеобразовательного уровня.

  • В. П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М. «Просвещение» 1994 г.

  • В. В. Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М. «Просвещение», 1984 г

  • Е. Е. Дмитриева «Проблемы детей» М.А.Р.Т.И 2005 г.

  • И. В. Дубровина «Психокорекционная и развивающая работа с детьми»

  • Т. В. Власов, М. С. Повзнер «О детях с отклонениями в развитии»

  • И. Т. Федоренко «Зрительные диктанты»

  • Г. Т. Щёкина «Развивающее обучение в начальной школе».

  • И. Г. Савельева «Коррекционно - развивающее обучение»

  • Ь. Г. Ермолаева «Современный урок (анализ, тенденции, возможности).

  • Чтение газет и журналов.

Обобщение и оформление полученных результатов.

* Диагностика ЗУНов.

* Использование на уроках ЗСТ:

- валеологических пауз;

- дыхательной гимнастики;

- психогимнастики;

- самомассажа;

- упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности;

- игровых методов психокоррекции.

* Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.

* Оформление мониторинга качества знаний по предметам.

* Проведение комплексного психологического обследования по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

* Проведение и оформление диагностики по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Работа с родителями.

  • Консультация для родителей: «Берегите глазки»

  • Консультация для родителей: «Агрессивные дети»

Анализ работы по теме самообразования

В своей работе использую следующие педагогические технологии.

Технологии педагогической диагностики и контроля:

- предварительный контроль (выявление уровня знаний);

- текущий и промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Технология воспитания - это не формализм обезличивающий и обездушивающий воспитание. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход. Общие признаки технологии воспитания:

- деятельностный подход (включение в деятельность, которая формирует личность)

- определение изначального уровня сформированности определенных качеств

- переход к самосовершенствованию (программа личностного самоусовершенствования).

Технология педагогического требования - вовлечение воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность.

Что обеспечивает успех?

- требование должно быть доведено до конца

- больше позитива в требованиях и меньше постоянных запретов

- требование должно быть инструктивным, т.е. с некоторой инструкцией

- требование должно быть доступно

- мажорный характер требований с верой в ученика

- признавать право ученика на индивидуальность, неповторимость, особенность и т.д.

Педагогическое мастерство.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство - это сплав личностных и профессиональных качеств. Педагогическое мастерство умеет анализировать складывающиеся педагогические ситуации.

Постоянно работаю над собой в рамках профессионального роста. Читаю методическую литературу, посещаю уроки коллег, принимаю участие в работе школьного и районного МО, посещаю семинары. С целью обмена опытом создала свой сайт.

Технологии педагогической коррекции.

Коррекция - выправление деформированных или отсутствующих психологических функций, устранение отставания, отклонений в развитии, нарушений. Раннее выявление отклонений в развитии- главное условие.

Веду совместную работу с психологом школы. Для эффективного решения проблем разработала план индивидуальной работы с учащимися.

Здоровьесберегающие педагогические технологии позволяют использовать:

- опережающее обучение

- уровневую дифференциацию

- подачу материала крупными блоками

- отслеживание соответствующих норм домашнего задания в соответствии с требованиями

- обеспечение психологической поддержки обучающихся.

Результаты моей работы за 2010-2015 учебные годы:

Работая над темой «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий», я постоянно повышаю свой образовательный уровень. Мои уроки строятся на принципе деятельностного подхода, отличаются продуманностью, атмосферой совместной творческой деятельности ученика и учителя. Уроки имеют чёткую организацию, высокую плотность, разрабатываются с учётом межпредметных связей, имеют тесную связь с жизнью. Это подтверждает анализ качества знаний учащихся по предмету: при 100% успеваемости на протяжении пяти последних учебных лет виден четкий рост качества знаний по предмету «биология» с 68,2% до 79,6% и по предмету «география» с 67,4% до 74,6%:

Динамика результатов качества знаний учащихся за 5 лет:

БИОЛОГИЯ

Учебный год

Класс

Количество учащихся

% обученности

% качества знаний

Средний показатель

2010-2011 уч.г.

5

6

7

8 «а»

8 «б»

9

12

14

12

8

10

11

100%

100%

100%

100%

100%

100%

67%

71%

67%

62%

60%

82%

68,2%

2011-2012 уч.г.

5

6

7«а»

7«б»

8

9

13

12

12

10

11

14

100%

100%

100%

100%

100%

100%

69%

75%

75%

79%

72%

78%

73,2%

2012-2013 уч.г.

5

6

7

8«а»

8«б»

9

12

14

11

10

10

11

100%

100%

100%

100%

100%

100%

75%

71%

81%

80%

70%

72%

75,8%

2013-2014 уч.г.

5

6

7

8

9«а»

9«б»

14

12

14

11

12

12

100%

100%

100%

100%

100%

100%

71%

75%

78%

82%

83%

75%

77,3%

2014-2015 уч.г.

5

6

7

8

9

14

14

10

13

14

100%

100%

100%

100%

100%

71%

78%

80%

84%

85%

79,6%

ГЕОГРАФИЯ

Учебный год

Класс

Количество учащихся

% обученности

% качества знаний

Средний показатель

2010-2011 уч.г.

6

7

8 «а»

8 «б»

9

14

12

8

10

11

100%

100%

100%

100%

100%

64%

66%

75%

60%

72%

67,4%

2011-2012 уч.г.

6

7«а»

7«б»

8

9

12

12

10

11

14

100%

100%

100%

100%

100%

66%

66%

65%

72%

78%

69,4%

2012-2013 уч.г.

6

7

8«а»

8«б»

9

14

11

10

10

11

100%

100%

100%

100%

100%

71%

72%

70%

70%

72%

71%

2013-2014 уч.г.

6

7

8

9«а»

9«б»

12

14

11

12

12

100%

100%

100%

100%

100%

66%

85%

72%

75%

75%

74,6%

2014-2015 уч.г.

6

7

8

9

14

10

13

14

100%

100%

100%

100%

71%

80%

77%

78%

76,5%

Обучающиеся принимали активное участие в различных конкурсах и олимпиадах школьного, всероссийского уровня.

Работая над вышеуказанной темой самообразования я пришла выводам: Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

























© 2010-2022