- Преподавателю
- Биология
- План самообразования учителя биологии Щебуняевой Л. А
План самообразования учителя биологии Щебуняевой Л. А
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щебуняева Л.А. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.
План по самообразованию
учителя биологии
высшей категории
Щебуняевой Людмилы Акимовны
Новочеркасск, 2015.
Тема-проблема ГКОУ РО школы-интерната VIII
вида №1 г. Новочеркасска:
«Развитие коррекционно-развивающей воспитательно-образовательной среды как условие формирования личности ребёнка с ОВЗ»
Индивидуальная тема: «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»
Актуальность темы:
«Забота о здоровье - это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)
Здоровье обучающегося в норме, если:
* в физическом плане - здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
* в социальном плане - он коммуникабелен, общителен, общителен;
* в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
* в интеллектуальном плане - он проявляет адекватные умственные способности, наблюдательность, воображение;
* в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Цель: Продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.
2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки).
3. Направить жизнедеятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на сохранение и укрепление здоровья.
4. Систематизировать изученную литературу.
5. Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
6. Проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;
7. Разработать модель образовательного процесса, отвечающего требованиям здоровьесберегающих технологий.
8. Апробировать данную модель на практике.
Перечень вопросов по самообразованию:
1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» и условия успешного внедрения здоровьесберегающих технологий;
2. СанПины;
3. Методы и приёмы здоровьесберагающих технологий;
4. Комплексный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий.
Предполагаемый результат:
Овладение здоровьесберегающими технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.
Повышение качества обучения через повышение качества урока.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании МО учителей - предметников.
Форма самообразования: индивидуальная.
Изучение методической литературы по теме.
-
Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.- Новая школа, 1992 г.
-
В. И. Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы. Москва «ВАКО», 2004 г.
-
Образовательные здоровьесберегающие технологии. ( Опыт работы МО учителей начальных классов)
-
Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья 1-4 классы. - Москва «ВАКО», 2005 г.
-
Урок здоровья: здоровьесберегающие технологии (конспекты уроков для начальной школы).
-
В. И. Ковалько «Школа физминуток» (двигательный режим учащихся, физкультминутки на разных уроках, подвижные игры, оздоровительные упражнения).
-
Использование ИКТ в обучении и воспитании.
-
Джуди Галенс, Ненси Пир «Книга ответов для почемучки»
Практический, методический материал, накопленный по теме.
-
М.Макаров «Чтобы школьники росли здоровыми» Ж: «Воспитание школьников» № 1, 2005 г.
-
Е. П. Митина «Здоровьесберегающие технологии: сегодня и завтра.» Ж: «Начальная школа» - № 6, 2006 г.
-
Ф. Г. Мухаметова «Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно - развивающего обучения» Ж: «Начальная школа» № 8, 2006 г.
-
Л. А. Шевченко « От охраны здоровья, к успеху в учёбе». Ж: «Начальная школа» № 8, 2006 г.
-
Пользование интернетом.
-
Посещение районной библиотеки.
Практические меры по повышению методического уровня.
-
Провести тестирование удовлетворённости родителями работой образовательного учреждения.
-
Посещение открытых уроков в рамках МО школы с целью повышения пед. мастерства.
-
Взаимопосещение уроков в 5-9 классах.
-
Посещение самоподготовки во 5 кл. у воспитателя Г.В.Герасименко.
-
Участие в заседаниях пед. советов, школьных и районных МО.
-
Посещение школьной и городской библиотеки.
-
Консультации у школьного психолога на тему «Этика и психология взаимоотношений», у соц. педагога на тему: «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интерната»
-
Подготовить отчёт по самообразованию.
Повышение общеобразовательного уровня.
-
В. П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М. «Просвещение» 1994 г.
-
В. В. Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М. «Просвещение», 1984 г
-
Е. Е. Дмитриева «Проблемы детей» М.А.Р.Т.И 2005 г.
-
И. В. Дубровина «Психокорекционная и развивающая работа с детьми»
-
Т. В. Власов, М. С. Повзнер «О детях с отклонениями в развитии»
-
И. Т. Федоренко «Зрительные диктанты»
-
Г. Т. Щёкина «Развивающее обучение в начальной школе».
-
И. Г. Савельева «Коррекционно - развивающее обучение»
-
Ь. Г. Ермолаева «Современный урок (анализ, тенденции, возможности).
-
Чтение газет и журналов.
Обобщение и оформление полученных результатов.
* Диагностика ЗУНов.
* Использование на уроках ЗСТ:
- валеологических пауз;
- дыхательной гимнастики;
- психогимнастики;
- самомассажа;
- упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности;
- игровых методов психокоррекции.
* Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.
* Оформление мониторинга качества знаний по предметам.
* Проведение комплексного психологического обследования по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
* Проведение и оформление диагностики по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Работа с родителями.
-
Консультация для родителей: «Берегите глазки»
-
Консультация для родителей: «Агрессивные дети»
Анализ работы по теме самообразования
В своей работе использую следующие педагогические технологии.
Технологии педагогической диагностики и контроля:
- предварительный контроль (выявление уровня знаний);
- текущий и промежуточный контроль;
- итоговый контроль.
Технология воспитания - это не формализм обезличивающий и обездушивающий воспитание. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход. Общие признаки технологии воспитания:
- деятельностный подход (включение в деятельность, которая формирует личность)
- определение изначального уровня сформированности определенных качеств
- переход к самосовершенствованию (программа личностного самоусовершенствования).
Технология педагогического требования - вовлечение воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность.
Что обеспечивает успех?
- требование должно быть доведено до конца
- больше позитива в требованиях и меньше постоянных запретов
- требование должно быть инструктивным, т.е. с некоторой инструкцией
- требование должно быть доступно
- мажорный характер требований с верой в ученика
- признавать право ученика на индивидуальность, неповторимость, особенность и т.д.
Педагогическое мастерство.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство - это сплав личностных и профессиональных качеств. Педагогическое мастерство умеет анализировать складывающиеся педагогические ситуации.
Постоянно работаю над собой в рамках профессионального роста. Читаю методическую литературу, посещаю уроки коллег, принимаю участие в работе школьного и районного МО, посещаю семинары. С целью обмена опытом создала свой сайт.
Технологии педагогической коррекции.
Коррекция - выправление деформированных или отсутствующих психологических функций, устранение отставания, отклонений в развитии, нарушений. Раннее выявление отклонений в развитии- главное условие.
Веду совместную работу с психологом школы. Для эффективного решения проблем разработала план индивидуальной работы с учащимися.
Здоровьесберегающие педагогические технологии позволяют использовать:
- опережающее обучение
- уровневую дифференциацию
- подачу материала крупными блоками
- отслеживание соответствующих норм домашнего задания в соответствии с требованиями
- обеспечение психологической поддержки обучающихся.
Результаты моей работы за 2010-2015 учебные годы:
Работая над темой «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий», я постоянно повышаю свой образовательный уровень. Мои уроки строятся на принципе деятельностного подхода, отличаются продуманностью, атмосферой совместной творческой деятельности ученика и учителя. Уроки имеют чёткую организацию, высокую плотность, разрабатываются с учётом межпредметных связей, имеют тесную связь с жизнью. Это подтверждает анализ качества знаний учащихся по предмету: при 100% успеваемости на протяжении пяти последних учебных лет виден четкий рост качества знаний по предмету «биология» с 68,2% до 79,6% и по предмету «география» с 67,4% до 74,6%:
Динамика результатов качества знаний учащихся за 5 лет:
БИОЛОГИЯ
Учебный год
Класс
Количество учащихся
% обученности
% качества знаний
Средний показатель
2010-2011 уч.г.
5
6
7
8 «а»
8 «б»
9
12
14
12
8
10
11
100%
100%
100%
100%
100%
100%
67%
71%
67%
62%
60%
82%
68,2%
2011-2012 уч.г.
5
6
7«а»
7«б»
8
9
13
12
12
10
11
14
100%
100%
100%
100%
100%
100%
69%
75%
75%
79%
72%
78%
73,2%
2012-2013 уч.г.
5
6
7
8«а»
8«б»
9
12
14
11
10
10
11
100%
100%
100%
100%
100%
100%
75%
71%
81%
80%
70%
72%
75,8%
2013-2014 уч.г.
5
6
7
8
9«а»
9«б»
14
12
14
11
12
12
100%
100%
100%
100%
100%
100%
71%
75%
78%
82%
83%
75%
77,3%
2014-2015 уч.г.
5
6
7
8
9
14
14
10
13
14
100%
100%
100%
100%
100%
71%
78%
80%
84%
85%
79,6%
ГЕОГРАФИЯ
Учебный год
Класс
Количество учащихся
% обученности
% качества знаний
Средний показатель
2010-2011 уч.г.
6
7
8 «а»
8 «б»
9
14
12
8
10
11
100%
100%
100%
100%
100%
64%
66%
75%
60%
72%
67,4%
2011-2012 уч.г.
6
7«а»
7«б»
8
9
12
12
10
11
14
100%
100%
100%
100%
100%
66%
66%
65%
72%
78%
69,4%
2012-2013 уч.г.
6
7
8«а»
8«б»
9
14
11
10
10
11
100%
100%
100%
100%
100%
71%
72%
70%
70%
72%
71%
2013-2014 уч.г.
6
7
8
9«а»
9«б»
12
14
11
12
12
100%
100%
100%
100%
100%
66%
85%
72%
75%
75%
74,6%
2014-2015 уч.г.
6
7
8
9
14
10
13
14
100%
100%
100%
100%
71%
80%
77%
78%
76,5%
Обучающиеся принимали активное участие в различных конкурсах и олимпиадах школьного, всероссийского уровня.
Работая над вышеуказанной темой самообразования я пришла выводам: Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.