«Формирование информационных компетенций учащихся на уроках биологии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Формирование информационных компетенций учащихся на уроках биологии»

"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

А. Дистервег

В Концепции модернизации образования заложен компетентностный подход, разработчиками которого являются ведущие деятели педагогики Болотов В. А., Сериков В.В. Причин для этого несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда.

Новые подходы к развитию образования обусловлены тем, что в современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей, возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющемуся в учебнике. Знаний, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Однако, исходя из анализа результатов учебной деятельности учащихся, выявляется проблема в том, что в процессе обучения у учащихся формируется, прежде всего, эмпирическое мышление, понятия преподносятся в готовом для запоминания виде, процесс их формирования не является осознанным, учащиеся не овладевают способом действия, который позволил бы им самостоятельно применять знания на практике.

На основе выше изложенного возникает противоречие между уровнем требований современного образования и низким уровнем формирования ключевых компетенций учащихся.

Одним из путей решения данной проблемы, считаю необходимым разработку системы работы по формированию, на мой взгляд, одной из актуальных ключевых компетенций -информационной, чтобы научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, проявлять избирательность при их потреблении, формировать умение находить требуемые данные.

Таким образом, целью моей работы является систематизация программного материала и разработка системы методов, способствующих формированию информационных компетенций учащихся на уроках биологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить психолого-педагогические и методические основы компетентностного подхода в образовании;

  • Совершенствовать профессиональные навыки в использовании современных педагогических технологий, методов и приемов по формированию информационных компетенций обучающихся;

  • Систематизировать программный материал по биологии с целью формирования у учащихся информационных компетенций (банк данных);

  • Разработать методическое и дидактическое обеспечение в соответствие с возрастными особенностями учащихся.

  • Апробировать в педагогической практике.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:

1. Ценностно - смысловая.

2. Общекультурная.

3. Учебно - познавательная.

4. Информационная.

5. Коммуникативная.

6. Социально - трудовая.

7. Личностного совершенствования.

Формировать все компетенции в рамках одного урока невозможно и практически нецелесообразно. Чаще всего особый упор на обычном уроке для достижения цели, делается на информационные компетенции.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика в усвоении фундаментальных знаний по определенным предметам, способов получения информации из разных источников. При помощи реальных объектов (справочная литература, телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее.

Содержание образования

Чтобы сформировать у учащихся информационные компетенции, нужно научить их учиться самостоятельно, необходимо обеспечить их знаниями о рациональной организации своей учебной деятельности и умениями применять эти знания на практике. Таким образом, уровень освоения этими навыками, в значительной мере предполагает успешность обучения на всех ступенях непрерывного образования. Они необходимы при решении любых задач, независимо от конкретного содержания.

Информационные компетенции обеспечивают следующие универсальные умения и действия учащихся с различными источниками информации:

- правильно и много читать научно-популярной литературы по предмету, подчеркивать главное при чтении;

- составлять планы темы (разного характера)

- описывать по алгоритму процессы и объекты в ходе лабораторных и практических работ

- описывать свое отношение, свои чувства после просмотров фильмов, прочтения статьи, книги

- представлять текст параграфа в виде таблицы, схемы, графиков, опорных конспектов.

- подробно описывать таблицы, схемы.

- уметь пользоваться справочной литературой (справочники, энциклопедии, научно-популярные издания)

- пользоваться библиотекой, систематизировать свои книги дома

- искать дополнительную информацию в Интернете.

На уроках я не раз убеждалась в том, что отсутствие у учащихся знаний о том, как надо работать с информацией, приводит к глубочайшим ошибкам в практике учебной работы. Так, при описании изучаемых природных объектов в курсе зоологии и ботаники, ученики нередко вместо раскрытия в них характерных, главных признаков, выделяют второстепенные, не существенные признаки и т.п..

На мой взгляд, интересной для человека может стать лишь такая работа, которую он умеет хорошо делать и которая вследствие этого приносит ему радость успеха. Исследования психологов показали, что интерес у школьников может вызвать не только изучаемый материал, но и сам процесс изучения, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно.

Разъясняя учебные приемы, мы помогаем школьникам овладевать научной организацией своего труда и тем самым добиваться значительного повышения его производительности. А это основной путь к ликвидации перегрузки учащихся, что особенно важно в современной школе.

Известно, что устают больше оттого, что работают неумело, чем оттого, что работают много. При формировании у школьников умений учиться у меня появляется возможность заранее планировать, в каком классе, при изучении какого материала будет разъяснён тот или иной учебный приём, на каких последующих уроках умение применять его будет закрепляться и совершенствоваться. Однако для этого требуется проведение педагогом большой диагностической работы среди учащихся.

Прогноз положительных результатов

- сформированность умения самостоятельно добывать информацию;

- освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического) мышления, а не репродуктивного типа мышления (можно проследить по результатам диагностики);

- создание положительной мотивации обучения;

- повышение качества результатов;

- изменение отношений «учитель - ученик» в сторону сотрудничества

- увеличение число учащихся, увлеченных биологией, которые охотно выполняют творческие домашние задания, проектные работы, дополнительно занимаются по предмету.

Исходя из представленной структуры, формирование информационных компетенций учащихся в образовательном процессе будет происходить эффективно, если будут созданы следующие педагогические условия.

Информационно-методическая среда:

  • использование DVD проигрывателя в кабинете биологии;

  • использование компьютера и мультимедийного проектора во время

урока в кабинете биологии;

  • использование опорных схем, таблиц,

  • микропрепаратов и

микроскопа.

  • Дидактические пособия на каждого учащегося «Учись учиться» (5-7 кл.) и «Справочник старшеклассника» (8-9 кл.)

Кадровые

Качественная работа в формировании и развитии информационных компетентностей у обучающихся, определяется, прежде всего, профессиональным мастерством учителя.

Изменения в образовательном процессе

Свою педагогическую идею по формированию информационных компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой: Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке - сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества Ш.Амонашвили. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:

  • Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

  • Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности - исследование, проектирование;

  • Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

  • Организация продуктивной групповой работы;

  • Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

  • Усиление практической направленности школьного образования по биологии

В-третьих, развитие информационных компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации). В моей педагогической лаборатории есть опыт применения различных современных технологий для формирования и развития информационных компетенций учащихся. Это: ИКТ, проектная технология, технология интенсификации обучения на основе схемных знаковых моделей В.В. Шаталова, модульная технология, кейс-технологии , .технология критического мышления через чтение и письмо, возможны и другие, которые в перспективе будут изучены.

Одной из современных технологий, позволяющей решать данную проблему является ИКТ. Считаю, что формирование элементов, составляющих ИК, происходит постепенно от класса к классу. В результате работы у меня выделились четыре этапа:

1) вхождение в систему компьютерного образования;

2) овладение компьютерным инструментарием;

3) решение предметно-практических (прикладных) задач;

4) продуктивная деятельность;

Реализация начинается в 5-6 классах. Осуществляется введение в обучение компьютерных обучающих программ, демонстрации с помощью компьютера биологических объектов, процессов, явлений при организации уроков изучения нового материала, уроков- практикумов с использованием виртуальной наглядности, уроков - виртуальных экскурсий, кроме того учащимся предлагается самостоятельно подготовить материал к уроку и представить его одноклассникам. Учащиеся оформляют индивидуальные задания в программе MicrosoftWord: подбирают необходимый материал, учатся набирать его на компьютере, учатся делать вставки фотографий, иллюстрирующих текст, и представлять свои результаты. Подготовленные материалы служат наглядным материалом по определенной теме. Предлагаются такие задания, как домашняя творческая работа и обязательными для всех учащихся не являются. Задания усложняются постепенно.

Таким образом, работа по формированию информационной компетентности с использованием компьютера включает определенные виды деятельности учащихся:

- работа с информацией (анализ, систематизация, сравнение,

обобщение);

- отбор содержания на основе какого-либо параметра и подбор

наглядности к нему;

- оформление и представление информации;

- использование информации при решении теоретических и

практических задач;

- контроль усвоения информации с использованием компьютерных тестирующих программ. В изучении школьного курса биологии выделяется несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление объектов и явлений биомира;

- система тестового контроля

- подготовка к ЕГЭ

- проведение лабораторных и практических работ.

Формы использования ИКТ в преподавании биологии: В обучении биологии я использую 7 типов компьютерных средств на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой - 8 типов).

  1. Презентации

  2. Электронные энциклопедии

  3. Программы-тренажеры

  4. Программные системы контроля знаний (опросники и тесты)

  5. Электронные учебники и учебные курсы

  6. Обучающие игры и развивающие программы

  7. Использование ресурсов сети Интернет.

Модульную технологию, одним из разработчиков которой является П.И. Третьяков, я начинаю внедрять с 5-6-го класса, чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению интегрирующей цели, выполняя различные задания от простого к сложному. Если в среднем звене - это отдельные уроки «Питание животных», «Дыхание животных», «Обмен веществ у живых организмов», «Строение и функции спинного мозга», то в 9-х классах - это целая серия уроков по теме «Химическая организация клетки», «Размножение и развитие живых организмов». Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей. Модульная технология позволяет учить без «двоек», повышая мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития информационной компетенции: обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют ее в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Учатся определять цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль.

Наиболее активно последнее время для формирования информационной компетентности учащихся используются метод проектов, у истоков которого стоял Дж. Дьюи. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда. Работу над проектом я организую в шесть этапов:

1. Подготовка;

2. Планирование;

3. Исследование (в том числе и теоретическое);

4. Результаты и (или) выводы;

5. Представление или отчет;

6. Оценка результатов.

Роль учителя в создании проекта: при работе над проектом учитель помогает учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время сам является источником информации, координирует весь процесс, поддерживает и поощряет учеников, обеспечивает непрерывную обратную связь для продвижения школьников в работе над проектом.

Роль ученика в создании проекта: ученик работает с источником информации, намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность. Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи.

В ходе предметной проектной деятельности учащиеся 8-9 классов создали продукт, который сам является источником информации: «Справочник старшеклассника» для организации учебного процесса в 8-9 классах и справочник для учащихся 5-6 классов «Учись учиться».

Технология интенсификации обучения на основе схемных знаковых моделей В.Ф. Шаталова также позволяет формировать и развивать у школьников информационные компетенции. Работа с учебной информацией по составлению и использованию опорных конспектов учащимися, как показывает моя практика, процесс творческий, увлекательный, дающий существенные результаты, как для учителя, так и для самих учащихся. Положительной стороной здесь является то, что: развивается монологическая речь, происходит выявление основного, главного учебного материала, улучшается качество обучения, знания становятся осмысленными, воспитывается художественный вкус, исчезает страх перед вызовом, развиваются творческие навыки, появляется уверенность в себе.

Обучать составлению графических конспектов можно с шестого класса, т.к. учащиеся уже имеют определённые знания, умения, навыки. Потенциал конспектов огромен и не ограничивается только облегчением понимания учебного материала, его запоминания и воспроизведения. С его помощью удобно и быстро записывается лекционный материал, что, несомненно, поможет будущим студентам в формировании информационных компетенций и получении выбранной профессии. В конечном счете, происходит усвоение и развитие учебной информации с помощью ассоциативного восприятия. Безусловно, в старших классах такая форма уже не будет ярко выражаться в рисунках, но, к тому времени учащиеся, как правило, уже вырабатывают свою индивидуальную знаковую систему. Требования для учащихся к оформлению опорного конспекта (схемы)

  • Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради.

  • Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими.

  • Необходимый текст оформлять печатными буквами.

  • При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!

  • При составлении конспекта использовать дополнительную литературу.

  • При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.

Таким образом, - - использование данных технологий , форм и методов в учебном процессе

- систематизация программного материала по биологии (создание банка данных);

- разработка методического и дидактического обеспечение в соответствие с возрастными особенностями учащихся

позволяет формировать и развивать информационные компетенции учащихся на уроках биологии.

Необходимым элементом моей педагогической деятельности является диагностика, мониторинг и анализ результатов учебных достижений моих учеников. Для измерения уровня сформированности у школьников информационной компетентности предлагается использовать задачи (или задания) нескольких уровней:

1 уровень (репродуктивный). Применение знаний в знакомой ситуации. Задачами этого уровня могут выступать традиционные задачи из учебника, тестовые задания, задачи, решаемые по образцу. Для решения таких задач требуется знание основных правил, алгоритмов, формул. 2 уровень (продуктивный). Задачи этого уровня требуют от учащихся развития следующих умений:

дать интерпретацию описанному явлению или процессу с разных точек зрения; применять знания и умения во внеучебной ситуации (очень часто это умение связано со способностью видеть проблему, формализовать ее, абстрактно мыслить, моделировать); производить количественную и качественную оценку параметров (их сравнение «до-после», соотнесение с эталоном, учет скорости изменения).

3 уровень (межпредметный). Предполагает решение учащимися межпредметных обобщенных задач (или выполнения комплексных лабораторных работ-заданий).

«Формирование информационных компетенций учащихся на уроках биологии» Однако существует одна проблема, которая может возникнуть уже внутри школы: компетентностный подход должен пронизывать весь процесс образования в школе. Одному учителю это сделать не под силу.

Таким образом, сущность новой парадигмы образования заключается в следующем:

  • переход от усвоения значимых объемов информации, накопленных при изучении какой-либо дисциплины, к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

  • освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического) мышления, а не репродуктивного типа мышления;

  • дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность обучающегося».

Для таких кардинальных изменений в системе образования необходимо решить проблему специальной подготовки обучаемого к жизни в информационном обществе. Одним из путей решения данной проблемы является формирование в процессе обучения биологии информационной компетентности у выпускников нашей школы.





Список литературы:

  1. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. - 2004. - № 3.

  2. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование.-2003.- №5.

  3. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Модернизация общего образования.-СПб.: КАРО, 2003.-128 с.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С.-М.: Издательский центр "Академия", 2000.

  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.

  6. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения . М. : Народное образование, 2001.

  7. Гузеев В.В. Коллекция приемов педагогической техники . М. : Знание .2000.

  8. Питюков В.Ю. Основы компьютерной технологии, М., 2008.

  9. Шамова Т.И. Управление образовательным проектом в школе.М., 2001.

  10. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка "Первого сентября", №6, 2007.

  11. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство "Аркти", 2007.

  12. Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. Издательство "Учитель". Волгоград, 2007.

  13. Вачков И. Проектирование + исследование - Методическая газета "Школьный психолог".

«Формирование информационных компетенций учащихся на уроках биологии»«Формирование информационных компетенций учащихся на уроках биологии»

© 2010-2022