Урок «Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах»

Урок является заключительным, итоговым по теме: «Анализаторы» и опирается на знания учеников, полученные в процессе изучения тем: «Нервная система» и «Анализаторы». К этой теме возвращается ряд тем в курсе анатомии и физиологии человека ( «Покровы тела», «Высшая нервная деятельность»). Учащиеся  учатся сравнивать, делать выводы, анализировать. Урок построен так, чтобы использовать знания учащихся, полученные ими на предыдущих уроках. На уроке решались образовательные задачи: расширить и обобщить знания учащихся о свойствах анализаторов. Развивающие: продолжить развитие логического мышления через решение биологических задач и жизненных ситуаций. Воспитательные: воспитывать культуру общения между собой, чувство ответственности за свое здоровье.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах»

Цели:

1. Расширить и обобщить знания учащихся о свойствах анализаторов.

2. Продолжить развитие логического мышления через решение биологических задач и жизненных ситуаций.

3. Воспитывать культуру общения между собой, чувство ответственности за свое здоровье.

Тип урока: урок - игра.

ХОД УРОКА

I. Организующий момент. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Я рада снова видеть вас на уроке.

Сегодня у нас очередной раунд заседания клуба знатоков биологии. Тема: Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью.»Л.Н.Толстой.

- Ребята, как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

2. Постановка целей урока учащимися.

№ п/п

Задания

1

Представление

2

«Эстафета понятий»

3

«Кто больше?»

4

«Конкурс капитанов»

5

Задание № 1

6

Задание № 2

7

Задание № 3

8

Задание № 4

Итог:

Критерии оценок: от 40 до 38 - «5»

от 37 до 32 - «4» от 31 до 24 - «3»

Конкурс «Эстафета понятий».

Ваша задача в этом конкурсе: поочередно, по командам правильно раскрыть содержания понятий, карточки с которыми находятся на столе каждой команды. Выигрывает та команда, которая даст правильные определения большего количества понятий.

1 команда - анализатор, зрачок, вестибулярный аппарат, болевые

рецепторы, вкусовые почки, терморецепторы.

2 команда - механорецепторы, обонятельные рецепторы, слуховые

косточки, склера, зрачок, роговица и хрусталик.

Конкурс «Кто больше?»

В этом конкурсе каждый работает на себя и все вместе на команду. Победит та команда, в которой будет больше «5» и «4» и меньше «2». Тест: (прилагается)

Конкурс «Капитанов».

Капитаны берут конверты с надписью «Конкурс капитанов», в которых предлагается решить кроссворд.

По горизонтали:

1. Нервное окончание.

2. Составная часть глаза.

3. Работа органа.

4. Орган чувств.

5. Составная часть нервной клетки.

6. Отросток нейрона.

7. Название артерии.

По вертикали:

1. Ответная реакция организма на раздражение.

Ответы:

По горизонтали: 1. Рецептор. 2. Сетчатка. 3. Функция. 4. Глаз. 5. Дендрит.

6. Аксон. 7. Сонная. По горизонтали: 1. Рефлекс.

Пока капитаны выполняют задания, конкурс продолжается. Человек здоров, он познает мир. А рассказывают ему об окружающем мире 5 органов чувств. Подсказывайте - какие? 1Вкус 2. Зрение. 3. Слух. 4. Обоняние. 5. Осязание. Со зрением человеку повезло: он видит мир цветным, а вот все остальные млекопитающие - черно-белым, серым. Птицы не видят фиолетовый;

рептилии - голубой, синий, фиолетовый; насекомые - красный, оранжевый. Зато видят ультрафиолетовый.

Недаром говорят: «Глаза - зеркало души». По глазам можно определить болезни, характер, настроение человека. По глазам видно, когда человеку весело или грустно, когда он говорит правду, а когда лжет

Задание командам № 1.

Только внимательный взгляд разглядит в переплетенных линиях контуры различных предметов. Название, увиденных вами предметов, напишите карандашом на листе. Победит та команда, которая найдет больше предметов.

Подведение итогов.

Как звуки действуют на человека?

Звуки по разному действуют на

Человека . Одни положительно:

пение птиц, шум дождя, шелест

листьев. Другие отрицательно:

грохот машин, громкие крики.

Ребята, как передаются звуковые колебания в органе слух? С помощью органа слуха звуковые колебания воздуха преобразуются в нервные импульсы и человек слышит. А вот на Луне не слышали бы друг друга без скафандров. Там нет воздуха. Поэтому нет звуковых волн.

Задание командам № 2.

Все внимательно слушают магнитофонную запись и записывают, что

услышали.

Победит та команда, которая больше отгадает (голоса птиц)

Подведение итогов.

- Органы обоняния у человека не столь совершенны, как у животных, но тем не менее мы можем различать около тысячи различных запахов. Это согласитесь, не мало!

- В каком состоянии должно находиться вещество, чтобы человек почувствовал его вкус, запах?

Задание № 3.

Определить: запах какого растения находится в колбе?

Подведение итогов.

Все, происходящее вокруг, человек познает непосредственно соприкасаясь с внешним миром. И именно в коже находится больше чувствительных рецепторов. А вот распределены они не равномерно. Где-то их больше, где-то меньше. Наиболее велика у человека чувствительность кончиков пальцев.

Для следующего конкурса прошу выйти по одному человеку из каждой команды.

Задание № 4.

Определить на ощупь: что в мешочке? Назвать предмет и затем вынуть его из мешочка.

Итак, ребята, очередной раунд заседания клуба знатоков биологии завершен.

Первое место заняла команда - _______________________

Второе место заняла команда - _______________________

Выставление оценок.

3.Домашнее задание:

Составить кроссворд по теме: «Анализаторы»

А теперь давайте попробуем дать оценку нашему уроку.

4.Рефлексия.

1. Что нового для себя узнал? (Что полезного получил?)

2. Что из изученного буду использовать (применять) в своей жизни?

3. Для чего (зачем) мне это нужно?

• Было интересно...

• Было трудно ...

• Мои ощущения ...

Урок:

• Показался мне интересным ...

• Заставил задуматься ...









© 2010-2022