- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование 6 класс
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Синельникова О.В. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
директор зам. директора по УВР на заседании МО
________________ ______________________ _____________________
« »___________2015 « »_______________2015 « »_________________2015
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет биология
Класс 6 учитель Синельникова Ольга Витальевна
Количество часов в год 34 ; в неделю 1.
Плановых контрольных уроков_____; лабораторных работ 6 . ; административных контрольных уроков______.
Планирование составлено на основе программы Биология 5-9 классы: проект М.: «Вентана-Граф» 2012г,
Учебник Биология 6 класс.Пономарева И.Н., О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Вентана-Граф 2013г.
Дополнительная литература:
-
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М., Дрофа, 2001.
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко B.C. «Биология 6» Растения, бактерии.
Грибы. Лишайники. -М, «Вентана-Граф», 2004. -
Пономарева И.Н., Кучменко B.C., Симонова Л.В. Биология 6 « Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники» (методическое пособие). - М., Вентана-Граф» 2004.
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко B.C. Рабочая тетрадь №1 «Биология 6»Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. - М., «Вентана-Граф», 2004.
-
Пономарева И.Н., О.А.Корнилова, Кучменко В. Рабочая тетрадь №2 «Биология б» Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. - М., «Вентана-Граф», 2004.
-
Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл, - М., Дрофа, 2003
-
Чащин В,П, природоохранные мероприятия и охрана природы на территории Омской области, Омск, 1999.
8. Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.
Календарно-тематическое планирование.
дата
№
урока
Тема раздела, учебного занятия
Кол-во часов
содержание
Планируемые результаты
Виды УУД.
Средства обучения
Объект и инструмента
рий
личностные
метапредметные
предметные
самооценки
Оценки учителя
4ч Тема 1. Наука о растениях - ботаника
1
1.Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. §1
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях - ботаника.
Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли растений в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы.
Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте растений в природе, об отличительных особенностях семенных и споровых растениях.
Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Растения. Характеризовать внешнее строение растений, объяснять отличия вегетативных органов от генеративных. Описывать историю развития науки о растениях.
Индивидуальная, фронтальная, кооперативно-групповая.
Практические задания fcior.edu.ru/card/13219/botanika-nauka-o-rasteniyah.html
2
2.Многообразие жизненных форм растений. §2
Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам.
Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.
Усвоение системы научных знаний о живой природе, формирование первичных представлений об эволюции растений. Знание особенностей различных методов исследования биологических наук, приобретение опыта использования некоторых из них для получения знаний о многообразии растений. Формирование представлений о жизненных формах растений и связью их со средой обитания. Умение давать характеристику основным жизненным формам растений, узнавать их на иллюстрациях, в гербариях.
Индивидуальная, фронтальная, групповая, кооперативно-групповая.
Многообразие растений. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/cc98133d-268f-4272-9520-f845f1e6a5d1/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Натуральные объекты и гербарные экземпляры.
Тест «Условия жизни растений» school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9fec1-0a01-022a-01df-3bec00f3a454/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
3
3.Клеточное строение растений.
Свойства растительной клетки. §3
Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки.
Формирование интеллектуальных умений, направленных на изучение живой природы: умения сравнивать клетки растений, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.
Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки растений. Умение использовать схемы и таблицы для преобразования информации, анализировать и оценивать информацию. Формирование коммуникативной компетентности в ходе работы в парах.
Формирование умения выделять существенные признаки клетки растений, умение различать на таблицах клетки растений и её органоиды, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Умение характеризовать основные процессы жизнедеятельности растительной клетки, обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей растительной клетки.
Индивидуальная, фронтальная, парная.
Тест «Строение растительной клетки» school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9fec1-0a01-022a-01df-3bec00f3a454/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
school-collection.edu.ru/catalog/res/bae32b94-0a01-022a-00f7-88d68609258f/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Строение растительной клетки. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9c5d3-0a01-022a-0198-4a9df6c957a5/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Строение растительной клетки. Интерактивный рисунок school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9c5d3-0a01-022a-0198-4a9df6c957a5/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Микроскопы, микропрепараты. Таблица «Строение растительной клетки».
4
4.Ткани растений. §4
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях - ботаника»
Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях - ботаника»
Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности растительных тканей и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций тканей растений.
Формирование умения выделять существенные признаки тканей растений, умение различать их на таблицах, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности.
Умение давать определение ткани, распознавание различных видов растительных тканей. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/, совершенствование навыков работы с микроскопом.
Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ткани растений. Видеофрагмент. school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9c668-0a01-022a-0166-c114aa3327f1/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Гипертекст с иллюстрациями school-collection.edu.ru/catalog/res/feb41a04-1bf9-4a44-810f-b388214152c6/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Микропрепараты «Ткани растений».
Тест «Ткани растений» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79166/?interface=pupil&class=48&subject=29
8ч Тема 2. Органы растений
5
1. Семя, его строение и значение.
Л/ р № 1
«Строение семени фасоли». §5
Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности /лабораторная работа/.
Умение использовать различные источники информации, формирование ИКТ-компетентности, умение создавать, применять, преобразовывать различные знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Овладение основами самооценки, самоконтроля, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих учебных действиях.
Умение называть и характеризовать функции частей семени, описывать строение семени и зародыша, называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Объяснять роль семян в жизни растений. Формирование умения проводить наблюдения, фиксировать результаты.
Индивидуальная, парная.
Строение семени двудольных. Интерактивный рисунок school-collection.edu.ru/catalog/res/8879a10c-31c2-4184-90cf-90500eeceac1/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Строение семян однодольных. Мультимедиа school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9e1d8-0a01-022a-0027-0fc4c697db4b/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Тест «Строение семян» school-collection.edu.ru/catalog/res/79ea0d14-0a01-022a-0072-a664be688ba9/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Оформление лабораторной работы в тетради.
6
2. Условия прорастания семян. §6
Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян.
Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Формирование экологической культуры.
Развитие ИКТ-компетентности, умения работать с различными источниками биологической информации. Овладение составляющими исследовательской деятельности /опыты по проращиванию семян/, умение выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы.
Умение определения условий, необходимых для прорастания семян. Прогнозирование сроков посадки семян различных растений. Умение определять части проростка на таблицах и натуральных объектах, умение сравнивать проростки различных растений, представителей классов двудольные и однодольные.
Индивидуальная, фронтальная.
Строение проростка. Мультимедиа school-collection.edu.ru/catalog/res/9c0c6f7e-a177-4579-8c99-efc0054b566b/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Таблица «Развитие проростка».
Натуральные объекты и гербарные экземпляры.
7
3. Корень, его строение и значение.
Л/ р № 2
«Строение корня проростка». §7
Типы корневых систем растений. Строение корня - зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.
Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности /лабораторная работа/.
Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с микроскопом. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
Различать и определять типы корневых систем на рисунках, таблицах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. проводить наблюдения и фиксировать результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.
Индивидуальная, парная, кооперативно-групповая/презентации, стендовые доклады/,.
Тест «Внешнее строение корней» school-collection.edu.ru/catalog/res/bae3348e-0a01-022a-0071-d5f9128e6d8c/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Виды корней. Интерактивный рисунок school-collection.edu.ru/catalog/res/289c1468-759e-4d0d-a583-5fdd25dee732/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Типы корневых систем. Мультимедиа school-collection.edu.ru/catalog/res/9c9bfaa2-ccdc-4db6-acae-c6b1ad72d6d2/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Рост корня. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9c87e-0a01-022a-01e2-9b99634e4690/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Натуральные объекты и гербарные экземпляры
8
4. Побег, его строение и развитие.
Л/р № 3
«Строение вегетативных и генеративных почек». §8
Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки.
Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности /лабораторная работа/.
Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с микроскопом. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетентности.
Умение определять типы почек на рисунках, натуральных объектах. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек, роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Формирование навыков исследования, наблюдения строения и развития побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги различных растений, находить сходства и различия. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.
Индивидуальная, парная, кооперативно-групповая/составление плаката-схемы/.
Тест «Строение побега» school-collection.edu.ru/catalog/res/79ea0d3f-0a01-022a-0070-0ff805374909/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Виды побегов. Гипертекст school-collection.edu.ru/catalog/res/daa24986-43e3-4e9b-8868-a1b920f96b60/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Листовая мозаика. Анимация school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9c919-0a01-022a-0051-1e0a19abeffe/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Типы листорасположения. Гипертекст school-collection.edu.ru/catalog/res/a8190c43-e644-4b2a-a7da-25f15720d008/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Таблицы «Разнообразие побегов». «Строение стебля».
Натуральные объекты и гербарные экземпляры.
9
5. Лист, его строение и значение. §9
Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев.
Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.
Формирование ИКТ-компетентности, умения получать биологическую информацию из различных источников, умение обрабатывать информацию и фиксировать в виде схем, таблиц. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
Умение определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках, различать простые и сложные листья. Знать внутреннее строение листа, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа, характеризовать видоизменения листьев у растений.
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах/компьютерные презентации/.
Тест «Внутреннее строение листа» school-collection.edu.ru/catalog/res/79ea0d4e-0a01-022a-0001-9a64ad6f2056/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Внешнее строение листа. Интерактивный рисунок school-collection.edu.ru/catalog/res/2a9a58bb-b692-4ea6-b7c9-b1f5797905d2/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Многообразие листьев. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/653348b4-bce4-438f-b219-8c9ebd466546/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Видоизменения листа fcior.edu.ru/card/16080/vidoizmeneniya-lista-uglublennoe-izuchenie.html
Таблицы «Строение листа». «Простые и сложные листья»
Гербарные экземпляры и натуральные объекты.
10
6. Стебель, его строение и значение.
Л/ р № 4
«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». §10
Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов.
Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности /лабораторная работа/.
Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с натуральными объектами и гербарием. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетентности.
Умение описывать внешнее и внутреннее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках и натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия, фиксировать результаты исследования.
Индивидуальная, парная, кооперативно-групповая/составление плаката-схемы/.
Тест по теме «Стебель»
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79178/?interface=pupil&class=48&subject=29
Внутреннее строение стебля. Интерактивный рисунок school-collection.edu.ru/catalog/res/6b2ab7dd-0bcb-4235-9a37-ee27e856d4d1/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Продольный разрез school-collection.edu.ru/catalog/res/e62c1e64-040a-465d-845b-a5d8c5539b9a/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Движение воды и органических веществ по стеблю. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/9bbff53a-aa89-4332-ac04-f1f6e3f38421/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
11
7. Цветок, его строение и значение. §11
Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление.
Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.
Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение организовывать совместную учебную деятельность с одноклассниками. Развитие умения соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять само и взаимоконтроль учебной деятельности.
Определять и называть части цветка на рисунках, таблицах, моделях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий, их функции. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых, характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления.
Индивидуальная, парная, кооперативно-групповая/составление плаката-схемы, компьютерные презентации/.
Тест «Строение цветка» school-collection.edu.ru/catalog/res/79ea0145-0a01-022a-0107-6683d226b42f/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Виды соцветий. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/f97f7cb9-1d78-4b09-9209-c01a0a64cda0/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Таблицы «Строение цветка», «Соцветия».Модели цветка. Гербарные экземпляры соцветий.
12
8.Плод. Разнообразие и значение плодов. §12.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»
Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и жизни человека.
Формирование личностных представлений о ценности природы, эстетического отношения к природным объектам. Знание основных правил и принципов отношения к природе.
Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. Владение основами самооценки. Формирование и развитие ИКТ-компетентности.
Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов, описывать способы их распространения. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о роли плодов и семян в жизни человека и в природе.
Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Обсуждать выполнение создаваемых проектов, высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.
Многообразие плодов. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/e09f8bd5-db94-4e64-8513-32cfd0a19c4d/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Таблицы «Типы плодов»
Коллекции плодов и семян. Натуральные объекты/плоды разных растений/
6ч Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений
13
1. Минеральное питание растений и значение воды.
§13
Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде.
Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.
Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Овладение основами самоконтроля, самооценки. Умение налаживания партнёрских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль.
Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания, обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений различных экологических групп.
Индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая.
Поглощение воды и минеральных в-в корнем. Интерактивный рисунок school-collection.edu.ru/catalog/res/46359c50-ee71-4801-a477-419eb6f80d6a/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Водный обмен различных видов растений. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d2d8-0a01-022a-0109-24479de27aab/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Коллекция минеральных удобрений.
Тест «Значение воды в жизнедеятельности растений» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79190/?interface=pupil&class=48&subject=29
14
2. Воздушное питание растений -
Фотосинтез. §14
Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения - автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе.
Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Знание основных правил и принципов отношения к живой природе.
Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение преобразовывать один вид информации в другие. Формирование коммуникативной культуры в процессе работы в группах.
Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов - автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений.
Индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая/сообщения и/или/ презентации/.
Строение устьица листа. Интерактивный рисунок school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9e25f-0a01-022a-0110-50be164333eb/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Таблица «Клеточное строение листа», «Листовая мозаика».
15
3. Дыхание и обмен веществ у растений. §15
Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках.
Определять сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определение понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.
Индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Газообмен анимация school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d210-0a01-022a-01ab-cd9bfb30bf54/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза. Гипертекст school-collection.edu.ru/catalog/res/203aee33-4ce4-44ad-83a1-b44a84bd387c/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Тест «Сравнение дыхания и фотосинтеза» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79189/?interface=pupil&class=48&subject=29
16
4. Размножение и оплодотворение у растений. §16
Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение - вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина.
Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке.
Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям. Сравнивать половое и бесполое размножение, находить их различия.
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Половое размножение у растений. Интерактивная схема school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79191/?interface=pupil&class=48&subject=29
Способы бесполого размножения. Интерактивная схема school-collection.edu.ru/catalog/res/c3a04ad6-0a01-022a-000c-85dcacb1df9b/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Таблицы «Размножение растений».
Интерактивное тестовое задание «Размножение и оплодотворение у растений» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79191/?interface=pupil&class=48&subject=29
17
5. Вегетативное размножение растений и его использование человеком.
Л./р. № 5
«Черенкование комнатных растений». §17 (задания на с. 103 (эксперимент с королевской бегонией, проект по вегетативному размножению»)
Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.
Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Овладение составляющими исследовательской деятельности, проведения эксперимента, умением делать выводы, заключения в ходе исследования. Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке. Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение.
Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, коллективная /эвристическая беседа/.
Вегетативное размножение у цветковых. Гипертекст school-collection.edu.ru/catalog/res/a4ba8ee4-0a01-022a-016b-4ad836d68e46/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Вегетативное размножение усами/земляника/. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d400-0a01-022a-0112-3c5f85005c64/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Таблицы «Вегетативное размножение комнатных растений».
тестовое задание «Вегетативное размножение растений» school-collection.edu.ru/catalog/res/bae34133-0a01-022a-01bf-34bb86fc999e/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
18
6. Рост и развитие растений. § 18
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений.
Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.
Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение осознанно использовать речевые средства, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетенции.
Называть основные черты, характеризующие рост растений. объяснять процессы развития растений, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растений. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.
Индивидуальное развитие цветковых растений. Интерактивная схема school-collection.edu.ru/catalog/res/c44140ec-0a01-022a-0045-3c47bf5f5f1b/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Натуральные объекты и гербарные экземпляры.
Интерактивное тестовое задание «Рост и развитие растений» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79194/?interface=pupil&class=48&subject=29
10ч Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира
19
1. Систематика растений, её значение для ботаники.
§19
Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений.
Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках. Овладение основами самоконтроля, самооценки. Умение налаживания партнёрских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль.
Приводить примеры названия различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики - вид. Осваивать приёмы работы с определителями растений. Объяснять значение систематики для ботаники.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая.
Интерактивная схема систематических единиц на примере смородины красной и смородины черной
school-collection.edu.ru/catalog/res/9f7ba668-0a01-022a-017f-7bf6a7296e26/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Интерактивное тестовое задание «Понятие о систематике растений»
school-collection.edu.ru/catalog/res/bae3447d-0a01-022a-00b8-b5a941a0be2e/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
20
2. Водоросли, их многообразие в природе.
§20
Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.
Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать основные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Приводить примеры использования водорослей человеком, значение водорослей в природе.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая.
Строение хламидомонады. Интерактивный рисунок school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9e3ce-0a01-022a-004b-a4d64b95fb76/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Заросли ламинарии. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d544-0a01-022a-00bd-d2e7239d76d1/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Натуральные объекты и гербарные экземпляры.
Интерактивный тест «Строение хламидомонады» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79198/?interface=pupil&class=48&subject=29
21
3. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
Л/ р № 6
«Изучение внешнего строения моховидных растений». §21, сообщения о древовидных папоротниках, о каменном угле.
Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и жизни человека.
Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
Выделять и описывать существенные признаки мхов. Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. Изучать и сравнивать внешнее строение кукушкина льна и сфагнума, отмечать их сходства и различия. Фиксировать результаты исследования.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая.
Кукушкин лён. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d657-0a01-022a-01ee-a7f0827d1eb8/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Сфагнум. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d6af-0a01-022a-0077-99594b948acc/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Использование сфагнума. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d702-0a01-022a-005f-7d3f91624de6/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Натуральные объекты и гербарные экземпляры.
Интерактивный тест «Моховидные» school-collection.edu.ru/catalog/res/bae345e3-0a01-022a-01a0-2a5d9600166a/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
22
4. Плауны. Хвощи. Папоротники.
Их общая характеристика.
§22, вопрос № 5 на с. 121 письменно в тетради. Подготовить материал о многообразии и значении хвойных растений.
Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека.
Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
Выделять и описывать существенные признаки папоротниковидных. Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Распознавать представителей хвощей, плаунов, папоротников на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном развитии папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезающих видов.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая.
Папоротники. в/фрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d7c2-0a01-022a-013c-952f063918b0/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Плауны: в/фрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d72b-0a01-022a-00e2-b9e5a5991a26/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Хвощи. в/фрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d773-0a01-022a-00b8-f6753c19d9ac/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Добыча каменного угля. в/фрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d8c1-0a01-022a-019e-3e244b888ca7/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Интерактивное тестовое задание «Развитие папоротника» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79201/?interface=pupil&class=48&subject=29
23
5. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. §23
Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека.
Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
Выделять и описывать общие черты строения семенных растений. Сравнивать строение споры и семени, находить их преимущества. Распознавать представителей голосемянных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Объяснять процессы размножения и развития голосемянных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных растений. Описывать использование голосеменных растений в практической деятельности человека.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая.
Значение хвойных пород и лесозаготовка. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9da47-0a01-022a-01ed-f84f7dbdb761/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Многообразие шишек голосемянных. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d997-0a01-022a-0107-94d427fe9a08/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Натуральные объекты и гербарные экземпляры.
Работа со схемой «Строение и размножение голосеменных растений»
Работа над мини-проектами «Голосеменные, их роль в природе и жизни человека»
Создание плаката «Многообразие голосеменных растений»
24
6. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. §24
Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.
Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
Выделять черты усложнения строения покрытосеменных растений. Сравнивать и находить черты отличия и сходства в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных растений. Распознавать представителей покрытосемянных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни покрытосеменных растений. Описывать использование покрытосеменных растений в практической деятельности человека.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая.
Таблицы «Покрытосеменные растения», гербарные экземпляры, натуральные объекты.
Интерактивный тест «Отличия голосемянных от покрытосемянных school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79203/?interface=pupil&class=48&subject=29
25
7.Семейства класса Двудольные. §25, подготовка проектов «Представители класса Однодольные».
Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные культуры.
Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.
Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей;
Умение выделять основные признаки класса Двудольные, описывать отличительные признаки семейств класса. Способность распознавать семейства на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Формирование умения работы с определителями растений. Знание роли Двудольных в природе и жизни человека.
Фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая /защита проектов/.
Семейства класса Двудольные. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9dbec-0a01-022a-00a9-509def868af6/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Натуральные объекты и гербарные экземпляры.
26
8. Семейства класса Однодольные.
§26
Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений.
Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.
Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей;
Умение выделять основные признаки класса Однодольные, описывать отличительные признаки семейств класса. Способность распознавать семейства на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Формирование умения работы с определителями растений. Знание роли Однодольных в природе и жизни человека.
Фронтальная, работа в парах, кооперативно-групповая /защита проектов/.
Семейства класса Однодольные. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9dc5e-0a01-022a-01a2-71f5c3ea29e8/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Натуральные объекты и гербарные экземпляры.
Интерактивный тест «Основные отличия однодольных от двудольных» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79203/?interface=pupil&class=48&subject=29
27
9. Историческое развитие растительного мира. §27
Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов.
Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде.
Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество.
Умение объяснять сущность понятия эволюция, описывать основные этапы эволюции растений на Земле. Называть черты приспособленности растений к наземно-воздушной среде обитания. Знать значение трудов Н.И. Вавилова для доказательства эволюции растений, направляемой человеком /селекции/.
Индивидуальная, фронтальная, кооперативно-групповая /создание стендового плаката/
Интерактивное тестовое задание «Понятие об эволюции растительного мира» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79207/?interface=pupil&class=48&subject=29
28
10. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. §28-29
История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение.
Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.
Дальнейшее формирование познавательных интересов, формирование экологического сознания, становление смыслообразующей функции познавательного мотива, умение вести диалог.
Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, владение основами самоконтроля. Работа с различными источниками биологической информации, формирование ИКТ-компетентности.
Способность называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Умение объяснять способы расселения растений по земному шару. Умение характеризовать роль человека в появлении культурных растений, приводить примеры таких растений. Умение характеризовать роль сорных растений в природе и жизни человека. Иметь представление о научных заслугах Н.И. Вавилова, об его открытии центров происхождения культурных растений.
Называть родину наиболее распространённых культурных растений, объяснять причины вхождения картофеля, ржи и пшеницы в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России. Характеризовать значение растений в жизни человека. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы, выполнять задания для самоконтроля.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Центры происхождения культурных растений. Анимация school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9dc77-0a01-022a-002d-13c15953d21d/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Биография Н.Н. Вавилова. Гипертекст school-collection.edu.ru/catalog/res/acb23cf1-0a01-022a-0077-7255ae37f6f5/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Интерактивное тестовое задание «Дары Нового и Старого света» school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79210/?interface=pupil&class=48&subject=29
5ч Тема 5. Природные сообщества
29
1. Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме.§30
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.
Формирование экологической культуры на основе понимания ценности жизни Во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование личностных представлений о ценности природы.
Способность к целеполаганию, включая преобразование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять само и взаимоконтроль, организовывать учебное сотрудничество, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач.
Объяснять сущность понятия «природное сообщество», устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потоков энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Растительный покров Земли. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9e123-0a01-022a-0188-c838a885a2aa/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Круговорот веществ в природе. Анимация school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9de5f-0a01-022a-002c-54447288d10d/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Биография Сукачёва В.Н. school-collection.edu.ru/catalog/res/c842428e-48ac-4000-a1d3-2e9edeec35c8/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
30
2. Экскурсия
«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»
Экскурсия
«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)».
Формирование знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
Умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группе, используя речевые средства для поиска и принятия общего решения. Способность самостоятельно анализировать пути достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, внесение необходимых корректив. Формирование основ коммуникативной рефлексии.
Наблюдение природных явлений, умение фиксировать результаты и делать выводы. Характеризовать условия обитания растений в разный ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Объяснять целесообразности ярусного расположения растений.
Работа в группах, индивидуальная.
31
3. Совместная жизнь организмов
в природном сообществе
§31
Ярусное строение природного сообщества - надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ.
Формирование знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
Умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группе, используя речевые средства для поиска и принятия общего решения. Способность самостоятельно анализировать пути достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, внесение необходимых корректив. Формирование основ коммуникативной рефлексии.
Наблюдение природных явлений, умение фиксировать результаты и делать выводы. Характеризовать условия обитания растений в разный ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Объяснять целесообразности ярусного расположения растений.
Работа в группах, индивидуальная.
Ярусы лесного биоценоза. Анимация. school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9de67-0a01-022a-0072-d39824c9a73e/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
тестовое задание «Приспособленность растений к жизни в сообществе» school-collection.edu.ru/catalog/res/bae35536-0a01-022a-0121-11b0b0310a82/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
32
4. Смена природных сообществ и её причины
§32
Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере.
Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.
Формирование знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
Способность к целеполаганию, включая преобразование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять само и взаимоконтроль, организовывать учебное сотрудничество, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач.
Объяснять причины смены природных сообществ, приводить примеры. Объяснять причины неустойчивости культурного сообщества - агроценоза. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Смена природных сообществ. Анимация school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9de72-0a01-022a-0180-e7a417dd1b35/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
Сукцессия. Видеофрагмент school-collection.edu.ru/catalog/res/c8af6ae2-0a01-022a-016e-5d3d1ac3f445/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29
33
5. Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса.
Обсуждение заданий на лето.
Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Индивидуальная, фронтальная.
34
Резерв
35
резерв