Тренировочный экзамен по биологии 9 класс

Экзамен по биологии это необязательный предмет для сдачи на выпускных экзаменах, но является одним из наиболее популярных предметов по выбору.  Как и практически все тесты – ГИА экзамен по биологи разделен на три части с тремя типами вопросов. - Часть 1 состоит из 22 вопросов группы А – вопросы базового уровня сложности, требующие от сдающего выбора одного правильного ответа из предложенных вариантов.- Часть 2 состоит из 6 заданий группы В – задания повышенной сложности, в которых требуется само...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Варианты пробного экзамена по биологии для 9-х классов в тестовой форме

Государственная (итоговая) аттестация

по БИОЛОГИИ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3-х частей, включающих 32 задания.

Часть 1 содержит 24 задания (А1-А24). К каждому заданию проводится 4 варианта ответа, из которых один только верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1-В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 4 задания (С1-С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельно листе.

Советуем выполнять задания в том порядке , в котором они даны . Для экономии времени пропускайте задания , которые не удается выполнить сразу , и переходите к следующему . Если после выполнения всей работы у вас остается время , то можно вернутся к пропущенным заданиям.

Баллы полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Желаем успеха!











Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А25) обведи кружком номер правильного варианта ответа.

А1. Метод, при использовании которого учёный выявляет черты сходства и различия исследуемых объектов, - это

  1. эксперимент

  2. сравнение

  3. наблюдение

  4. описание

А2. Органоидом, осуществляющим внутриклеточное пищеварение, является

  1. рибосома 3)лизосома

  2. комплекс Гольджи 4) эндоплазматическая сеть

A3. Животную ткань, у которой сильно развито межклеточное вещество, относят

  1. к соединительной ткани

  2. к эпителиальной ткани

  3. к нервной ткани

  4. к мышечной ткани

А4. Клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений, являются

  1. автотрофами

  2. сапротрофами

  3. паразитами

  4. гетеротрофными симбионтамиТренировочный экзамен по биологии 9 класс

А5. На рисунке изображён представитель отдела

  1. Моховидные

  2. Голосеменные

  3. Папоротниковидные

  4. ПокрытосеменныеТренировочный экзамен по биологии 9 класс

А6. Водоросли относятся к низшим растениям, так как

1) обитают в воде

2)среди них есть одноклеточные организмы

3)не имеют тканей и органов

4)размножаются спорами

А7. На рисунке изображён представитель типаТренировочный экзамен по биологии 9 класс

  1. Головоногие

  2. Кишечнополостные

  3. Членистоногие

  4. Моллюски

А8. Лёгкие ячеистого строения имеются у животных класса

  1. Пресмыкающиеся

  2. Земноводные

  3. Птицы

  4. Млекопитающие

А9. В процессе эволюции растений плод впервые появился

  1. у папоротниковидных

  2. у цветковых

  3. у моховидных

  4. у голосеменных

А10. Развитие речи у первобытного человека стимулировало

  1. исчезновение надбровного валика

  2. развитие подбородочного выступа

  3. атрофию жевательных мышц

  4. развитие конечностей хватательного типа

All. Деятельность симпатического отдела нервной системы не активизируется

  1. у спортсмена, участвующего в соревнованиях

  2. у ребёнка, играющего в мяч

  3. у молодых людей, сидящих на лавочке

  4. у пожилого человека, садящегося в автобус

А12. Эритроциты выполняют следующую функцию:

  1. осуществляют транспорт кислорода

  2. образуют антитела

  3. поглощают микроорганизмы

  4. участвуют в процессе свёртывания крови

А13. В артериях организма человека течёт

  1. только венозная кровь

  2. смешанная кровь

  3. только артериальная кровь

  4. и венозная, и артериальная кровь

А14. На рисунке пульпа обозначена буквойТренировочный экзамен по биологии 9 класс

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. Г

А15. В состав зрительного пигмента родопсин входит витамин

  1. C

  2. Тренировочный экзамен по биологии 9 класс

  3. Тренировочный экзамен по биологии 9 класс

  4. A

А16. В позвоночнике самые массивные тела имеют позвонки

  1. шейного отдела

  2. поясничного отдела

  3. грудного отдела

  4. копчикового отдела

А17. Периферическим отделом слухового анализатора являются рецепторы, расположенные

  1. в затылочной доле больших полушарий

  2. в полукружных каналах

  3. в улитке

  4. в височной доле больших полушарий

А18. Переживание, в котором проявляется отношение человека к самому себе и к окружающему миру, - это

  1. эмоция

  2. стресс

  3. мотив

  4. потребность

А19. Развитию правильной осанки способствует

  1. выполнение упражнений, укрепляющих свод стопы

  2. ношение обуви на высоких каблуках

  3. выполнение упражнений, укрепляющих мышцы спины

  4. работа, связанная с переносом тяжестей

А20. Взрослая форма бычьего цепня обитает

  1. в водной среде

  2. в организменной среде

  3. в почвенной среде

  4. в наземно-воздушной среде

А21. Агроэкосистема плодового сада не так устойчива, как экосистема берёзовой рощи, потому что

  1. её видовой состав менее разнообразен

  2. в ней отсутствуют редуценты

  3. в ней происходит замкнутый круговорот веществ

  4. растения выступают в ней в роли консументов

А22. Вклад Ч. Дарвина в развитие биологии заключается в том, что он

  1. создал фагоцитарную теорию иммунитета

  2. доказал, что клетка является структурной и функциональной единицей живого

  3. создал учение о центрах происхождения культурных растений

  4. выявил движущие силы эволюции

А23. Выберите неверное утверждение. У крота ароморфозом является

  1. четырёхкамерное сердце

  2. лёгкие альвеолярного типа

  3. передняя конечность копательного типа

  4. теплокровность

А24. Выберите неверное утверждение. Никотин вызывает

  1. гастрит, язву 3) гибель почечных клубочков

  2. ухудшение памяти 4) устойчивый спазм кровеносных сосудов

А25. Выберите неверное утверждение. Нервная система

  1. осуществляет связь организма с внешней средой

  2. осуществляет кроветворную функцию

  3. регулирует деятельность органов и систем органов

  4. составляет материальную основу психической деятельности (речи, мышления)

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 - В4) запиши/ ответ в месте, указанном в тексте задания.

В1. Выберите три верных ответа из шести. Членистоногие отличают» плоских червей

А) наличием смешанной полости тела

Б) наличием органов чувств

В) наличием двусторонней симметрии

Г) наличием конечностей

Д) наличием кожно-мускульного мешка

Е) наличием хитинового покрова

Ответ: (запишите в алфавитном порядке буквы, соответствующие правильному ответу).

В2. Установите соответствие между характерными признаками и царствами живых организмов: каждому элементу левого столбца подберите позицию из правого столбца и впишите в таблицу соответствующие буквы.

Характерные признаки: Царства:

  1. 1) автотрофы А) Животные

  2. 2) запасное вещество крахмал Б) Растения

  3. 3) имеется клеточная стенка из целлюлозы

  4. 4) запасное вещество - гликоген

  5. 5) способны к неограниченному росту

  6. 6) гетеротрофы

1

2

3

4

5

6


ВЗ. Установите правильную последовательность прохождения крови по малому кругу кровообращения и запишите в таблицу соответствующую последовательность букв.

А) лёгочные вены

Б) лёгочные артерии

В) правый желудочек

Г) капилляры лёгких

Д) левое предсердие


В4. Определите, какие термины пропущены в тексте. В места пропуска, обозначенные буквами А, Б, В и Г, впишите номера недостающих терминов из предложенного перечня, а затем получившуюся последовательность цифр выпишите в таблицу, представленную ниже.

Агроэкосистема - экосистема, созданная человеком. В ней, как и в естественной экосистеме, представлены все функциональные группы организмов - продуценты, консументы, редуценты. В агроэкосистеме ржаного поля растения ржи и сорняков являются (А), а насекомые и грызуны принадлежат к ____ (Б).Агроэкосистема характеризуется высокой биологической продуктивностью, но ____ (В) в ней практически отсутствует, так как значительная часть питательных веществ изымается из экосистемы при сборе урожая. В связи с этим агроэкосистема не обладает____ (Г), а также потому,

что в ней невелико количество видов организмов, её образующих.

Перечень терминов:

1.продуценты

2.устойчивость

3.консументы

4.круговорот веществ

5.полноценность

6.поток энергии

А

Б

В

Г


Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - СЗ) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1,С2, СЗ), а затем свой ответ.



С1. Объясните, какое влияние физические упражнения оказывают на опорно-двигательную систему.

Текст к заданиям С2, СЗ

«Строение стенки пищеварительного канала»

Стенка пищеварительного канала состоит из трёх слоев. Наружный - серозная оболочка - состоит из соединительной ткани, покрытой эпителием, и выполняет защитную функцию. К нему крепится складка брюшины - брыжейка, подвешивающая и фиксирующая внутренние органы в теле. В толще брыжейки к кишечнику подходят нервы, кровеносные и лимфатические сосуды.

Средний слой стенки пищеварительного канала - мышечная оболочка. В ротовой полости, глотке и верхней части пищевода он представлен поперечнополосатой мышечной тканью, в нижних отделах пищеварительного канала - гладкой мышечной тканью. Волнообразные сокращения мышц обеспечивают перемещение пищи по пищеварительному каналу. В мышечном слое находятся нервные сплетения. Они состоят из скоплений нервных клеток, регулирующих сокращения мускулатуры и секрецию пищеварительных желёз.

Внутренний слой стенки пищеварительного канала - слизистая оболочка - обильно снабжается кровью и лимфой по пронизывающим её многочисленным кровеносным и лимфатическим сосудам. Сторона слизистой оболочки, обращённая внутрь полости пищеварительного канала, образована эпителием. Его клетки выделяют слизь, облегчающую продвижение пищи. Так же диффузно расположены эндокринные клетки. Они вырабатывают гормоны, обеспечивающие регуляцию двигательной и секреторного деятельности пищеварительной системы. В слизистой оболочке много лимфатических узелков и кишечных желёз. Лимфатические узелки выполняют защитную функцию, частично обезвреживая болезнетворные микроорганизмы, попадающие в организм с пищей. Многочисленные железы выделяют пищеварительные соки, обеспечивающие переваривание пищи. Поверхность слизистой оболочки тонкого кишечника несёт ворсинки, которые осуществляют пристеночное пищеварение и всасывание продуктов переваривания.

С2. Прочитайте текст «Строение стенки пищеварительного канала» и заполните в таблице ячейки, обозначенные цифрами 1,2,3.

Слой стенки

Особенности строения

Функции

Серозная оболочка

Состоит из соединительной ткани, покрытой эпителием

1)

Мышечная оболочка

2)

Передвижение пищи вдоль пищеварительного канала

3)

Состоит из эпителиальной ткани, содержит эндокринные клетки, лимфатические узелки, пищеварительные железы

Переваривание пищи, всасывание продуктов переваривания, защитная, регуляторная

С3. Используйте текст «Строение стенки пищеварительного канала» и знания из курса биологии, объясните, каков механизм регуляции процесса пищеварения.





Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А 1 -А25) обведите кружком номер правильного варианта ответа.

А1. Заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он

  1. 1) выявил основные движущие силы эволюции

  2. 2) сформулировал основные положения клеточной теории

  3. 3) создал первое эволюционное учение

  4. 4) открыл закономерности наследственности

А2. Органоид, в котором происходит синтез АТФ, - это

  1. лизосома

  2. эндоплазматическая сеть

  3. клеточный центр

  4. митохондрия

A3. Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение носит название

1) изменчивость

2) саморегуляция

3) изменчивость

4) наследственность

А4.Характерным признаком многоклеточных грибов является

1)отсутствие ядра в клетках

2)наличие мицелияТренировочный экзамен по биологии 9 класс

3)гетеротрофность

4)способность к неограниченному росту

А5.На рисунке изображён представитель

1)моховидных

2)покрытосеменных

3)папоротникообразных

4)голосеменных

А6.Для растений класса Двудольные характерно наличие

  1. параллельного жилкования листьев

  2. стержневой корневой системы

  3. дуговидного жилкования листьев

  4. мочковатой корневой системы

А7. На рисунке изображён процесс

  1. размножения амёбы

  2. конъюгации инфузории-туфельки

  3. размножения эвглены зелёной

  4. образования цисты у амёбы

Тренировочный экзамен по биологии 9 класс

А8. Животные класса Птицы имеют

1)лёгочные мешки

2) мочевой пузырь

3)воздушные мешки

4) зубы

А9. В процессе исторического развития лёгкие ячеистого строения впервые появились

  1. у птиц 3) у пресмыкающихся

  2. у рыб 4)у земноводных

А10. Трудовая деятельность - фактор антропогенеза, который относится к группе

  1. экологических факторов

  2. социальных факторов

  3. биологических факторов

  4. физических факторов

А11. В нервной регуляции деятельности внутренних органов организма участвует

1)ряд желёз внутренней секреции

2)соматическая нервная система

3)ряд желёз внешней секреции

4)вегетативная нервная система

А12. В процессе свёртывания крови участвуют

  1. 1)тромбоциты 3)эритроциты

2) фагоциты 4) лимфоциты

А13. Большой круг кровообращения заканчивается

1)в левом предсердии 3) в левом желудочке

2)в правом предсердии 4) в правом желудочке

А14. В гортани происходит

1)обеззараживание воздуха 3) газообмен

2)согревание воздуха 4) образование голоса

А15. Уровень глюкозы в крови человека снижается под влиянием

  1. глюкагона 3) тироксина

2)адреналина 4) инсулина

А16. Губчатое вещество кости

1)заполнено жёлтым костным мозгом

2)расположено в средней части трубчатой кости

3)заполнено красным костным мозгом

4)расположено только в плоских костях

А17. На рисунке компонент глаза, аналогичный объективу фотоаппарата, обозначен буквой

  1. АТренировочный экзамен по биологии 9 класс

  2. Б

  3. В

  4. Г

А18. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, носит название

1)эмоция 3) мотив

2)внимание 4)темперамент

А19. Заражение человека бычьим цепнем происходит

  1. при контакте с больным

  2. при поедании заражённого финнами непроваренного и непрожаренного говяжьего мяса

  3. при употреблении в пищу немытых фруктов и овощей

  4. при употреблении в пищу печени крупного рогатого скота

А20. Примером паразитизма являются взаимоотношения

1)Собаки и блохи 3)соболя и куницы

2)берёзы и подберёзовика 4) землеройки и дождевого червя

А21. Агроэкосистема пшеничного поля сходна с экосистемой соснового леса тем, что

1)число видов в ней ограничено

2)круговорот веществ в ней незамкнут

3)в её состав входят продуценты, консументы и редуценты

4)для её существования наряду с солнечной энергией требуется дополнительная энергия, поступление которой обеспечивает человек

А22. Бинарную номенклатуру ввёл

  1. 1)Ж.-Б. Ламарк

  2. 2)К. Линней

  3. 3)Л. Пастер

  4. 4)Т. Морган

А23. Мелкие размеры яйцеклеток у млекопитающих связаны

1)с ограниченным сроком формирования гамет

2)с недостатком пищи в организме матери

3)с живорождением

4)с внутренним оплодотворением

А24. Мерой профилактики заболевания гриппом является

  1. регулярное прохождение флюорографии

  2. исключение контакта с аллергенами

  3. борьба с курением

  4. закаливание

А25. В отличие от сальных желёз потовые железы выполняют

1)выделительную функцию

2)рецепторную функцию

3)защитную функцию

4)кроветворную функцию

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4) запишите ответ в месте, указанном в тексте задания.

В1. Выберите три верных ответа из шести. Для профилактики нарушений зрения необходимо

А)при чтении располагать текст на расстоянии 15 см от глаз Б) читать в движущемся транспорте

Б)располагать источник света с левой стороны

Г) беречь глаза от пыли Д) читать лёжа

Е) регулярно выполнять гимнастику для глаз

Ответ: (запишите в алфавитном порядке буквы, соответствующие правильному ответу).


В2. Установите соответствие между характерными признаками и царствами живых организмов: каждому элементу левого столбца подберите позицию из правого столбца и впишите в таблицу соответствующие буквы.

Признаки: Классы:

1)трёхкамерное сердце А) Птицы

2)холоднокровные Б) Пресмыкающиеся

3)заботятся о своём потомстве

4)четырёхкамерное сердце

5)теплокровные

6)лёгкие ячеистого строения

1

2

3

4

5

6


ВЗ. Установите правильную последовательность участков рефлекторной дуги и запишите в таблицу соответствующую последовательность букв.

А)участок центральной нервной системы

Б) рецептор

В)двигательный путь

Г) рабочий орган

Д) чувствительный путь


В4. Определите, какие термины пропущены в тексте. В места пропуска, обозначенные буквами А, Б, В и Г, впишите номера недостающих терминов из предложенного перечня, а затем получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу, представленную ниже.

Одним из компонентов внутренней среды организма является кровь, которая состоит из форменных элементов и прозрачной бесцветной жидкости -___(А). В её состав входит растворимый белок ___(Б). К форменным элементам относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Зрелые эритроциты - безъядерные клетки красного цвета, имеющие форму двояковогнутого диска. Красный цвет эритроцитов зависит от наличия в них (В) - переносчика кислорода и углекислого газа. Тромбоциты

принимают участие в свёртывании крови, а бесцветные лейкоциты обеспечивают ____(Г), способность организма защищать себя от болезнетворных

микроорганизмов и вирусов, сопротивляться воздействию чужеродных веществ.

Перечень терминов:

1)гемоглобин

2)плазма

3)фибрин

4)лимфа

5)фибриноген

6)иммунитет

А

Б

В

Г


Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - СЗ) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1, С2, СЗ), а затем свой ответ.

С1. Объясните, почему у людей пожилого возраста часто случаются переломы костей и чем опасны эти травмы.

Текст к заданиям С2, СЗ

«Грибы - особое царство живой природы»

Грибы - особое царство органического мира, к которому относится около 100 тыс. видов. Они широко распространены в природе и обитают на самых различных субстратах, в том числе могут поселяться на продуктах питания, бумаге и изделиях из неё. По способу питания грибы являются гетеротрофами. Многие из них - сапротрофы, многие - паразиты. Некоторые грибы вступают в симбиоз с растениями. Известны даже хищные грибы, питающиеся почвенными нематодами.

Среди грибов встречаются как одноклеточные организмы, так и многоклеточные, различающиеся по размерам и строению. Вегетативное тело многоклеточных грибов - грибница (мицелий) - представляет собой систему ветвящихся тонких нитей - гиф. Она находится на поверхности или внутри субстрата и имеет большую площадь соприкосновения с ним. Так обеспечивается более лёгкое поглощение веществ путём осмоса. На частях грибницы, расположенных на поверхности субстрата, образуются органы размножения. Продолжительность жизни многих грибов невелика,

однако встречаются и «долгожители», у которых многолетним может быть либо мицелий (представители шляпочных грибов), либо плодовое тело (трутовики).

У большинства грибов клетки имеют клеточную стенку, основу которой составляет хитин, поэтому они способны поглощать вещества только в растворённом виде, как и растения. Грибы - эукариотические организмы. У низших грибов гифы не имеют клеточных перегородок. Их мицелий - это гигантская клетка с множеством ядер. У высших грибов гифы многоклеточные, клетки содержат одно или несколько ядер. Поскольку грибы - гетеротрофы, пластиды в их клетках отсутствуют. Запасным углеводом у грибов, как и у животных, является гликоген.

В системе живой природы грибы являются самостоятельным царством организмов, однако они обладают не только уникальными признаками, по которым их и выделяют в царство, но и признаками, сближающими их с животными и с растениями.

С2. Прочитайте текст «Грибы - особое царство живой природы» и заполните в таблице ячейки, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

Признак

Грибы

Другие организмы, сходные с грибами по названному признаку

Образ жизни

У большинства неподвижный

Растения

Способ питания

1)

Животные

Характер пищи

Поглощают только вещества в растворённом состоянии

2)

Наличие клеточной стенки

Имеется

Растения

Вещество, входящее в состав оболочки клеток

Хитин

Животные

Запасаемый углевод

3)

Животные

СЗ. Используя текст «Грибы - особое царство живой природы» и знания из курса биологии, объясните, каково значение грибов в природе.


Вариант 3

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А 1 -А25) обведите кружком номер правильного варианта ответа.

А1. Основоположником генетики является

1)Ч. Дарвин 3) М. Шлейден

2)Т. Морган 4) И.-Г. Мендель

А2. В делении клетки участвует

1)лизосома

2)клеточный центр

3)комплекс Гольджи

  1. эндоплазматическая сеть

A3. Гомеостаз - свойство живых организмов, которое заключается

  1. 1)в сохранении их размеров

  2. 2)в поддержании постоянной температуры тела

  3. 3)в сохранении их строения

  4. 4)в поддержании относительного постоянства их химического состава и свойств

А4. Для бактерий характерно наличие

  1. линейных хромосом

  2. ядра

  3. кольцевой хромосомы

  4. митохондрий

А5. На рисунке изображён плодТренировочный экзамен по биологии 9 класс

1)семянка 3) зерновка

2)костянка 4)ягода

А6. Для голосеменных характерно

  1. наличие травянистых жизненных форм

  2. участие воды в процессе оплодотворения

  3. опыление ветром

  4. наличие плода

А7. На рисунке изображён представитель типа

  1. КишечнополостныеТренировочный экзамен по биологии 9 класс

  2. Моллюски

  3. Членистоногие

  4. Сцифоидные медузы

А8. В ходе эволюции неполная перегородка в желудочке сердца появилась

1)у земноводных 3) у костных рыб

2)у птиц 4) у пресмыкающихся

А9. Предками членистоногих были древние

  1. моллюски

  2. кольчатые черви

  3. кишечнополостные

  4. круглые черви

А10. Социальную эволюцию человека обеспечило

  1. прямохождение

  2. забота о потомстве

  3. развитие речи и мышления

  4. наличие конечностей хватательного типа

All. При активизации симпатического отдела автономной нервной системы

  1. расширяются бронхи

  2. усиливается секреция слюнных желёз

  3. расширяются артерии

  4. сужается зрачок глаза

А12. Безъядерные клетки красного цвета, имеющие форму двояковогнутого диска, - это

1)фагоциты 3)тромбоциты

2)эритроциты 4) лимфоциты

А13. Клапаны в сердце и венах человека

  1. 1)способствуют более интенсивной транспортировке крови

  2. 2)являются биологическими фильтрамиТренировочный экзамен по биологии 9 класс

  3. 3)являются местом образования лимфоцитов

  4. 4)обеспечивают движение крови только в одном направлении

А14. На рисунке печень обозначена буквой

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. Г

А15. Жирорастворимым является витамин

  1. А

  2. В2

  3. С

  4. Тренировочный экзамен по биологии 9 класс

А16. В состав предплечья входит

  1. лучевая кость

  2. большая берцовая кость

  3. ключица

  4. малая берцовая кость

А17. Преобразование энергии световых лучей в нервные импульсы происходит

1)в зрачке 3) в хрусталике

2)в сетчатке 4) в сосудистой оболочке

А18. В основе обучения человека, передачи культурного наследия новом поколению лежит

1)внимание 3)память

2)потребность 4) эмоция

А19. Один из путей заражения СПИДом - это

  1. рукопожатие

  2. приём пищи из посуды, которой пользовался больной

  3. воздушно-капельный путь

  4. использование нестерильных медицинских инструментов

А20. Взаимоотношения между воробьём и голубем являются примером

1)конкуренции 3) паразитизма

2)хищничества 4) симбиоза

А21. Причиной последовательной смены экосистем является

1)замкнутый круговорот веществ

2)изменение среды обитания организмами, населяющими данную эко систему

3)большое разнообразие видового состава

4)поток энергии, получаемой от Солнца

А22. Заслуга В.И. Вернадского перед наукой заключается в том, что он создал учение

  1. о центрах происхождения культурных растений

2)о биогеоценозах

3)о высшей нервной деятельности

4)о биосфере

А23. Укажите неверный ответ. Выход животных на сушу связан с появлением

  1. 1)конечностей наземного типа 3) лёгких

  2. 2)клоаки 4) малого круга кровообращения

А24. В целях профилактики инфекционных желудочных заболеваний необходимо

1)регулярно питаться

  1. не употреблять плохо проваренные или прожаренные мясо и рыбу

  2. уничтожать мух и тараканов

  3. употреблять в пищу свежие продукты

А25. При воспалительном процессе, протекающем в организме, содержание в крови

  1. эритроцитов понижено 3) тромбоцитов повышено

  2. лейкоцитов повышено 4) лейкоцитов понижено

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4) запишите ответ в месте, указанном в тексте задания.

В1. Выберите три верных ответа из шести. В малом круге кровообращения происходят следующие процессы

А)кровь из венозной превращается в артериальную

Б) кровь из сердца поступает в аорту

В)из левого желудочка выходит артериальная кровь

Г) кровь из сердца поступает в лёгочные артерии

Д) кровь из артериальной превращается в венозную

Е) из правого желудочка выходит венозная кровь

Ответ: (запишите в алфавитном порядке буквы, соответствующие правильному ответу).

В2. Установите соответствие между характерными признаками и отделами растений: каждому элементу левого столбца подберите позицию из правого столбца и впишите в таблицу соответствующие буквы.

Характерные признаки: Отделы:

1)гаметофит преобладает над спорофитом А) Моховидные

2)имеются корни Б) Голосеменные

3)размножаются спорами

  1. спорофит преобладает над гаметофитом

5)в основном древесные формы

6)корни отсутствуют

1

2

3

4

5

6


ВЗ. Установите правильную последовательность появления органов у высших растений в процессе эволюции и запишите в таблицу соответствующую последовательность букв.

А)семя В) плод

Б) стебель Г) корень


В4. Определите, какие термины пропущены в тексте. В места пропуска, обозначенные буквами А, Б, В и Г, впишите номера недостающих терминов из предложенного перечня, а затем получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу, представленную ниже.

Цитоплазма - основная часть живой клетки. В её состав входит полужидкая среда - гиалоплазма, в которой располагаются постоянные структурные компоненты - (А) и непостоянные - (Б). К числу

компонентов, обязательных для любой клетки, в том числе прокариотиче- ской, относятся (В). Вотличиеотних (Г) можно обнаружить только в клетках фотосинтезирующей ткани, поскольку именно в них происходит процесс фотосинтеза.

Перечень терминов:

  1. включения 4) митохондрии

  2. вакуоли с клеточным соком 5) хлоропласты

  3. органоиды 6) рибосомы

А

Б

В

Г


Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - СЗ) используйте

отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания

(С 1, С2, СЗ), а затем свой ответ.

С1. Тесная обувь - это не только неудобно, но и вредно. Объясните почему.

Текст к заданиям С2, СЗ «Цикл развития малярийного плазмодия»

Малярийный плазмодий - одноклеточное животное класса Споровики - является специализированным внутриклеточным паразитом крови. Поражает эритроциты человека, вызывая опасную болезнь - малярию. Человек является промежуточным хозяином в сложном жизненном цикле малярийного плазмодия, а основной или окончательный хозяин паразита - комары рода Anopheles.

Заражение человека происходит при укусе комара, в слюне которого содержатся спорозоиты - мелкие (длиной 5-8 мкм) тонкие червеобразные одноядерные клетки. С током крови они попадают в печень. Здесь клетки размножаются путём множественного деления (шизогонии) и дают огромное количество мерозоитов - небольших амёбовидных клеток. Мерозоиты внедряются в эритроциты, питаются их содержимым и растут. Зрелые клетки паразита делятся путём шизогонии и дают начало новым мерозоитам, которые при разрушении эритроцитов выходят в плазму крови. При этом в кровь попадает и меланин - чёрный пигмент, в который превращаются остатки гемоглобина из эритроцитов. Меланин отравляет организм человека и вызывает приступ лихорадки.

Вышедшие в кровь паразиты внедряются в новые эритроциты, где снова развиваются мерозоиты. Продолжительность одного цикла составляет от 48 до 72 ч и зависит от вида малярийного плазмодия. После нескольких циклов болезненные явления прекращаются, а мерозоиты образуют макро- и микрогаметоциты, которые в крови человека не осуществляют процессов жизнедеятельности. Если такой крови напьётся малярийный комар, то в его кишечнике макрогаметоциты дадут начало женским половым клеткам (макрогаметам), а микрогаметоциты - мужским половым клеткам (микрогаметам). В результате оплодотворения образуются зиготы, которые проникнут в эпителий кишечника комара и разовьются в спорозоиты. Это поколение паразита со слюной комара при укусе попадёт в кровь человека, и начнётся новый жизненный цикл малярийного плазмодия.

С2. Прочитайте текст «Цикл развития малярийного плазмодия» и заполните в таблице ячейки, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

Характеристика

Человек

Малярийные комары

Тип хозяина

1)

Основной (окончательный)

Стадии жизненного цикла

Мерозоиты; макрогаме- тоциты и микрогаметоциты

2)

Местообитание малярийного плазмодия

3)

Пищеварительный канал, стенка кишечника, слюна

СЗ. Используя текст «Цикл развития малярийного плазмодия» и знания из курса биологии, объясните, почему именно малярийные комары, а не человек, являются основным хозяином малярийного плазмодия. Назовите меры борьбы с малярией.









Вариант 4

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А25) обведите кружком номер правильного варианта ответа.

А1. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости, - это

1)селекция 3) генетика

2)цитология 4)эмбриология

А2. Хлоропласт можно узнать по наличию в нём

1)крист 3) гран

2)пузырьков 4) цистерн

A3. Свойство организмов приобретать признаки, отличные от признаков, характерных для родительских особей, носит название

1)изменчивость 3) наследственность

2)устойчивость 4) развитие

А4. Грибы относятся к эукариотам, потому что

1)для них характерен неограниченный рост

2)их клетки имеют ядро

3)для них характерна гетеротрофность

4)их клетки имеют рибосомы

А5. плод развивается из частей цветка, обозначенных на схеме буквой(рисунок)

  1. АТренировочный экзамен по биологии 9 класс

  2. Б

  3. В

  4. Г

А6.Моховидные относятся к высшим растениям, поскольку

1)они имеют листья и стебли

2)они являются многоклеточными организмами

3)они имеют ризоиды

4)в цикле их развития имеется стадия споры

А7. На рисунке изображён представитель типа

1)Плоские червиТренировочный экзамен по биологии 9 класс

2)Кольчатые черви

  1. Круглые черви

  2. Кишечнополостные

А8.Для млекопитающих характерно развитие

1)прямое 3)непрямое

2)с полным превращением 4) с неполным превращением

А9.Один из результатов эволюции-это

1)популяционные волны

2)мутационный процесс

3)изоляция

4)повышение уровня организации жизни

А10. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется

1)семь шейных позвонков

2)диафрагма

3)сводчатая стопа

4)позвоночник, состоящий из пяти отделов

All. Железой внутренней секреции, регулирующей деятельность остальных желёз эндокринной системы, является

1)щитовидная железа

2)гипофиз

3)надпочечники

4)эпифиз

А12. Для оказания экстренной помощи человеку, организм которого поражён возбудителем инфекционного заболевания, вводят

1)вакцину

2)кровь человека первой группы (универсального донора)

3)плазму крови

4)лечебную сыворотку

А13. В отличие от кровеносной системы лимфатическая система

1)обеспечивает ток жидкости в организме человека

2)участвует в создании иммунитета

3)выполняет дренажную функцию

4)участвует во всасывании питательных веществ из кишечника

А14. Всасывание большей части питательных веществ происходит

1)в толстом кишечнике 3) в тонком кишечнике

2)в печени 4) в желудке

А15. В организме человека углеводы могут

  1. 1)окисляться до аммиака

  2. 2)откладываться в запас

  3. 3)превращаться в белки

  4. 4)окисляться с высвобождением 30 кДж энергии на 1 г вещества

А16. Отделы позвоночника расположены в следующем порядке:

1)шейный, поясничный, грудной, крестцовый, копчиковый

2)шейный, грудной, крестцовый, поясничный, копчиковый

3)шейный, грудной, крестцовый, копчиковый, поясничный

4)шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый

А17. На рисунке полукружный канал обозначен буквой

1)А 3)В

2)Б 4)Г

Тренировочный экзамен по биологии 9 класс



А18. Только для человека характерно наличие

1)способности к обучению

2)абстрактного мышления

3)памяти

4)элементарной рассудочной деятельности

А19. Коррекция зрения при близорукости возможна с помощью очков

  1. с двояковогнутыми линзами

2)с вогнуто-выпуклыми линзами

3)с двояковыпуклыми линзами

4)с выпукло-вогнутыми линзами

А20. Характерным признаком наземно-воздушной среды является

  1. сильное поглощение света средой

2)низкое содержание кислорода

3)невысокая плотность среды

4)небольшие колебания температуры

А21. Роль редуцентов в круговороте веществ состоит

  1. в поглощении воды из почвы

2)в создании органических веществ

3)в потреблении органических веществ

4)в разложении органических веществ

А22. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы доказал

  1. И.М. Сеченов

2)АА. Ухтомский

3)И.П. Павлов

4)П.К Анохин

А23. Укажите неверный ответ. Риниофиты смогли выйти на сушу благодаря появлению у них

  1. проводящих тканей

2)корня

3)покровных тканей

4)побега

А24. Водные процедуры позволяют

  1. повысить активность пищеварительных ферментов

2)обеспечить организм кислородом

3)повысить тонус кровеносных сосудов

4)снизить уровень холестерина в крови

А25. Чтобы сохранить орган растения для пересадки, необходимо

  1. 1)хранить его при пониженной температуре

2)заморозить его

  1. 3)обработать его антисептиками

  2. 4)обработать его антибиотиками

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 - В4) необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.

В1. Выберите три верных ответа из шести. В чём заключается сходство между голосеменными и цветковыми растениями?

А)имеют плоды

Б) являются высшими растениями

В)не имеют травянистых жизненных форм

Г) спорофит преобладает над гаметофитом

Д) размножаются семенами

Е) характерно двойное оплодотворение

Ответ: (запишите в алфавитном порядке буквы, соответствующие правильному ответу).


В2. Установите соответствие между характерными признаками и типами беспозвоночных животных: каждому элементу левого столбца подберите позицию из правого столбца и впишите в таблицу соответствующие буквы.

Характерные признаки: Типы:

  1. тело состоит из отделов А) Кольчатые черви

  2. кровеносная система замкнутая Б) Моллюски

  3. имеется брюшная нервная цепочка

  4. кровеносная система незамкнутая

  5. тело поделено на сегменты

  6. имеется мантия

1

2

3

4

5

6


ВЗ. Установите правильную последовательность фаз митоза и запишите в таблицу соответствующую последовательность букв.

А) анафаза В) метафаза

Б) телофаза Г) профаза


В4. Определите, какие термины пропущены в тексте. В места пропуска, обозначенные буквами А, Б, В и Г, впишите номера недостающих терминов из предложенного перечня, а затем получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу, представленную ниже.

К роду пеницилл относится несколько видов. Естественная среда их обитания - (А). Пенициллы, являясь по способу питания______(Б) организмами, играют важную биологическую роль в природном круговороте веществ. Эти плесневые грибы поселяются на хлебе, овощах, других продуктах питания и вызывают их порчу. Мицелий пеницилла ______(В). В его клетках образуется вещество, способное подавлять рост некоторых болезнетворных бактерий, т. е. является_____ (Г).Поэтому пеницилл используют для приготовления лекарственных препаратов.

Перечень терминов:

1)антибиотик

2)вода

3)многоклеточный

4)почва

5)одноклеточный

6)сапротрофный

А

Б

В

Г


Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - СЗ) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1, С2, СЗ), а затем свой ответ.



С1. Туфли-лодочки с высоким каблуком-шпилькой - красиво, но вредно для здоровья и небезопасно. Объясните почему.

Текст к заданиям С2, СЗ «Среды жизни»

На Земле выделяют четыре основные среды жизни - водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную, которые сильно отличаются друг от друга по условиям существования. Первичной средой жизни является водная среда. Для неё характерны небольшие колебания температуры, высокая плотность, сильное поглощение света, наличие растворённых солей, низкое содержание кислорода. Лимитирующие факторы жизни в воде - содержание кислорода и уровень освещённости. Животных, обитающих в водной среде, называют гидробионтами.

В отличие от водной наземно-воздушная среда характеризуется высоким содержанием кислорода, низкой плотностью, возможностью быстрого изменения влажности и температуры в широких пределах. Различные сочетания освещённости, количества осадков, влажности, температуры, силы и направления ветра создают разные климатические условия, к которым приспосабливаются аэробионты - организмы, живущие в наземно-воздушной среде.

Почвенная среда плотная. Она состоит из частиц почвы, между которыми находятся газы и вода. С глубиной в почве уменьшаются колебания температуры, содержание перегноя в почве, изменяется состав воздуха: снижается содержание кислорода и повышается содержание углекислого газа. Свет в почвенной среде отсутствует. Вместе с тем почва обеспечивает обитающим в ней организмам - эдафобионтам - защиту от наземных врагов.

Средой жизни служат и тела организмов. Организменная среда жизни обеспечивает эндобионтам (внутренним паразитам и симбионтам) постоянную температуру, пищу и защиту.

С2. Прочитайте текст «Среды жизни» и заполните в таблице ячейки, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

Среда жизни

Особенности среды

Общее название организмов, обитающих в среде

Водная

1)

Гндробионты

Наземно-воздушная

Резкие колебания температуры, смена погодных условий, неравномерное распределение света и влаги, невысокая плотность, высокое содержание кислорода

Аэробионты

Почвенная

Высокая плотность среды; наличие влаги и воздуха; уменьшение колебаний температуры; снижение содержания перегноя и кислорода с глубиной и увеличение количества углекислого газа

2)

Организменная

3)

Эндобионты

СЗ. Используя текст «Среды жизни» и знания из курса биологии, укажите, какая из сред является наиболее безопасной и благоприятной для жизни, и объясните почему. Чем за это приходится расплачиваться организмам, её населяющим?



© 2010-2022