Доклад Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем. Как сделать так,  чтобы учение проходило с увлечением, чтобы учебный материал стал понятным, доступным для учащихся, а уроки были интересными, чтобы учащиеся были активными участниками учебного процесса? Как развить индивидуальные особенности ученика, как повысить мотивацию к предмету?    Ставя перед собой ряд проблем, исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, из...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Учитель: Ахметжанова КТ

Разделы: Преподавание биологии

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем. Как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы учебный материал стал понятным, доступным для учащихся, а уроки были интересными, чтобы учащиеся были активными участниками учебного процесса? Как развить индивидуальные особенности ученика, как повысить мотивацию к предмету?

Ставя перед собой ряд проблем, исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив современные технологии, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках биологии. Решению этих задач способствовало использование на уроках биологии идей семи модулей.

На мой взгляд, применение идей семи модулей ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному усвоению и применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит изменение мышления, меняется стереотип действий, что позволяет развить стремление к знаниям, главное создает мотивацию к обучению.

Целенаправленная продуманная работа на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Использование нетрадиционных подходов в преподавании биологии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания на различных этапах урока способствуют развитию интересов, доброжелательных отношении, творческого подхода.

В своей работе большое внимание я уделяю приемам критического мышления(деловые игры, кластеры, синквейн, фишбоун), немаловажное значение отвожу на уроке и применению ИКТ, зная, что ученики с большим удовольствием работают с компьютером. Можно сказать, что сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. В их основе лежит активность не только ученика, но и меня, как учителя. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, можно, изменив отношение себя к смыслу его учебной деятельности, и, соответственно к ученикам, изменив модель деятельности преподавателя от организатора, информатора, консультанта до партнера, интерпретатора, консультанта.

Чтобы решить проблему самореализации учеников при изучении биологии, необходимо предлагать ученикам задания не только репродуктивного характера, но и продуктивной деятельности. Ведь такие задания направлены на приращение личностного опыта и творческую самореализацию учащихся.

Использование творческих заданий с нестандартными формулировками, которые отличаются от общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения, способствуют развитию познавательной активности. Особенности таких задач, необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, интеграции знаний, побуждают использовать дополнительную литературу, способствуют повышению интереса к учебе в целом.

Остановлюсь на тех приемах критического мышления, которые использую на уроках биологии: составление калаша, постера, минтальной карты, кластера. Выполняя групповое задание, общаясь между собой, учащиеся участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы, учатся сообща, помогая друг другу.

Создание проблемных ситуаций, когда ученик на уроке оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Пример задания: Какое влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека?

Дайте рекомендации по защите от опасных веществ

Какие способы улучшения экологической обстановки в вашем доме вы можете предложить.

Сделать письменный вывод о прогрессивности эволюционного развития тканей человеческого организма в связи с особенностями влияния окружающей среды. 8класс

Оцените суточный продуктовый набор по содержанию в нем
некоторых жирорастворимых витаминов

Использование дидактических игр: "Горячий стул", "Составь слово", "Третий лишний", "Биологический диктант" "Немой диктант", "Допиши предложение, "Исправь ошибки "т.д., позволяют не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и способствуют развитию коммуникативных навыков. Пользу от вводных игр сложно переоценить. Дети раскрепощаются, улыбаются и, самое главное, учитель предстает в роли старшего друга, способного быть наравне с детьми. Наряду с этим игры развивают логику, внимание и воображение.

На уроках биологии хорошо прослеживается межпредметная связь с географией, химией, литературой, русским языком. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес. Практика показывает, что такие уроки интересны и потому, что постоянно будят мысль учащихся.

Уроки биология без лабораторных и практических занятии немыслимы. Наглядно проследив изменения того или иного процесса, ученик больше, лучше запоминает.

Много внимания уделяется самостоятельному изучению учениками учебного материала, используются разные стратегии при работе с текстом или грамматической темой, например: «Метод активного чтения», «Прием инсерт», «Пометки на полях», прием «Тонкие и толстые вопросы»,прием « Чтение с остановками». На постоянной основе, проводится консультирование с учениками: обсуждение и составление правил в классе, критериев оценивания, целей изучения той или иной темы, а также методов преподавания

В своей работе я уделяю внимание и домашним заданиям. Практика показывает, что большинство учащихся не умеют правильно распределять время на выполнение домашнего задания, слабо владеют способами эффективного выполнения его. Формируя задание на дом, я должна быть уверена, что все учащиеся смогут с ним справиться. Поэтому задание повышенной трудности обязательно комментирую: в чем суть задания, каковы правила и цели его выполнения: Домашние задания составлю для всех категории учащихся. Написание доклада, реферата, формируют у учащихся навыки работы со специальной литературой, умение анализировать, делать выводы. Написание эссе-развивает мышление. Для категории слабой мотивации предлагаю загадки, вопросы по теме учебника что дает возможность . восполнить пробелы, закрепить изученное. Письменные ответы на вопросы учебника или учителя, где учащиеся прорабатывают учебный материал урока, имеют возможность повторить. Задание на составление сравнительной характеристики- формируют умение выделять главное и характерные особенности. Думаю, что такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес-это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Современное общество, рыночные отношения поставили перед школой задачу: воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он смог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является изменение учебного процесса т.е. разработки и внедрение таких форм обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие у учащихся мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества, инициативы.


© 2010-2022