Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему:

«Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова»

Задачи:

- обучения: сформировать у учащихся знания о селекции как науке; содействовать углублению знаний учащихся об истории селекции; познакомить со значением учения Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции; помочь выяснить сущность закона гомологических рядов наследственной изменчивости.

- воспитания: способствовать формированию научного мировоззрения на основе изученного материала; содействовать воспитанию уважения и чувства гордости за заслуги и достижения своего соотечественника Н.И.Вавилова; способствовать воспитанию биологической грамотности, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности, уважительного отношения друг к другу, взаимопомощи.

- развития: способствовать формированию познавательного интереса у учащихся к учебной деятельности; способствовать развитию когнитивных процессов: мышления, внимания, памяти; развитие грамотной речи на основе установления причинно-следственных связей; развивать навыки работы с учебником, устанавливать причинно - следственные связи (от диких форм организмов к современным, в результате искусственного отбора); способствовать развитию у учащихся таких умений как анализ, синтез, сравнение, обобщение при изучении данной темы.

Тип урока:модульный.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация «Н.И. Вавилов», компьютер, табл. «Центры происхождения культурных растений», портрет Н.И. Вавилова, табл. «Породы собак», красочные пакетики с семенами.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, объяснение, демонстрация, эвристическая беседа, работа с учебником.

Основные понятия: «селекция», «центры многообразия и происхождения культурных растений», «закон гомологических рядов наследственной изменчивости»

План урока

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Актуализация знаний (8 мин.)

3.Изучение нового материала (24 мин.)

4.Закрепление изученного материала (10 мин.)

5.Домашнее задание (1 мин.)

6.Подведение итогов (1 мин.)

Ход урока:





Фронтальный опрос







Запись в тетриди







Рассказ






Объяснение




















Самостоятельная работа.




















Самостоятельная работа






Рассказ













Работа в рабочей тетради.

Запись в дневник.


  1. Организационный момент (1 мин).

- Здравствуйте! Садитесь!


  1. Актуализация знаний (8 мин).

На прошлом уроке вы изучили тему «Закономерности измнчивости: мутационная изменчивость». Давайте побеседуем по прошлому материалу.

Мутации - это изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды.

Генные мутации:

Возникают при замене одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена на другие. В результате в деятельности гена происходят изменения, синтезируется белок с измененной последовательностью аминокислот и, следовательно, с измененными свойствами, а в итоге какой-то признак организма будет изменен или утрачен.

Хромосомные мутации. Утрата:

Мутация, при которой отрывается концевая часть хромосомы и происходит потеря части генов.

Хромосомные мутации. Делеция:

Мутация, при которой из хромосомы удаляется ее средняя часть.

Хромосомные мутации. Дупликация:

Удвоение какого-нибудь ее участка. При этом часть генов будет встречаться в хромосоме несколько раз.

Хромосомные мутации. Инверсия:

При инверсии хромосома разрывается в двух местах и получившийся фрагмент, повернувшись на 180°, снова встраивается в место разрыва.

Геномные мутации:

В этом случае в генотипе или отсутствует какая-нибудь хромосома, или, наоборот, присутствует лишняя.

Полиплоидия:

Частный случай геномных мутаций является полиплоидия, т. е. кратное гаплоидному увеличение числа хромосом в клетках в результате нарушения их расхождения в митозе или мейозе.

3. Изучение нового материала (24 мин).

Откройте тетради, запишите число и тему урока:

«Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова».

( слайд 1)

Селекция - наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками. Теоретические основы селекции закладывает современная генетика. Селекция - одна из важнейших областей практического использования закономерностей, исследуемых генетиками. В результате селекционной работы «разрабатываются» новые формы бактерий, растений, грибов, животных, обладающие наследственно закрепленными особенностями, резко отличающими их от исходных диких видов. Очень часто у культурных растений и домашних животных отдельные признаки усилены настолько, что их жизнь в природных условиях, т. е. без постоянной помощи человека, делается невозможной. Так, например, не смогут выжить без человека декоративные породы собак и голубей, породы домашних свиней и кур, большинство сортов растений, употребляемых нами в пищу, и т. д. Но зато количество пищи, которое дают человеку искусственно разводимые животные и растения, во много раз больше, чем могли бы дать их дикие предки.

Пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Н. И. Вавилов и его ученики. Н. И. Вавилов считал, что в основе селекции лежит правильный выбор для работы исходных особей, их генетическое разнообразие и влияние окружающей среды на проявление наследственных признаков при гибридизации этих особей.

У вас на столах лежат приложения с дидактическими материалами, вам необходимо самостоятельно, работая с учебником, на отдельных листочках, выполнить предложенные там задания.

Приложение 1.

Дидактические материалы

Задание1. Прочитайте п.1 стр. 122-123. п.1 стр.100 в учебнике биологии 9 кл. и выполните задания.

Выберите правильный ответ.

I. Селекция представляет собой -

1)одомашнивание диких животных, окультуривание дикорастущих растений.

2)выращивание растений в суровых условиях.

3)дрессировка животных.

4)создание новых, полезных человеку пород животных и сортов растений.

II. Какие важнейшие свойства живых организмов лежат в основе селекции?

1)фотосинтез.

2)наследственность и изменчивость.

3)обмен веществ.

4)выделение и дыхание.

ПОДУМАЙТЕ!

  1. Чем вид отличается от сорта(породы). Что такое сорт(порода,штамм)?

  2. Используя учебник Биология 9 кл. А.А.Каменского и Биология 6 кл. В.В. Пасечника и др. Дополните фразы.

Сорта яблонь - Антоновка, Боровинка, Белый налив относятся к одному виду - …

Предками собаки были-…, лошади-…,коровы-…, овцы-…, козы-…, свиньи-…,кур-…

Приложение 2.

Дидактические материалы.

Используя текст «Центры происхождения культурных растений», учебник Биология 9 кл. А.А. Каменский (стр. 123-125),ответьте на вопросы

  1. С какой целью Н.И. Вавилов организовал 20-30 гг. десятки экспедиций по всему миру?

  2. Какой вывод сделал Н.И. Вавилов, анализируя собранный материал?

  3. Заполните таблицу, правильно подставляя предложенные растения напротив названия центров.

  4. Названия центров

    Местоположение

Названия растений

1

2

3

4

5

6

7

8


Сформулируйте закон, открытый Н.И. Вавиловым. Раскройте его значение для практической биологии.

Центры происхождения культурных растений.

В поисках исходного материала для получения новых гибридов растений Н. И. Вавилов организовал в 20-30-е гг. десятки экспедиций по всему миру. Во время этих экспедиций Н.И. Вавиловым и его учениками было собрано более 1500 видов культурных растений и огромное количество их сортов. Анализируя собранный материал, Н. И. Вавилов заметил, что в некоторых районах наблюдается очень большое разнообразие сортов определенных видов культурных растений, а в других районах такого разнообразия нет. Н. И. Вавилов предположил, что район наибольшего генетического разнообразия какого-либо вида культурного растения является центром его происхождения и одомашнивания. Всего Н.И..Вавилов установил 8 центров древнего земледелия, где люди впервые стали выращивать дикие виды растений (рис. 56).

1. Индийский {Южноазиатский) центр включает в себя полуостров Индостан, Южный Китай, Юго-Восточную Азию. Этот центр - родина риса, цитрусовых, огурцов, баклажанов, сахарного тростника и многих других видов культурных растений.

2. Китайский (Восточноазиатский) центр включает в себя Центральный и Восточный Китай, Корею, Японию. В этом центре были окультурены человеком просо, соя, гречиха, редька, вишня, слива.

3. Среднеазиатский центр охватывает страны Средней Азии, Иран, Афганистан, Северо-Западную Индию. Это родина мягких сортов пшеницы, гороха, бобов, льна, конопли, чеснока, моркови, груши, абрикоса.

4. Переднеазиатский центр расположен в Турции и странах Закавказья. В этом районе были окультурены рожь, ячмень, роза, инжир.

5. Средиземноморский центр включает в себя европейские, африканские и азиатские страны, расположенные по берегам Средиземного моря. Здесь родина капусты, маслин. петрушки, сахарной свеклы, клевера.

6. Абиссинский центр расположен в относительно небольшом районе современной Эфиопии и на южном побережье Аравийского полуострова. Этот центр - родина твердых пшениц, сорго, бананов. По-видимому, из всех центров древнего земледелия Абиссинский центр является самым древним.

7. Центральноамериканский центр - это Мексика, острова Карибского моря и часть стран Центральной Америки. Здесь родина кукурузы, тыквы, хлопчатника, табака, красного перца.

8. Южноамериканский центр охватывает западное побережье Южной Америки. Это родина картофеля, ананаса, хинного дерева, томатов, фасоли.

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Анализ огромного количества культурных растений и их дикорастущих предков позволил Н. И. Вавилову сформулировать закон, устанавливающий параллелизм в наследтвенной изменчивости организмов и имеющий большое значение как для теоретической генетики, так и для практической селекции. Это обобщение, получившее название закона гомологических рядов наследственной изменчивости, выглядит так: «Генетически близкие роды и виды характеризуется сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других родственных видов и родов».

Итак, время вышло, сдаем листочки.

4.Закрепление изученного материала (10 мин).

Итак, сейчас мы с вами закрепим пройденный материал, для этого решим задания № 147-148 в рабочей тетради на странице 72-73.

5. Домашнее задание (1 мин).

Вашим домашним заданием является § 3.13 и устно ответить на вопросы после параграфа, и доделать задания в рабочей тетради №147,148.

6. Подведение итогов (1 мин).

Итак, сегодня мы познакомились и изучили такие понятия как : «селекция», «центры многообразия и происхождения культурных растений», «закон гомологических рядов наследственной изменчивости».

За работу на сегодняшнем уроке вы получаете следующие оценки:…Если по данной теме вопросов нет, то попрошу учащихся, отвечавших на данном уроке, сдать дневники.

Урок окончен! До свидания!




Литература

  1. Каменский, А. А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - М. ; Дрофа, 2005. - 303 с.

  2. Пономарёва, И. Н. Биология. 9кл. : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. - М. : Вентана - Граф, 2008. - 239 с.


© 2010-2022