- Преподавателю
- Биология
- Авторская программа творческого объединенияЮный биолог
Авторская программа творческого объединенияЮный биолог
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Габараева М.Г. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных натуралистов с.Эльхотово, Кировского района, РСО-Алания.
Утверждаю
Директор СЮН_______Габараева М.Г.
Протокол №15
17 ноября 2011г.
Юный биолог
Возраст детей 10 -13 лет . Срок реализации 1 год обучения
Автор: Габараева Мери Георгиевна - . педагог дополнительного образования
Эльхотово 2011г.
Рецензия
на образовательную модифицированную программу «Юный биолог»,
составленную педагогом дополнительного образования Габараевой М.Г.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 10 -13 лет, которые любят природу, интересуются происходящими явлениями в природе, наблюдают за ростом и развитием растений и бережно относятся к природе.
Срок реализации программы 1 год. Она соответствует эколого-биологической направленности.
В программе определена общая последовательность изучения программного материала. Она включает в себя 14 разделов.
Содержание программы способствует формированию научного мировоззрения, воспитанию навыков экологической культуры детей, пониманию места человека в окружающем мире, вовлечению всех обучающихся к общественно полезному труду, проведению научно-исследовательской работы на учебно-опытном участке СЮН.
Программа дает обучающимся знания и навыки морфологической характеристики растений, необходимые во всей дальнейшей работе юных биологов, практические занятия проводятся непосредственно в природе и на учебно-опытном участке. В ней рассматриваются вопросы охраны природы и рациональное использование природных ресурсов.
Программа соответствует возрастным особенностям детей.
Для реализации данной программы есть все необходимые условия: методическая литература, наглядные пособия, а для практических занятий - учебно-опытный участок СЮН, где проводятся опыты и ведётся наблюдения за ростом и развитием растений.
Рецензент:
Доцент кафедры физиологи
человека и животных СОГУ, к.б.н. С.Б.Бокиева
Пояснительная записка
Программа соответствует эколого-биологической направленности. Содержание программы способствует формированию научного мировоззрения, воспитания навыков экологической культуры детей, пониманию места человека в окружающем мире.
Цель программы - дать обучающимся знания и навыки морфологической характеристики растений, необходимые во всей дальнейшей работе юных биологов.
Задачи программы:
- воспитание бережного отношения к природе; - вовлечение всех обучающихся к общественно-полезному труду; - проведение научно исследовательской работы на учебно-опытном участке СЮН; - самостоятельное проведение научно-исследовательской работы; - участие в биологических, экологических конференциях, олимпиадах.
Данная дополнительная образовательная программа отличается от существующей образовательной программы: в программу введён самый большой раздел, ботанический практикум, состоящий из двух подразделов: знакомство с вегетативными и генеративными органами растений. Но количество практических занятий не соответствует имеющемуся материалу. Поэтому изменили количество практических и теоретических часов: в существующей образовательной программе (типовой) теоретических занятий 6, а практических 20, в данной же программе теоретических 10, а практических 16.
В связи с невозможностью посещать крупные научные учреждения, за неимением ботанических атласов и определителей растений, раздел «Определение растений» заменен разделом «Семя», так как в типовой программе не рассматривается строение семени, главного органа размножения и распространения растений на земле.
В данной программе заменен раздел 6 «Особенности растений водной среды и влажных мест обитания», раздел 7 «Весенние явления в жизни растений», раздел 8 «Сорные растения», разделами 11, 10, 8 в связи с погодными условиями. Количество часов данной программы составляет 144.
В содержании всех тем занятий творческого объединения биологов обязательно должны входить вопросы охраны природы и рационального использования растительных ресурсов.
Данная образовательная программа может оказать неоценимую помощь в деле практической охраны не только редких и исчезающих растений внесенных в списки «Красной книги», но и территорию обитания. В связи с угрожающей экологической обстановкой в Кировском районе практические занятия заменены целевыми экскурсиями в природу (пойма реки Терек, очистные сооружения и др.)
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 1 год.
Условия реализации программы: для реализации данной образовательной программы есть все необходимые условия. Для проведения теоретических занятий есть методическая литература, наглядные пособия: таблицы, рисунки, гербарий, живые комнатные цветы. На практических занятиях проводим опыты на учебно-опытном участке СЮН, где обучающиеся изучают и наблюдают за ростом и развитием растений и уничтожают сорняки. На экскурсиях проводим фенологические наблюдения за растениями. Собираем природный материал для поделок, лекарственные и другие растения для гербария.
Формы и режим работы: занятия проводятся два раза в неделю в первой и во второй смене в МКОУ СОШ №1.
Ожидаемые результаты: получая знания, по данной образовательной программе обучающиеся могут самостоятельно проводить научно-исследовательскую работу на учебно-опытном участке СЮН и принимать участие в биологических, экологических конференциях, конкурсах, олимпиадах. Занимаясь на учебно-опытном участке опытнической работой, проводя экскурсии у детей, могут формироваться такие качества как дружба, коллективизм, ответственность за общее дело. Бережное отношение к природе, воспитывает чувство любви к родному краю.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: данная образовательная программа играет большую роль в дополнительном знании по биологии, расширяет знания обучающихся об окружающей природе и помогает проводить природоохранную работу, а качество знаний обучающихся по биологии повышается при тесной связи теории с практической деятельностью человека, так как самостоятельный поиск способствует совершенствованию практических умений и навыков, знакомить с научными основами сельскохозяйственного производства.
Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повышает интерес к занятиям в творческом объединении. В ходе игры дети выбирают
правильные ответы из нескольких предложенных вариантов, пополняют свои знания занимательными фактами из истории живой природы. Вопросы для теоретических викторин помогают закреплению материала. Во время тематических экскурсий в природу обучающиеся наблюдают ужасное состояние у берегов реки Терек , куда вывозится мусор, делают выводы, что загрязнители изменяют состав почвы, влияют на рост и развитие растений. Особый вред почве и растениям приносят целлофан, и бой стекла, отходы спиртопроизводства и водочных цехов. В результате обучающиеся работают над проблемой экологического состояния у берегов реки Терек, окрестностей с.Эльхотово (очищают определенные участки поймы реки Терек от мусора). В процессе занятий обучающиеся привлекаются к работе с литературой, составлению реферативных докладов, сбору интересных сведений о растениях по дополнительным источникам и по собственным наблюдениям; оформлению фотоальбомов по видовому составу растений местной флоры, по экологии, к экскурсиям и составлению тематических выставок, сбору лекарственных растений, проведению массовых мероприятий.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
№
Тема
Кол-во часов
Теорет.часы
Практ.часы
1
Вводное занятие
4
4
-
2
Осенние явления в жизни растений
12
4
8
3
Ботанический практикум по морфологии растений
52
20
32
4
Семя
8
4
4
5
Растения зимой
12
4
8
6
Вопросы охраны природы
8
4
4
7
Фитонцидные свойства растений
4
2
2
8
Особенности растений водной среды и влажных мест обитания
4
2
2
9
Весенние явления в жизни растений
12
4
8
10
Сорные растения
8
4
4
11
Хозяйственно-ценные растения местной флоры
8
4
4
12
Экскурсии
8
-
8
13
Итоговое занятие
4
-
4
ИТОГО
144
56
88
Содержание программы
-
Вводное занятие.
Знакомство с обучающимися, сообщение плана работы на год, уточнение расписания занятий т/о, правила поведения обучающихся, правила техники безопасности и другие организационные вопросы. Наука, изучающая растения. Беседа на тему «Растительный покров Земли». Разнообразие растительного мира. Луга, леса, болота, горы, пустыни, водная среда обитания растений. Значение растений в природе и в жизни человека.
2. Осенние явления в жизни растений.
Изменения окраски листьев. Листопад. Значение листопада в жизни растений. Физиологическое значение опадения листьев. Влияние регуляторов роста на процессы листопада.
Практическая работа.
Экскурсии в природу. Наблюдения за осенними явлениями в природе и приспособлениями растений к перезимовке. Правила поведения в природе. Задания для самостоятельной работы обучающихся. Выделение красящих пигментов из листьев. Посадка травянистых растений в горшки и подготовка их к цветению зимой (комнатные цветущие растения). Экскурсии в природу. Ознакомление с правилами сбора растений. Подготовка раздаточного материала для занятий.
-
Ботанический практикум по морфологии растений.
Вегетативные органы растений. Корневые системы: стержневая, мочковатая. Корни: главный, боковые, придаточные. Видоизменения корня: корнеплоды, корневые шишки, корни-присоски. Побег: узел, междоузлие, листья, пазуха листа, верхушечная почка. Метаморфозы побега: видоизменения подземных побегов (корневище, клубень, луковица), видоизменения надземных побегов: (колючки, усы). Стебель: разветвленность, направление роста, поперечное сечение. Почка: строение вегетативной и генеративной почек. Лист: строение листовой пластинки, положение листа на стебле, прилистники, формы листовой пластинки, край листовой пластинки, жилкование листа, простые и сложные листья, размеры и продолжительность жизни листа. Метаморфозы листьев: чешуйчатые, почечная чешуя, чешуя луковиц, усик, колючка, мясистые листья, лист насекомоядных растений. Генеративные органы растений. Цветок: строение цветка, цветоложе, простой околоцветник, двойной околоцветник (чашечка, венчик), завязь, формула цветка.
Практическая работа.
Типы корневых систем. Мочковатая, стержневая. Виды корней: главный, боковые, придаточные. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, ходульные, опорные, воздушные, дисковидные. Строение побега и почек. Расположение почек на побеге. Подземные побеги. Строение клубня, луковицы, корневища. Внешнее строение листа, жилкование листа. Строение листа герани. Строение цветка. Соцветия (простые и сложные). Плоды (сухие и сочные). Экскурсия в природу (подготовка раздаточного материала для занятий. Ознакомление с правилами сбора растений). Зачет по практикуму (самостоятельная работа с целью контроля знаний раздела).
4. Семя.
Строение семени однодольных и двудольных растений. Состав и дыхание семян.
Практическая работа.
Выявление наличия в семенах минеральных и органических веществ. Условия прорастания семян (закладка опыта).
5.Растения зимой.
Процессы жизнедеятельности зимой. Жизнь хвойных деревьев и кустарников. Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Развитие раннецветущих растений под снегом.
Практическая работа.
Определение деревьев и кустарников в безлиственном состоянии. Годичный прирост ствола деревьев и кустарников. Наблюдение за распусканием почек на ветках деревьев и кустарников, поставленных в воду в разное время (с декабря по март).
6.Вопросы охраны природы.
Охрана растений в заповедниках и заказниках Северной Осетии. Охраняемые растения Кировского района, занесенные в «Красную книгу».
Практическая работа.
Тематическая экскурсия в природу («Село и бытовые отходы»). Экскурсия на очистные сооружения с.Эльхотово.
7. Фитонцидные свойства растений.
Летучие вещества - фитонциды. Значение фитонцидов в борьбе с болезнетворными микроорганизмами воздушной среды (особенно в условиях города). Экскурсия в природу (выявление территории загрязнения окружающей среды с.Эльхотово).
8.Особенности растений водной среды и влажных мест обитания.
Разнообразие растений водоемов Кировского района. Основные группы водных растений: подводные, плавающие, частично погруженные в воду, частично находящиеся на воздухе (камыш, ряска, стрелолист). Экскурсия в природу (ознакомление с растениями водоемов и наблюдения за ними).
9. Весенние явления в жизни растений.
Начало сокодвижения у деревьев и кустарников: особенности цветения ветроопыляемых растений (орешник, ольха, береза), насекомоопыляемые деревья и кустарники, сроки их цветения в зависимости от появления насекомых: начало вегетативного роста растений и переход в генеративную стадию. Раннецветущие травянистые растения с.Эльхотово. Охрана раннецветущих растений.
. Практическая работа.
Наблюдения за весенними явлениями у отдельных видов и экземпляров растений (во дворе, по пути от дома до школы, на СЮН), доступных для ведения систематических наблюдений. Работа на учебно-опытном участке СЮН (удаление сорняков, подготовка почвы, внесение удобрений).
10. Сорные растения.
Происхождение сорных растений, места распространения, приспособление к жизни рядом с культурными растениями: мимикрия - однолетние, двулетние, многолетние сорные растения. Использование сорных растений в медицине, введение некоторых из них в культуру. Современные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве. Охрана сорных растений.
Практическая работа.
Знакомство с сорной растительностью (у себя в огороде, близи жилья, по обочинам дорог, в поле, на учебно-опытном участке СЮН). Экскурсия в лес
11. Хозяйственно-ценные растения местной флоры.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения их польза и вред. Декоративные растения, используемые в озеленении.
12. Экскурсии.
Экскурсии в учреждении, занимающиеся вопросами охраны природы.
13. Итоговое занятие.
Выставка работ обучающихся за учебный год. Распределение обучающихся для прохождения практики на учебно-опытном участке СЮН.
Методическое обеспечение программы «Юный биолог».
1. Методическая литература. 2. Наглядные пособия (таблицы, рисунки, гербарии и др.). 3. Разработки занятий (игры, викторины, беседы, сценарии мероприятий, КВН-ы, и др.). 4. Разработки праздников. 5. Разработки игр, загадок, развивающего и познавательного характера.
Список литературы
-
Учебник по биологии для 6-7 классов
-
Книга для чтения по биологии.
-
С любовью к природе.
-
Пособие «Уроки биологии».
-
«Растительный мир нашей Родины».
-
Книга для чтения по охране природы.
-
Серия книг «Растительный мир». «Водные ресурсы», «Сельскохозяй-
ственные ресурсы», «Красная книга».
-
Книга «Школа юннатов».
-
Книга юного натуралиста.
-
Мир растений.
-
Тайна живой природы.
-
Журнал «Биология в школе», «Внешкольник».
-
Газета «Первое сентября». Приложение.
-
«Мир вокруг нас».
-
«Сельскохозяйственный труд».
-
«Всегда всем весело».
17.«Лесные были и небылицы».
9