План-конспект интегрированного урока Экологические проблемы - языком искусства

Данны урок предназначен для учителей, чья работа связана с экологией. План-конспект предлагает интегрированный урок для обучающихся старшего завена, который можно использовать так же и как внеклассное меоприятие. В разработке проводится параллель между экологическим состоянием окружающей среды и творчеством поэтов, художников, писателей и музыкантов, посвященного этим проблемам.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Экологические проблемы языком искусства".

Интегрированный урок, 9 класс.

И.А. Хамидуллина, учитель биологии высшей квалификационной категории,

МБОУ «Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой» г. Казань

План-конспект интегрированного урока Экологические проблемы - языком искусстваЗадачи урока

Обучающие: 1) Показать чрезмерный антропоцентризм в отношениях человека с природой, варварский характер природопользования, исповедуемый техногенной цивилизацией;

2) Дать представление о том, как потребление, возведенное в абсолют, не считается с губительными для биосферы последствиями;

Развивающие: 1) Дать учащимся возможность понять на рациональном и почувствовать на эмоциональном уровне пагубность потребительского отношения к природе, которое может привести к гибели всего живого;

2) Продолжить развитие умений работать с дополнительными источниками и создавать учебные проекты-презентации своих работ;

Воспитывающие: Раскрыть роль искусства, разоблачающего варварское отношение человека к окружающему миру.

Дидактическое и материальное оснащение:

- Карта «Экологические проблемы мира»;

- Репродукции картин И. Шишкина «Рубка леса», В. Верещагина «Апофеоз Войны», П. Пикассо «Герника»;

- Сборники стихов и портреты Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского;

- Литературные произведения В. Распутина «Прощание с Матерой», И. Дворецкого «Веранда в лесу», В. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»;

- Музыкальные произведения Д. Шостаковича «'Токката из симфонии №8».

А. Пахмутовой «Просьба», «Виноградная лоза», японская народная песня «Сакура», вариации Д.Кабалевского на тему японской песни «Сакура»;

- Компьютер, проектор, проектные презентации учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент;

II. Актуализация мотивационных состояний:

(Вступительное слово учителя)

Тема разрушительного воздействия человека на природу планеты не нова. Особенно много о ней заговорили в середине 20 века, когда в биосфере Земли начались необратимые прессы, уничтожающие ее флору и фауну. На протяжении всего антропогенеза человек считает себя лучшим творением природы и тем самым, осознанно принижает все живое и подчиняет своим требованиям. В науке такое явление получило название антропоцентризм. Забыв, что он сам - частица, этой природы, составляющая часть экосистемы под названием биосфера, человек пытается соорудить отдельную среду лично для себя. Поэтому эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужил отрывок из стихотворения Роберта Рождественского «Все меньше - окружающей природы.

Все больше - окружающей среды».

Сегодня мы с вами рассмотрим экологические проблемы мира не совсем обычным образом - глазами поэтов, художников, писателей, музыкантов: то есть глазами людей искусства.

III. Формирование новых понятий, способов действий:

- Итак, вы получили задание подобрать литературоведческий материал по проблемам экологии. Соответственно вы разделились по группам, у которых есть символы - «палитра и кисть» - творчество художников, «перо и бумага» - творчество поэтов, «нотный стан» - творчество композиторов, «раскрытая книга» - творчество писателей.

В соответствии с особенностями вашего раздела искусства вы составили исследовательские проекты. Что же говорят, о каких экологических проблемах, пишут люди искусства?

III. Проект №1«Творчество писателей о проблемах экологии»

(Выступают ученики с литературными произведениями, затрагивающими экологические проблемы. По ходу выступления демонстрируется презентация проекта).

Мы представляем, исследовательскую работу, которая касается творчества писателей, поднимающих экологические проблемы в своих произведениях. Мы остановились на четырех писателях: Распутин, Дворецкий, Васильев и Астафьев.

1уч-ся: Повесть Валентина Распутина "Прощание с Матерой" рассказывает о последнем лете деревни Матеры, которая по плану строительства ГЭС должна уйти на дно водохранилища. Приговорены к затоплению плодородные поля, луга, старинные обжитые избы, словом, целый кусок тверди земной, целый мир. Затопление диктуется общегосударственными интересами и нет никакой возможности избежать этого. Сила врывающаяся из - вне, круто изменяет жизнь героев. Оправдана ли такая жертва, даже если она продиктована высшими интересами?

Если земля - территория и только, то и отношение к ней соответствующее. Родную землю освобождают, территорию захватывают. Хозяин территории - завоеватель, покоритель. Человека видящего в земле лишь территорию, не слишком интересует, что здесь было до него, что останется после. Ему необходимо любыми средствами исполнить возложенную на него функцию.

2 уч-ся: Борис Васильев "Не стреляйте в белых лебедей".

«Страдает человек. Сильно страдает. А почему? Потому сиротиночки мы: с землей - матушкой в разладе, с лесом -батюшкой в ссоре, с рекой - сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему, и освежиться не чем» -говорил один из героев романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». На протяжении всего произведения автором описывается разрушительная сила, человека - туриста, человека - браконьера, человека - чиновника.

Уничтожение муравейников, сбор лекарственных и редких трав, снятие коры и лыка, с деревьев, отстрел редких птиц и животных, зашита домашних и бродячих животных - проблемы затронутые, Васильевым актуальны и по сей день. Одна, из первопричин всех несчастий - элементарная экологическая безграмотность людей, эгоизм., жадность к деньгам, жестокость и падение нравственных устоев людей цивилизованного городского общества приводит к страшным последствиям - нарушение равновесия природных экосистем, которые затрагивают и судьбы местных жителей. Человек, живущий в близкой связи с природой, никогда не нарушит ее законов. Именно эти знания с раннего детства прививаются «детям природы».

«Я - муравей.

Я - житель лесной,

И дом мой стоит

Под высокой сосной.

Ты мимо пройди

И не трогай его,

Нам больше не надо От вас ничего».

Такие призывы мечтает развесить маленький мальчик по всей тайге для посторонних людей. Мимо них, нельзя пройти, не обратив внимание, и не задуматься над их смыслом.

3 уч-ся: И. Дворецкий «Веранда в лесу»

Действие пьесы Ивана Дворецкого «Веранда в лесу» происходит в заповеднике, который усилиями прежнего директора сохранен почти в первозданном виде. «Мы же самый настоящий на земле последний Ноев Ковчег», - восклицает его дочь, биолог Лида. Ее брат, студент биолог Коля, разыскивая редкое растение, открывает залежи медного колчедана и намеревается сообщить об этом: его интересует денежное вознаграждение. Это обречет заповедник на гибель; исследовать месторождение приедут геологи, за ними разработчики с техникой и взрывчаткой. Коля, как биолог, отдает себе отчет в этом, однако, нисколько не задумывается о будущем заповедника. Более того, он усиленно доказывает, что медь - дефицитный материал, необходимый прогрессу.

Драматург стремится убедить нас в том, что нельзя слепо молится одному богу - научно - техническому прогрессу, иначе получится, что "ищем следы развития природы, а находим следы развития цивилизации, НТР. Вот она и потребует новой жертвы, - с горечью говорит в финале одна из героинь пьес. - Рано пришла она к людям. Не готовы они".

4 уч-ся: Виктор Астафьев, «Царь-рыба».

Прочитав рассказ В. Астафьева «Царь-рыба» я заметил экологическую проблему -браконьерства. Никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в рассказах Астафьева. Как сделать, чтобы, преобразуя землю сохранить земное богатство. Эта проблема не только экологическая, но и нравственная. Писатель утверждает: кто жесток и безжалостен к природе, тот жесток и безжалостен к человеку. Мир природы таит в себе дух справедливого возмездия. О нём взывает страдание царь - рыбы, израненной человеком. Поэтический символ стойкости в жизненной борьбе в повести «Повествование» живет скромный таинственный цветок - туруханская лилии. Она занесена в красную книгу.

III. Проект №2 "Творчество художников, писавших об экологических проблемах".

Произведения, посвященные проблемам природопользования, появились сравнительно недавно и были вызваны обострениями экологической ситуации. Однако, содержание произведений художников прошлого свидетельствует об их прозорливости, позволившей им задолго до появления первых признаков надвигающейся катастрофы увидеть, что её основные причины заложены в самом человеке.

1 уч-ся: Пояснение к картине И.И.Шишкина «Рубка леса»

На картине И.И.Шишкина «Рубка леса»,изображена в общем-то нормальная деятельность человека: подобные работы он выполнял в течении тысячелетий, расчищая место для пашни, заготавливая топливо и строительные материалы. Сегодня это плотно воспринимается иначе. В середине XIX века это произведение живописи задумывалось и создавалось с эстетической установкой, рассчитанной на определенное зрительское восприятие: художник стремился воспроизвести эпизод из жизни леса, в данном случае с участием человека. Поэтому не случайно изображение маленькой фигурки человека на дальнем плане.

В наши дни обращают на себя внимание, в первую очередь, разрушительные следы деятельности человека. Бросаются в глаза могучие стволы деревьев, сваленные лесорубами. Возникает чувство тревоги и за этот бор, и за лес вообще.

2 уч-ся: Пояснение к картине П.Пикассо «Герника».

Смысл «Герники» раскрывается в контексте завоеванной художниками XX века свободы: это не свидетельство выражение личного ужаса перед случившимся, не исторический факт, а отклик на него, Отзвук внутреннего потрясения. «Крики детей, крики женщин, крики птиц, крики цветов, крики деревьев и камней, крики кирпичей, мебели, кроватей, стульев, занавесей, кошек, газет, крики, смешивающиеся с запахами, крики дыма, обжигающего вас со спины, крики варящиеся в большом котле, и крики птиц падающих дождем в море и переполняющих его».Такими словами заканчивается поэтически и текст Пикассо, сопровождающий его серию картин о Гражданской войне в Испании. Это было первым откликом художника на разразившуюся в его стране войну между республиканцами и фашистами. В их яростном потоке выразились боль и ужас, как неизбывный мрак человеческой жизни.

3 уч-ся: Пояснение к картине В.Верещагина "Апофеоз войны.

Закономерный итог варварства - таков смысл картины «Апофеоз войны». Чахлый, безликий ландшафт с возвышающимися на его фоне останками «венца природы», обрекшего себя и свою обитель на деградацию и гибель. Это полотно - символ,- предупреждение, актуальность которого неизмеримо возросла в эпоху Хиросимы и Чернобыля.

4 уч-ся: Пояснение к картине А.А. Дейнеки "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года".

Жестокое насилие над природой изобразил Л. А. Дейнека (1899 -1969) в картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». Суровые холодные краски, полное отсутствие тепла. Создается впечатление, будто сама Земля ощетинилась грубыми противотанковыми сооружениями. Ландшафт словно вымер. Человеку нет места на полотне. Лишь по движущейся машине мы угадываем его присутствие. Природа не хочет иметь ничего общего с человеком, который вверг ее в такое состояние.

III. Проект №3 "Творчество поэтов и экология".

1 уч-ся: Лирика Евтушенко Евгения

Заметное место занимают проблемы экологии в творчестве Евгения Евтушенко. Поэт видит глобальность происходящих процессов и, испытывает ужас перед грядущим Апокалипсисом. В то же время ему присуща импульсивная (не на рациональном уровне) вера в здравый смысл человека, о чем свидетельствуют как малые по объему лирические стихотворения, так и произведения для которых характерен эпический размах. Евтушенко, в отличие от иных поэтов, отличает активная наступательная позиция (Мама и нейтронная бомба", "Чиж", "Внутрь пожара", "Монолог голубого песца". "Кладбище китов". "Баллада, о браконьерстве").

Ученики зачитывают эти стихи.

2 уч-ся: Лирика Рождественского Роберта

Сохранение установившегося в последние годы потребительского отношения к природе приведёт человечество к катастрофе, предупреждает своих читателей Роберт Рождественский. Делает он это твёрдо, без эмоциональной горячности. Признаки катастрофы уже на лицо и, по мнению поэта, самое страшное не только то. что сегодня происходит с природой, сколько изменение в душе человека: падение духовности, ослабление нравственного потенциала, оскудение, способности творить добро. Нравственная деградация верный путь к вырождению. Эта мысль заложена в стихотворениях: «Хиросима», «В музее естествознания», «Монолог- Царя зверей». «Таёжный цветок» и другие.

Зачитываются некоторые из стихов.

3 уч-ся: Лирика Вознесенского Андрея.

Разорванность, нарушение целостности бытия, как трагическая примета времени, разобщенность людей, подталкивающих Землю к вселенской катастрофе - такова тема стихов Андрея Вознесенского ("Ядерная зима", "Озере", "Человек", "Сон", "Пир"), в которых раскрывается природа научно - технической революции: с одной стороны революция, властно преобразующая мир, несущая заряд обновления и дающая новый импульс прогрессу, с другой - её страшная цена в виде деградирующей природы. В них звучит укор самому себе и человек в целом за то, что уже сделано и что делается на нашей прекрасной планете. Поэт обращается к людям с надеждой на то, что они сумеют найти в себе силы, чтобы противостать надвигающемуся разрушению хаосу.

Ученики читают стихи Вознесенского.

Вывод: Проблема, экологии и отношений человека с природой касались такие поэты как Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Сергей Островой, Андрей Дементьев. Поэзия, остро ощущающая дисгармонический характер взаимоотношений человека и природы в эпоху научно - технической революции, ставит точный диагноз: бездуховность опасна. Поэты предупреждают, что растущий комфорт оплачен дорогой ценой, а будущее человека, если он не одумается страшно.

III. Проект №4 "Творчество композиторов о войне".

В песнях, самом массовом и демократическом жанре музыкального Искусства, композитор А. Пахмутова, удивительный романтик, лирик и Гражданин поет о природе и её взаимоотношениях с человеком, выступает против истребления человеком зверей, птиц, растений:

Люди - человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы,

Надо с этим долгом как-то расплатиться, -

Пусть расправит крылья раненая птица!

Звучит «Просьба», муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского

Вырубают виноградник - без вины пришла расплата.

Виноградная лоза, ты ни в чём не виновата…

«Виноградная лоза», муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

Вечная тема красоты, гармонии во взаимоотношениях человека и природы вызвала к жизни огромное количество произведений музыкального искусства.

Звучит музыка из вариаций для фортепиано Д. Кабалевского.

Страна восходящего солнца - Япония... Внешне неброская, негромкая японская народная песня «Вишня» («Сакура») ассоциируется с розовым облачком; куст цветущей вишни на заре благоухает весной, росой; ничто, кажется, не нарушает тишины утра... Но вдруг... ЧЕЛОВЕК НАД ПРИРОДОЙ! Две бомбы с ласковыми именами «Малыш» и «Малютка», сброшенные американским лётчиком с бомбардировщика Б-26, в одно мгновение стёрли всё; трава, небо. Птицы. Люди, звери- всё стало безжизненным, мёртвым. Это музыка нашего современника. Д. В. Кабалевского для фортепиано. Композитор видел людей, видел ту землю, которая была живописным уголком природы, видел город, имя этому варварству - атомная бомба- величайшее достижение технической мысли. Под впечатлением увиденного и услышанного Д. В. Кабалевский написал свои вариации на тему песни «Вишня». В конце музыки - трагедия, разрушение. И уже нет ничего от спокойного, поэтического звучания картины природы в народной песне «Вишня», - только стон, мольба о спасении и нечто похожее на колокол.

Звучит симфония №7, часть 1, Д. Шостаковича.

Фашизм - самое страшное проявление человеконенавистничества. В своей бездушности, тупой заносчивости и навязчивой механистичности предстаёт он в Седьмой Ленинградской симфонии Д.Шостаковича.

Что движет композитором- автором симфонии? Любовь или ненависть?

"Работая над симфонией, я думал о величие нашего народа, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте." (Д. Шостакович)

Начало первой части симфонии: утро, природа...Люди спали сном хорошо поработавшего за день человека...

"И вдруг!...Музыка начинается с шёпота барабанов, дальше - темя нашествия, страшный контраст: утро, природа, человек,- танки, умные как люди, чей мозг залит свинцом." (Д.Шостакович. Седьмая Ленинградская симфония.I часть.).

Музыка как одно из высших проявлений человеческого духа не может не протестовать против варварства в любом его проявлении.

Гармоничная по своей сути музыка разоблачает любые деяния, искажающие предназначение человека в этом мире, какими бы интересами и целями они не обосновывались.

Учитель: В настоящее время экологи всего мира выделяют 3 основных вида разрушающей деятельности человека.

- Выступает ученик с характеристикой разрушений природы человеком (в заключение рассказа демонстрируется картина "Экологические проблемы мира" и дается понятие к ней).

Существует 3 основных типа разрушенного воздействия современной технической цивилизации на природу:

1 Преступное разрушение природы. Это наиболее откровенная форма уничтожения природной среды. Например: сброс с танкера отходов в моря, сброс в реки и в озёра отходов нефтеперерабатывающей и химической промышленности, выброс вредных газов в атмосферу.

2 «Законное» разрушение природы. Законы позволяют разрушать природу в определённых якобы безопасных для неё пределах. Через каждые 15-20 лет выясняется, что пределы эти нужно резко уничтожить: нормы пересматриваются, но бывает уже поздно.

«Законное» разрушение природы продиктовано экологической целесообразностью, и изменить это понятие трудно - надо изменить представление о человеческих ценностях. В споре, что важнее: автомобиль в центре города или лес на его окраине, безусловно, побеждает автомобиль.

Нередки случаи «законных» разрушений, не обусловленные экономической необходимостью. Например: целлюлозные предприятия на Байкале. Из-за дополнительного количества целлюлозы погибает уникальный регион. Иногда «законное» разрушение природы идёт по цепочке. Законы не запрещают строить танкеры большого видоизменения. Но гибель супертанкера, перевозившего полмиллиона тонн нефти - это катастрофа планетарного масштаба. Бурно развивается также и авиация: увеличивается число самолётов, мощность их двигателей и высота полёта. В атмосферу на законном основании! выбрасывается всё больше и больше вредных газов. Из-за этого происходит разрушение озонового слоя.

Законы стремятся не задеть интересов экономики, они не смотрят в будущее. Этим объясняется всё более мощное «законное» разрушение природы.

3 Необходимое вытеснение природы. Численность населения на планете быстро увеличивается. Нужны новые города и дороги, фабрики и заводы. Нужно новое место для технического мира, а взять неоткуда, если не отнять у природы. Неутолённое стремление человека удовлетворить свои возрастающие потребности. А это возможно только за счёт усиленного наступления на природу. Даже если ввести эффективные меры по уменьшению темпов роста населения земли, то скажутся они только через 3-4 поколения. Времени более чем достаточно для того, чтоб вытеснить природу техникой.

Сегодня ещё существует шаткое равновесие природы и техники, но природа уже обречена: она неизбежно будет вытеснена растущей техникой, даже если хищническое истребление природы - незаконное и «законное» - будет прекращено.

Сегодня мы говорили о проблемах экологии языком людей искусства. Кроме перечисленного выше в список; экологических проблем можно добавить выпадение кислотных дождей, разрушение озонового слоя планеты, потепление климата планеты, большое количество излучения ультрафиолетовых лучей, подъём уровня моря, засуха, недостаточность влаги.

Объединив все эти проблемы в единое целое, мы предлагаем вам посмотреть па небольшую экологическую картину, на которой они изображены.

К сожалению, на сегодняшний день нет способов решения все глобальных экологических проблем. Но чем чаще мы о них будем не только говорить, но и сами принимать решительные шаги по их устранению возможно в ближайшее время они, исчерпают себя.

IV. Применение новых понятий, способов действий:

- Обсуждение следующих вопросов:

  1. Экологические проблемы Казани (экология транспорта, архитектуры, зеленых насаждений города)

  2. Профессии, связанные с экологией. Выбор профессий. Взаимосвязь общества и природы. Грамотное поведение учеников, как будущих специалистов в области экологии.

- Выставление оценок, подведение итогов урока.

V. Домашнее задание:

Подобрать материал для нового проекта о гармоничных взаимодействиях человека и природы.


© 2010-2022