- Преподавателю
- Биология
- Конспект бинарного урока Биология + ОБЖ по теме «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»
Конспект бинарного урока Биология + ОБЖ по теме «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Старостина Г.Д. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Старостина Галина Дмитриевна МБОУ ООШ с.Красицкое
Конспект урока бинарного урока биология и ОБЖ «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»
9 класс
Тема: «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека».
Класс: 9
ЦЕЛЬ урока: ученик научится доказывать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, устанавливать причины и последствия негативного влияния алкоголя на организм человека.
Задачи
1.Создать условия для развития умения проводить химические исследования
2.Обеспечить возможность развитие у учащихся делать выводы на основе химического эксперимента
3.Создать условия для развития умения интерпретировать текстовую информацию в графическую
4.Обеспечить осознание опасности действие алкогольсодержащих веществ на организм человека
5.Обеспечить условия для решения ситуационной задачи
6.Продиагностировать учащихся на отношение их к своему здоровью
7.Продолжить формирование знаний о здоровом образе жизни
Тип урока: интегрированный, урок-исследование.
Методы:
-
обучения - диалогический;
-
преподавания - иллюстративно-стимулирующий;
-
учения - частично-поисковый, экспериментальный.
Оборудование:
-
мультимедиапроектор;
-
презентация к уроку (Приложение 1);
-
компьютер;
-
экран.
Для обучающихся (на каждый стол):
-
инструктивная карта по проведению урока химии (Приложение 2);
-
6 пробирок;
-
спиртовка;
-
спиртсодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии.
Реактивы:
-
раствор этилового спирта;
-
вода;
-
раствор яичного белка;
-
растительное масло;
-
медная проволока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
I.Организационный
« С душой и сердцем, здравствуйте!
У нас хорошее настроение и мы хотим, чтобы оно передалось всем Вам!»
Приветствие
II.Ориентировочно-мотивационный.
Введение в тему:
Прием «КОЛЕСО»
Ребята, у вас на столах лежат листочки, напишите 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «Алкоголь». Это могут быть образы, понятия, любые слова отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 2 минуты
А теперь спикеры каждой группы зачитывают, какие слова вы написали.
Как мы видим, у вас встречаются похожие слова. Эти слова у вас вызывают одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире, которые сталкиваются с этим понятием «Алкоголь»
Работа в группах
Спикеры каждой группы зачитывают
2 мин.
III.Совместное целеполагание
Как вы думаете? «О чем пойдет речь сегодня на уроке?»
Прием «Корзина идей»
Тема, которая рассматривается на уроке очень актуальна, хотя и не нова.
«Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»
Девиз урока
«Яд, который действует не сразу
не становится менее опасным».
Ребята предлагают варианты ответов
Ребята называют тему урока «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»
2 мин.
Основная часть урока
-Наш урок посвящен изучению негативного влияния алкоголя на организм человека.
-Каждое второе преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. Дети пьющих родителей в 4 раза чаще других людей заболевают алкогольной и наркотической зависимостью. Каждое восьмое ДТП происходит по вине пьяного водителя. С каждым годом число людей, которым ставится диагноз алкоголизм увеличивается на 6,5 %.
-Как сказал Пенн Вильям: «Пьянство есть гнуснейшее зло - оно вредит разуму, похищает здоровье, ослабляет дух, раскрывает тайны, побуждает к ссорам, дерзости и похоти. Пьяный не походит на человека, но более всего подобен скоту, потому что, когда человек пьян, разума у него не больше чем у животного»
Сегодня на уроке вы представляете три министерства:
Здравоохранения,
Внутренних дел,
Государственную инспекцию безопасности дорожного движения.
-Каждое из министерств изложат свою точку зрения на данную проблему.
Сообщения учащихся
1 мин.
7 мин.
Работа химической лаборатории
Свойства этанола мы исследуем, проведя лабораторные опыты.
1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.
2 опыт. Этиловый спирт растворитель жиров.
*Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может "затянуть" внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки - ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем.
*Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу.
Однако, эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100- 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600-800 г этого вещества.
Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1кг массы тела).
*Следующий опыт нам поможет узнать о влиянии спирта на молекулы белков.
3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».
-
Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?
*А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы:
а) Влияние спирта на мембраны клеток - разрушение.
б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение)
в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток.
г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?
*Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки - содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга.
Путь, проделываемый спиртами в организме:
100г пива убивает 3000 нейронов,
100г вина убивает 500 нейронов,
100г водки убивает 7500 нейронов.
Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?
* Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением - в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах - запах прелых яблок.
Слайд № 19. Метаболит спирта - альдегид вызывает повреждение печени, цирроз
Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид.
Работа с инструктивной картой
Инструктаж по технике безопасности.
Опыт №1 Растворимость этилового спирта в воде.
Учащиеся проводят опыт.
Делают вывод
Опыт №2
Этиловый спирт растворитель жиров.
Делают вывод о растворимости спирта.
Данные записывают в таблицу
Опыт№3
Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно)
Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.
Опыт №4 Окисление спирта до альдегида
Вывод: спирт превращается в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах - запах прелых яблок.
10 мин.
Работа с текстом
*Работа с текстом. Стратегия «инсерт».
Ребята у вас на столе для каждого текст о том «Как избежать опасности алкоголизма
Прочитайте текст и пометьте на полях значками напротив каждого абзаца
ЗНАЮ+
НЕ знаю -
Что-то слышал
На основе текста заполните таблицу «Как избежать опасности алкоголизма» в своей группе.
Можно обсуждать между собой и сообщать спикеру, который заполняет таблицу.
А теперь проверим, не пропустили ли вы какой важной информации при составлении таблицу.
Работа в группах
Спикеры зачитывают варианты ответов.
2 мин
Творческая мастерская
*Пословицы и поговорки
Опуститься на самое дно и умереть в зловонной луже - такая перспектива вряд ли кого-то может устроить, однако угроза стать алкоголиком висит над каждым человеком…
Собирают пословицы и поговорки
2 мин
*Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА: сначала - павлина, потом обезьяны, затем - льва, и наконец - свиньи.
Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.
*Давайте послушаем басню С. Михалкова «Заяц во хмелю»
Смотрят и слушают басню.
4 мин
Ситуационная задача
Жизнь это великое благо природы. Каждый человек должен быть достоин его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда - за восстановление этой огромной, единственно реальной ценности.
Ситуационная задача
1. Алгоритм оказания помощи в случае алкогольной комы
Работа в группах составления алгоритма действий при оказании помощи в случае алкогольной комы.
5мин
Закрепление материала
Проверить свои знания с помощью теста и результаты озвучить
Интерактивный тест
А теперь оцените насколько вы хорошо заботитесь о своем здоровье.
Тест «оцени себя сам» Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет -
-
Я никогда не курю
-
Я всегда завтракаю
-
Я ем не спеша
-
Я не переедаю
-
Я никогда не пробовал напитки содержащие алкоголь
-
Я сплю не менее 8 часов в сутки
-
Я поддерживаю нормальную массу тела
-
Я знаю показатели своего здоровья
-
Я ежедневно хожу пешком
-
Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя
Если Вы набрали 10-9 баллов - вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ!
7-8 баллов Вы что-то не умеете делать. Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте.
Работа с тестом на ноутбуках.
Отвечают на вопросы теста, сравнивают свои варианты ответа со шкалой баллов.
3 мин
3 мин
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенных:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось
3 мин.
Домашнее задание
Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но возможно остались какие-то невыясненные моменты. Ознакомьте с этой информацией своих родных и близких. Наша с вами задача, чтобы процент равнодушных людей был намного меньше. Нужно быть готовым к таким ситуациям, чтобы эта беда не застала нас врасплох.
Найдите в Интернете или других источниках информацию реальной истории о развитии наркозависимости у подростка вашего возраста. Охарактеризуйте пагубные последствия приема наркотиков на здоровье человека и продолжительность его жизни. На этом материале приготовьте сообщение и запишите его в тетрадь.
1мин.
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах выразить отношение к уроку в виде SMS -сообщение
2 мин.
Учителя желают всем здоровья и благодарят за внимание.
Инструктивная карта
Тема «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».
Инструктаж по технике безопасности прослушан:___________.
Роспись
1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.
Цель: выяснить основные физические свойства этанола.
Оборудование и реактивы: пробирка, этиловый спирт, вода
Ход работы: В пробирку налить 1мл воды 1 мл этанола
Отметить наблюдения в таблице (подчеркните правильный вариант ответа):
спирт
Агрегатное состояние
цвет
Запах
Растворимость в воде
Растворимость в жирах
этанол
- Газообразное
- Жидкое
- Твердое
- Бесцветный
- Имеет_____
- с характерным запахом
- без запаха
- смешиваются с водой в любых соотношениях
- плохо растворяется
- не растворяется
- Хорошая
- Плохая
- нерастворим
2 опыт. Этанол - растворитель жиров
Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.
Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, растительный жир
Ход работы: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку - 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. Пробирки встряхнуть.
Отметить наблюдения в таблице
Вывод: т.к. спирт хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро.
Вывод: _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задача: Рассчитайте смертельную дозу алкоголя на свою массу тела.
Дано: Решение:
т (тела)=____ кг
т (спирта на 1кг)=6 г
т (спирта смертельной дозы)=?
Ответ: т (спирта смертельной дозы) = ____г
3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».
Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.
Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.
Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В первую пробирку добавить 3 мл воды, а во вторую - столько же спирта 80 - 90 %.
Наблюдение и вывод: (в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается
организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции).
Наблюдение: в первой пробирке белок ___________________________________________
Во второй пробирке - __________________________________________________________
Вывод. _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Опыт 4. Окисление спирта.
Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.
Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.
Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.
Наблюдение:_______________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задания:
Найдите в Интернете или других источниках информацию реальной истории о развитии наркозависимости у подростка вашего возраста. Охарактеризуйте пагубные последствия приема наркотиков на здоровье человека и продолжительность его жизни. На этом материале приготовьте сообщение и запишите его в тетрадь.