• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект бинарного урока Биология + ОБЖ по теме «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»

Конспект бинарного урока Биология + ОБЖ по теме «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»

ЦЕЛЬ урока: ученик научится доказывать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, устанавливать причины и последствия негативного влияния алкоголя на организм человека. Задачи 1.Создать условия для развития умения проводить химические исследования 2.Обеспечить возможность развитие у учащихся делать выводы на основе химического эксперимента 3.Создать условия для развития умения интерпретировать текстовую информацию в графическую 4.Обеспечить осознание опасности действие ...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Старостина Галина Дмитриевна МБОУ ООШ с.Красицкое

Конспект бинарного урока Биология + ОБЖ по теме «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»Конспект бинарного урока Биология + ОБЖ по теме «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»Конспект бинарного урока Биология + ОБЖ по теме «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»

Конспект урока бинарного урока биология и ОБЖ «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»

9 класс

Тема: «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека».

Класс: 9

ЦЕЛЬ урока: ученик научится доказывать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, устанавливать причины и последствия негативного влияния алкоголя на организм человека.

Задачи

1.Создать условия для развития умения проводить химические исследования

2.Обеспечить возможность развитие у учащихся делать выводы на основе химического эксперимента

3.Создать условия для развития умения интерпретировать текстовую информацию в графическую

4.Обеспечить осознание опасности действие алкогольсодержащих веществ на организм человека

5.Обеспечить условия для решения ситуационной задачи

6.Продиагностировать учащихся на отношение их к своему здоровью

7.Продолжить формирование знаний о здоровом образе жизни

Тип урока: интегрированный, урок-исследование.

Методы:

  • обучения - диалогический;

  • преподавания - иллюстративно-стимулирующий;

  • учения - частично-поисковый, экспериментальный.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;

  • презентация к уроку (Приложение 1);

  • компьютер;

  • экран.

Для обучающихся (на каждый стол):

  • инструктивная карта по проведению урока химии (Приложение 2);

  • 6 пробирок;

  • спиртовка;

  • спиртсодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии.

Реактивы:

  • раствор этилового спирта;

  • вода;

  • раствор яичного белка;

  • растительное масло;

  • медная проволока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I.Организационный

« С душой и сердцем, здравствуйте!

У нас хорошее настроение и мы хотим, чтобы оно передалось всем Вам!»

Приветствие

II.Ориентировочно-мотивационный.

Введение в тему:

Прием «КОЛЕСО»

Ребята, у вас на столах лежат листочки, напишите 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «Алкоголь». Это могут быть образы, понятия, любые слова отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 2 минуты

А теперь спикеры каждой группы зачитывают, какие слова вы написали.

Как мы видим, у вас встречаются похожие слова. Эти слова у вас вызывают одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире, которые сталкиваются с этим понятием «Алкоголь»

Работа в группах


Спикеры каждой группы зачитывают

2 мин.

III.Совместное целеполагание

Как вы думаете? «О чем пойдет речь сегодня на уроке?»

Прием «Корзина идей»

Тема, которая рассматривается на уроке очень актуальна, хотя и не нова.

«Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»

Девиз урока

«Яд, который действует не сразу

не становится менее опасным».

Ребята предлагают варианты ответов

Ребята называют тему урока «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»

2 мин.

Основная часть урока

-Наш урок посвящен изучению негативного влияния алкоголя на организм человека.

-Каждое второе преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. Дети пьющих родителей в 4 раза чаще других людей заболевают алкогольной и наркотической зависимостью. Каждое восьмое ДТП происходит по вине пьяного водителя. С каждым годом число людей, которым ставится диагноз алкоголизм увеличивается на 6,5 %.

-Как сказал Пенн Вильям: «Пьянство есть гнуснейшее зло - оно вредит разуму, похищает здоровье, ослабляет дух, раскрывает тайны, побуждает к ссорам, дерзости и похоти. Пьяный не походит на человека, но более всего подобен скоту, потому что, когда человек пьян, разума у него не больше чем у животного»

Сегодня на уроке вы представляете три министерства:

Здравоохранения,

Внутренних дел,

Государственную инспекцию безопасности дорожного движения.

-Каждое из министерств изложат свою точку зрения на данную проблему.



Сообщения учащихся

1 мин.



7 мин.

Работа химической лаборатории

Свойства этанола мы исследуем, проведя лабораторные опыты.

1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.

2 опыт. Этиловый спирт растворитель жиров.

*Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может "затянуть" внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки - ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем.

*Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу.

Однако, эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100- 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600-800 г этого вещества.

Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1кг массы тела).

*Следующий опыт нам поможет узнать о влиянии спирта на молекулы белков.

3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».

  • Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

*А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы:

а) Влияние спирта на мембраны клеток - разрушение.

б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение)

в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток.

г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?

*Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки - содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга.

Путь, проделываемый спиртами в организме:

100г пива убивает 3000 нейронов,

100г вина убивает 500 нейронов,

100г водки убивает 7500 нейронов.

Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

* Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением - в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах - запах прелых яблок.

Слайд № 19. Метаболит спирта - альдегид вызывает повреждение печени, цирроз

Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид.

Работа с инструктивной картой

Инструктаж по технике безопасности.

Опыт №1 Растворимость этилового спирта в воде.

Учащиеся проводят опыт.

Делают вывод

Опыт №2

Этиловый спирт растворитель жиров.

Делают вывод о растворимости спирта.

Данные записывают в таблицу



Опыт№3

Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно)



Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.

Опыт №4 Окисление спирта до альдегида

Вывод: спирт превращается в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах - запах прелых яблок.

10 мин.

Работа с текстом

*Работа с текстом. Стратегия «инсерт».

Ребята у вас на столе для каждого текст о том «Как избежать опасности алкоголизма

Прочитайте текст и пометьте на полях значками напротив каждого абзаца

ЗНАЮ+

НЕ знаю -

Что-то слышал

На основе текста заполните таблицу «Как избежать опасности алкоголизма» в своей группе.

Можно обсуждать между собой и сообщать спикеру, который заполняет таблицу.

А теперь проверим, не пропустили ли вы какой важной информации при составлении таблицу.

Работа в группах

Спикеры зачитывают варианты ответов.

2 мин

Творческая мастерская

*Пословицы и поговорки

Опуститься на самое дно и умереть в зловонной луже - такая перспектива вряд ли кого-то может устроить, однако угроза стать алкоголиком висит над каждым человеком…

Собирают пословицы и поговорки

2 мин

*Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА: сначала - павлина, потом обезьяны, затем - льва, и наконец - свиньи.

Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

*Давайте послушаем басню С. Михалкова «Заяц во хмелю»


Смотрят и слушают басню.

4 мин

Ситуационная задача

Жизнь это великое благо природы. Каждый человек должен быть достоин его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда - за восстановление этой огромной, единственно реальной ценности.

Ситуационная задача

1. Алгоритм оказания помощи в случае алкогольной комы

Работа в группах составления алгоритма действий при оказании помощи в случае алкогольной комы.

5мин

Закрепление материала

Проверить свои знания с помощью теста и результаты озвучить

Интерактивный тест

А теперь оцените насколько вы хорошо заботитесь о своем здоровье.

Тест «оцени себя сам» Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет -

  1. Я никогда не курю

  2. Я всегда завтракаю

  3. Я ем не спеша

  4. Я не переедаю

  5. Я никогда не пробовал напитки содержащие алкоголь

  6. Я сплю не менее 8 часов в сутки

  7. Я поддерживаю нормальную массу тела

  8. Я знаю показатели своего здоровья

  9. Я ежедневно хожу пешком

  10. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя

Если Вы набрали 10-9 баллов - вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ!

7-8 баллов Вы что-то не умеете делать. Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте.

Работа с тестом на ноутбуках.Конспект бинарного урока Биология + ОБЖ по теме «Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека»



Отвечают на вопросы теста, сравнивают свои варианты ответа со шкалой баллов.

3 мин


3 мин

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенных:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось

3 мин.

Домашнее задание

Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но возможно остались какие-то невыясненные моменты. Ознакомьте с этой информацией своих родных и близких. Наша с вами задача, чтобы процент равнодушных людей был намного меньше. Нужно быть готовым к таким ситуациям, чтобы эта беда не застала нас врасплох.

Найдите в Интернете или других источниках информацию реальной истории о развитии наркозависимости у подростка вашего возраста. Охарактеризуйте пагубные последствия приема наркотиков на здоровье человека и продолжительность его жизни. На этом материале приготовьте сообщение и запишите его в тетрадь.

1мин.

SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах выразить отношение к уроку в виде SMS -сообщение

2 мин.


Учителя желают всем здоровья и благодарят за внимание.


Инструктивная карта

Тема «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».

Инструктаж по технике безопасности прослушан:___________.

Роспись

1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.

Цель: выяснить основные физические свойства этанола.

Оборудование и реактивы: пробирка, этиловый спирт, вода

Ход работы: В пробирку налить 1мл воды 1 мл этанола

Отметить наблюдения в таблице (подчеркните правильный вариант ответа):

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах

этанол

- Газообразное

- Жидкое

- Твердое

- Бесцветный

- Имеет_____

- с характерным запахом

- без запаха

- смешиваются с водой в любых соотношениях

- плохо растворяется

- не растворяется

- Хорошая

- Плохая

- нерастворим

2 опыт. Этанол - растворитель жиров

Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, растительный жир

Ход работы: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку - 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. Пробирки встряхнуть.

Отметить наблюдения в таблице

Вывод: т.к. спирт хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро.

Вывод: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задача: Рассчитайте смертельную дозу алкоголя на свою массу тела.

Дано: Решение:

т (тела)=____ кг

т (спирта на 1кг)=6 г

т (спирта смертельной дозы)=?

Ответ: т (спирта смертельной дозы) = ____г

3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».

Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.

Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В первую пробирку добавить 3 мл воды, а во вторую - столько же спирта 80 - 90 %.

Наблюдение и вывод: (в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается

организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции).

Наблюдение: в первой пробирке белок ___________________________________________

Во второй пробирке - __________________________________________________________

Вывод. _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Опыт 4. Окисление спирта.

Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.

Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.

Наблюдение:_______________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задания:

Найдите в Интернете или других источниках информацию реальной истории о развитии наркозависимости у подростка вашего возраста. Охарактеризуйте пагубные последствия приема наркотиков на здоровье человека и продолжительность его жизни. На этом материале приготовьте сообщение и запишите его в тетрадь.

© 2010-2022