Рабочая программа по биологии (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №60

Выборгского района Санкт-Петербурга






Рекомендована

к использованию

педагогическим советом

Протокол № 1от «28» августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ /Т Г. Бредихина/

« 28» августа 2015 г

«Утверждаю»

Приказ № 1 от «28» августа 2015г

Директор школы

____________ /И.Ю. Ножницкая/



Рабочая программа

по биологии для 6 класса

на 2015/2016 учебный год





Разработчик программы

Учитель биологии

Лотонина И.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 - 172.//
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (всего- 34 часа).

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базисный уровень с элементами продвинутого.


Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде,

Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Место предмета «биология» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение биологии в 6 классе 1 час.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6 а ,б,в классов и специфики классных коллективов.

Основная масса обучающихся 6 классов - это дети со средним и низким уровнем способностей , которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. В 6 «в» классе низкая степень мотивации на учебу. Домашние задания выполняют не регулярно.

В целом обучающиеся классов весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

При изучении биологии используются следующие технологии:

1)технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов

2)технология реализации межпредметных связей в образовательном процессе

3)технология дифференцированного обучения

4)информационно-коммуникативные технологии

5)технология критического мышления

6)технология проблемного обучения

В рабочую программу внесены следующие изменения:

- в связи с тем, что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. - М.: Дрофа 2010, нет темы «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования содержится требование к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация), была введена тема «Классификация растений» ( 4 часа) за счет сокращения часов по следующим темам: «Введение» 1 час вместо 2 часов; «Клеточное строение организмов» вместо 4 часов 3 часа; «Природные сообщества» вместо 3 часов 1 час. Тема «Природные сообщества» более подробно будет изучена в 9 классе.

- при изучении отделов растений необходимо изучать и размножение водорослей, мхов, папоротников и голосеменных растений, так как государственный стандарт основного общего образования требует от выпускника знать сущность процесса размножения живых организмов, в том числе и растений, а в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. - М.: Дрофа 2010, эти вопросы не рассматриваются. Поэтому считаю целесообразным в теме «Жизнь растений» один урок посвятить способам размножения споровых растений. Размножение голосеменных целесообразно изучать в теме «Царство Растения» урок «Голосеменные растения, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных растений».

- Считаю целесообразным изучать строение стебля, рост стебля в толщину, так как в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. - М.: Дрофа 2010, этого вопроса нет, а в государственном стандарте основного общего образования от выпускника требуется сравнивать биологические объекты ( клетка, ткани, органы и системы органов представителей отдельных систематических групп).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2005. - 272с.;
а также методических пособий для учителя:

  1. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2004, - 128с.;

  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

  3. Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;



Требования к уровню подготовки выпускников



В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать.

• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.



Содержание программы



Введение (1 час)

Объект изучения биологии - живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.



Клеточное строение организмов (3 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.

2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Царства Бактерии и Грибы (4 часа)

Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Правила сбора съедобных грибов и их охрана.

Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.

(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)

Царства Растения. (5ч)



Царство Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере.

Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе и жизни человека и собственной деятельности. Охрана растений.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение. .

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Строение и многообразие покрытосеменных ( 8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы: 1. Изучение строения цветка.

2. Ознакомление с различными видами соцветий. 3. Ознакомление с сухими и сочными плодами.





Жизнь растений ( 7 часов)



Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.



Классификация растений (4 часа)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений.



Природные сообщества (1 час)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп

Лабораторная работа: Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.



Обобщающий урок (1час).









Учебно - тематическое планирование.



Тема

Количество часов

По программе В. В. Пасечника

По рабочей программе

Лабораторных, практических работ

1. Введение

2

1

1

2. Клеточное строение организмов

4

3

2

3. Царства Бактерии и Грибы

4

4

3

4. Царство Растения

5

5

4

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

8

6

6. Жизнь растений

7

7

7. Классификация растений

-

4

8. Природные сообщества

3

1

9 Резервное время.

1

1(обобщение)

Итого

34

34

16

Тема урока

Основные элементы

содержания

Контроль


Практика

Планируемые

результаты

1

Введение(1ч)

1(1)

Введение. Биология-наука о живой природе.

Биология как наука. Значение биологии. Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Осенние явления в жизни организмов. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фронтальный опрос.

Л/Р №1 «Наблюдение за сезонными изменениями растений».

Предметный: определять понятия «биология», «биосфера», «экология», «фенология». Метапредметный: раскрывать значение биологических знаний в современной жизни. Личностный: оценивать роль биологической науки в жизни общества и для себя лично.

Клеточное строение организмов(3 часа).

2(1)

Устройство увеличительных приборов.

Устройство увеличительных приборов. Лупа, микроскоп и его части. Правила работы с микроскопом.

Фронтальный опрос

Лаб. Работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы».

Предметный: Уметь работать с микроскопом и знать устройство микроскопа .Уметь готовить препарат.

3(2)

Строение клетки.

Знать строение растительной клетки и функции ее органоидов. Оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.Особенности строения молодой и старой клетки.

Фронтальный опрос

Л.раб №3 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука».

Предметный: Называть структуры клетки и их значение. Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука и мякоти листа.

Метапредметный: сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

4(3)

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Знать основные процессы жизнедеятельности клетки. Ткань. Покровные, механические, проводящие, основные ткани. Значение тканей.

Опрос по карточкам, индивидуальный опрос, заполнение таблицы «Ткани растений».

Демонстрация микропрепаратов различных тканей растений.

Предметный: Знать определения ткани. Приводить примеры и знать значения разных тканей. Метапредметный: распознавать и описывать строение тканей растения. Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.

Царства Бактерии и Грибы (4 часа).

5(1)

Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий.

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество ,включения. Питание, размножение, образование спор. Роль бакт. в природе и для человека.

Тестовый контроль «Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Ткани».

Фронтальный опрос, заполнение таблицы. Сообщения.

Предметный: Знать определения, изучаемые в ходе темы. Метапредметный:Распознавать и описывать бакт. клетки. Сравнивать растительную и бактериальную клетку. Объяснять, что бактерии- живые организмы. Объяснять практическое применение бактерий.

6(2)

Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы.

Признаки царства Грибов. Строение грибов. Сапрофиты и паразиты. Особенности строения шляпочных грибов.

Опрос индивидуальный, работа с учебником

Л/р №4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Знать термины сапрофит, паразит. Строение шляпочных грибов. Метапредметный: выделять признаки царства Грибов, Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

7(3)

Грибы паразиты и плесневые грибы.

Паразиты. Меры профилактики (головня, спорынья, трутовик.). Плесневые грибы (строение и значение)

Опрос фронтальный Пров./р № 1 по теме «Грибы».

Лаб. Раб №5 «Строение плесневого гриба мукора»,

Л/Р №6«Строение дрожжей»

Знать паразитические и плесневые грибы. Метапредметный: сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Объяснять роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Значение плесневых грибов.

8(4)

Лишайники.

Строение лишайников. Классификация: накипные, листоватые, кустистые. Значение лишайников.

Опрос, работа с гербариями

Знать о строении и размножении лишайников. Значение лишайников. Обобщать полученные занания изученного раздела.

Царство Растения (5 часов).

9(1)

. Общая характеристика Царства Растений

Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере.

Фронтальный опрос, беседа.

Предметный: давать определение термину «ботаника», перечислять основные группы растений.

Метапредметный: выделять существенные признаки растений. Сравнивать представителей высших и низших растений.

10(2)

Водоросли. Общая характеристика. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие и значение.

Основные признаки водорослей. Понятие о низших растениях. Слоевище, ризоиды. Строение одноклеточных водорослей. Водорослей на примере хламидомонады. Места обитания и распространение водорослей. Зеленые, бурые, красные водоросли. Роль водорослей в природе и для человека.

Работа с таблицами в тетради. Оформление Л/р.

Л/р №7 «Строение зеленых водорослей»

Предметный: давать определение термину низшие растения. Метапредметный: распознавать и описывать внешнее строение водорослей. Знать о строении однокл. водорослей. Распознавать и описывать многокл. Водоросли. Объяснять роль водорослей для человека и в природе.

11(3)

Отдел мохообразные. Зеленые и торфяные мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.

Основные признаки мхов. Многообразие мхов. Значение их в природе и для человека. Основные признаки папоротников.

Тестовый контроль «Водоросли. Опрос фронтальный, опрос индивидуальный, работа с гербариями.

Лаб. раб.8 «Изучение внешнего строения мхов».

Л/р №9 «Изучение внешнего строения папоротников».

Предметный: распознавать растения из отдела Мохообразные. распознавать и описывать папоротники. Знать основные признаки папоротников. Метапредметный: описывать мхи. Объяснять роль мхов в природе и для человека. выделять общие черты строения высших споровых растений. Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека.

12(4)

Отдел голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Разнообразие голосеменных. Значение.

Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Жизненные формы: деревья, кустарники лианы. Разнообразие голосеменных и их значение.

Опрос индивидуальный, работа с вопросами из учебника, составление таблиц.

Л/р №10 «Строение хвои и шишек хвойных»

Предметный: давать определение термину голосеменные. Знать особенности строения. Распознавать растения из отдела Голосеменные. Метапредметный: Описывать представителей с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять значение в природе и для человека.

13(5)

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Знать признаки цветковых растений, многообразие.

Тест по теме «Царство Растения», проверка тетрадей.

Предметный: распознавать растения разных отделов, жизненные формы растения. Метапредметный: выделять особенности строения покрытосеменных и сравнивать их с растениями других отделов.

Строение и многообразие покрытосеменных растений. (8 часов)

14(1)

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм

Опрос индивидуальный, работа с текстом учебника

Лаб. раб.№11 «Изучение строения семян растений»

Предметный:определять понятия, изучаемые в ходе темы. Метапредметный: распознавать и описывать семена двудольных и однодольных растений. Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка

15(2)

Строение и функции корня. Внутреннее строение корня.

Виды корней (боковые, главный, придаточные). Типы корневых систем (стержневая, мочковатая). Значение корней. Многообразие : воздушные, корнеплоды ,ходульные… Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Ткани корня: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Жизнедеятельность корня. Условия для роста и развития корней.

Опрос, работа с текстом, заполнение таблиц по строению корня.

Лаб. Раб.№12 «Корневой чехлик и корневые волоски».

Предметный: Знать виды корней и типы корневых систем. Определять на гербариях. Приводить примеры видоизменения корней. Знать значение корней. Метапредметный: Распознавать и описывать зоны корня. Устанавливать взаимосвязь между строением зон и их функциями. Знать ткани корня. Знать, как происходит рост корня и какие условия для этого необходимы.

16(3)

Строение побега и его основные функции. Почки.

Побег, узлы, междоузлия. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные, генеративные и вегетативные.

Опрос, работа в парах

Демонстрация «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Предметный: знать, что почка это зачаточный побег. Определять понятия, изучаемые в ходе темы. Метапредметный: распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки. Анализировать результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега.

17(4)

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

Литья сидячие и черешковые. Лист простой и сложный. Жилкование сетчатое, параллельное и дуговое.

Индивидуальный опрос, заполнение таблицы.

Демонстрация «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Распознавать простые и сложные листья. Определять тип жилкования. По типу жилкования определять класс.

18(5)

Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Клеточное строение листа: покровная, столбчатая и губчатая основные ткани ,проводящая, механическая ткани. Видоизменения листьев.

Фронтальный опрос. работа с текстом учебника, работа в тетради.

Л/р№13 «Строение кожицы листа», Л/р№14 «Клеточное строение листа».

Предметный:Распознавать и описывать строение листа. Метапредметный: Называть функции частей листа. Объяснять, как строение листа связано с условиями обитания. Объяснять , с чем связаны видоизменения листьев.

19(6)

Строение и функции стебля. Рост стебля. Видоизменения побегов.

Кора, камбий, древесина, сердцевина .Клеточное строение стебля(покровная, проводящая, механическая, образовательные ткани) . Корневище, клубень, луковица.

Индивидуальный опрос. работа по карточкам

Демонстрация «Внутренне строение ветки дерева».

Предметный: определять понятия, изучаемые в ходе темы. Метапредметный: Приводить примеры тканей, расположенных в стебле. Распознавать и описывать клеточное строение. Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину. Объяснять причины видоизменения побегов.

20 (7)

Цветок и его строение. Соцветия, их значения в жизни растений.

Строение цветка: околоцветник, чашечка ,венчик, тычинка(тычиночная нить и пыльник),пестик(завязь, столбик, рыльце),цветоложе, цветоножка. Типы соцветий и их значение. Опыление его значение в жизни растений, типы опыления.

Тест по теме «Побег». Фронтальный опрос, заполнение таблицы «Типы соцветий».

Лаб. раб.№15

« Изучение строения цветка».

Демонстрация различных видов соцветий.

Предметный: распознавать и описывать строение цветка, определять понятия, изучаемые в ходе темы. Распознавать различные соцветия. Знать биологическое значение соцветий. Опыление. Типы опыления. Знать способы опыления Метапредметный: сравнивать строение цветков, объяснять значение соцветий.

21

(8)

Плоды. Разнообразие плодов. Распространение плодов и семян .

Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок и боб. Способы распространения плодов: с помощью животных, ветра, саморазбрасывания и с помощью воды.

Заполнение балиц в тетради, Фронтальный опрос.

Л/р№16 Лаб. работа: «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

Предметный: определять понятия,изучаемые в ходе темы. Метапредметный: называть значение плодов и распознавать и описывать различные виды плодов.

Жизнь растений(7 часов).

22(1)

Химический состав растений. Минеральное питание растений. Передвижение воды и питательных веществ.

Органические. и минер. вещества. Причины движения воды по сосудам. Минеральное питание. Транспортировка веществ.

Тестовый контроль «Цветок. Соцветие. Плод».

Фронтальный опрос

Демонстрация опытов по передвижению воды и минеральных солей по древесине.

Предметный: знать понятия: минеральные и органические вещества, белки, жиры, углеводы, корневое давление, почва, плодородие, удобрение.

Метапредметный: Объяснять причины передвижения воды и веществ по растению. Значение удобрений для развития растений.

23(2)

Фотосинтез. Дыхание растений.

Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты. Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений .Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Заполнение таблицы. Фронтальный опрос

Демонстрации опытов: доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, получение вытяжки хлорофилла, образование крахмала , дыхание растений.

Предметный: знать понятия: фотосинтез, дыхание. Метапредметный: Описывать механизмы фотосинтеза, объяснять космическую роль растений. Сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза.

24(3)

Испарение воды растениями. Листопад.

Испарение. Значение испарения и листопада.

Работа по карточкам, опрос

Предметный: знать понятия: испарение, листопад. Устьица. Метапредметный: объяснять опыт, доказывающий испарение у растений. Объяснять значение листопада.

25(4)

Рост растения. Растительный организм как единое целое.

Условия для прорастания семян: здоровый зародыш, вода, воздух, температура, питательных вещества. Растение как целостный организм. Вегетативные и генеративные органы. Основные процессы жизнедеятельности.

Тест по теме «Питание, дыхание, фотосинтез у растений». Индивидуальный опрос

Метапредметный: Умение обобщать материал по стеблю, листьям, корню, цветку, плоду.

26(5)

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

Вегетативные и генеративные органы. Половое и бесполое размножение. Значение размножения. Представление о чередовании поколений у мхов и папоротников. Условие оплодотворения у высших споровых растений. Размножение и развитие у водорослей, мхов, папоротников.

Фронтальный опрос, работа со схемами в учебнике.

Демонстрация способов размножения у растений.

Предметный: Давать определение терминам: половое, бесполое размножение. Сперматозоид, яйцеклетка. Метапредметный: Объяснять биологическое значения размножения. Распознавать и описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников. Объяснять условия размножения.

27(6)

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Вегетативное размножение: отводками, порослью, черенками, усами, прививкой, видоизмененными побегами

Фронтальный опрос, работа по карточкам

Демонстрация способов размножения у растений.

Предметный: Знать термины дичок, привой, подвой. Метапредметный: Распознавать и описывать различные способы вегетативного размножения. Объяснять значение вегетативного размножения у растений в природе и для с/х.

28(7)

Половое размножение покрытосеменных растений. Обобщение по теме "жизнь растений".

Двойное оплодотворение. Способы опыления. Приспособления к опылению. Обобщение знаний по теме: "Жизнь растений"

Тест по теме «Жизнь растений».

Предметный: Знать основные понятия по теме. Распознавать и описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений.

Классификация растений(4 часа).

29(1)

Понятие о систематике растений.

Систематика. Систематические единицы: царство, отдел, класс, семейство ,порядок ,род, вид.

Фронтальный опрос

Предметный: Знать, что такое систематика растений. Знать основные единицы систематики. Метапредметный: Уметь систематизировать растения.

30(2)

Класс Двудольные. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, пасленовых.

Представители сем. Крестоцветные, розоцветные, пасленовые. Особенности и значение семейств. Формулы цветка.

Индивидуальный опрос, сообщения, заполнение таблиц.

Демонстрация представителей семейств двудольных растений. Работа с гербарием.

Предметный: Распознавать растения из сем. Крестоцветные, розоцветные, пасленовые. Метапредметный: объяснять значение растений из этих семейств.

31(3)

Класс Двудольные. Семейство Бобовые. Сем Сложноцветные.

Представители сем. Бобовые. Особенности и значение сем. Симбиоз между растением и бактерией. Представители сем. Сложноцветные. Особенности и значение воронковидные, ложноязычковые, язычковые цветки.

Опрос индивидуальный, сообщения

Демонстрация представителей семейств двудольных растений. Работа с гербарием.

Распознавать растения из сем. Бобовые. Знать о применении растений из этого сем. Распознавать растения из сем. Сложноцветные. Знать о применении растений из этого сем.

32(4)

Класс Однодольные. Сем. Лилейные. Сем. Злаки.

Представители сем. Лилейные. Особенности и значение растений из этого сем. Формула цветка. Представители сем. Злаки. Особенности и значение растений из этого сем. Вставочный рост. Соломина.

Демонстрация представителей семейств однодольных растений. Работа с гербарием.

Распознавать растения из сем. Лилейные. Знать о применении растений из этого сем. Распознавать растения из сем. Злаки. Знать о применении растений из этого сем.

Природные сообщества(1 час).

33 (1)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений

Абиотические, биотические и антропогенный факторы их влияние на растения. Особенности различных экологических групп растений. Связь с особенностями внутреннего строения.

Тестирование по разделу «Классификация растений» .

Предметный:Знать основные экологические факторы, влияющие на растения, экологические группы растений. Метапредметный: Объяснять влияние факторов на строение, рост и развитие растений.

34

Обобщающий урок по курсу «Бактерии. Грибы. Растения.»




РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебно - методические средства обучения.

Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения - 6 кл. - М.: Дрофа, 2007. - 372с.

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Галушкова Н.И. Справочник по биологии для 6-11 классов.-Волгоград, «Братья Гринины»,1999.

  2. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах.- М., Просвещение АО «Учебная литература»,1996

  3. Никишов А.И., Петросова Р.А. и др., Биология в таблицах для 6-11 классов- М.,Илекса,1998

  4. Никишов А.И.,Косорукова Л.А. Ботаника дидактический материал- М., Илекса,1998

  5. Панина Г.Н. Диагностические работы- СПб, Паритет.2005

  6. Сонин Н.И., Семенцова В.Н, Мишакова В.Н. Дидактические карточки задания-М. Дрофа,2006

  7. Сонин Н.И. Биология Пособие для учителя-М., Айрис пресс, 2003

  8. Шахович В.Н., Пугач А.П., Кантерова А.В. Ботаника блк-схемы, таблицы, рисунки- Минск, книжный дом, 2006

  9. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы- М. Глобус 2008,2010

  10. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 - М., Аванта +, 1997

  2. Журнал «Биология для школьников».

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1992, 1995 гг.

  4. Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения - М., Просвещение, 1996



Электронные издания и сайты.



  1. Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- Авторы - В.М. Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

  6. ru.wikipedia.org/wiki

  7. biologes.ru/

8. interneturok.ru/









© 2010-2022