Программа дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»

«Утверждаю»

Директор ГАПОУ «Нижнекамский

педагогический колледж» Ф.Я.Манихова






Рабочая программа

учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена

для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах,

44.02.01 Дошкольное образование

























Нижнекамск, 2015г.

Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование среднего профессионального образования

Рассмотрено на заседании Рекомендовано научно-методическим ПЦК преподавателей математических и советом колледжа

естественно - научных дисциплин протокол №______ от «___»______ 20__г.

протокол № ____ от «___» ________ 20___г.

Председатель ПЦК _______ Мифтахова А.М. Председатель НМС _______ Н.К.Дорофеева

Разработчик: Аюпова Л.Ф., преподаватель возрастной анатомии, физиологии и гигиены









1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование среднего профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена входит в профессиональный цикл обще профессиональных дисциплин.

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;

знать:

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

основные закономерности роста и развития организма человека;

строение и функции систем органов здорового человека;

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

основы гигиены детей;

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

из них для практических работ 36 часа,

самостоятельной работы обучающегося 36 часов

2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

72

В том числе:

лабораторные работы

практические занятия

36

контрольные работы

курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

В том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

реферат

расчетно-графическая работа

внеаудиторная самостоятельная работа

36

Итоговая аттестация в форме

экзамен








3. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

ТЕМА 1.

Морфофункциональ-ная организация организма человека.

Содержание

5


1.Введение. Задачи и содержание курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены.

2.Человек как целостная биологическая система.

3.Основные закономерности роста и развития детского организма.

4.Гуморальная и нервная регуляция функций организма.

1


2


1


1

1,2



2


2


2

Тема 2.

Опорно-двигательная система.

Содержание

6


1. Анатомо-физиологические особенности строения опорно-двигательного аппарата. Кости, их рост, соединения.

1



2

Практические работы

3


1.Строение скелета и мышц. Основные группы мышц. Влияние физкультуры и спорта на развитие мышц и скелета.

2. Гигиена опорно-двигательного аппарата.

2


1

3


2

Тема 3.

Эндокринная система.

Содержание

5


  1. Понятие об эндокринных железах и гормонах

2


2


Практические работы

3


1.Характеристика желез внутренней секреции.

2. Половые железы, их влияние на физическое и

психическое развитие детей и подростков.

1


2

3


2

Тема 4.

Обмен веществ и энергии.

Содержание

5


1. Значение обмена веществ в организме. Основной и общий обмен.

2. Обмен органических и неорганических веществ.

1

2

2

2

Практические работы



1. Витамины, их физиологическое значение.

2

3

Тема 5.

Пищеварение.

Содержание

7


1. Анатомо-физиологические особенности строения органов пищеварения у детей.

2


2


Практические работы



1. Пищеварение в полости рта и желудка.

2. Пищеварение в кишечнике.

3. Гигиена питания. Полноценное питание.

2

1

2

3


2


2

Тема 6.

Кровь.

Содержание

7


1. Кровь. Значение, состав и свойства.

2. Физиология крови.

3. Органы кроветворения и иммунной системы.

4. СПИД. ВИЧ. Причина и профилактика.

2

2

1

1

2

3

2

3

Практические работы



  1. Строение крови.

1

3

Содержание

5


Тема 7. Сердечно- сосудистая система.

Практические работы



  1. Сердечно - сосудистая система. Строение и работа сердца.

2. Кровеносные сосуды.

3.Круги кровообращения.

4.Движение крови по сосудам.

2

1

1

1

3

2

2

3

Тема 8.

Дыхание.

Содержание

4


1. Анатомо - физиологические особенности органов дыхания у детей.

2. Дыхание.

1

1

2

2

Практические работы



1. ЖЕЛ. Гигиена дыхания.

2

3

Тема 9.

Выделение. Кожа.

Содержание

4


1Анатомо - физиологические особенности органов выделения у детей.

2

2

Практические работы



1.Анатомо - физиологические особенности кожи у детей.

2

3

Тема 10.

Нервная система.

Содержание

6


1. Анатомо- физиологические особенности нервной системы. Классификация нервной системы.

2. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Торможение в ЦНС.

3. Периферическая нервная система.


1


1


1


Практические работы



1. Строение нервной ткани, ее свойства

1


  1. Строение и функции головного и спинного мозга.

2


Содержание

10


Тема 11.

Высшая нервная деятельность.


  1. Теория ВНД. Характеристика условных и безусловных рефлексов.


  1. Нейрофизиологические основы поведения.

  2. Режим дня ребенка, фазы работоспособности.

2



2


1


Практические работы




  1. Механизм образования условных рефлексов.

  2. Торможение условных рефлексов.

  3. Типы нервной системы. Определение типа ВНД ребенка.

  4. Анализ режима дня детей разного возраста и нормирование занятий.

1


1


2

1




Тема 12.

Сенсорные системы.

Содержание

6


  1. Понятие о сенсорных системах, их классификация, общие свойства.

  2. Слуховая сенсорная система.

  3. Строение и функции вестибулярного, двигательного, кожного, обонятельного и вкусового анализатора.

1



1


1


Практические работы



1.Зрительная сенсорная система.

2. Гигиена слуха и зрения. Определение остроты зрения.

1


2


Самостоятельная работа по теме Морфофункциональная организация организма человека »:

1. Основные группы тканей.

2. Критические периоды онтогенеза.

Самостоятельная работа по теме «Нервная система»:

1. Биоритмы и биоритмология. Биоритм «сон-бодрствование».

Самостоятельная работа по теме «Высшая нервная деятельность»:

1. Школьная зрелость, ее критерии. Определение школьной зрелости.

2. Гигиена учебно-воспитательной работы. Требования к организации уроков письма, чтения, информатики.

3. «Основоположники ВНД».

Самостоятельная работа по теме: «Сенсорные системы»:

1. Аккомодационный аппарат глаза.

Самостоятельная работа по теме: «Опорно-двигательная система»:

1. Гигиенические требования к мебели. Правила посадки и рассаживания детей.

Самостоятельная работа по теме «Эндокринная система»:

1. Физиолого-гигиенические основы полового воспитания.

2. Профилактика ЗПП.

Самостоятельная работа по теме «Обмен веществ и энергии»:

1. Питание и здоровье.

2. Витамины.

Самостоятельная работа по теме: «Сердечно - сосудистая система»:

1.Гигиена сердечно - сосудистой системы.

Самостоятельная работа по теме «Эндокринная система»:

1.Заболевания эндокринной системы и их профилактика.

Самостоятельная работа по теме «Кожа»

1.Гигиена кожи

2

2

2

2

4

2

2

2

2

2

2

4

3

3

2

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой

Всего

36





3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета анатомии с лабораторией.

Оборудование учебного кабинета: комбинация: учебные фильмы «Анатомия и физиология человека», микроскопы, микропрепараты тканей, динамометр, спирометр, тонометр, медицинские весы;

иллюстративные пособия: таблицы, картины, карты, фотографии, рабочие тетради; лабораторное оборудование.

Технические средства обучения: интерактивная доска.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы




























Основные источники:

  1. Ганат С.А., Конспекты лекций по анатомии физиологии и гигиене ребенка - М.: Айрис - пресс, 2008. - 208с.

  2. Любимова З. В., Маринова К. В., Никитина А. А.. Возрастная физиология. В 2 частях. 2008 г.

  3. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М.: Айрис . 2007

  4. Сапин М. Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М., Академия, 2013г..

  5. Обреимова Н. И., Петрухин А. С.. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. 2007 г.

  6. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.. Возрастная анатомия и физиология. 2008 г.

  1. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Ростов на Дону, Феникс, 2012.

Дополнительные источники:

  1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А.. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). 2009 г.

  2. Гладышева А.А. Анатомия человека «физкультура и спорт, М. Ак., 2005

  3. Гайворонский И.В., Гайворонский А.И., Ничипорук Г.И., Виноградов С.В., Основы медицинских знаний (анатомия, физиология, гигиена человека и оказание первой помощи при неотложных состояниях). Издательство: СпецЛит, 2009 г.

  4. Красноперова Н.А., Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие. Издательство: ВЛАДОС, 2012 г.

  5. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М., 2000.

  6. Овчиникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. - СПб., 2006

  7. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании: монография. Издательство: Флинта, 2011 г.

  8. Сапин М.Р., Сивоглазов А.П. Анатомия и физиология детей и подростков - М, 2003.

  9. Савченков Ю.И., Солдатова О.Г., Шилов С.Н. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие для студентов педагогических вузов. Издательство: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г.

  10. Филин В.А. Педиатрия. М., Академия, 2003.

  11. Атлас нормальной анатомии человека

  12. Интернет ресурсы: mirknig.com/knigi/chelovek/1181211797-anatomiya-i-fiziologiya-cheloveka.html

knigafund.ru www/iprbookshop.ru/

lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/

dovosp.ru/ doshped.ru/



КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований


Результаты обучения (освоение умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

определить топографическое расположение и строение органов и частей тела;

фронтальный опрос, наблюдение и анализ на практических занятиях

оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

наблюдение и анализ на практических занятиях,

фронтальная работа с классом

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

фронтальная работа с классом

индивидуальный опрос

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

индивидуальный опрос

учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя. День, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;

письменная проверочная работа

индивидуальный опрос

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

тестирование

основные закономерности роста и развития организма человека;

текущий контроль в форме письменного опроса

строение и функции систем органов здорового человека;

тестирование

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

индивидуальный опрос

возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

устный диктант

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

наблюдение и оценка на практических занятиях

основы гигиены детей;

текущий контроль в форме письменного опроса

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.

индивидуальный опрос,

тестирование

1


© 2010-2022