- Преподавателю
- Биология
- Урок в 8 классах на тему болезни органов пищеварения
Урок в 8 классах на тему болезни органов пищеварения
Раздел | Биология |
Класс | 12 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галиуллина А.З. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
"Болезни органов пищеварения".
Цели:
-
формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи;
-
создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся, навыков работы с учебной информацией, умения применять знания при решении жизненных задач;
-
формировать ответственное отношение к своему здоровью;
-
развивать рефлексивные качества личности.
Оборудование:
-
учебник "Биология. Человек", 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2009
-
мультимедийный проектор;
-
упаковки продуктов питания.
Раздаточный материал:
-
рабочие листы для выполнения самостоятельной работы;
-
листы для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы, связанные со здоровьем человека. Вам понадобятся внимательность, сообразительность и умение дружно работать.
Слайд 1. (Приложение 1)
2. Определение темы урока
- Вот первое задание. Посмотрите фотографии. Что неправильного в поведении этих людей. Внимание на экран.
Слайды 2-13
(Ответы детей: есть на улице немытыми руками, пить из открытых источников, из-под крана, близко контактировать с домашними животными, есть из одной тарелки, купаться в запрещенных местах, брать в рот предметы и т. д.)
- Наверняка, вы сами наблюдали такие ситуации. К сожалению, люди часто не понимают, на сколько опасно такое легкомысленное отношение к своему здоровью.
- Почему это опасно? (Можно заболеть.)
(Учитель открывает на доске первое слово названия темы урока: БОЛЕЗНИ…)
- Кто вызывает эти болезни? (Микробы, бактерии, вирусы и т.д.)
- Как одним словом они называются? (Паразиты.)
- Кто такие паразиты? (Организмы, живущие за счет организма хозяина)
- Внимание на экран!
(Показ видеофрагмента из фильма ВВС "Паразиты внутри вас".)
- Паразиты вездесущи. Они рядом с нами, невидимы и от этого более опасны. Большинство видов на земле паразиты. Сможем ли мы им дать отпор.
- Что является "воротами инфекции"? (Органы пищеварения.)
(Учитель полностью открывает на доске название темы урока: БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ)
- Итак, сегодня на уроке речь пойдет о вещах, жизненно важных для любого человека: о болезнях пищеварительной системы и о том, как от них уберечься.
- Запишите тему на рабочих листах.
3. Изучение нового материала.
3.1. Определение плана изучения темы урока.
- Какие болезни органов пищеварения вы знаете?
- Сегодня мы будем говорить о трех группах наиболее распространенных заболеваний. Слайд 14
-
Желудочно-кишечные заболевания.
-
Глистные заболевания (гельминтозы).
-
Пищевые отравления.
- Что бы вы хотели узнать об этих болезнях? (Ответы детей.)
3.2. Самостоятельная работа с тексом учебника
- Я предлагаю вам поработать с учебником и заполнить на рабочем листе таблицу, которая включает ваши вопросы. (Приложение 2)
Слайд 15
- Первый ряд будет изучать желудочно-кишечные заболевания, второй - глистные, третий пищевые отравления.
Дети читают и записывают информацию в соответствующие столбцы таблицы.
По окончании работы - взаимопроверка. Учащиеся обсуждают и дополняют друг друга.
3.3. Изучение нового материала (продолжение).
- Проверим и обсудим, что у вас получилось.
1-й ряд. Один ученик отвечает, остальные учащиеся первого ряда могут дополнить, дописать недостающую информацию в свои таблицы, исправить ошибки.
Учащиеся 2-го и 3-го рядов готовят вопросы учащимся 1-го ряда.
Слайд 16
Желудочно-кишечные заболевания.
Причины, источник заражения
Наиболее опасные болезни
Признаки заболеваний
Переносчики возбудителей
Профилактика
Немытые руки.
Грязные овощи и фрукты.
Сырая вода.
Грязная посуда.
Холера.
Брюшной тиф.
Дизентерия.
Повышение температуры.
Диарея.
Рвота.
Мухи.
Тараканы.
Зараженный человек.
- Мыть руки.
- Мыть овощи и фрукты.
- Кипятить воду.
- Не пользоваться водой из открытых источников.
- Соблюдать гигиену помещения.
- Держать продукты закрытыми.
- Бороться с мухами и тараканами.
Слайд 17
- Холера - чрезвычайно заразная болезнь. Она может привести к смерти за несколько часов. Возбудитель холеры поражает тонкий кишечник человека. Главная причина холеры - отсутствие чистой воды. В 19 веке холера унесла жизни миллионов людей на всех континентах.
- Как вы думаете, в наше время холера побеждена?
- Последний случай эпидемии холеры зарегистрирован в декабре 2010 года на острове Гаити. Погибло более 3000 человек, заражено примерно 150 тыс. человек. Ученые считают, что главная причина эпидемии на Гаити - ужасные антисанитарные условия, в которых живут люди после землетрясения. В нашей стране зафиксирован последний случай холеры в 2008 году. Это был 15-летний юноша.
Учащиеся 2-го ряда представляют материал по глистным заболеваниям.
Слайд 18
Глистные заболевания.
Причины, источник заражения
Основные паразиты человека
Признаки заболеваний
Переносчики возбудителей
Профилактика
Немытые руки.
Грязные овощи и фрукты.
Домашние животные.
Плохо проваренные или прожаренные мясо и рыба.
Аскарида.
Острицы.
Цепни.
Тошнота.
Рвота.
Малокровие.
Утомляемость.
Рассеянность.
Головные боли.
Мухи.
Животные.
Зараженный человек.
Мыть руки.
Мыть овощи и фрукты.
Хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу.
Учащиеся вносят дополнения, замечания.
- За годы совместной эволюции организмы человека и паразита приспособились друг к другу на столько, что защитные силы человека не распознают паразита. Но он, а точнее продукты его жизнедеятельности, постоянно отравляют организм человека. Ученые предполагают, что такие заболевания как аллергия, проблемная кожа, утомляемость, нервозность, камни, головные боли возникают из-за наличия паразита.
Слайд 19
- Сколько раз в день нужно мыть руки?
(Ответы учащихся: как можно чаще, после туалета, общения с животными, работы с землей, перед едой, приготовлением пищи, после школы, после общественного транспорта, после прогулок и т. д.)
- Что же происходит, когда мы немытыми руками берем в рот пищу? Вспомним, например, как можно заболеть аскаридозом.
Внимание на экран!
Показ фрагмента с учебного диска 1С: школа. Биология. Человек. 8 класс, 2007.
Учащиеся 3-го ряда представляют материал по пищевым отравлениям.
Слайд 20
Пищевые отравления.
Причины, источник заражения.
Наиболее часто встречаемые.
Признаки заболеваний.
Первая помощь.
Профилактика.
Недоброкачественная пища.
Испорченные консервы.
Ядовитые грибы и растения.
Ботулизм.
Сальмонеллез.
Острые кишечные инфекции.
Боль в животе.
Повышение температуры.
Диарея.
Тошнота, рвота.
Общая слабость.
Промывание желудка.
Крепкий сладкий чай.
Покой.
Следить за сроком годности продуктов питания.
Правильно хранить продукты, особенно скоропортящиеся.
Не употреблять в пищу незнакомые грибы, растения.
Учащиеся вносят дополнения, замечания.
4. Практическая работа.
- Одной из причин пищевых отравлений вы назвали несвежие продукты. Что должен знать покупатель, чтобы не купить недоброкачественные продукты? (Ответы детей.)
- У вас на столах лежат упаковки различных продуктов питания. Найдите на упаковке информацию, которая покажет, свежий продукт или нет. Что это за информация?
- Дата изготовления
- Срок годности
- Условия хранения
(На конкретном примере учащиеся делают расчет срока годности продукта по информации на упаковке. Обсуждают результаты.)
- Отравиться можно не только недоброкачественной пищей, но и ядовитыми грибами или растениями. Слайды 21-24
Домашнее задание. (Приложение 3)
- Обсудите дома с родителями то, о чем мы сегодня с вами говорили, и заполните оставшиеся таблицы. Поможет вам в этом параграф учебник.
- Кто желает, может выполнить творческое задание: составить памятку "Как уберечь себя от заболеваний органов пищеварения".
- Что такое памятка? (Свод правил.)
Слайд 25
6. Закрепление материала.
- Предлагаю вам отгадать кроссворд. Рисунок 1
1. Найди лишнее:
холера
аппендицит
дизентерия
брюшной тиф
2. Как одним словом назвать остальные три заболевания? (Инфекция.)
3. Найди лишнее:
аскарида
холерный вибрион
бычий цепень
муха
4. Найди лишнее:
рвота
насморк
диарея
боли в животе
5. Найди лишнее:
промывание желудка
крепкий сладкий чай
покой
грелка на живот
6. Широкое распространение инфекционного заболевания. (Эпидемия.)
7. Где произошла последняя вспышка холеры? (Гаити.)
8. Меры предупреждения заболевания. (Профилактика.)
9. Как по-другому называются глистные заболевания? (Гельминтозы.)
- Найдите слово по вертикали? (Иммунитет.)
- Какое отношение имеет это понятие к нашей теме? (Ответы детей.)
- Иммунитет - это запас прочности нашего организма. Чем сильнее иммунитет, тем меньше мы рискуем заболеть опасными болезнями.
- Что нужно делать, чтобы увеличить запас прочности организма человека? (Вести здоровый образ жизни.)
Разбор жизненных ситуаций
-
Хозяйка пробовала винегрет и раздавала его гостям одной и той же ложкой. Почему так нельзя делать?
-
Что гигиеничнее: сушить посуду или вытирать ее полотенцем?
-
На лесной поляне около оживленного шоссе у всех на виду росла земляника. Почему ее обходили стороной?
-
Банка рыбных консервов помята при перевозке, но ее герметичность сохранена, а срок годности не вышел. Можно ли ее использовать?
-
Крышка банки консервированного сгущенного молока вздута, но сама банка не повреждена. Можно ли консервы со вздутой крышкой использовать для еды?
7. Рефлексия.
- Выберите любое начало фразы и продолжите ее. Можете дописать несколько фраз.
Я понял, что ………………
Теперь я могу ……………..
Меня удивило ………………
Урок дал мне для жизни ………….
Мне захотелось ……………………
Для меня осталось непонятным ……………………
- Кто хочет прочитать вслух получившиеся предложения?
Притча: "В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил завистливый человек, который хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: "О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?"
Если мудрец скажет: "Мертвое!", он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: "Живое!", он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.
Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.
Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: "Все в твоих руках!"
Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!