- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа внеурочной деятельности Мир лекарственных растений
Рабочая программа внеурочной деятельности Мир лекарственных растений
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шигина Т.Л. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Мир лекарственных растений»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Педагог (учитель):
Шигина Тамара Леонтьевна
Учитель-разработчик:
Шигина Тамара Леонтьевна.
Пос. Кошелевка. 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Мир лекарственных растений», авторская, составлена на основании
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр., относится к программе познавательного вида деятельности, 1 уровня, общеинтеллекуального направления.
Автор программы: Е.А. Постникова (70 часов)
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от « __ » 20 г., протокол № .
Председатель / .
подпись Ф.И.О.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Мир лекарственных растений» составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр. (Стандарты второго поколения) и в полном объеме соответствует примерной программе Е.А. Постниковой «Мир лекарственных растений». Имеет общеинтеллекуальную направленность.
Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений.
Задачи:
-
научить детей использовать имеющиеся знания о флоре в повседневной жизни;
-
формировать культуру бережного отношения к природе;
-
развивать экологическое сознание;
-
обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
-
развить природные задатки и способности детей;
-
воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Изменения, внесённые в примерную программу:
-
Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения, так как занятия проводятся 1 раз в неделю вместо рекомендованных 2 часов в неделю. Темы отражают логику предполагаемого образовательного маршрута от познания дикорастущих и культурных лекарственных растений (первый год обучения) к практическим навыкам по сбору, переработке и хранению лекарственных растений (второй год обучения).
-
На вводное занятие отведено 1 час теории перенесён с первого года обучения на второй год.
Количество учебных часов: 35, в том числе количество часов для проведения практических работ - 16 , экскурсий - нет.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: учебное занятие, исследование, семинар, экскурсия, практическая работа. Это связано с тем, что данные занятия найдут своё применение в обыденной жизни, поэтому считаю уместным применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
-
историю использования лекарственных растений;
-
группы и биологические формы лекарственных растений;
-
части растений, содержащие биологически активные вещества;
-
виды дикорастущих и культурных лекарственных растений различных экологических групп
-
общие сведения об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков.
Уметь:
-
использовать словари, справочники и другие источники информации по лекарственным растениям;
-
различать виды лекарственных растений различных экосистем, культурные лекарственные растения;
-
изготавливать свежий сок из капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки с мёдом.
Способствовать развитию:
-
чувства ответственности за выполняемый вид деятельности;
-
умения работать в группах;
-
взаимовыручки;
-
умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
В процессе занятий по программе «Мир лекарственных растений» возможно использование следующих форм учёта знаний:
-
беседа;
-
представление результатов свое деятельности (исследования, наблюдения, создания, практической работы и т.д.);
-
защита проекта.
При этом могут быть использованы способы оценки результативности образовательной деятельности:
-
самооценка;
-
зачёт.
Учебно-тематический план
№ п/п
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
4
2
2
2
Дикорастущие лекарственные растения
18
4
14
3
Культурные лекарственные растения
14
4
10
4
Сбор и хранение лекарственного сырья
8
2
6
5
Использование лекарственного сырья
12
4
8
6
Подготовка итоговых работ. Консультации
10
2
8
7
Итоговая конференция и выставка
4
1
3
Итого
70
19
51
Календарно-тематический плана первый год обучения
№ п/п
Дата
Тема учебного
занятия
Всего
часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности
Практическая часть занятия / форма организации деятельности
Вводное занятие
1
1
-
1.
Учебное занятие: Повторение История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения; полукустарники; кустарники; деревья; лианы. Словари и справочники по лекарственным растениям. Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни; побеги; почки; соцветия; плоды; семена; кора.
Сбор и хранение лекарственного сырья
8
2
6
2
Учебное занятие: Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8-10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.
3
Учебное занятие: Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья.
4
Практическая работа:
сбор и обработка собранного лекарственного сырья.
5
Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
6
Практическая работа:
сбор и обработка собранного лекарственного сырья.
7
Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
8
Практическая работа: сбор и обработка собранного лекарственного сырья.
9
Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
Использование лекарственного сырья
12
4
8
10
Учебное занятие: Сборы лекарственных трав.
11
Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).
12
Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).
13
Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).
14
Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).
15
Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).
16
Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).
17
Учебное занятие: Правила приготовления настоев
18
Практическая работа: приготовление настоев лекарственных трав
19
Практическая работа: приготовление настоев лекарственных трав.
20
Учебное занятие: Правила приготовления отваров
21
Учебное занятие: Правила приготовления соков
Подготовка итоговых работ. Консультации
10
2
8
22
Учебное занятие: Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений.
23
Учебное занятие: Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.
24
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
25
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
26
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
27
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
28
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
29
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
30
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
31
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
Итоговая конференция и выставка
1
3
32
Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений.
33
Подготовка выставки образцов по итогам работы по сбору и изучению лекарственных растений.
34
Компьютерная презентация результатов работы.
35
Итоговое занятие
Содержание рабочей программы
1. Вводное занятие
История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (берёза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия, пассифлора). Словари и справочники по лекарственным растениям.
Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомительном плане, без запоминания терминов). Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.).
Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни (валериана, алтей); побеги (мята); почки (берёза, сосна); соцветия (ромашка, кипрей); плоды (черёмуха, малина); семена (тыква); кора (дуб, облепиха).
2. Сбор и хранение лекарственного сырья
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8-10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.
Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья.
Практическая работа: обработка собранного лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
3. Использование лекарственного сырья
Сборы лекарственных трав. Состав пяти-шести сборов. Правила приготовления соков, настоев и отваров.
Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.
4. Подготовка итоговых работ. Консультации
Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
5. Итоговая конференция и выставка
Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.
Средства контроля - тесты
Учебно-методические средства обучения
Учебно-лабораторное оборудование и приборы
микроскопы - 15 шт.
лупа ручная - 15 шт.
набор химической посуды -1
биологическая микролаборатория -15шт
Весы ученические с гирями -1
Термометр лабораторный -1
К-кт приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования -15
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Гербарий по морфологии и биологии растений
Гербарий «Растительные сообщества»
Гербарий «Основные отделы растений»
Гербарий «Сельскохозяйственные растения»
Гербарий «Сорные растения»
Коллекции
Голосеменные растения -3 шт.
Плоды и семена -15 шт.
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по разделу» Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»
МОДЕЛИ по 1 шт.
Цветок пшеницы
Цветок вишни
Цветок гороха
Цветок капусты
Цветок картофеля
Цветок сложноцветного
МУЛЯЖИ
Плодовые тела съедобных и ядовитых грибов - 5 компл.
ВИДЕОФИЛЬМЫ по 1 экз.
Биология 1,2,3
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ по 1 компл.
Компьютерные программы -1 компл
Репетитор по биологии
Уроки биологии: растения, животные
Цифровые образовательные ресурсы
И/п «Строение высших и низших растений»
И/п «Строение и жизнедеятельность организма растений
И/п «Растительные сообщества»
Демонстрационный и раздаточный материал
1. гербарий
Дидактический материал
1. Карточки-задания по темам (самодельные)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся и учителя
-
Агафонова И.Б.Элективные курсы. Биология растений, грибов, лишайников.10-11 класс: - М.: Дрофа 2007
-
Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. - Новосибирск, 1990.
-
Гpay Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. - М., 2003.
Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. - М., 2005.
-
Козлова Т.А. Твой первый атлас-определитель. Растения леса: - М.: Дрофа 2007
-
Козлова Т.А. Твой первый атлас-определитель. Растения луга: - М.: Дрофа 2007
-
Никитов А.И., Кучменко В.С., Козлова Т.А.Большой справочник школьника 5-11 класс: - М.: Дрофа 2007
-
Новиков В.С.Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения: - М.: Дрофа 2007
-
Экология: энциклопедия. - М., 2008.
-
Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. - СПб., 2006.
-
Интернет-сайт http: //floranimal.ru