- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сиротина Н.А. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МАОУ "Студенческая средняя общеобразовательная школа №12"
Управления образования Администрации белоярского городского округа
"Согласовано" "Утверждаю"
на заседании методсовета Директор_________Н.К.Наймушина
Протокол №_______ "___"_____________20____г.
"___"__________20____г. Приказ №_______
Зам. директора по УВР_________О.И.суфиярова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета "Биология"
для 5 класса
Разработчик: Сиротина Н.А., учитель биологии
п. Студенческий
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. Вступил в силу с 01.09.2013 г.
-
Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089 (редакция от 19.10.2009 г. с изменениями от 31.01.2012 г.) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
-
Приказ Минобразования РФ "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые от 9 марта 2004 г. N 1312" от 03.06.2011 г. № 1994;
-
Биология. Рабочие программы. ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы : программа. - М.: Вентана-Граф, 2013.
-
Положение МАОУ СОШ №12 "О рабочей программе педагога, реализующего Федеральные государственные образовательные стандарты"
Программа позволяет формировать у обучающихся сознательное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Цель рабочей программы - развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.
Цели биологического образования в основной школе заключается повышением качества и эффективности получения и практического использования знаний и формулируется на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном, предметном.
Глобальными целями биологического образования являются:
-социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
-приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
-ориентацию в системе моральных норм и ценностей; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
-формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Задачи программы:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 кл.».
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.
Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. В 5-х классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп. В разделе «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.
Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному учебному часу в неделю в 5 классе, по два учебных часа в 6-9 классах) для ступени основного общего образования.
Рабочая программа по биологии для 5-х класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь основой для изучения естественных наук в старшей школе. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Т.С. Суховой. Учебное содержание курса биологии включает: «Биология. 5-6 класс». 35ч. 1 ч в неделю. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Используемый УМК:
-
Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана - Граф, 2012 - 144 с. - (Живая природа)
-
2013 - 144 с.
-
. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций /Т.С. Сухова , В.И. Строганов. - М. :Вентана - Граф.2015 - 80с. ; ил. - (Живая природа)
-
Биология: 5 класс: методическое пособие Т.С. Сухова, В.И. Строганов - М.: «Вентана-Граф, 2013 - 96 с.
Планируемые предметные результаты освоения предмета "биология"
В результате изучения курса биологии в основной школе:
-
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
-
Выпускник овладеет системой биологических знаний - понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
-
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
-
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
-
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-
ориентироваться в системе познавательных ценностей - воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
-
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
-
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
-
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
-
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
-
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
-
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
-
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
-
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
-
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
-
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
-
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
-
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
-
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
-
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
-
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
-
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета "БИОЛОГИЯ"
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Живые организмы.
Биология - наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов.
Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Результаты освоения курса биологии в 5 классе.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника
Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли жизни;
- рассмотрение биологических процессов в развитии;
- использование биологических знаний в быту;
- объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:
осознание роли жизни:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
использование биологических знаний в быту:
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии:
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- различать среды обитания организмов, их отличительные особенности;
- различать факторы среды обитания, их влияние на жизнедеятельность организмов;
- выделять черты приспособленности к жизни в разных средах;
- знать разнообразие организмов разных сред обитания;
- Различать природные сообщества, их состав, особенности;
- понимать место человека в природе и его влияние на живую природу;
- определять основные органы растений (части клетки);
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю)
В соответствии с базисным учебным (образовательным ) планом курса биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные сведения, по отношению к курсу биологии является пропедевтическим.
Лабораторные работы
№
№ параграфа с
рабо-
Название работы
Оборудование и объекты исследования
описанием
ты
работы
1
Знакомство с микроскопом
Школьный микроскоп
*6
2
Приготовление
1.
Микроскоп.
*7
микропрепарата.
2.
Предметное стекло
Рассматривание под
3.
Покровное стекло
микроскопом пузырьков
4.
Препаровальная игла
воздуха и плесени
5.
Фильтровальная бумага, стеклянная
палочка или пипетка
6. Стакан с водой
7. Плесень, выращенная на хлебе
3
Рассматривание под
1. Микроскоп
*8
микроскопом клеток одно
2. Готовые микропрепараты: а)
клеточных
и
одноклеточных организмов (инфузории);
многоклеточных
б) клеток многоклеточных организмов
организмов
(растения и животного)
4
Изучение строения семени
1.
Лупа
*12
фасоли (гороха)
2.
Препаровальная игла
3.
Набухшие семена фасоли (гороха)
5
Рассматривание под
1.Микроскоп
*19
микроскопом клеток
2. Готовый микропрепарат клеток
зеленого листа
зеленого листа
6
Рассматривание корней
Гербарий растений с корневой системой
*20
растений
Опыты, выполняемые в домашних условиях
№
Название опыта
Оборудование
№ параграфа
1
Выращивание плесени на хлебе
1.
Банка с крышкой
*7
2.
Влажная бумага или тряпочка
3.
Кусочек хлеба
2
Выявление
свойств
живых
1.
Семена фасоли
*14
организмов
в
процессе
2.
Банка
прорастания семян
3.
Влажная тряпочка
3
Изучение испарения воды
1.
Бутылка с водой
*24
листьями
2.
Ветка с листьями
3.
Одна - две столовые ложки расти-
тельного масла
4
Изучение
направления
роста
1.
Проросшие семена фасоли
*26
корня и движение стебля с
(гороха)
листьями к свету
2.
Кусок пенопласта.
3.
Булавки (3-4 штуки)
4.
Банка-«колокол», которой
прикрывают пенопласт с
прикреплёнными семенами
5.
Банка с влажной бумагой
или ватой
Календарно- тематическое планирование по учебному предмету "биология" в 5 классе
Тематический перечень разделов с указанием количества часов - 5 класс
-
№
п/п
Название раздела
Количество
часов
В том числе
Лаб/раб
Практ/раб
Опыты
Экскурсии
Провер/раб
1
Биология - наука о живом
9
3
1
1
1
2
Особенности живых организмов
2
3
5
3
2
3
3
Единство живой и неживой природы
3
1
1
4
Итоговая контрольная работа
1
1
5
Задание на лето
1
ИТОГО:
35
6
6
3
4
6
№п/п
Тема урока
Элементы содержания
Основные виды
Учебной деятельности
Универсальные учебные действия
Домашнее
задание
план
факт
личностные
предметные
метапредметные
Тема 1 Биология - наука о живом - 9 часов
1
Земля - планета жизни.
Комбинирован-ный
-Уникальность планеты Земля, несущей жизнь.
-Условия для существования жизни (вода в жидком состоянии, азоновый слой атмосферы, Солнце как источник света и тепла). Среды обитания.
Ознакомление с аппаратом ориентитровки учебника, его структурой. Работа с рисунками, как источниками информации, со шрифтовыми выделениями в тексте учебника
Формирование стартовой мотивации к изучению предмета. Строить логичность ответа. Формирование правильной точки зрения.
Научиться проводить простые опыты и наблюдения за живыми организмами
Извлекать необходимую информацию из прочитанного.
Владеть монологичекой
Формой речи
*1
2
Как отличить живое от неживого?
Комбинирован-ный
-Общие признаки тел живой и неживой природы: форма, цвкт, размер.
-Выявление общих признаков в телах.
Выявление опытным путём признака органических веществ - обугливание при горении,
Источник органиче-
ских и неорганических веществ;
-Свойства живых организмов.
Демонстрация опыта
Обугливание при горении
Экскурсия (заоч-ная)"Живая и неживая природа"
Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы;
Проводить анализ
Рисунков, прдлагаю-
щих поисковую за-
дачу;
Обосновывать свою
точку зрения, опираясь на рисунки
как источник ифор-
мации;
Анализировать опыт;
Выделять в тексте
Базовые понятия и
давать им определе-ние;
Оформление отчета
О своих наблюде-
ниях
Фомирование навыков, способствующих применению биологическиз знаний в современном мире.
Научиться писать отчет по проведённым наблюдениям.
Научиться сравнивать тела живой и нежи-вой природы
Уметь находить нужную информацию в учебнике. Ставить учебнуюадачу. Строить логич-ный ответ.
Фомирование устойчивой мотивации к исследовательской
деятельности.
*2
3
Клеточное строение - общий признак живых организ-
мов.
Комбинирован-ный
Строение растительной и животноц клетки. Их
Сходство и различия.
Понятие об органои-дах клетки. Пласти-
Ды - органоиды рас-
тительной клетки.
Роль хлоропластов.
Находить в таблицах и рисунках части и органоиды клетки.
Выделять в тексте
Базовые понятия,
Объяснять их содер-
жание.
Формирование нравственно-эстического оценивания места человека в окружающем мире
Научиться сравнивать объекты живой и неживой природы
Сопоставлять текст с иллюстрациями учебника.
Умение ясно и точно выражать свои мысли.
*3
4
Деление живых организмов на группы(классифи-кация живых организмов)
Комбинирован-ный
Понятие о система-
тике и систематичес-
ких группах.
Принцип классифика-
Ции. Понятие о виде.
Царства живой приро-
Ды.
Объяснять значение понятий "систематика", "вид",
"царство". Называть
Цартсва живой при-
Роды. Давать опре-
Деление понятия
"эволюция"
Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний с современном мире.
Научиться выделять общие признаки, являющиеся основой классификации живых органи-змов.
Коментирование схем. Формулировка понятий. Выделение базовых понятий информации в тексте.
*4
5
Как человек изучает живую природу?
Методы изучения живоц природы: эксперимент, наблю-дение, описпние, измерение.
Знакомство с увеличи-
тельными приборами
Опыт в домашних
условиях. Выращива-
ние плесени на хлебе.
Методы изучения живой природы:
Эксперимент, наблю-
Дения, описание, из-
Мерения.
Применять на практике разные ме-
Тоды изучения.
Планировать собственную
деятельность
при подготов-
ке к опыту и его проведе-
нию.
Воспитывать
в себе качест-ва, необходи-мые для иссле-
дователя
Различие оборудования для научных исследований,умение иго применения и использования.
Извлечение нужной информации из прочитанного текста. Умение ставить учебную задачу. добывать информацию при помощи вопросов.
*5
6
Прибор, открыва-
Ющий невидимое
Лабораторная работа
Устройство микроско-
Па. Правила работы с
Микроскопом.
Лабораторная
работа №1Знакомст-
во с микроскопом.
Научить работать с
Микроскопом, знать
Его устройство.
Соблюдать правила
Работы
Проводить самоо-ценку и взаимоо-ценку правильности
Настройки прибора.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.
Изучить устройство микроскопа и правил работы с ним.
Сопоставление текста учебника с рисунком. Составление плана и последовательности действий. Умение работать в парах.
*6
7
Живое и неживое под микроскопом.
Лабораторная работа
Лабораторная
работа №2 Приго-
товление микропрепа-рата. Рассмотрение
пузырьков воздуха и плесени.
Формирование системы организации
Исследовательской
Деятельности.
Учимся готовить
Микропрепарат.
Соблюдение правил
Работы с микро-скопом.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Научиться готовить микропрепарат и работать с микроскопом.
Анализ объекта с целью выявления особых признаков. Новые формы сотрудничества. распределение роли при работе в парах
*7
8
Одноклеточные и многокле-точные организ-мы под микро-скопом.
Лабораторная работа
Клетка одноклеточ-ного организма - са-
Мостоятельное живое существо.
Понятие о ткани и об
Организме целом. Лабораторная работа №3 Рас-смотрение под микро-
Скопом одноклеточ-
Ных организмов
Доказывать, что клетка одноклеточ-
Ного организма - самостоятельное жи-
Вое существо.
Называть признаки
Живого. Использо-
Вать рисунки учебни-
Ка и собственные
Исследования для до-
Казательства взаимосвязи строения клеток и тканей с вы-
Полняемыми ими
Функциями.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Научиться готовить микропрепарат и работать с микроскопом
Анализ объекта с целью выявления особых признаков. Новые формы сотрудничества. распределение роли при работе в парах
*8
9
Подведём итоги.
Что вы узнали освойствах жи-вых организмов?
Урок обобщаю-щего контроля
Приводить доказа-
Тельсьва, что клеточ-
Ное строение- общий
Признак живых орга-
Низмов. Применять
Ранее полученные знания в новой ситуа-
Ции.
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов
Научиться находить части клетки на рисунке. Сравнивать растительную клетку с животной.
Искатьи выде-лять необходи-мую информа-цию из прочи-танного текста.
Точно и последовательно
выражать свои мысли.
*9
Тема2 Особенности живых организмов - 21 час
10
Как размножают-
ся живые орга-
низмы
Комбинирован-ный
Половое и бесполое
Размножение.
Половые гаметы.
Образование зиготы.
Появление нового
Организма. Появление точных
Копий материнс-
Кого организма
Характеризовать
особенности полово-го и бесполого разм-
ножения, приводить примеры, доказы-вающие обсуждае-
мую позицию.
Давать определение
Понятий "зигота",
"гамета", "зародыш"
Использованиесимволи-ческих обозначений
гамет.
Формирование нравственно-эстического оценивания места человека в окружающем мире
Научиться рассказывать о размножении живых организмов по рисункам
Умение преобразовывать текстовую иныормацию в схему.Изучение материала через новые виды деятельности. Умение точно и полно выражать свои мысли.
*10
11
Как размножают-ся животные?
Комбинирован-ный
Бесполое и поло-вое размножение
животных. Приме-ры (гидра, дожде-
вой червь, улитка)
Миф о Гермафро-
дите.
Сравнение полового и
бесполого размноже-
ния животных, иполь-
зуя таблицы и рисунки.
Пополнять свой словар-
ный запас терминами.
Формирование умений сравнивания на примере изученных способов размножения живых организмов.
Научиться составлять схемы полового и беспо-лого размножения
Преобразование инфориации в разные виды. Определять последовательность целей с учетом конечного результата.
*11
12
Как размножают-
ся растения?
Комбинирован-ный
Цветок, плод, се-
мя - органы поло-
вого размножения.
Понятие полового
Размножения у ра-
Стений.
Строение семени.
Лабораторная
работа №4 Изуче-
ние строения семян
Наблюдение за
проростаним семян
Объяснять, для чего нужны растению цве-
ток, плод, семя.
Развиват навыки само-
Стоятельной работы.
Научиться работать с
Лупой. Фиксировать
Результаты исследовательской работы
Формирование научной картины мира. Умений сравнивать и находить взаимосвязи.
Научить проводить простые опыты и наблюдения по семенному размножению растений
Искать и выделять необходимую информацию. Постановка учебной задачи. Определение цели изучения материала.
*12
13
Могут ли расте-
ния производить
потомство без
помощи семян?
Комбинирован-ный
Бесполое размно-жений: частями стебля, корня, листьями, усами ...
Знакомство с ком-
натными растени-ями
Практическая работа Уход за
комнатными растениями
Объяснять особеннос-
ти размножения растений частями тела.
Использовать на практике полученные знания по уходу за растениями.
Формирование понимания взаимосвязей между результатом усвоения и тем, ради чего оно осуществляется.
Научить проводить простые опыты и наблюдения по семенному размножению растений
Установление причинно- следственных связей
Устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы.
*13
14
Почему всем хватает места на Земле?
Комбинирован-ный
Причины гибели живых организмов. Примеры приспо-соблений живых организмов к сохранению потомства
Опыты в домаш-них условиях (по выбору учащихся)
Характеризовать условия, приводящие к гибели живых организмов. Высказывать собственное мнение при предложенных ситуациях. Фомировать навыки самостоя-тельной работы при проведении опытов. Фиксировать результаты в рабочей тетради. Участвовать в оценке отчетов одноклассников.
Устанавливат причины гибели живых организмов. понимание значимости взаимосвязей.Формирование устойчивой мотивации.
Научиться искать аргументы и доказательства представленноц мысли или факта.
Умение ставить задачу, искать аргументы, логи-чески строить ответ и выявлять причинно- следственные связи.
*14
15
Как живые орг-анизмы переносят неблагоприят-ные условия.
Урок исследование
Понятие среды обитания для растений, животных, человека. пимеры благоприятных и неблагоприятных условий.Взаимодействие между живыми орга-низмами: хищник-жертва, паразит-хозяин, родители-потомство, растения-животные. Растительноядные животные. Цепи пита-ния.
Использовать рисунки, как источник инфор-мации. давать определения понятий "среда обитания", хищник, паразит, расти-тельноядное животное, цепи питания. Приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни,
ипользуя собственные наблюдения. Строить логическую цепочку.
Умение работать с картинками и извлечение нужноц информации из прочитанного текста.
Выявление характерных признаков живых организмов в соответствии со средой обитания и их приспособленности к неблагоприятным условиям.
Усмение ставить задачу, делать выводы,самостоятельно анализировать ситуацию, владение монологичной речью.
*15
16
Подведём итоги. Размножение-общее свойство всех живых организмов.
Урок обобщающего контроля
Вые це
Приводить доказа-тельства того, что размножение-общее свойство живого. Давать определение поняти: размножение, гамета, зигота. Объяс-нять значение сим-волов. Приводить примеры полового и бесполого размноже-ния. Находить информацию в рисунке.
Формирование понимания взаимосвязей между результатом усвоения и тем, ради чего оно осуществляется
Научиться составлять схемы полового и бесполого размножения организмов
Искать и выде-лять необходи-мую информа-цию, сопостав-лять текст и иллюст-рации к теме, выявлять то, что ещё еизвестно, точно выражать свои мысли.
*16
17
Правда ли, что растения кормят
всех, даже хищников?
Урок исследования
Питание-признак всех живых организмов. Растеие-производитель органических веществ. Пищевые цепи. Определениее понятия "фотосинтез". К.А.Тимерязев о значении зелёных растений. Значение растений для существования жизни на Земле.
Выделять в тексте базовые понятия. Формирование системного мышления.
Анализ рисунков. Изображение понятия "фотосинтез" в виде схемы. Коментирование высказывания ученых по данной теме. Освоение навыка диалога с собеседником
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов
Выявление характерных признаков живых организмов в соответствии со средой обитания и их приспособленности к неблагоприятным условиям
Усмение ставить задачу, делать выводы,самостоятельно анализировать ситуацию, владение монологичной речью.
*17
18
Как питаются разные животные?
Комбинирован-ный
Питание готовыми органическими веществами. Раститель-ноядные животные, хищники, паразиты. Разнообразие приспособлений у животных. Схема пищеварения у человека и животных. Питание домашних животных.
Коментирование рисунков. Выявление общего признака -питание готовыми органическими веществами. Наблю-дение за объектами живой природы. Соблюдение правил поведения в природе. Оказание помощи птицам зимой.
Формирование нравственно-этического оценивания своего мемта в окружающем мире. Умение сопоставлять человекас другими живыми организмами.
Научиться сравнивать строение органов животных по рисункам, выявлять сходства строения организмов и процесса пищеварения у разных животных.
*18
19
Как питаются растения?
Комбинирован-ный
Значение света в жизни растений. Наличие хлорофилла в клетках зелёных растений. Обра-зование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл.Растения- хищники.
Лабораторная работа№5 Рассмотрение клеток зелёного листа под микроскопом.
Объяснение роли света и хлорофилла в жизни растений. Фомировать навыки самостоя-тельной работы при проведении опытов. Фиксировать результаты в рабочей тетради. Участвовать в оценке отчетов одноклассников.
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов
Научиться искать аргументы и доказательства представленной мысли или факта
Самостоятельно формулироват свою цель, устанавливать причинно-следственные связи. Слушать и слышать друг друга, достаточно полно и грамотно выражать свою мысль.
*19
20
Только ли лист кормит растение?
Комбинирован-ный
Роль корней в жизни растений. Корень-орган почвенного питания
Демонстрация опыта.
Обнаружение мине-ральных солей в почве
Объяснять роль корней в жизни растений Фиксировать результаты в рабочей тетради. Соблюдать правила работы в кабинете.
Формирование научной картины мира. Умений сравнивать и находить взаимосвязи
Научить проводить простые опыты и наблюдения по семенному размножению растений
Искать нужную информацию из прочитанного текста. Освоение новых видов деятельности. Умение работать в группе разного состава.
*20
21
Как питаются паразиты?
Комбинирован-ный
Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию. Паразитизм как способ питания. Роль паразитов в регулировании численности других организмов.
Давать определение понятий: паразит, паразит-хозяин. Коментирование рисунков. Выделение общих признаков паразитов.Многообра-зие паразитов.
Формирование представлений о взаимосвязях между живыми организмами.
Научиться выявлять сходство строения организмов и процесса пищеварения у паразитов разных царств паразитов.
Преобразование информации из одного вида в другой. Определение того, что еще неизвестно. ис-кать и нахо-дить инфор-мацию при помощи вопросов.
*21
22
Подведём итоги.Одинаково ли питаются разные живые организмы?
Урок обобщения и контроля знаний.
Объяснять: значение пищи ка источника энергии, роль зелёного листа и корня в питании растений. Называть способы питания животных. Доказывать зависи-мость жизни животных от растений.
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов
Научитья находить различия в питании растений и животных, объяснять причины этих различий.
Извлекать информацию из прочитанного текста. Оссозновать качество и уровенть усвое-ния материала.
*22
23
Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
Комбинирован-ный
Пути поступления минеральных солей в организм животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах.
Доказывать зависимость жизни животных от состояния окружающей среды. Применять знания о нитратах в повседневной жизни. развивать навыки работы с текстом.Осваивать навыки проектной деятельности.
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов
Научиться рассказывать о живых организмах по рисункам.
Извлекать информацию из прочитанного текста. Оссозновать качество и уровенть усвое-ния материала
*23
24
Можно ли жить без воды?
Комбинирован-ный
Вода-как условие жизни, составная часть всех живых организмов.
Вода-растворитель. испарение воды, его значение в жизни живых организмов. приспособление к добыванию воды и её сохранению. Охрана вод
Коментирование рисунков демонстрации опытов по обнаружению воды в семенах. испарение воды листьями
Доказывать важность воды для жизни живых организмов. Составление плана ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов.планировать и проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты. Объяснять необходимость охраны воды, ипользуя доказательства, полученные на уроке.
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, к соблюдению гигиенических норм.
Научить проводить простые опыты и наблюдения по семенному размножению растений
Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, устанавливатьпричинно-следственные связи. Умение точно и полно излагать свои мысли.
*24
25
Можно ли жить не питаясь?
Комбинирован-ный
Пища-источник энергии, необходимый для жизни.растения-преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества.
Растительная пища-источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные-источник энергии для хищников.
Использование знаний о понятий "хищник, паразит, растительноядное животное". Установление пищевых связей между живыми организмами.
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, к соблюдению гигиенических норм
Научиться искать аргументы и доказательства представленной мысли или факта.
Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, устанавливатьпричинно-следственные связи. Умение точно и полно излагать свои мысли
*25
26
Как можно добывать энергию для жизни?
Комбинирован-ный
Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное движение как способ добычи пищи.
Демонстрация опыта. Движение растения к свету.
Опыт в домашних условиях Направление движения побега и корня при проростании семян.
Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с питанием растений с места. Коментирование рисунков по теме.
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, к соблюдению гигиенических норм
Научиться рассказывать о живых организмах
Выбирать эффективные способы решения проблем. Преобразовыватьинформацию в разные типы.
*26
27
Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
Комбинирован-ный
Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности живых организмов. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Понятие о росте рас-тений за счет деления клеток. Потребность клеток в питательных веществах.
Объяснение значения пищикак источника энергии. Давать аргументированный ответ с использованием знаний об общих свойствах живых организмов.
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, к соблюдению гигиенических норм
Научиться рассказывать о живых организмах
Сопоставление текстас иллю-страциями учеб-ника, преобразование информации в разные формы. Владение моно-логичной речью.
*27
28
Можно ли жить и не дышать?
Комбинирован-ный
Дыхание-общее сойство живого. Газообмен. Роль органов дыхания. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для жизни кислорода. Дыхание как способ получения энергии. Расход клетками растений и питательных веществ.
Коментирование опытаОбнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Объяснение: понятия "газообмен", роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Приводить примеры приспособленности живых организмов к получению кислорода.
Формирования понимания взаимосвязи организма человека с усло-виями окружаю-щей среды.
Научить проводить простые опыты и наблюдения по семенному размножению растений
Выбирать эффективные способы решения проблем. Преобразовыватьинформацию в разные типы.
*28
29
Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
Комбинирован-ный
Роль живых организмов в поддержании условий, необходимых для жизни на Земле. Выделение растениями кислорода на свету.
Коментирование опыта Дж. Прист-ли
Роль бактерий, грибов, животных в обеспечении растений минеральным питанием
Коментирование рисунков по теме. Фомулировать выводы. Приводить доказа-тельства единства жи-вой природы. Применять знания в повседневной жизни.
Формирования понимания взаимосвязи организма человека с усло-виями окружаю-щей среды
Научиться выявлять причинно-следст-венные связи, аргументы и доказательства представленноц мысли.
Проектирование алгоритма рассуждений, преобразовывать виды деятельности. роис и сбор информации, построение полного ответа.
*29
30
Является ли человек частью живой природы?
Урок исследование
Отличие человека от животных (речь, труд, мышление). Человек как биологическое существо. Потребность человека в воде, пище, воздухе. Зависимость здоровья от оеружающей среды.
Экскурсия (заочная)
Красота и гармония в природе.
Практическая работа. наблюдение за расходом электроэнергии в семье.
Называть свойства человека как живого организма. выделять признаки отличия человека от животных. коментировать рисуки, формулировать выводы.Анализировать езультаты практической работы по наблюдению за расходом электро-энергии.
Формирования понимания взаимосвязи организма человека с усло-виями окружаю-щей среды
Научиться выявлять причинно-следст-венные связи, аргументы и доказательства представленноц мысли.
Проектирование алгоритма рассуждений, преобразовывать виды деятельности. роис и сбор информации, построение полного ответа
*30
31
Подведём итоги. какие условия необходимы для жизни?
Урок обобщения и контроля знаний
Оценивание исследовательской рабоы. Использовать все разнообразные виды учебной деятельности, предполагаемые при изучении темы
Формирования понимания взаимосвязи организма человека с усло-виями окружаю-щей среды
Научиться выявлять причинно-следст-венные связи, аргументы и доказательства представленноц мысли.
Проектирование алгоритма рассуждений, преобразовывать виды деятельности. роис и сбор информации, построение полного ответа
*31
Тема 3 Единства живой и неживой природы (2 часа)
32
Земля-наш общий дом.
Комбинирован-ный
Природа-как целое, состояще и взаимосвя-занных частей.Понятие о "экосистеме". Влияние факторов неживой природы на живые организмы природного сообщества. Круговорот веществ в природе. Понятие о биосфере В.И.Вернадского. Проблемы охраны окружающей среды.
Формироваит мировозренческие позиции, представлении о единстве живой природы. Рисунок- источник информации. Давать определение понятий: природное сообщество, экосистема, биосфера. Приводить примеры хозяйственной деятельности человека.
Формирование интереса к теме, связанной с развитием жизни на Земле, формирование правильной точки зрения на примере самозарождения жизни ф. Реди и личных наблюдений.
Научить проводить простые опыты и наблюдения
Умение формулирование проблем, преобразовывать информацию в разные виды, стоить доказательный и полный ответ.
*32
33
Всё ли мы знаем о жизни на Земле?
Комбинирован-ный
Понятие биологии как комплексной науки. Обсуждение основных положений вводного урока:
- доказательства един-ства живой природы;
-система организации живого(клетка-ткани-органы-единый организм);
-свойства живых организмов;
-способы питания, движения, размножения
-дыхание как процесс получения энергии;
-Солнце-источник энергии на Земле.
Приводить доказа-тельства единства жи-вой природы. Называть свойства живого. Обобщать материалы, собранные на экскурсии. Оценивать результаты своей деятельности. Умение работать с учебником, находить нужную информацию. Давать определение базовых понятий.
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов
Научиться выявлять причинно-следст-венные связи, аргументы и доказательства представленноц мысли.
Умение формулирование проблем, преобразовывать информацию в разные виды, стоить доказательный и полный ответ.
*33
34
Итоговая контрольная работа.
Урок оценки и контроля знаний
Вдумчивое отношение к работе и её структуре
Установление причинно-следственных связей.
Формулировка полного ответа на поставленный вопрос.
Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию жизни на Земле
Самооценка уровня и качества знаний
Умение давать логичный и доказательный ответ. Использовать рисунки как источник информации.
Самоанализ работы
35
Задание на лето
Обсуждение содержания заданий и формы подготовки отчета о проведённой работе.
Планирование собст-венной деятельности. Выбор темы.
Самооценка соих интересов и возможностей
Научить проводить простые опыты и наблюдения
Сбор материала, построение плана действия, формулировка целей и задач.