- Преподавателю
- Биология
- Тема по самообразованию «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»
Тема по самообразованию «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долгополова Н.М. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема по самообразованию
«Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников».
учителя биологии химии филиала МБОУ «Чагоянская СОШ» -
«Селетканская школа»
Долгополовой Натальи Михайловны
Информационная культура становится сегодня важной составляющей общей культуры школьника. Все большее значение приобретают умения работать с источниками информации: учебником, учебными пособиями, словарями, определителями. Формирование и совершенствование этих знаний, умений, без которых невозможна успешная учебная и дальнейшая профессиональная деятельность, стала темой моего самообразования.
Цель: Научить школьников самостоятельно работать с различными источниками информации.
Задача: организация систематическая работы с учебником на каждом уроке, дома различными формами и способами.
Выбор этой темы был не случайным, так как, многие ученики не умеют бегло и осмысленно читать учебный материал даже в старших классах.
Работая по теме самообразования, изучила следующие технологии: проблемного обучения В.В. Давыдова, основанную на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно- популярной и справочной литературой.
Учу учащихся ставить цель урока, достигать её и давать оценку себе и своим товарищам.
Развиваю умение учащихся свободно ориентироваться в учебном материале, а не просто запоминать факты. Умение ориентироваться в тексте даёт возможность свободно находить ответы на вопросы в конце параграфа.
Используя собранный материал, составила технологическую карту по овладению умений и навыков. Это дает возможность развивать и закреплять приобретенные умения.
Организую работу с текстом учебника по принципу дифференциации: поисково-репродуктивной. Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, использую при проведении письменных работ:
- ответы на вопросы параграфа; заполнение таблиц; составление опорных конспектов; составление плана к тексту параграфа; постановка вопросов к тексту, чтобы ответы отражали главную мысль.
- характеристика текста одним предложением, составление главной фразы, отражающей текст.
Виды чтения:
Просмотровое - знакомство с общим содержанием учебника, его глав, или параграфов, автором произведения, печатным издательством
Выборочное -предполагает, что при ответе на заданный вопрос учащийся знакомиться с содержанием нескольких источников, сравнивает, сопоставляет найденную информацию, вырабатывает собственную точку зрения
Сравнительно-аналитическая работа с учебником:
- задания по работе с иллюстрациями учебника, помогает осмыслить и повторить изученный материал.
- сравнительный анализ таблиц и схем.
- прочитать и промаркировать текст: это я знаю; этого нет; в этом сомневаюсь; это мне интересно. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску нужной информации.
- Учимся понимать текст
- Ищем непонятное
- Внимание к деталям
- Что впереди? Предвосхищение на основе суждений
- Возвращение назад.
Формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой:
-выделять в тексте главную мысль;
- объяснять, почему текст имеет то или иное название;
- кратко излагать содержание текста;
-составлять список ключевых слов;
-конспектировать учебную информацию;
-ставить к тексту простые вопросы;
-
составлять план параграфа
-
выстраивать «пирамиды понятий»
-
- устанавливать ближайшие и отдаленные связи между терминами
Эти формы работы, применяемые на уроках особенно важны для учащихся, не выполняющих домашнее задание
Проработка текстов осуществляется по принципу «малого погружения»: на уроке ставится задача получить знания и умения, определённые стандартом образования, а домашнее задание развивать полученные на уроке знания. Учитель при этом -консультант, наблюдатель…
Использую приёмы, стимулирующие активную мыслительную деятельность
каждого ученика:
- Самостоятельная работа с учебником - выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация
-Простая по форме, но глубокая по содержанию аналитическая беседа на основе текста или рисунков учебника
-Специальные упражнения на классификацию, обобщение и систематизацию понятий, установлению причинно- следственных связей и закономерностей.
Учебные приёмы, виды и формы учебных заданий:
-Задания на развитие памяти и речевых навыков
Пользуясь схемой, составьте рассказ на тему как получить активированный угль и как повысить его адсорбционную способность. (Уголь - сырец _ Уголь _ активированный уголь) .
-Эмоциональное запоминание, стихотворение на тему «Генетическая связь»
«У кислот и оснований-100 веков войны.
Им о мире разговоры вовсе не нужны.
Только победителей не будет никогда:
В результате всех реакций - соль лишь да вода».
Умения и навыки работы с книгой впоследствии призваны помочь каждому учащемуся в успешном самообразовании.