• Преподавателю
  • Биология
  • Тема по самообразованию «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»

Тема по самообразованию «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема по самообразованию

«Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников».

учителя биологии химии филиала МБОУ «Чагоянская СОШ» -

«Селетканская школа»

Долгополовой Натальи Михайловны

Информационная культура становится сегодня важной составляющей общей культуры школьника. Все большее значение приобретают умения работать с источниками информации: учебником, учебными пособиями, словарями, определителями. Формирование и совершенствование этих знаний, умений, без которых невозможна успешная учебная и дальнейшая профессиональная деятельность, стала темой моего самообразования.

Цель: Научить школьников самостоятельно работать с различными источниками информации.

Задача: организация систематическая работы с учебником на каждом уроке, дома различными формами и способами.

Выбор этой темы был не случайным, так как, многие ученики не умеют бегло и осмысленно читать учебный материал даже в старших классах.

Работая по теме самообразования, изучила следующие технологии: проблемного обучения В.В. Давыдова, основанную на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно- популярной и справочной литературой.

Учу учащихся ставить цель урока, достигать её и давать оценку себе и своим товарищам.

Развиваю умение учащихся свободно ориентироваться в учебном материале, а не просто запоминать факты. Умение ориентироваться в тексте даёт возможность свободно находить ответы на вопросы в конце параграфа.

Используя собранный материал, составила технологическую карту по овладению умений и навыков. Это дает возможность развивать и закреплять приобретенные умения.

Организую работу с текстом учебника по принципу дифференциации: поисково-репродуктивной. Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, использую при проведении письменных работ:

- ответы на вопросы параграфа; заполнение таблиц; составление опорных конспектов; составление плана к тексту параграфа; постановка вопросов к тексту, чтобы ответы отражали главную мысль.

- характеристика текста одним предложением, составление главной фразы, отражающей текст.

Виды чтения:

Просмотровое - знакомство с общим содержанием учебника, его глав, или параграфов, автором произведения, печатным издательством

Выборочное -предполагает, что при ответе на заданный вопрос учащийся знакомиться с содержанием нескольких источников, сравнивает, сопоставляет найденную информацию, вырабатывает собственную точку зрения

Сравнительно-аналитическая работа с учебником:

- задания по работе с иллюстрациями учебника, помогает осмыслить и повторить изученный материал.

- сравнительный анализ таблиц и схем.

- прочитать и промаркировать текст: это я знаю; этого нет; в этом сомневаюсь; это мне интересно. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску нужной информации.

- Учимся понимать текст

- Ищем непонятное

- Внимание к деталям

- Что впереди? Предвосхищение на основе суждений

- Возвращение назад.

Формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой:

-выделять в тексте главную мысль;
- объяснять, почему текст имеет то или иное название;
- кратко излагать содержание текста;
-составлять список ключевых слов;
-конспектировать учебную информацию;
-ставить к тексту простые вопросы;

  • составлять план параграфа

  • выстраивать «пирамиды понятий»

  • - устанавливать ближайшие и отдаленные связи между терминами

Эти формы работы, применяемые на уроках особенно важны для учащихся, не выполняющих домашнее задание

Проработка текстов осуществляется по принципу «малого погружения»: на уроке ставится задача получить знания и умения, определённые стандартом образования, а домашнее задание развивать полученные на уроке знания. Учитель при этом -консультант, наблюдатель

Использую приёмы, стимулирующие активную мыслительную деятельность
каждого ученика:

- Самостоятельная работа с учебником - выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация

-Простая по форме, но глубокая по содержанию аналитическая беседа на основе текста или рисунков учебника

-Специальные упражнения на классификацию, обобщение и систематизацию понятий, установлению причинно- следственных связей и закономерностей.

Учебные приёмы, виды и формы учебных заданий:

-Задания на развитие памяти и речевых навыков

Пользуясь схемой, составьте рассказ на тему как получить активированный угль и как повысить его адсорбционную способность. (Уголь - сырец _ Уголь _ активированный уголь) .

-Эмоциональное запоминание, стихотворение на тему «Генетическая связь»

«У кислот и оснований-100 веков войны.

Им о мире разговоры вовсе не нужны.

Только победителей не будет никогда:

В результате всех реакций - соль лишь да вода».

Умения и навыки работы с книгой впоследствии призваны помочь каждому учащемуся в успешном самообразовании.

© 2010-2022