- Преподавателю
- Биология
- Урок Видоизменения побегов 7 класс
Урок Видоизменения побегов 7 класс
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Завгороднева Н.С. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок биологии в 7 классе
Тема урока: «Видоизменения побегов»
Цель: Выяснение строения видоизмененных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.
Задачи:
-
Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
-
Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами,
-
Научить исследовать, анализировать, сравнивать, обобщать.
-
Формировать научное мировоззрение на основе понимания познаваемости окружающего мира.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище сансевьеры или гербарные материалы корневища пырея ползучего, чашка Петри, стеклянная палочка.
Ресурсы: Знания и умения учителя, знания и умения обучающихся, презентация, оборудование.
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята! В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь . прознал тот царь, что за тридевять земель в волшебном саду растут растения диковинные. Позвал он тогда Ивана- стрельца и приказал достать ему эти растения, да не просто достать, а узнать, как можно с помощью их казну царскую пополнить . Вот идет Иванушка и думает « Как же службу исполнить, как выполнить царев наказ?» А путь его проходил мимо школы нашей. Да еще распознал Иванушка, что вы ребята науку о растениях изучаете, вот и решил зайти к вам: уму разуму поучиться.
Наверное нужно Иванушке урок преподать, может, поможет он Ивану -стрельцу узнать о растениях диковинных?
2. Введение в тему.
ВНИМАНИЕ : Чёрный ящик.
- В черном ящике находятся те самые растения, за которыми царь Ивана- стрельца послал? отгадаем загадки.
1.Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).
2.Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).
3.В земле веревочка,
А в ней - кладовочка. (Корневище)
Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры
- Ребята, вы можете назвать эти объекты одним словом?
-Затрудняетесь?
- Предмет нашего исследования зашифрован в первых буквах отгадок на загадки.
Огадывание загадок и определение названия объекта исследования. СЛАЙДЫ 2-6
Стоит он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На жёлтом лице. (подсолнух)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)
И лист и почки - всё врачует,
И сок - целебное сырьё.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России - ствол её. (береза)
По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан - как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка - с опушечкой,
С острою макушечкой. (ель)
Он стоит на ножке длинной,
Точно в пачке балерина.
Как букет, цветок один -
Тёмно-красный георгин. (георгин)
- Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования. СЛАЙД 7
3. Проверка знаний по теме «Побег». Блиц опрос
-
Что такое побег? (Побег - это стебель с листьями и почками.)
-
Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)
-
По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)
-
Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)
-
Какие вегетативные органы растений вы знаете?( лист, стебель, почки)
-
Сможете ли вы назвать представленные объекты побегами? (затруднения учащихся)
-
Какими органами они являются - побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).
-
Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? (Нужно изучить строение этих органов)
-
Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.
-
Следовательно, какова задача урока?(Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это - видоизмененные побеги.) .
4. Изучение новой темы
- И так вы уже догадались, как будет звучать тема урока? Записываем тему урока в тетрадь. СЛАЙД 8
ФИЗМИНУТКА: Возьмите чистый лист бумаги. Повернитесь друг к другу спиной. Нарисуйте любой видоизмененный побег. Угадайте кто, что нарисовал?
-Для того, чтобы подробнее узнать о видоизмененных побегах предлагаю провести исследование.
-Выполним лабораторную работу стр 43 рабочая тетрадь (ЗАДАНИЕ 4)
Самостоятельная работа с учебником, натуральными объектами и инструктивной картой. СЛАЙД 8
Проверка результатов исследования.
Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.
Физминутка
Учитель предлагает детям представить, что они маленькие побеги, зимующие в почве. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек) Далее учитель рассказывает, как развивается из побега растение:
- Маленькому побегу зимой в почве было холодно, он сжимался, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и побег отогрелся, расправил свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что он потихоньку выпускать почки, стал расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело побег , появившийся из почки, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на побеге расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения), что бы дать жизнь новым растениям.
5. Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 2 стр 43
6. Обобщение и систематизация СЛАЙДЫ 9-11
1.Клубень картофеля - это не плод!
Он на подземном столоне растёт.
Вот кора и древесина,
Камбий, в центре - сердцевина.
На толстом стебле есть глазки,
Из них появятся ростки.
На свету он зеленеет,
И семян он не имеет.
Так запомни же навек
Клубень - это сам побег!
2.Корень будто бы повис
И растёт верхушкой вниз.
Корневище же, детально,
Растёт в земле горизонтально.
Хоть корневищу много лет,
Запомни - чехлика там нет.
В наличии здесь почки,
Чешуйки - листочки.
Не прожить ему, поверь,
Без придаточных корней.
Корневище, без сомненья,
Служит для возобновления.
3.На стебле укороченном
С названьем звонким - донце
Чешуи-листья сочные
Одеты в позолоту.
В сочных листьях сахар есть.
Фитонцидов здесь не счесть.
Если будут фитонциды
В нашей комнате летать,
То про насморк и простуду
Можно смело забывать
Как вы думаете ребята, хорошо ли вы усвоили изучаемый материал? Появились ли у вас ко мне вопросы? Нет?
Выполните тест (Приложение 2)
Ответы:
Вариант 1 1 - В 2 - Б 3 - В 4 - А 5 - Г
Вариант 2 1 - Г 2 - В 3 - Г 4 - Б 5 - В
После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка. СЛАЙД 12
6. Домашнее задание СЛАЙД 13
1. Параграф 20 стр.87-вопросы.
2. Сделать книжку-малышку в которой вы дадите советы Ивану - стрельцу, как с помощью изученных растений казну царскую пополнить.
3.Можно сделать книжку - раскраску для ГПД с загадками и стихами о них.
7 . Рефлексия СЛАЙД 14
-
А я и не знал, что :
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Какое настроение было у вас на уроке?
Используемая литература и сайты:
1. И.Н. Пономарева Биология. Растения . 7 класс. Учебник.
3. Загадки о растениях zagadki.org/riddles/plants/1
Приложение 1
Лабораторная работа
Тема: « Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»
Цель:
Гипотеза:
Ход работы:
1. Изучите текст учебника «Корневище» (с. 85), рассмотрите рисунок 72
2. Найдите стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни.
3. Зарисуйте и подпишите части корневища.
4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.
5. Изучите текст учебника «Клубень» (с.85), рассмотрите рисунок 73.
6. Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки (глазки), следы от недоразвившихся листьев, стебель.
7. Зарисуйте и подпишите части клубня.
8. Приведите 2-3 примера растений, имеющих клубень.
9. Изучите текст учебника «Луковица» (с.86), рассмотрите рисунок 74.
10.Рассмотрите строение луковицы. Найдите стебель - донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.
11. Зарисуйте и подпишите части луковицы.
12. Приведите 2-3 примера растений, имеющих луковицу.
Сделайте вывод: Сравните корневище, клубень и луковицу с побегом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Вариант 1
1.У картофеля крахмал запасается в
а) корнеплодах б) корнях в) клубнях г) листьях
2. Корневище отличается от корня тем, что:
а) располагается в почве б) имеет узлы и чешуйчатые листья
в) обеспечивает вегетативное размножение
г) запасает питательные вещества
3. Клубень - это видоизменённый побег, так как для него характерен:
а) стебель б) почки и листья в) стебель и почки г) почки
4. Столон - это:
а) побег у картофеля, на котором образуются клубни
б) клубень картофеля
в) корнеплод моркови г) корневище ландыша
5. Запасные питательные вещества накапливаются в луковице в:
а) корнях б) донце в) почках г) листьях
Вариант 2
1.Побег состоит из:
а) стебля и корня б) стебля, корней и почек
в) листьев и цветков г) стебля, листьев и почек.
2.Корневище характерно для растения:
а) картофель б) тюльпан в) ландыш г) чеснок
3. Луковица, в отличие от клубня:
а) имеет запас питательных веществ
б) обеспечивает выживание растения в период засухи
в) располагается в почве
г) образована видоизменёнными мясистыми листьями
4. Клубень картофеля - это:
а) плод б) подземный побег в) наземный побег г) стебель
5. Побег у картофеля, на котором образуются клубни, называется:
а) глазки б) донце в) столон г) корневище