• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Проектно-инновационная деятельность в экологическом образовании и воспитании обучающихся

Статья Проектно-инновационная деятельность в экологическом образовании и воспитании обучающихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно-инновационная деятельность в экологическом образовании и воспитании обучающихся.

Лежнина Евдокия Николаевна

МАОУ санаторно - лесная школа г. Томска



Человечество вступило в новое тысячелетие, в котором дальнейшее развитие общества возможно лишь при условии установления устойчивой гармонии социально-экономической и экологической сфер деятельности. Решающая роль в создании такой гармонии принадлежит экологическому образованию [1]. Требования ФГОС предполагают целесообразность формирования на уроках биологии, химии, экологии основ экологического мышления, приобретения опыта эколого-направленной деятельности [2]. Но этого не достаточно. Экологическая культура, которая должна быть присуща человеку будущего включает в себя не только систему экологических знаний, но и экологическое сознание и воспитание, направленное на сохранение природных условий. Высокий уровень экологической культуры у школьников определит их взаимодействие с окружающей природой в их взрослой жизни и качество их профессиональных решений.

Существует множество педагогических технологий, использование которых помогает достичь такого уровня.

За длительный период педагогической деятельности мне довелось работать с разными группами обучающихся. В работе с наиболее подготовленными обучающимися использовались следующие методы работы: работа с текстом учебника (аудирование, постановка вопросов к тексту, составление тезисов), словесные (проблемное изложение, эвристическая беседа, лекция, самостоятельная работа), кейс-технологии. Все эти методы помогают осуществить системно-деятельностный подход в изучении биологии, химии, экологии. Но их использование затруднено в инклюзивных классах обучающихся, где есть ребята с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

На помощь приходят методики, ставшие универсальными. Это исследовательский метод. Ведь проектную деятельность можно успешно внедрять в работе с широким кругом учащихся. ФГОС не содержит завышенные требования к формированию проектной и исследовательской деятельности. В начальной школе в соответствии со стандартом закладываются необходимые для этого навыки. На ступени среднего общего образования должны быть сформированы основы исследовательской и проектной деятельности, навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, учебного проекта, направленного на решение научной и (или) социально значимой проблемы [1].

Реализуя системно-деятельностный подход в обучении, мы выполнили ряд экологических проектов: «Зелёные уголки нашего района», «Применение биологически активных веществ растительного происхождения», «Источники загрязнения атмосферы города Томска», «Определение степени загрязнения атмосферного воздуха путём исследования снегового покрова», «Семь чудес природы Томской области». По классификации профессора Э. Коллингса все эти работы относятся к категории «Экскурсионные проекты» и предполагают целенаправленное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью [1]. Уникальность метода проектной деятельности заключается в том, что он предполагает организацию поисковой, творческой деятельности активных ребят и позволяет вовлечь в этот процесс их одноклассников. Участники проекта самостоятельно последовательно прошли все этапы исследования: выделение проблемы, выдвижение гипотезы, поиск решения, формулирование выводов, презентация результатов. Все они получили бесценный опыт общения, организации деятельности группы и своей собственной. У обучающихся с ОВЗ, участвовавших в проекте, появилась уникальная возможность проявить себя в общественно полезной деятельности, научиться реализовывать целеполагание [3].

Таким образом, проектирование объединяет обучающихся в совместном деле, учит их видеть и осознавать возникающие проблемы, понимать эмоциональное состояние окружающих людей. В ходе делового общения формируется сфера межличностных взаимоотношений. Взаимосвязи с социальными партнёрами, которые устанавливались в процессе работы над проектом, помогли осознать, почувствовать свою значимость. Участники проекта приобрели опыт исследовательской работы в области экологии, сумели применить знания, полученные на уроках биологии, химии, экологии.

В настоящее время на базе МАОУ санаторно - лесная школа г. Томска разрабатывается новый проект экологическая тропа «Лесная республика», целью которого является совершенствование у учащихся культуры поведения в природе. Основной формой работы по экологической тропе является экскурсия, в ходе которой можно показать красоту природы и её беззащитность перед натиском человека. Вместе с тем создаётся возможность реализации одного из важнейших принципов педагогики - связь обучения с жизнью.

Источники информации

  1. Материалы Х межрегиональной научно-практической конференции обучающихся «Экологические проблемы нашего Причулымья» 24-25 апреля 2015 год г.Асино 161 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт.

  3. Л.А. Громова Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Методическое пособие. Москва. «Вентана-Граф». 2014. 159 с.



© 2010-2022