Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа учителя составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г), основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа с.Березина Речка Саратовского района Саратовской области», Примерной программы основного общего образования по биологии,  Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к исполь...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Березина Речка Саратовского района Саратовской области»



«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ с.Березина Речка

Преображенская Е. И. Саратовского района Саратовской области» ________________ Репрынцева Е. В._________________

«____»____________2014 г Приказ №________ от _____________









Рабочая программа по учебному предмету «Биология»

для учащихся 7 класса

на 2014 - 2015 учебный год









Программа рассмотрена на заседании школьногометодического объединения

Протокол от «____»____________2014№ ___

Руководитель: ____________/Пономарева Т. Ю/





Составитель:

Шатохина Е.В. учитель биологии и экологии

высшей квалификационной категории









2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса «Биология» 7 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл» И.Н.Пономарёвой и др.

(концентрический курс)

Рабочая программа учителя составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г), основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Березина Речка Саратовского района Саратовской области», Примерной программы основного общего образования по биологии, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2014-2015 уч.г., авторской программы по биологии 5-9 кл системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Вентана-Граф» авторов И.Н. Пономарёвой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой.

Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 192 с. : ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно основной образовательной программе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Березина Речка Саратовского района Саратовской области» на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю (69 ч в год).

В связи с тем, что ключевым требованием ФГОС ООО (2013 г).является духовно-нравственное воспитание школьников, резервное время (2ч) целесообразно использовать на изучение краеведческого материала. Введение элементов краеведения способствует формированию ответственности за сохранение культурного и природного наследия, развивает любовь и привязанность к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания.

Рабочая программа педагога полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2014 г). В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности животных, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.

Курс биологии 7 класса нацелен на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 11 лабораторных работ и 1 экскурсия, предусмотренные авторской программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются частью урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными возможностями, с ослабленным здоровьем через систему индивидуальных занятий с использованием возможностей Интернет на портале Дневник.ру.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н.Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения семиклассников способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, КСО, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование следующих методов обучения (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.







Учебно-тематический план

по биологии

Класс - 7

Учитель Шатохина Е.В.

Количество часов:

Всего 69 час; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 7 ,экскурсий 1 ,лабораторных работ - 11

Разделы, темы

Кол-во часов

Кол-во контр.работ

Кол-во практ. работ

Кол-во лабор. работ

Кол-во экскур

сий

Кол-во часов, отведённых на проектную и исследоват. деятельность

Кол-во часов с применением ИКТ

1

Общие сведения о мире животных.

5

1





1

2

Строение тела животных

3






2

3

Подцарство простейшие

4



1



3

4

Подцарство многоклеточные животные. Тип кишечнополостные

4

1





2

5

Типы: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви.

6

1


1



5

6

Тип моллюски

4



2



5

7

Тип Членистоногие

8

1


1


1,5

5

8

Тип Хордовые

32



Подтип Бесчерепные

1










Подтип Черепные. Надкласс рыбы

5






3


Класс земноводные

5

1


2



3


Класс пресмыкающиеся, или рептилии

4



1



2


Класс птицы

8

1


2

1


2


Класс млекопитающие, или звери

10

1


1



2

9

Развитие животного мира на земле

2








Итого:

69

7


11

1

1,5

35

Содержание тем учебного курса:

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 часов).

Зоология - наука о животных.Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира.Классификация животных и основные систематические группы.Значение классификации животных. Краткая история развития животных. Достижения современной зоологии.

Презентация «Среды жизни животных».

Вводный контроль по теме «Общие сведения о мире животных».

Тема 2. Строение тела животных(3 часа).

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Ткани. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Презентации «Клетка и ткани».

Тема 3. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные.(4 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Корненожки (Тип Саркодовые и класс Саркодовые). Обыкновенная амёба как организм. Внешний вид и внутреннее строение. Жизнедеятельность одноклеточных организмов. Класс Жгутиконосцы. Эвглена зелёная как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые. Тип инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных. Болезнетворные простейшие. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №1. Строение инфузории-туфельки.

Презентации «Амёба обыкновенная», «Эвглена зелёная»,«Инфузория-туфелька».

Тема 4 . Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные(4 часа).

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские Кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Презентации «Тип Кишечнополостные», «Морские Кишечнополостные».

Зачет №1 по теме «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные».

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 часов)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Тип Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Регенерация. Свиной цепень как представитель паразитических плоских червей. Цикл развития и смена хозяев.

Тип Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Тип Кольчатые черви.Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторная работа №2. Изучение внешнего строения дождевого червя.

Презентации «Плоские черви», «Многообразие плоских червей», «Тип круглые черви», «Тип Кольчатые черви», «Многообразие кольчатых червей».

Зачет № 2 по теме« Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви».

Тема 6. Тип моллюски (4 часа).

Общая характеристика типа Моллюски. Разнообразие моллюсков особенности строения и поведения, связанные с образом жизни. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Среда обитания. Строение. Питание. Дыъхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Особенности строения, передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Лабораторная работа №3. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков.

Лабораторная работа №4. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

Презентации «Брюхоногие моллюски», «Роль в природе и практическое значение», « Двустворчатые моллюски»,«Головоногие моллюски» , «Многообразие головоногих моллюсков».

Тема 7. Тип членистоногие (8 часов).

Общая характеристика членистоногих. Сходства и различия членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные.Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие. Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и её роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Типы развития насекомых.Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением. Насекомые вредители культурных растений и переносчики заболеваний.Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Лабораторная работа №5. Внешнее строение комнатной мухи.

Презентации «Речной рак», «Паукообразные», «Насекомые», «Типы развития насекомых», Проект «Полезные насекомые».

Зачет №3 по теме «Тип Моллюски. Тип Членистоногие».

Тема 8.Тип Хордовые (32 часа)

Подтип Бесчерепные (1час).

Краткаяхварактеристика типа. Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и строение ланцетника. Практическое значение ланцетника.

ПодтипЧерепные. Надкласс Рыбы (5 часов).

Общие признаки хордовых. Подтип Черепные. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внутреннее строение рыбы.Особенности размножения и развития рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование.

Презентации общая характеристика рыб», «Размножение и развитие рыб», «Использование рыбных ресурсов».

Класс Земноводные, или Амфибии (5 часов)

Места обитания и строение земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл ипроисхождениеземноводных. Многообразие и значение земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

л/р№ 6 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связис образом жизни»

л/р № 7 «Внутреннее строение земноводных»

презентации «класс Земноводные», «Размножение и развитие лягушки», «Многообразие земноводных»

Зачет №4 по теме «Рыбы и земноводные».

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)

Общая характеристика класса.Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.Питание и поведение. Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Размножение и развитие. Другие группы пресмыкающихся. Ядовитый аппарат змеи. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

л/р№ 8 «Особенности внешнего строения и скелета ящерицы»

презентации «Класс Пресмыкающиеся», «Многообразие пресмыкающихся».

Класс Птицы. (8 часов)

Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц.Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц.

ИКТ презентации «Класс Птицы», «Многообразие птиц»

л/р№ 9 «Внешнее строение птицы»

л/р№ 10 «Перьевой покров и различные типы перьев»

наблюдение за живыми птицами.

Экскурсия «Знакомство с птицами села»

Зачет №5 по теме «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы»

Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов)

Общая характеристика класса. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания.

Внутреннее строение млекопитающих ИКТ , л/р «изучение внутреннего строения млекопитающих». Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение и многообразие млекопитающих.Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.

Значение млекопитающих для человека.

л/р №11 «Внешнее строение млекопитающих».

Презентация «Класс Млекопитающие», «Многообразие млекопитающих»

Зачет №6. По теме «Млекопитающие»

Тема 9. Развитие животного мира на Земле (2 часа)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле.







Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

Предметные результаты:

- усвоение научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для современных представлений о естественнонаучной системе мира,

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии,

- приобретение опыта использования биологических методов и проведение несложных биологических экспериментов,

- формирование основ экологической грамотности.

Учащиеся должны знать:

- характерные признаки царства животных;
- строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);
- роль простейших в биосфере и жизни человека; многоклеточность и ее биологический смысл;
- планы строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);
- основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные;фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;
- жизненные циклы морских беспозвоночных;
- жизненные циклы и хозяева паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;
- основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;
- жизненные формы моллюсков, их роль в природе и значение для человека;
- основные жизненные формы членистоногих, их роль в природе и значение для человека;
- важнейшие отряды насекомых; о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением; роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);
- важнейшие группы вредителей сельскохозяйственных и лесных культур; причины возникновения вредителей;
- насекомые человеческого жилища; роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;
- классы позвоночных животных;
- приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;
- особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;
- роль рыб в природе;
- о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и рациональное использование их ресурсов;
- о путях освоения суши позвоночными; о роли наземных позвоночных в биосфере Земли;
- особенности образа жизни земноводных и пресмыкающихся в связи с их строением;
- факторы, ограничивающие среду обитания земноводных;
- роль земноводных и пресмыкающихся в природе и жизни человека;
- о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;
- особенности образа жизни птиц в связи с приспособлением их к полету;
- особенности образа жизни млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;
- роль птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;
- основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;
- основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;
- основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, рациональное использование их ресурсов;
- характерные животные своей местности;
- об охране животных, роли заповедников и заказников.

Учащиеся должны уметь: - сравнивать, находить сходство и отличия важнейших групп животных;
- понимать смысл биологических терминов; проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных; сезонными изменениями в природе; ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты; соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
- отличать пауков от насекомых; уметь осуществлять личную профилактику заражения паразитическими беспозвоночными; узнавать основные изученные типы животных (по таблице);
- отличать представителей разных классов позвоночных животных;
- отличать ядовитых животных своей местности; соблюдать правила поведения в природе;
- готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

Личностные результаты:

-Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа и здоровьесберегающих технологий,

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам,

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости бережного, ответственного отношения к окружающей среде,

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать,

- умение работать с различными источниками информации,

- умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения,

- владение основами контроля и самоконтроля,

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, отстаивать своё мнение,

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.







Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Программа курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, B.C. Кучменко, И.Н. Пономаревой.Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005,

2.В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2008. -224с;

3. В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2005;

4.В.М. Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1, 2. - М.: Вентана-Граф, 2006.

Список литературы:

Литература для учителя:

1). В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2005;

2). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005;

дополнительной литературы для учителя:

1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -96с;

2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

3). Дмитриева Т.А., Суматохин СВ. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.:6 ил. - (Дидактические материалы);

5). Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е. Т., Белых В. И. -М.: Издательский Дом ТЕНДЖЕР",1997. - 56с;

6). Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192с;

7). Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 258с: ил.- («Занимательные уроки»);

8) .Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с;

для учащихся:

1). Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб.: «Специальная Литература», 1996. -240с: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: 000 «Издательство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2003. - 624с: ил.;

4) Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.;

5)Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с: ил.

6) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев; - М.: 000 «Фирма "Издательство ACT"»; 000 «Астрель», 1999. - 464с: ил.;

7)Я познаю мир:Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; - М.: 000 «Фирма "Издательство ACT"»; ООО «Астрель», 1999. - 480с: ил.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»



Календарно-тематическое планирование.

урока

дата

Тема урока

Количество часов

план

факт

ТЕМА 1. Общие сведения о мире животных.(5 часов)

1

3.09


Зоология - наука о животных. Инструктаж по тб.

1

2

7.09


Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

1

3

10.09


Классификация животных и основные систематические группы.

1

4

14.09


Влияние человека на животных.

1

5

17.09


Вводный контроль по теме «Общие сведения о мире животных».

1

ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ (3 часа)

6

21.09


Клетка.

1

7

24.09


Ткани.

1

8

28.09


Органы и системы.

1

ТЕМА 3. ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ (4 часа)

9

1.10


Тип Саркодовые и класс Саркодовые.

1

10

5.10


Класс Жгутиконосцы.

1

11

8.10


Тип инфузории.

1

12

12.10


Разнообразие простейших. Паразитические простейшие.

1

ТЕМА 4. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ(4 часа)

13

15.10


Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

1

14

19.10


Пресноводная гидра.

1

15

22.10


Морские кишечнополостные.

1

16

26.10


Зачет №1 по теме «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные».

1

ТЕМА 5. ТИПЫ: ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ 6 ч.

17

29.10


Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.

1

18

12.11


Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

19

16.11


Тип Круглые черви.

1

20

19.11


Тип Кольчатые черви.

1

21

23.11


Малощетинковые черви.

1

22

26.11


Зачет № 2 по теме « Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» .

1

ТЕМА 6. ТИП МОЛЛЮСКИ (4 часа)

23

30.11


Общая характеристика типа Моллюски.

1

24

3.12


Класс Брюхоногие моллюски.

1

25

7.12


Класс Двустворчатые моллюски.

1

26

10.12


Класс Головоногие моллюски.

1

ТЕМА 7. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (8 часов)

27

14.12


Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

1

28

17.12


Класс Паукообразные.

1

29

21.12


Класс Насекомые. Внешнее строение.

1

30

24.12


Внутреннее строение насекомых.

1

31

28.12


Типы развития насекомых.

1

32

11.01


Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

33

14.01


Насекомые вредители культурных растений и переносчики заболеваний.

1

34

18.01


Зачет №3 по теме «Тип Моллюски. Тип Членистоногие».

1

ТЕМА 8. ТИП ХОРДОВЫЕ 32 ч.


35

21.01


Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные.

1

ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ НАДКЛАСС РЫБЫ(6 часов)

36

25.01


Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

1

37

28.01


Внутреннее строение рыбы.

1

38

1.02


Особенности размножения рыб.

1

39

4.02


Основные систематические группы рыб.

1

40

8.02


Промысловые рыбы. Их использование.

1

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (5 часов)

41

11.02


Места обитания и строение земноводных.

1

42

15.02


Строение и деятельность внутренних органов.

1

43

18.02


Годовой цикл ипроисхождениеземноводных.

1

44

22.02


Разнообразие и значение земноводных.

1

45

25.02


Зачет №4 по теме «Рыбы и земноводные».

1

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ (4 часа)

46

1.03


Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

1

47

4.03


Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

1

48

11.03


Разнообразие пресмыкающихся.

1

49

15.03


Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

1

КЛАСС ПТИЦЫ (6 часов)

50

18.03


Среда обитания и внешнее строение птиц.

1

51

22.03


Опорно-двигательная система птиц.

1

52

1.04


Внутреннее строение птиц.

1

53

5.04


Размножение и развитие птиц.

1

54

8.04


Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

1

55

12.04


Разнообразие птиц.

1

56

15.04


Экскурсия «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц»

1

57

19.04


Зачет №5 по теме «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы»

1

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ (10 часов)

58

22.04


Внешнее строение. Среды жизни и места обитания.

1

59

26.04


Внутреннее строение млекопитающих.

1

60

29.04


Размножение и развитие млекопитающих.

1

61

3.05


Происхождение и многообразие млекопитающих.

1

62

6.05


Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Хищные.

1

63

10.05


Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные.

1

64

13.05


Отряд Приматы.

1

65

17.05


Экологические группы млекопитающих.

1

66

20.05


«Значение млекопитающих для человека»

1

67

24.05


Зачет №6. По теме «Млекопитающие»

1

Тема 9. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (2 часа)

68

27.05


Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

1

69

31.05


Основные этапы развития животного мира на Земле.

1



© 2010-2022