Конспект урока «Класс «Птицы». Особенности организации птиц, связанные с полетом»

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа №3

Центрального района городского округа Тольятти






План-конспект

открытого урока биологии на тему:

Дата проведения:

17.03.11г.

Учитель: Терехова

Любовь Павловна«Класс «Птицы». Особенности организации птиц, связанные с полетом»

в 7 «Б» классе

Тип урока: комбинированный












Конспект урока по теме:

«Класс «Птицы». Особенности организации птиц,

связанные с полетом»

Дата проведения: 17 марта 2011 года.

Цели и задачи урока - триединая дидактическая цель урока:

  1. Обучающая - расширить представления учащихся о птицах, особенностях их организации, связанных с полетом; научить выявлять приспособленность организма к среде обитания.

  2. Развивающая - продолжить формирование умений; устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; совершенствовать умения анализировать и сравнивать особенности строения и процессы жизнедеятельности.

  3. Воспитательная - воспитывать умение видеть красоту, бережное отношение к пернатым; - воспитывать чувство коллективизма у учащихся (при работе в группах).

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: беседа, дифференцированная работа с учебником, работа в группах, фронтальный опрос, элементы поисково-исследовательской деятельности.

Оборудование: таблицы «Внешнее и внутреннее строение птиц», «Кровеносная система позвоночных», индивидуальные карточки, опросник.

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание.

  3. Актуализация прежних знаний.

  4. Формирование новых знаний.

  5. Закрепление.

  6. Поведение итогов. Задание на дом.


Оформление доски.

Тема урока: «Класс «Птицы». Особенности организации птиц,

связанные с полетом»

«Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу.»

Конфуций.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание.

  1. Сообщение задач урока.

  2. Инструктаж деятельности ученика.

III. Актуализация прежних знаний.

Учитель: Сегодня мы с вами повторяем особенности внешнего строения птиц и их скелета. Один ученик выполняет задание по карточке на доске, второй - по таблице.

Карточка 1. Какие виды перьев вам известны? Чем они различаются между собой? Каковы их функции?

Карточка 2. Какие приспособления к полету имеются в скелете птиц? Показать по таблице отделы и кости скелета птицы?

Учитель: Остальные в это время отвечают на мои вопросы.

Вопрос 1. На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица?

Вопрос 2. За счет чего достигается красота формы тела птицы? (использовать слова на доске)

Вопрос 3. Часто можно видеть, как птица в холодное время нахохливается, делается более пушистой. Объясните значение этого явления.

Учитель: Проверяем работу по карточкам на доске и по таблице.

IV. Формирование новых знаний и умений.

Проблемый вопрос учителя. С какими проблемами сталкивается организм при освоении воздушной среды, как они решаются у птиц? Что требует полет?

Предполагается ответ учащихся об особенностях воздушной среды, о форме о покрове тела птиц.

Учитель: Вы сейчас перечислили не все особенности птиц, связанные с полетом, поэтому займемся исследовательской деятельностью. Для этого вы разбиваетесь на группы и выполняете задания. Ответы на задания записываете в контрольный листок и готовитесь отвечать устно. Вашу работу будут оценивать эксперты, задавая вам дополнительные вопросы по соответствующей теме.


Задания для групп:

I группа. Пищеварительная и выделительная системы.

(п.46 стр.212,216)

1) Назовите органы выделения птиц и запишите их в тетрадь. Известно, что почки птиц имеют

большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функ­ции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочево­го пузыря?

  1. План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одина­ковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пище­варительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.

  2. Запишите в тетрадь органы пищеварительной.

  3. В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обра­ботка пищи из-за отсутствия зубов?


II группа. Дыхательная система.

(п. 46 стр.213-214,рисунок 163)

  1. Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

  2. Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, свя­занные с полетом, в тетрадь.

  3. Составьте рассказ о направлении движения воз­духа в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Что такое двойное дыхание? Каково его значение.


III группа. Кровеносная система, обмен веществ.

(п. 46 стр. 214, рисунок 164)

  1. Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пре­смыкающимися? Запишите их в тетрадь.

  2. Определите направление движения крови по со­судам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.

  3. Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?


IV группа. Система органов размножения.

(п. 47 стр. 217)

  1. Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.

  2. Назо­вите и раскройте значение каждого из органов размножения птиц.

  3. Выберите правильные утверждения.

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.

б) В яичнике созревает сразу много яиц.

в) Собственно яйцом считается желток.

г) Оплодотворение у птиц наружное.


V группа. Нервная система птиц.

(п. 46 стр. 215)

  1. Запишите части нервной системы птиц. Ка­кие особенности строения головного мозга птиц указывают на бо­лее высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

  2. Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с ры­бами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного, поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведе­ния птиц и уровня организации их нервной системы?

  3. Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:

а) постройка гнезд; в) цыплята бегут на голос хозяйки;

б) высиживание птенцов; г) цыплята клюют все подряд.

Учитель: После завершения работы 1 представитель от группы отвечает на вопросы задания. В это время все остальные кратно записывают особенности каждой системы в свою тетрадь, заполняя таблицу.

Система органов

Органы

Функциональная приспособленность к полету

  1. Пищеварительная

  2. Выделительная

  3. Дыхательная

  4. Кровеносная

  5. Нервная

  6. Половая

Учитель: Приступайте к работе. Внимательно прочитайте задания. В результате этой работы вы должны найти ответ на основной вопрос урока: что еще способствует и облегчает полет птиц.

Ученики работают в группах, заполняют индивидуальные контрольные листки, готовятся к устному ответу. Затем 1 представитель от группы озвучивает ответ, остальные заполняют таблицу в тетрадях.

V. Закрепление.

Учитель: А сейчас, чтобы проверить полученные знания, вы ответите на вопросы экспертной группы.

Вопрос 1. Почему о птицах говорят: «У птицы зубы в желудке»?

Вопрос 2. Правильно ли, с научной точки зрения, выражение: «Птицам не так страшен холод, как голод?» Почему?

Вопрос 3. Как дышит птица в полете и на земле?

Вопрос 4. Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли во внутренней строении птиц?

Вопрос 5. Какие особенности строения тела птицы человек использовал в самолетостроении?

Учитель: Итак, сегодня вы в результате исследовательской работы познакомились с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом. Именно эти особенности способствуют и облегчают полет:

  1. Пищеварительная система: нет зубов, наличие зоба, мускулистый отдел желудка, короткий кишечник, быстрое пищеварение, частое удаление не переваренных остатков пищи.

  2. Дыхательная система: хорошо развиты легкие, воздушные мешки, двойное дыхание. Воздушные мешки: предохраняют от перегревания; уменьшают трение между органами вовремя полета; уменьшают плотность тела; увеличивают внутрибрюшное давление и способ дефекации.

  3. Кровеносная система: крупные размеры сердца, кровь не смешивается.

  4. Выделительная система: крупные почки - интенсивный обмен веществ, отсутствие мочевого пузыря.

  5. Нервная система: более сложное строение и поведение, особенно развиты большие полушария головного мозга и мозжечок.

  6. Половая система: один яичник развит у самок, образуется по одному яйцу.

VI. Подведение итогов. Задание на дом.

Подводятся итоги урока. Учитель объявляет оценки за работу у доски, представителям от групп.

Домашнее задание.

  1. выучить § 46, используя таблицу в тетради.

  2. Написать мини-сочинение «Я птица» или «Рассказ - небылицу о жизни птиц, где будут допущены биологические ошибки» (по выбору).

8

© 2010-2022