Конспект урока по биологии на тему Тип кишечнополостные. Пресноводный полип гидра

Урок разработан для учащихся 7 класса, обучающийся по УМК: Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С. Биология: Животные.М.: изд Вентана-Граф, на основе программы к этому учебнику.Урок способствует формированию учебно-познавательных ОУУН: сравнение, анализ, построение логической чепочки рассуждений, умению сжато, выборочно передавать содержание текста.Тип урока: комбинированный.Цель урока: сформировать представление о новом типе многоклеточных животных- кишечнополостных, научить дав...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение

Урок биологии в 7 классе

Тема: «Тип кишечнополостные. Пресноводный полип гидра.

Автор: Синявская Светлана Владимировна

учитель биологии и химии

Первая квалификационная категория

МБОУ «Немировская СОШ»

Кормиловский район

Омская область







Краткое описание: урок разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК:

Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С. Биология: Животные. М.: изд.центр «Вентана-Граф, 2009; на основе программы курса Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы: программы-М.: Вентана-Граф, 2009г.

Урок способствует формированию учебно-познавательных ОУУН: сравнение, анализ, построение логической цепи рассуждений, умение сжато, выборочно передавать содержание текста.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление о новом типе многоклеточных животных- Кишечнополостных, научить давать общую характеристику типа на примере Пресноводной гидры .

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с кишечнополостными животными на примере гидры, сформировать знания об особенностях их строения, размножения, образа жизни.

Развивающие: продолжить развитие умение учащихся работать с текстом, иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: продолжить формирование интереса к предмету, воспитание бережного отношения к природе, осуществлять эстетическое воспитание при ознакомлении учащихся с разнообразием форм и окраски морских кишечнополостных.

- Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, целостного мировоззрения, осознанного использования речевых средств

- Межпредметные результаты: умение слушать партнера, работать индивидуально и в паре, отстаивать свое мнение

- Предметные результаты: формировать целостное представление о единстве живое природы, первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах

Оборудование: учебник, дидактический материал, презентация, диск образовательного ресурса Пономарева И.Н. и другие 9 класс, интернет ресурс ЦОР



Информационная карта урока



№ п/п

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат этапа

1.

Организационный момент

Психологический настрой учащихся на обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Мотивация учащихся на работу. Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Каждый человек, не взирая на возраст, любит путешествовать. И сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в удивительный мир кишечнополостных животных (Презентация. Слайд №1).»

Приветствие учащихся.

Положительный настрой на урок

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Проверить ОУУН, полученные при изучении ранее изученных тем.


Но сначала мы повторим пройденный материал, который может вам пригодиться.

1. Вспомните, на какие два подцарства делят царство животных?

2. Назовите известных вам одноклеточных животных?

3. Чем одноклеточные животные отличаются от многоклеточных?

Для всех фронтальный опрос.

Отвечают на поставленные вопросы.


Умеют отвечать на вопросы.


3

Актуализация знаний и умений, переход к изучению нового материала.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Все кишечнополостные - водные животные, большинство из которых обитает в морях и океанах. Они заселяют моря от поверхности до предельных глубин, от тропических вод до полярных областей. Небольшое число видов обитает в пресных водах.

Поэтому давайте представим, что мы находимся на борту подводного исследовательского судна и нам предстоит познакомиться с важнейшими представителями Кишечнополостных животных

Посмотрите и послушайте фильм о кишечнополостных животных. (Слайд 2)

Вы согласны отправится в путешествие?

Мы должны исследовать и изучить их.

Смотрят и слушают видеозапись




Отвечают на поставленный вопрос.

Умеют внимательно слушать и смотре

ть.

4.

Постановка темы и цели урока.

Формирование умений самостоятельно определять тему, цели и задачи урока.

Сейчас известны около 9 тысяч видов кишечнополостных животных. Но несмотря на все многообразие, их объединяет ряд общих признаков (Презентация. (Слайд №3)

  • Лучевую (радиальную) симметрию

  • Двухслойное мешковидное тело

  • Кишечную полость

  • Стрекательные клетки

Тип Кишечнополостные делят на 3 класса:

1. Гидроидные

2. Сцифоидные медузы

3.Корраловые полипы( Слайд №4 )

Более подробно морских кишечнополостных животных вы изучите на следующем уроке, а сегодня мы с вами остановимся на представителе класса Гидроидных, обитающем в пресных водоемах. Это пресноводный полип гидра

Что нам нужно узнать о гидре?

Какова же цель нашего урока? (презентация. Слайд №5)


Записывают особенности типа и классификацию в тетрадь.





Формулируют цели урока

Умеют делать записи.





Определять цели урока.

5.

Изучение нового материала.

Обеспечение понимания и осмысление нового материала.

А сейчас, ребята, мне потребуется ваша помощь. Я приглашаю вас в нашу научно-исследовательскую лабораторию. Мы разделимся на группы :

№1«Микробиологи»- займутся изучением микроскопического строения гидры.

№2 - «Физиологи»

1. изучит строение и функции клеток эктодермы.

2. изучит строение и функции клеток эктодермы.

‌3. изучит функции недифференцированных - промежуточных клеток.

№ 3 - «Эмбриологи»

1 группа: изучит бесполый способ размножения гидры

2 изучит половой способ размножения гидры.

Сейчас мы увидим. как выглядит гидра.(Слайд6) Посмотрим фильм о гидре.

Мы увидели как выглядит гидра(Слайд7). А теперь давайте вспомним , что такое симметрия тела? Назовите виды симметрии?(Слайд8)

Теперь нам нужно узнать, как гидра выглядит внутри?

У вас на столах находятся объем исследований которые вы должны по возможности выполнить. Для этого вам потребуются учебники и тетради. Напоминаю, что для исследования мы разделились на группы(микробиологи, физиологи и эмбриологи). Внимательно прочитайте задания и приступайте к работе.(Приложение1,2,3,4.5.6) Успешного вам поиска.(организую самостоятельную работу по карточкам)

Я вижу, вы уже справились с работой. Представьте пожалуйста результаты своих исследований.

И так микробиологи о своей работе.(Слайд9)

Сейчас мы заслушаем физиологов их исследований будем заносить в таблицу(Слайд10)

1. группа: изучила строение и функции клеток эктодермы-кожномускульных.(Слайд11)

2. группа: изучила строение и функции клеток эктодермы-нервные, стрекательные. (Слайд12,13,14) и интернет ресурс.

‌3.группа: изучила функции недифференцированных - промежуточных клеток.(Слайд15)

Ребята, вы хорошо справились с работой! Я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать очень интересную историю.(Приложение7)

4. Здесь изучали клетки энтодермы. Пожалуйста.(Слайд16)

5. Размножение гидры бесполым путем. Пожалуйста рассказ.(Слайд17)

6.Для гидры характерен и половой способ размножения. Пожалуйста рассказ.

(Слайд17) и (Фильм «Жизненный цикл гидроидного полипа.)

Ребята а какие еще организмы могли размножаться почкованием?

Слушают учителя.






Слушают и смотрят видеозапись

Отвечают на поставленный вопрос.



Выбирают главное.



Зарисовывают слои тела.

Заполняют таблицу.

Записывают определение регенерации.

Находят сходства между гидрой и амебой.

Вспоминают какие простейшие могли размножаться почкованием.






Умеют отвечать на вопросы.




Умеют работать с учебником, выделять главное.




Умеют делать схематичные рисунки

Умеют работать с таблицей.


Умеют сравнивать.

6.

Закрепление учебного материала.

Закрепить и проверить усвоение полученных знаний и умений.

Сейчас мы, выполняя тест.

Поменяемся тестами и проведем взаимопроверку.

Учащиеся работают с тестом.

Взаимопроверка и оценивание по критериям.

Умеют использовать полученные знания.

7.

Итоговое обобщение.

Рефлексия.

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Подведем итог наших исследований.


У вас ребята на столах есть листы индивидуальных достижений. Заполните их .(Приложение8)

Д/з.:13, подготовить сообщения или презентации о кишечнополостных животных.

Ребята у вас есть вопросы.

Спасибо за урок.

Подводят итог урока.


Заполняют листы индивидуальных достижений.

Умеют обобщать, выделять главное.

Умеют оценивать свое настроение, работоспособность.

Приложение 1

Карточка №1

1. Прочитайте текст учебника на стр.58 (2 абзац).

2. Подготовьте ответы на вопросы:

-из скольких слоев клеток состоит тело гидры?

-как их называют?

……………………………………………………………………………………………………




Приложение 2

Карточка №2

1. Прочитайте текст учебника на стр.58 (3-4 абзацы) и стр. 59 (полностью), стр.60 (2 абзац).

Заполните таблицу:

Клетки эктодермы

Строение клеток в связи с функцией

Их значение в жизни гидры

1. Эпителиально-мускульные

2. Нервные

3. Стрекательные

2. Подготовьте ответы на вопросы:

-какие клетки входят в состав эктодермы?

-каково их значение в жизни гидры?

………………………………………………………………………………………………….

Приложение 4



Карточка №4



1. Прочитайте текст учебника на стр.60 «Строение гидроидных» (2 абзац и пункт «Питание гидры». Заполните таблицу:

Клетки энтодермы

Строение клеток в связи с функцией

Их значение в жизни гидры

1. Железистые

2. Пищеварительно-мускульные

2. Подготовьте ответы на вопросы:

-какие клетки входят в состав энтодермы?

-каково их значение в жизни гидры?

-найдите черты сходства в питании гидры и амебы?

……………………………………………………………………………………………………






Приложение 3

Карточка №3

  1. Прочитайте текст учебника на стр.60 (верхний абзац) старый учебник стр.

2. Подготовьте ответы на вопросы:

-какую роль в жизни гидры выполняют промежуточные клетки?

……………………………………………………………………………………………………………..









Приложение 5



Карточка №5

1. Прочитайте текст учебника на стр.60-61 «Размножение и развитие» .

2. Используя рисунок в учебнике №41, подготовьте рассказ о способе бесполого размножения.

3. Ответьте на вопросы:

-в какое время года гидра размножается таким способом?

-как называется такой способ размножения?

-какие одноклеточные организмы размножаются таким же способом?

……………………………………………………………………………………………………







Приложение 6


Карточка №6

1. Прочитайте текст учебника на стр.61 «Размножение и развитие».

2. Используя рисунок в учебнике №42, подготовьте рассказ о способе полового размножения гидры.

3. Ответьте на вопрос:

-в какое время года гидра размножается таким способом?

…………………………………………………………………………………………………..









Приложение 7

«Я отрезал голову у восьми матерей, имевших детей, у которых руки еще не появились... Затем я четвертовал одного из них». А. Трамбле.

Перед вами не строчки из сценария кровавого триллера, а описание биологических опытов. Проводил их молодой швейцарец Абраам Трамбле летом 1740 г. Он обладал природной любознательностью. Однажды он устроил настоящий пресноводный зоопарк. В одной из банок жили гидры. Поначалу Трамбле принял их за нитчатые водоросли. Однако они шевелили своими отростками, что растениям вроде бы не свойственно. Желая развеять свои сомнения, Трамбле решительно режет ножницами распластавшуюся у него на ладони гидру поперек и опускает половинки обратно в сосуд. Ясно, что животное оправиться от такой операции не в состоянии... Через десять дней на дне банки сидели, как ни в чем не бывало, две гидры-близняшки. Длинными тонкими щупальцами они ловили мелких рачков и засовывали себе в рот. Следовательно, гидра все-таки животное. Существо, которое можно без вреда для него разрезать надвое! На четыре части! Это невероятно! «Вначале я с трудом верил своим глазам... Кто мог вообразить, что у нее отрастет голова!» - восторженно записывает Трамбле свои впечатления.







Приложение 8

Тест11. Подцарство многоклеточные животные. Тип кишечнополостные

Вариант 1

А1. Как называется нижний конец гидры?

  • 1) подошва

  • 2) ложноножка

  • 3) жгутик

  • 4) щупальце

А2. Какие Клетки входят в состав эктодермы?

  • 1) пищеварительно-мускульные

  • 2) железистые

  • 3) промежуточные

  • 4) желудочные

А3. Какие клетки выделяют пищеварительный сок?

  • 1) железистые

  • 2) пищеварительные

  • 3) эпителиыльно - мускульные

  • 4) нервные

А4. Чем дышит гидра?

  • 1) легкими

  • 2) жабрами

  • 3) дыхательной трубкой

  • 4) всем телом

В1. Как называется прослойка между эктодермой и энтодермой?

Вариант 2

А1. С помощью чего гидра прикрепляется к растениям и камням?

  • 1) с помощью подошвы

  • 2) с помощью ложноножки

  • 3) с помощью жгутика

  • 4) с помощью мезоглеи

А2. Какие клетки входят в состав энтодермы?

  • 1) стрекательные

  • 2) нервные

  • 3) промежуточные

  • 4) железистые

А3. Какие клетки способны образовывать ложноножки?

  • 1) железистые

  • 2) пищеварительно - мускульные

  • 3) эпителиально - мускульные

  • 4) нервные

А4. Какой процесс характерен для гидры?

  • 1) акклиматизация

  • 2) спячка

  • 3) регенерация

  • 4) оцепенение

В1. Какие клетки, характерные для эктодермы, содержатся в теле гидры в наибольшем количестве?


© 2010-2022